...Самолет - орудие, которое прокладывает воздушные пути, приобщает человека к вечным вопросам.
Антуан де Сент-Экзюпери
«О небо, небо, ты мне будешь сниться...» – написал в свое время один знаменитый поэт. И в самом деле, с самых древних времен небо всегда влекло человека; полет птицы вызывал в его душе горячую мечту также подняться в голубые выси и парить свободно над землей... Вспомним хотя бы Икара.
Потом появились самолеты. Но человек придумал еще одну штуку: парашют. Только он позволяет почувствовать себя таким свободным в полете, как парящая в воздушном потоке птица. Прыгают с парашютом и стар и млад. У нас в советское время не было с этим проблемы – существовали аэроклубы, где готовили не только летчиков, но и учили парашютному спорту. Но вот прошло время и про аэроклуб почти забыли. Что с ним стало сейчас?
В начале возрождения
...Лямбирь. Иду по тропинке среди густой травы, с утра побелевшей от сизой росы. Вначале за мной увязался средней упитанности, довольно чистый кот. Потом он внезапно исчез и появились три собаки: одна, высокая, черная, чувствуется порода, и две поменьше, по всей видимости, обыкновенные дворняжки, которые резвились у самых моих ног, наскакивая друг на друга. «Бродячие, что ли?» – с опаской подумал я. Но, как потом выяснилось, и кот, и собаки принадлежат Центральному аэроклубу РОСТО (ДОСААФ) Республики Мордовия, куда, собственно говоря, я и направлялся. Таким образом, они встречают и провожают сотрудников аэроклуба и их гостей.
А я с удивлением осматриваюсь по сторонам – вокруг полуразрушенные, как после бомбежки, здания. Ощущение пустоты, заброшенности... А ведь когда-то здесь, на трехстах сорока четырех гектарах, располагался военный городок Центральной объединенной летно-технической школы ДОСААФ СССР. Работа кипела вовсю – готовили здесь летчиков и парашютистов. Но это уже середина истории нашего легендарного аэроклуба.
Начиналось же все в далеком 1934 году, когда был популярен ОСОАВИАХИМ (Союз общества друзей обороны и авиационно-химического строительства СССР). Тогда все бредили авиацией – и в Саранске был построен аэродром. И были тогда в распоряжении друзей авиации – один самолет У-2 и два парашюта. Но уже через год в полную силу заработал Саранский аэроклуб имени П.Ф.Федосеенко. Полторы тысячи человек занимались в нем.
Во время войны в аэроклубе базировался авиаполк. Примечательный факт: десять воспитанников аэроклуба стали Героями Советского Союза!
И вот только в 1950 году создается Центральная объединенная летно-техническая школа. Работала она до 1964 года – да еще как! Ее окончила легендарная Марина Попович; она – единственная из летчиков – установила 101 мировой рекорд. Саранский парашютист В.Прокин был чемпионом СССР в 1953 году в упражнениях на точность приземления; в 1956 году наша же парашютистка Г. Мухина стала чемпионкой мира; а саранский спортсмен О. Казаков даже возглавлял сборную парашютистов СССР в 60-е годы...
В 1964 году школу перевели в Калугу, а на ее базе создается Саранский учебно-тренировочный авиационный центр, который в течение 28 лет готовил летчиков запаса. Ежегодно ВВС страны получали 100 аттестованных специалистов высокого класса.
Потом пришла перестройка, и ее «испепеляющие молнии» ударили и по аэроклубу. Неожиданно вышло постановление Правительства РФ о ликвидации учебно-авиационных центров и передаче всего имущества на баланс ВВС России. Но вскоре выходит другой официальный документ, напрочь отметающий резолюцию первого. Что делать – никто не знал. А время уже было такое, что перед легендарным аэроклубом встал гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?».
О самых трудных временах вспоминает начальник штаба Центрального аэроклуба РОСТО (ДОСААФ) Республики Мордовия Михаил Васильевич Ёлкин:
– Самые сложные годы для нас были: с 1998 по 2002. До 1998 года мы еще «выживали» за счет вертолетной эскадрильи, которая перебазировалась к нам из Эстонии. Слава Богу, было топливо, работала котельная... Но настало время, когда вертолетную эскадрилью расформировали. И вот тогда мы оказались в «свободном падении»; позабыты-позаброшены, никому не нужны, денег взять негде... В советские времена здесь работали около трехсот пятидесяти человек, в 1998 году осталось двенадцать. Зимой кое-как ютились в более или менее теплом помещении, летом было проще. Конечно, денег и на охрану не было: тут и двинулись на нас «полчища варваров». Толпами ходили, и всё, что можно было растащить, растащили. Но здание штаба, ангар, ремонтные мастерские мы сохранили. Для функционирования аэроклуба этого достаточно. Готовились к самому худшему, но в 2003 году положение наше стало меняться в лучшую сторону. Пришел новый руководитель – подполковник авиации Игорь Владимирович Рогулев и дело сдвинулось с мертвой точки.
