Дневник лягушки-путешественницы (Саранск-Выборг-Саранск)

Когда некое количество людей решает серьезно заниматься таким удивительным делом, как «историческая реконструкция», они заведомо соглашаются на большое количество трудностей как бытового, так и финансового характера. Для начала необходимо серьезно изучить историческую эпоху, которую хотелось бы реконструировать – а это значит сшить одежду «аутентичную», то есть ничем или почти ничем не отличающуюся от предметов одежды, к примеру, XII века. Нужно ее украсить соответствующим образом (если вы, конечно, не собираетесь реконструировать костюм средневекового бомжа), нужно самому или самой изготовить соответствующую обувь или заказать ее у клубов, которые занимаются оказанием подобного рода услуг.  Они могут изготовить практически все – посуду, украшения, оружие, доспех, одежду и даже различные предметы быта, как-то: повозку (телегу, коляску и т.д.), ткацкий станок, столы, скамьи, лежанки, палатки – в общем, практически все, что душа пожелает. Но стоить это будет очень и очень дорого. И, наконец, самое необходимое для увлеченных исторической реконструкцией личностей – это посещение различных мероприятий – фестивалей, турниров, – на которых можно познакомиться и приобрести кучу полезных знаний, умений и навыков.

Именно эти цели и преследовал клуб исторической реконструкции «Владычный полк», когда принимал решение о поездке членов клуба в г.Выборг для участия в фестивале «Рыцарский замок», о котором все ребята наслышаны, но никто лично не был. Именно о нелегком пути к финской границе и пребывании на фестивале и пойдет рассказ в нижеследующем тексте.

...В поездке в Выборг для участия в IX фестивале исторической реконструкции и средневекового фехтования «Рыцарский замок» саранский клуб «Владычный полк» готовился долго и напряженно – спешно дошивались костюмы, чистилось оружие, приводились в приличный вид доспехи. Но все равно членов клуба обуревали смутные сомнения, что все будет совсем не так благополучно, как хотелось бы. Еще бы – ребята первый раз за всю историю клуба собирались принять участие в фестивале подобного уровня (не считая, конечно, родных «Весенних ристаний», но дома, как известно, и стены помогают). Однако «тягостные раздумья» продолжались совсем недолго, прелести дороги и увиденное и пережитое в самом Выборге затмило все подозрения. Но – обо всем по порядку.

Для большинства ребят поездка аж на полторы тысячи километров от родного Саранска была первой в жизни, и для всех – первой, предпринятой на машине, отнюдь не в комфортных условиях. Но кто думал об удобстве, когда за окнами микроавтобуса мелькали то Нижний Новгород, то Владимир, то Сергиев Посад, то Тверь, то долгожданный Санкт-Петербург! И когда еще придется поесть малины в лесу на въезде в Нижний, увидеть легендарную Клязьму и знаменитый храм Покрова-на-Нерли (пусть и мельком), искупаться перед сном в потрясающем лесном озере под Сергиевым Посадом, сломаться в три часа под Тверью и, запрокинув головы, считать звезды, рассыпавшиеся пригоршней самоцветов прямо над нагретым за день полотном шоссе! А мимо с ревом проносятся, сияя фарами, бессонные дальнобойщики, идет какая-то совершенно другая, непохожая на нашу, жизнь на колесах... Было очень жаль, что не удалось провести больше времени в древних городах, мелькавших за окном машины, – побродить по Владимиру, зайти в знаменитый Успенский собор, посетить нижегородский кремль, приложиться к мощам Сергия Радонежского, постоять над «чернеющей Невою»... Но поскольку мы было очень ограничены во времени, то и сетовали в основном молча, чтобы не раздражать руководителей и не отвлекать водителя во время движения. Остается только надеяться, что как-нибудь в другой раз... Однако уже то, что все эти прекрасные картины промелькнули перед глазами, было ценнейшим фактом и основной прелестью путешествия. В общем, я думаю, никто из ребят не пожалел о том, что рискнул отправиться на маленьком «Фольксвагене-Транс» за тридевять земель, несмотря на затекшие ноги и уставшие за почти сутки пути спины.

 

Именно эту фразу из песни нам захотелось спеть в первые минуты пребывания в Выборге. Потому что, брошенные на произвол судьбы руководителями под стенами замка (а руководители ушли искать членов оргкомитета, чтобы решить вопрос с расселением), мы насмотрелись на такое количество костюмов, как нам показалось, превосходного качества, на такие сверхаутентичные доспехи и оружие, что мучительно захотелось как можно скорее собраться и поехать, от греха подальше, «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов»... Но вскоре мы поняли, что практически ничем остальных участников фестиваля не хуже. Да, наши костюмы во многом беднее тех одежд, которые мы увидели, но зато сделаны от души и, что называется, с добрым чувством, а не «от балды» и не для пускания пыли в глаза всем остальным. Пусть наше «железо» не самое дорогое и качественное, зато оно свое, родное, ставшее почти боевым товарищем. Пусть мы не самые умелые воины и реконструкторы, зато у нас все впереди, а кроме того, дорогого стоят молодость, желание всему научиться и открытые для впечатлений умы и сердца.

