"Есть одна у летчика мечта..."

...Самолет - орудие, которое прокладывает воздушные пути, приобщает человека к вечным вопросам.

Антуан де Сент-Экзюпери

 

«О небо, небо, ты мне будешь сниться...» – написал в свое время один знаменитый поэт. И в самом деле, с самых древних времен небо всегда влекло человека; полет птицы вызывал в его душе горячую мечту также подняться в голубые выси и парить свободно над землей... Вспомним хотя бы Икара.

Потом появились самолеты. Но человек придумал еще одну штуку: парашют. Только он позволяет почувствовать себя таким свободным в полете, как парящая в воздушном потоке птица. Прыгают с парашютом и стар и млад. У нас в советское время не было с этим проблемы – существовали аэроклубы, где готовили не только летчиков, но и учили парашютному спорту. Но вот прошло время и про аэроклуб почти забыли. Что с ним стало сейчас?

 

В начале возрождения

 

...Лямбирь. Иду по тропинке среди густой травы, с утра побелевшей от сизой росы. Вначале за мной увязался средней упитанности, довольно чистый кот. Потом он внезапно исчез и появились три собаки: одна, высокая, черная, чувствуется порода, и две поменьше, по всей видимости, обыкновенные дворняжки, которые резвились у самых моих ног, наскакивая друг на друга. «Бродячие, что ли?» – с опаской подумал я. Но, как потом выяснилось, и кот, и собаки принадлежат Центральному аэроклубу РОСТО (ДОСААФ) Республики Мордовия, куда, собственно говоря, я и направлялся. Таким образом, они встречают и провожают сотрудников аэроклуба и их гостей.

А я с удивлением осматриваюсь по сторонам – вокруг полуразрушенные, как после бомбежки, здания. Ощущение пустоты, заброшенности... А ведь когда-то здесь, на трехстах сорока четырех гектарах, располагался военный городок Центральной объединенной летно-технической школы ДОСААФ СССР. Работа кипела вовсю – готовили здесь летчиков и парашютистов. Но это уже середина истории нашего легендарного аэроклуба.

Начиналось же все в далеком 1934 году, когда был популярен ОСОАВИАХИМ (Союз общества друзей обороны и авиационно-химического строительства СССР). Тогда все бредили авиацией – и в Саранске был построен аэродром. И были тогда в распоряжении друзей авиации – один самолет У-2 и два парашюта. Но уже через год в полную силу заработал Саранский аэроклуб имени П.Ф.Федосеенко. Полторы тысячи человек занимались в нем.

Во время войны в аэроклубе базировался авиаполк. Примечательный факт: десять воспитанников аэроклуба стали Героями Советского Союза!

И вот только в 1950 году создается Центральная объединенная летно-техническая школа. Работала она до 1964 года – да еще как! Ее окончила легендарная Марина Попович; она – единственная из летчиков – установила 101 мировой рекорд. Саранский парашютист В.Прокин был чемпионом СССР в 1953 году в упражнениях на точность приземления; в 1956 году наша же парашютистка Г. Мухина стала чемпионкой мира; а саранский спортсмен О. Казаков даже возглавлял сборную парашютистов СССР в 60-е годы...

В 1964 году школу перевели в Калугу, а на ее базе создается Саранский учебно-тренировочный авиационный центр, который в течение 28 лет готовил летчиков запаса. Ежегодно ВВС страны получали 100 аттестованных специалистов высокого класса.

Потом пришла перестройка, и ее «испепеляющие молнии» ударили и по аэроклубу. Неожиданно вышло постановление Правительства РФ о ликвидации учебно-авиационных центров и передаче всего имущества на баланс ВВС России. Но вскоре выходит другой официальный документ, напрочь отметающий резолюцию первого. Что делать – никто не знал. А время уже было такое, что перед легендарным аэроклубом встал гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?».

О самых трудных временах вспоминает начальник штаба Центрального аэроклуба РОСТО (ДОСААФ) Республики Мордовия Михаил Васильевич Ёлкин:

Начальник штаба Центрального аэроклуба РОСТО(ДОСААФ)РМ М.В.Елкин и заместитель начальника аэроклуба по летной части В.Н.Осьмушин– Самые сложные годы для нас были: с 1998 по 2002. До 1998 года мы еще «выживали» за счет вертолетной эскадрильи, которая перебазировалась к нам из Эстонии. Слава Богу, было топливо, работала котельная... Но настало время, когда вертолетную эскадрилью расформировали. И вот тогда мы оказались в «свободном падении»; позабыты-позаброшены, никому не нужны, денег взять негде... В советские времена здесь работали около трехсот пятидесяти человек, в 1998 году осталось двенадцать. Зимой кое-как ютились в более или менее теплом помещении, летом было проще. Конечно, денег и на охрану не было: тут и двинулись на нас «полчища варваров». Толпами ходили, и всё, что можно было растащить, растащили. Но здание штаба, ангар, ремонтные мастерские мы сохранили. Для функционирования аэроклуба этого достаточно. Готовились к самому худшему, но в 2003 году положение наше стало меняться в лучшую сторону. Пришел новый руководитель – подполковник авиации Игорь Владимирович Рогулев и дело сдвинулось с мертвой точки.