Встреча с Игорем Владимировичем у нас то и дело откладывалось. А когда встретились, поговорить смогли только через час: он был занят, затянут в круговорот дел, касающихся будущего аэроклуба. А начал разговор он вот с чего.
– Я считаю своим долгом возродить лучшие традиции нашего аэроклуба. Перефразируя Горького, скажу, «всему лучшему в себе я обязан именно аэроклубу». Я ведь родился здесь, в Саранске. Пришел я в аэроклуб пацаненком, можно сказать, он увел меня от вредного влияния улицы. И потом вся моя жизнь была связана с авиацией: учеба в Уфимском высшем военно-авиационном училище, служба в Дальневосточном военном округе. Потом служба здесь, на родине, в Мордовии, в отдельной авиационной эскадрилье, закончил впоследствии Военно-воздушную командную академию имени Ю.А.Гагарина.
К сожалению, сложилась такая ситуация, что сейчас почти по всей стране аэроклубы закрываются. Собственными глазами видел, как зарос бурьяном знаменитый Саратовский аэроклуб, где впервые поднялся в воздух наш первый космонавт. Считаю, что наш аэроклуб не менее знаменит своими традициями. И когда в 2003 году на конференции РОСТО встал вопрос о его закрытии, мы возразили: быть живу знаменитому Саранскому аэроклубу. И сейчас делаем все необходимое, чтобы двигаться, пусть медленно, но вперед, к возрождению. Нам в этом плане помогают и Глава республики Н.И.Меркушкин и Правительство Мордовии. Глава выделил три с половиной миллиона рублей в помощь аэроклубу в прошлом году: на эти деньги был отремонтирован спортивный самолет Як-52, закуплены парашюты совершенно новые, по европейскому стандарту. Сейчас у нас очень много желающих совершать прыжки с парашютом. Отдаем предпочтение школьникам, потому что считаем, что основная задача аэроклуба – это подготовка молодежи к службе в армии.
В ближайших планах: покупка двух реактивных самолетов Л-29, вертолета МИ-2. Вертолет будем использовать для услуг населению: срочный вылет врача в труднодоступную местность, перевозка пассажиров и грузов и др.
Знаете, когда что-то разрушишь до основания – трудно снова все восстановить заново. Это, во-первых, а во-вторых, не следует забывать, что аэроклуб – это всегда было нечто, связанное с романтикой, мечтой о небе, о полетах и рекордах. И работали в аэроклубах – энтузиасты, фанатики своего дела. Уже сейчас к нам приходят ветераны-летчики, предлагают свою помощь в восстановлении аэроклуба.
А еще я хочу поблагодарить за понимание наших проблем и помощь в их решении председателя Совета безопасности при Главе республики В.И.Миточкина, старшего помощника Главы Н.Н.Щукина.
Так что есть у меня, летчика мечта: чтобы аэроклуб зажил новой полнокровной жизнью.
Под куполом парашюта
Прыжок с парашютом – чтобы там ни говорили – всегда считался делом доблести и чести. Сколько в довоенных фильмах кадров, где с парашютных вышек прыгают – тренируются парни и девушки. А в наши годы парашютисты обычно ассоциируются с десантниками или спецназом. Мальчишки, почти каждый, мечтают служить именно в таких войсках.
Поэтому так охотно сейчас сотрудничают с аэроклубом городские школы. Сейчас прекрасно выступает в различных соревнованиях сборная Мордовии по парашютному спорту, созданная из шестнадцати – семнадцатилетних ребят. Надо заметить, они совершенствуют свое мастерство при каждом удобном случае: у ребят очень хорошее спортивное будущее.
– В этом отношении мы смотрим на подготовку парашютистов в самых радужных тонах, – считает заместитель начальника аэроклуба по летной части Владимир Николаевич Осьмушин. – Учащиеся саранских школ №№3, 28, 29, 32 уже совершили свои первые прыжки. Есть в парашютном спорте одна характерная деталь: чем больше прыгаешь – тем больше интереса к этому делу. Вот хороший пример. В конце прошлого года к нам пришли девять учащихся Саранского лицея №7 вместе с заместителем директора по учебной работе Светланой Юрьевной Бочкиной. Так вот, у Бочкиной на личном счету более сорока прыжков... Вот это, как мне кажется, настоящее воспитание подрастающего поколения на личном примере. В самых лучших традициях советского военно-патриотического воспитания, которые, я думаю, мы зря оставили «за бортом».