 

И хотя небо было серым и пасмурным, а город казался обшарпанным и неуютным, все равно следует отметить, что здания Выборга поражали воображение совершенно несвойственной для России красотой. Это была красота абсолютно европейская, чуждая нашему славянскому глазу, но вызывающая восхищение. Даже зияющие выбитыми стеклами провалы окон и скрипящие на холодном ветру, открытые нараспашку, а кое-где и сорванные с петель двери многих прекрасных старинных домов (а этой разрухе было и свое объяснение – не так давно Выборг хотели сделать свободной экономической зоной, наподобие Калининграда, выкупили разные здания, да, как водится в России, взяли и забыли об этом начинании, здания оказались бесхозными и теперь медленно разрушаются) не портили впечатления. Казалось, что мы видим перед собой город, только что перенесший тяжелейшую болезнь военных бомбежек или эпидемию осады. И была в этой болезненности какая-то особенная, трепетная красота, от которой щемило сердце и хотелось плакать, прикасаясь дрожащими пальцами к древним стенам, помнящим еще Петра I, шведских рыцарей и прекрасных дам, которым в России не нашлось места... вплоть до ХХ века, когда историческая реконструкция вошла в моду и соответствовать рыцарским канонам стало считаться хорошим тоном в некоторых кругах. И хотя лично мне кажется, что реконструировать разные рыцарские ордена недостойно звания русского человека, – кто знает, может быть, именно таким способом восстанавливается историческая справедливость, что именно сейчас мы примеряем на себя европейскую историю и в ней находим себя, свое истинное лицо? Может, так оно и нужно – в годы, когда нам как никогда нужна наша «русскость», мы ищем забвения в чуждых для нас, заимствованных у Европы образах? Может, это вполне логично, что граждане одной страны стоят по разные стороны баррикад, пусть это всего лишь игра? И то, что старинный Выборг ничем не отличается по плачевности своего состояния от гремевших на всю Русь Владимира, Суздаля, Ярославля, Новгорода, – тоже странная, непонятная, но закономерность?

Хотя сосен-великанов поблизости и не оказалось, стенами нашему скромному жилищу служили стены замка. А селиться пришлось непосредственно под этими древними камнями, в палатках, и жить и спать прямо на сырой земле – а она действительно была сырой от дождей и высыхать не собиралась. К слову сказать, устроиться получилось довольно комфортно – потолок на импровизированной кухне-столовой нам заменил натянутый на палки тент, костер и железная тренога изображали плиту, а малоаппетитное на вид варево на поверку оказывалось не в пример вкусным, и котлы выскребались подчистую. Посуду приходилось мыть в Выборгском заливе (ответвлении знаменитого Финского залива), который, видимо, и служил когда-то защитным рвом с водой для замка, а для нас стал и мойкой, и прачечной, и баней. Конечно, в первый день это показалось, честно говоря, неприемлемой дикостью, а начавшийся дождь воспринимался как небольшая катастрофа, но через пару часов мы покорно привыкли и к постоянной мороси, перемежающейся самыми настоящими тропическими (по количеству проистекающей влаги, а отнюдь не по температуре) ливнями, и сырому и довольно холодному ветру с расположенного неподалеку Финского залива, и к лужам прямо перед входом в палатки, и к затухающему и нещадно дымящему костру. Обнаружились и прелести дикого образа жизни – никто не переживал по поводу промокшей насквозь обуви, сырой одежды, слипшихся макарон и чая с «палочками» (так мы называли попавший в заварку мусор). Окаменевшая соль не казалась упущением нерадивых хозяек, а размокшее печенье с восторгом пожиралось как невиданное лакомство: промокшие и разбухшие от воды коврики-«пенки» на полу палаток были мягче всех перин мира, а сыроватый спальник служил лучшим одеялом. И полное отсутствие снов воспринималось не как недостаток фантазии, а как избыток впечатлений. А их, этих впечатлений, было огромное множество...