Встреча с Игорем Владимировичем у нас то и дело откладывалось. А когда встретились, поговорить смогли только через час: он был занят, затянут в круговорот дел, касающихся будущего аэроклуба. А начал разговор он вот с чего.

– Я считаю своим долгом возродить лучшие традиции нашего аэроклуба. Перефразируя Горького, скажу, «всему лучшему в себе я обязан именно аэроклубу». Я ведь родился здесь, в Саранске. Пришел я в аэроклуб пацаненком, можно сказать, он увел меня от вредного влияния улицы. И потом вся моя жизнь была связана с авиацией: учеба в Уфимском высшем военно-авиационном училище, служба в Дальневосточном военном округе. Потом служба здесь, на родине, в Мордовии, в отдельной авиационной эскадрилье, закончил  впоследствии Военно-воздушную командную академию имени Ю.А.Гагарина.

К сожалению, сложилась такая ситуация, что сейчас почти по всей стране аэроклубы закрываются. Собственными глазами видел, как зарос бурьяном знаменитый Саратовский аэроклуб, где впервые поднялся в воздух наш первый космонавт. Считаю, что наш аэроклуб не менее знаменит своими традициями. И когда в 2003 году на конференции РОСТО встал вопрос о его закрытии, мы возразили: быть живу знаменитому Саранскому аэроклубу. И сейчас делаем все необходимое, чтобы двигаться, пусть медленно, но вперед, к возрождению. Нам в этом плане помогают и Глава республики Н.И.Меркушкин и Правительство Мордовии. Глава выделил три с половиной миллиона рублей в помощь аэроклубу в прошлом году: на эти деньги был отремонтирован спортивный самолет Як-52, закуплены парашюты совершенно новые, по европейскому стандарту. Сейчас у нас очень много желающих совершать прыжки с парашютом. Отдаем предпочтение школьникам, потому что считаем, что основная задача аэроклуба – это подготовка молодежи к службе в армии.

В ближайших планах: покупка двух реактивных самолетов Л-29, вертолета МИ-2. Вертолет будем использовать для услуг населению: срочный вылет врача в труднодоступную местность, перевозка пассажиров и грузов и др.

Знаете, когда что-то разрушишь до основания – трудно снова все восстановить заново. Это, во-первых, а во-вторых, не следует забывать, что аэроклуб – это всегда было нечто, связанное с романтикой, мечтой о небе, о полетах и рекордах. И работали в аэроклубах – энтузиасты, фанатики своего дела. Уже сейчас к нам приходят ветераны-летчики, предлагают свою помощь в восстановлении аэроклуба.

А еще я хочу поблагодарить за понимание наших проблем и помощь в их решении председателя Совета безопасности при Главе республики В.И.Миточкина, старшего помощника Главы Н.Н.Щукина.

Так что есть у меня, летчика мечта: чтобы аэроклуб зажил новой полнокровной жизнью.

Под куполом парашюта

Прыжок с парашютом – чтобы там ни говорили – всегда считался делом доблести и чести. Сколько в довоенных фильмах кадров, где с парашютных вышек прыгают – тренируются парни и девушки. А в наши годы парашютисты обычно ассоциируются с десантниками или спецназом. Мальчишки, почти каждый, мечтают служить именно в таких войсках.

Поэтому так охотно сейчас сотрудничают с аэроклубом городские школы. Сейчас прекрасно выступает в различных соревнованиях сборная Мордовии по парашютному спорту, созданная из шестнадцати – семнадцатилетних ребят. Надо заметить, они совершенствуют свое мастерство при каждом удобном случае: у ребят очень хорошее спортивное будущее.

– В этом отношении мы смотрим на подготовку парашютистов в самых радужных тонах, – считает заместитель начальника аэроклуба по летной части Владимир Николаевич Осьмушин. – Учащиеся саранских школ №№3, 28, 29, 32 уже совершили свои первые прыжки. Есть в парашютном спорте одна характерная деталь: чем больше прыгаешь – тем больше интереса к этому делу. Вот хороший пример. В конце прошлого года к нам пришли девять учащихся Саранского лицея №7 вместе с заместителем директора по учебной работе Светланой Юрьевной Бочкиной. Так вот, у Бочкиной на личном счету более сорока прыжков... Вот это, как мне кажется, настоящее воспитание подрастающего поколения на личном примере. В самых лучших традициях советского военно-патриотического воспитания, которые, я думаю, мы зря оставили «за бортом».