Прыгнули, после соответствующей подготовки, все. Особенно героически выглядит поступок Саши Ютяевой, которая вместе с друзьями приехала на летное поле, несмотря на то, что у нее болезнь сердца. Впечатления от прыжка у нее, конечно, огромные. Заметку об этом событии в школьной газете Саша назвала очень характерно: «Хочется жить по-новому».
«...Вот и сигнал. Сердце ушло в пятки. Но прыгать надо. Вдохновляло и одновременно успокаивало то, что я прыгала вслед за опытным в прыжках человеком. Инструктор кричит: «Пошел!»
И я уже в небе одна. Наедине с самой природой. Где-то внутри осознаю, что от меня сейчас ничего не зависит. Как решит природа – так оно и будет. Я – ее маленькая частица, пылинка во вселенной. СТРАШНО. А в небе ТИШИНА. Ни звука ни шороха.
...И хочется петь. Но земля уже близко. Судорожно вспоминаю, что нужно делать. Странно, но хочется вернуться обратно, под облака, в загадочную и красивую высь. К тому состоянию, когда ты с природой одно целое. Ловлю себя не на девчоночьей мысли, что завидую, завидую десантникам. Они могут прыгать с парашютом очень часто. Это важный элемент их военной профессии.
А я после первого прыжка чувствую себя новым человеком. Хочется жить по-новому».
А вот впечатления Жени Леонова:
«Я обратил внимание на то, что с нами параллельно тренировались профессионалы. Стоимость одного их парашюта – три тысячи американских долларов. Нам достались обычные. Но это не столь важно. Главное, думаешь о том, чтобы все они раскрылись.
...Прыгать я должен был третьим. Вот уже двое наших «шагнули» в открытую дверь. Инструктор одобрительно хлопнул по плечу: «Пошел!»
Лечу, а сам вдруг думаю: а где же парашют? Забыл, что ли надеть?! Судорожно ищу кольцо запаски. Вдруг меня кто-то эдак легонько подцепил за шиворот – ПАРАШЮТ!
Ну, а дальше – спуск плавный, приземлился прекрасно, жаль только далеко от старта, пришлось тащить парашютную сумку.
Что вспоминается? Незабываемая тишина там, на высоте. Чувство такое, что словами не передать».
Вот такое мнение тех, кто первый раз шагнул в небо. Я разговаривал почти со всеми, кто совершил прыжки и кроме восторга от них ничего не услышал. И хочется воскликнуть: «Да, это не за «Клинским» ходить!» Дай Бог, чтобы аэроклубы возродились по всей нашей стране. Министр обороны однажды заметил, что с каждым годом здоровье призывников все ухудшается и ухудшается. А вот те, кто а аэроклубе занимаются, регулярно прыгают с парашютом, проходят хорошую физическую подготовку: плавание, бег, лыжи, а также получают элементарные знания по медицине, метеорологии, обучаются штурманскому делу, знают, как работают радионавигационные приборы. Становятся крепкими парнями. Таким в армии ничего не страшно, не пропадут. Кстати, три прыжка – и у тебя уже третий разряд по парашютному спорту.
А вот мнение командира парашютного звена Николая Михайловича Шестакова:
– Прыжки с парашютом – слишком серьезная вещь, чтобы относиться к этому легковесно. Принципиально не принимаю в этом плане никаких шуточек или розыгрышей, потому что дело касается жизни и смерти. Молодые ребята проходят парашютную науку дотошно и досконально. Замечаю, что очень много молодежи тянется к авиационному спорту. Жалко, что вот прыжки у нас платные, время такое, никуда не денешься. А то думаю, что многих неблагополучных ребят мог бы увлечь этот вид спорта. Храбрость вот здесь, в воздухе, надо проявлять, а не в криминальных разборках. И все-таки я верю, что со временем мы сможем принимать в аэроклубе всех желающих совершить прыжки с парашютом.
Небо зовет
Большинство разговоров о прошлом и будущем аэроклуба мы вели в уютном здании его штаба. Рядом вполне цивильно выглядел и ангар. Посмотрели на пока зачехленные самолеты Ан-2, с которых прыгают парашютисты. Рядом с входом в штаб – статуя летчика, поставленная давным-давно, слегка подпорченная временем, но уже почти отреставрированная. Это, подумалось мне, символ возрождающегося аэроклуба.
Возвращался я той же тропинкой, между старыми и уже никому не нужными зданиями. Собаки неизменно бежали впереди меня, словно показывая дорогу. Но я уже познакомился с ними, и, может быть, от этого или оттого, что выглянуло яркое солнце, ушли прочь серые, брюхатые то ли дождем, то ли снегом тучи, и засинело, засветилось приветственным зовом небо, и настроение у меня было уже другое, а чувство заброшенности и пустоты кануло прочь. Да будет так!