Константин СМОРОДИН
«МЫ ЖИВЕМ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ...»
ДЕРЕВЕНЬКА
Здесь, у старого пруда,
жизнь недвижна, как вода.
Бьют ключи в его глубинах,
рыба шастает по дну.
Рыбари, согнувши спины,
ловят рыбу на уду:
раз — серебряный карась, два — серебряный карась,
третий — окунь полосатый,
а за ним пескарь усатый...
— Как улов сегодня?
— Ась?..
Тише, рыбу распугашь!..
Здесь, у старого пруда,
жизнь прозрачна, как вода.
Вот белье полощет баба,
простынь льдиною в руках,—
и плывет ее корабль
в этих тесных берегах.
Сколько льдин он расколол?
Тянет мальчик за подол:
— Мамка, я хочу домой!..
— Ты же дома, милый мой!..
Здесь, у старого пруда,
светлая, как день, вода.
«Хорошо в деревне летом...»
дальше вспомнят, верно, все
про навоз и про штиблеты...
Так-то так, да не совсем!
Есть особые страницы
и особые дела:
не найдешь здесь синей птицы,
ласточка гнездо свила...
ИЗ ЦИКЛА «ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО»
На детство опираюсь — там светло,—
когда здесь мрачно или плохо,
и трескается время, как стекло,
приоткрывая золотую пропасть
под килем корабля с названьем «Жизнь».
Сегодня волны взбеленили высь.
И достает вселенский сквознячок...
Но друг положит руку на плечо:
— Что, малый? В чем проблемы?
И пес оближет щеку горячо,
а на урок — отрывок из поэмы:
«Мой дядя честных правил был...»
На тройку знал. Теперь забыл.
Проблемы в чем? На тысячу веков
мы опираемся сквозь детства пóлосу,
и солнце озаряет моряков,
идущих над волнами «аки по суху»...
ЗЕРКАЛО
Одинокое зеркало нараспашку
отражает соседний дом за окном,
словно лакмусовой бумажкой
проверяя — ночь или день — огнем
зажигаются окна напротив
или тает на солнце глыба этажей.
Одинокое зеркало никогда не против
вывернуться наизнанку, и уже
вывернулось, если вы в нем отразились,
ибо вас нет. А в потаенных складках
можно встретиться с тигром или автомобилем,—
в пустой комнате, выполняющей роль склада.
Зеркало — старый привратник,
умеющий делать фокусы.
КНИЖНЫЙ Бум
То прочитал, сё прочитал!
Думал поумнеет, ан, не поумнел.
Книжный бум — девятый вал,—
затопил страну, плотину прорвал,—
Оруэлл, Кестнер, Замятин,
Солженицын, Шаламов... А затем
коротичи, черниченки, шмелевы вьются.
Сколько осталось вмятин
на телах дредноутов-классиков!
«Выплюнь ублюдка!» —
сказал бы Маяковский,
обращаясь к стране, разоренной
рыжими волнами курчавых борек.
Книжный бум, ты породил мертвое море
и вкус его горек.
** ** **
Мы живем в параллельных мирах
и друг друга не понимаем:
для одних — удовольствие, страх
для других, а для третьих — затея пустая.
Но иное пугает меня —
мы себя-то не понимаем.
Поглощает слепая возня,
всуе путаем оттепель с маем.
Только сердце все бьется в груди,
все стучится в глухие ворота,
словно то, что ждало впереди,
вдруг закрылось для нас отчего-то.
А когда нас хотели впустить
и приветно махали в окошко,
мы боялись всё сразу вместить
и рядились с судьбой понарошку:
мол, успеем, дай, Боже, пожить,
погрешить, постоять у порожка...
** ** **
Чем дальше, тем горят сильней,
обугливаясь, комли дней.
И ты в чаду, и ты в дыму,
и сам не знаешь почему —
куда ни бросишься бежать,—
пожара пасти не разжать.
Как сохраниться, уцелеть,
смерть впереди преодолеть? —
загадку задает мудрец.
Ответишь — жив, а нет — мертвец!..
Не плоть рассыплется во прах —
душа растает в небесах...
МОЛИТВА ЗА ПОЭТОВ
Господи, прости грешных,
Господи, прости за песни,
скворушек из скворешен,
чьи дома в поднебесье.
Неказисты на вид, сиры,
и не сладостны наши трели,
и найдется ли нам в мире
«место светле», где б песни пели?..