И если хлебом мы вполне обходились своим, из прихваченных из дому запасов, то зрелищ нам организаторы предоставили в изобилии. Были и сражения – репетиция и штурм Выборгского замка, конный турнир, турнир лучников, сражение на Анненских флешах, и развлечения – концерты стилизованной средневековой музыки, ночные представления с огнем – всего не перечислишь. И если участвовать во всех сражениях не получилось – наши бойцы ограничились репетицией штурма замка, – то уж насмотрелись мы всласть, особенно если учесть, что болеть за своих тоже пришлось на всю катушку. А своими мы считали соседей по лагерю – ребят из Ростова-на-Дону, которые ели с нами из одного котла, пели по вечерам одни и те же песни и бились в одном строю. Как можно было не переживать за них после такого? Мы и переживали. Драть глотки, конечно, на таких мероприятиях не принято, поэтому мы болели, в основном, молча, но зато от души, заодно поминая добрым словом всех оказавшихся в строю знакомых по «Весенним ристаниям». Хватало переживаний и в лагере – то на землю с грохотом валились палки, на которых крепился тент (они, конечно, были врыты в землю, но почву от постоянных дождей размыло), а за ними втоптанными в грязь оказывались продукты, сушившиеся вещи и посуда; то от ветра тент вздувало парусом, и скопившая в нем вода, которую мы не успевали стряхивать, холодным душем обрушивалась на наши ни в чем не повинные головы; то взрывался керосин в прихваченной из дома лампе, раскалывая стекло и приводя волшебный сосуд в полную негодность; то брошенные в костер банки оказывались полными и тоже незамедлительно взрывались, орошая сгущенкой одежду и волосы греющихся у огня ребят; то разбухшая и насквозь мокрая туалетная бумага, окрасившаяся к тому же в совершенно ей не свойственный интенсивно синий цвет, в процессе сушки у костра вспыхивала от случайной искры и приходилось срочно спасать ее из живого огня... Да много чего было. Каждое такое мгновение бесценно, несмотря на кажущуюся пустяковость, потому что это – жизнь, со всеми ее мелочами, в которых и проявляется человеческая сущность.

 

Счастье, надо сказать, нелегкое. Во-первых, потому что мы сломались, и микроавтобус заводился только «с толчка». Во-вторых, потому что ночевать пришлось в странном помещении под гордым названием «Мотель «Криз» в Великом Новгороде (название кемпинга показалось нам довольно издевательским в свете нашей дорожной ситуации), хотя было огромное желание спать в машине и мечтать о скорейшем попадании в родные пенаты. Под конец даже стало казаться, что путешествию нашему не будет конца. Переполненные впечатлениями от прогулок по древнему кремлю Новгорода, любования на могучий седой Волхов и осмотра храмов, стены которых помнят самую зарю русской истории и государственности, мы устали настолько, что, казалось, не в силах были думать ни о чем, кроме как о скорейшем возвращении домой. Однако мы недооценивали возможности собственных организмов, так как на пути к Рязани уже довольно живо и энергично обсуждали предстоящую в ближайшем будущем поездку на «Поле Куликово», а также перспективы развития клуба и родных «Ристаний»... А казалось, будто уже никогда не будет подобных разговоров, так как всяческая историческая реконструкция надоела до зубовного скрежета.

 

А был это IX фестиваль исторической реконструкции и средневекового фехтования «Рыцарский замок», который каждый год проводит «на исходе лета» питерский клуб «Княжеская дружина». Фестиваль, один из старейших и, не побоюсь этих слов, крупнейших и популярнейших в России, собирающих по полторы тысячи участников со всей страны ежегодно. Поэтому участием в нем ребята из «Владычнего полка» вполне могут гордиться. Были получены весьма полезные рекомендации по реконструкции от людей, занимающихся этим чуть ли не всю сознательную жизнь, а боевой опыт, оставшийся у ребят, вообще можно считать бесценным, потому что бугурты (имитации средневековых сражений с несколькими десятками, а то и сотнями бойцов с каждой воюющей стороны, в полном боевом вооружении), проводимые на этом фестивале, по праву считаются крупнейшими и жесточайшими – именно в них традиционно принимают участие бойцы различных рыцарских орденов (то есть бойцы клубов, реконструирующих эпоху рыцарского средневековья, к ним относятся ливонский, тевтонский ордена и орден тамплиеров, или рыцарей Храма), имеющие богатейший опыт ведения боевых действий в строю. Хотя, к разочарованию зрителей и радости бойцов, слухи о том, что-де на данном фестивале разрешено драться заточенным оружием (что само по себе можно считать невероятным), оказались сильно преувеличенными, и никаких отрубленных носов, ушей и пальцев мы не увидели... Кроме того, именно «Рыцарский замок» имеет богатый опыт проведения конных турниров, хотя подобного рода мероприятия имеют место и на многих других фестивалях. И, наконец, именно в Выборге было представлено во всем многообразии зарубежное средневековье – Англия, Шотландия, Франция, Германия, Швеция, – хотя это можно считать как достоинством, так и недостатком фестиваля. Единственное, что не понравилось – явно слабый по организации и никому практически не нужный турнир (то есть бои между заявившимися участниками в чисто спортивных, состязательных целях), хотя этого следовало ожидать – обычно состязательная часть на конкретно фестивальных сборищах сильно проигрывает, и особенного смысла в его проведении нет, если только для того, чтобы дать размяться наиболее активным бойцам, которым в ожидании бугурта не терпится помахать мечами и попугать противника.

Именно такой вывод мы сделали из участия в «Рыцарском замке». Учиться ведению боя в строю. Учиться хорошо стрелять из лука. Учиться жить в походных условиях. Учиться терпеть лишения и трудности. Учиться не терять человеческий облик ни в каких испытаниях. Учиться быть самими собой в любых условиях. Учиться соответствовать высокому званию Воина и Человека.