Прыгнули, после соответствующей подготовки, все. Особенно героически выглядит поступок Саши Ютяевой, которая вместе с друзьями приехала на летное поле, несмотря на то, что у нее болезнь сердца. Впечатления от прыжка у нее, конечно, огромные. Заметку об этом событии в школьной газете Саша назвала очень характерно: «Хочется жить по-новому».

«...Вот и сигнал. Сердце ушло в пятки. Но прыгать надо. Вдохновляло и одновременно успокаивало то, что я прыгала вслед за опытным в прыжках человеком. Инструктор кричит: «Пошел!»

И я уже в небе одна. Наедине с  самой природой. Где-то внутри осознаю, что от меня сейчас ничего не зависит. Как решит природа – так оно и будет. Я – ее маленькая частица, пылинка во вселенной. СТРАШНО. А в небе ТИШИНА. Ни звука ни шороха.

...И хочется петь. Но земля уже близко. Судорожно вспоминаю, что нужно делать. Странно, но хочется вернуться обратно, под облака, в загадочную и красивую высь. К тому состоянию, когда ты с природой одно целое. Ловлю себя не на девчоночьей мысли, что завидую, завидую десантникам. Они могут прыгать с парашютом очень часто. Это важный элемент их военной профессии.

А я после первого прыжка чувствую себя новым человеком. Хочется жить по-новому».

А вот впечатления Жени Леонова:

«Я обратил внимание на то, что с нами параллельно тренировались профессионалы. Стоимость одного их парашюта – три тысячи американских долларов. Нам достались обычные. Но это не столь важно. Главное, думаешь о том, чтобы все они раскрылись.

...Прыгать я должен был третьим. Вот уже двое наших «шагнули» в открытую дверь. Инструктор одобрительно хлопнул по плечу: «Пошел!»

Лечу, а сам вдруг думаю: а где же парашют? Забыл, что ли надеть?! Судорожно ищу кольцо запаски. Вдруг меня кто-то эдак легонько подцепил за шиворот – ПАРАШЮТ!

Ну, а дальше – спуск плавный, приземлился прекрасно, жаль только далеко от старта, пришлось тащить парашютную сумку.

Что вспоминается? Незабываемая тишина там, на высоте. Чувство такое, что словами не передать».

В первом полетеВот такое мнение тех, кто первый раз шагнул в небо. Я разговаривал почти со всеми, кто совершил прыжки и кроме восторга от них ничего не услышал. И хочется воскликнуть: «Да, это не за «Клинским» ходить!» Дай Бог, чтобы аэроклубы возродились по всей нашей стране. Министр обороны однажды заметил, что с каждым годом здоровье призывников все ухудшается и ухудшается. А вот те, кто а аэроклубе занимаются, регулярно прыгают с парашютом, проходят хорошую физическую подготовку: плавание, бег, лыжи, а также получают элементарные знания по медицине, метеорологии, обучаются штурманскому делу, знают, как работают радионавигационные приборы. Становятся крепкими парнями. Таким в армии ничего не страшно, не пропадут. Кстати, три прыжка – и у тебя уже третий разряд по парашютному спорту.

А вот мнение командира парашютного звена Николая Михайловича Шестакова:

– Прыжки с парашютом – слишком серьезная вещь, чтобы относиться к этому легковесно. Принципиально не принимаю в этом плане никаких шуточек или розыгрышей, потому что дело касается жизни и смерти. Молодые ребята проходят парашютную науку дотошно и досконально. Замечаю, что очень много молодежи тянется к авиационному спорту. Жалко, что вот прыжки у нас платные, время такое, никуда не денешься. А то думаю, что многих неблагополучных ребят мог бы увлечь этот вид спорта. Храбрость вот здесь, в воздухе, надо проявлять, а не в криминальных разборках. И все-таки я верю, что со временем мы сможем принимать в аэроклубе всех желающих совершить прыжки с парашютом.

Небо зовет

Большинство разговоров о прошлом и будущем аэроклуба мы вели в уютном здании его штаба. Рядом вполне цивильно выглядел и ангар. Посмотрели на пока зачехленные самолеты Ан-2, с которых прыгают парашютисты. Рядом с входом в штаб – статуя летчика, поставленная давным-давно, слегка подпорченная временем, но уже почти отреставрированная. Это, подумалось мне, символ возрождающегося аэроклуба.

Возвращался я той же тропинкой, между старыми и уже никому не нужными зданиями. Собаки неизменно бежали впереди меня, словно показывая дорогу. Но я уже познакомился с ними, и, может быть, от этого или оттого, что выглянуло яркое солнце, ушли прочь серые, брюхатые то ли дождем, то ли снегом тучи, и засинело, засветилось приветственным зовом небо, и настроение у меня было уже другое, а чувство заброшенности и пустоты кануло прочь.  Да будет так!