Анна Смородина
Пушкин и Лермонтов*
Мир бесплотных видений, мир неосязаемой жизни реален для Лермонтова, реален в своих чувствах и страстях. Русалка, озаряемая луной, «полна непонятной тоской», это уснувший навеки витязь тревожит ее и чужд ей, вечной, его смертный покой:
Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем,
Остаётся он хладен и нем;
Он спит – и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!..
В стихотворении «Сон» есть такие строки:
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня, – но спал я мёртвым сном.
Повествование ведется от имени убитого на бранном поле, полной смерти для Лермонтова нет никогда, человек мертв, но жива душа его, значит, живы чувства, страсти, он может думать и желать, страдать и видеть сны:
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Среди пирующих «юных жен» только одна задумчива и невесела, в «грустный сон душа ее младая... была погружена»:
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.
Убитый воин видит во сне девушку, а она – его, они на мгновение соединены снами, они образовали неразрывное родство душ, которое продолжается и в запредельности, смерть в жизни, и жизнь в смерти. Та же тема звучит в стихотворении «Любовь мертвеца»:
Пускай холодною землёю
Засыпан я,
О друг! всегда, везде с тобою
Душа моя.
Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья
Я не забыл.
Но – трудно соединить несоединимое. Там, где побеждает одна сторона, погибает другая. Жива русалка, но мертв «спящий витязь»; морская царевна зазывает земного царевича в свое царство, то есть зовет его к гибели, но он тянет ее к берегу и гибнет она:
Видит, лежит на песке золотом
Чудо морское с зелёным хвостом;
Хвост чешуёю змеиной покрыт,
Весь замирая, свиваясь, дрожит;
Пена струями сбегает с чела,
Очи одела смертельная мгла.
В любви – смерть, и только «непонятный упрек» памяти долго будет тревожить царевича. Одиноких путников ночи, так же, как русалки, заманивает царица Тамара:
И слышался голос Тамары:
Он весь был желанье и страсть,
В нём были всесильные чары,
Была непонятная власть.
Любовь и смерть, Тамара – «прекрасна, как ангел небесный,// Как демон коварна и зла», ночь и утро, «свадьба ночная» или «тризна больших похорон», плач и сладкий голос,– всё стихотворение пронизано единством, казалось бы, несовместного, за мгновение такого единства расплата – смерть. Но каждый должен испытать это сам, и придут новые путники, и пойдут на голос Тамары, который вечным обманом звучит с черной скалы:
И было так нежно прощанье,
Так сладко тот голос звучал,
Как будто восторги свиданья
И ласки любви обещал.
Русалка, Морская царевна, царица Тамара, золотая рыбка видений Мцыри – все они схожи. Они представляют собой иной мир, не потому что это мир фантазии, языческих преданий, а просто скорее мир иной души, темной для постороннего взгляда, не имеющей родства, не имеющей возможности слиться с другим миром. Образами мифических существ легче передать неодолимое, вечное стремление к единству, к преодолению одиночества и эгоизма любви, и невозможность такого единства. Но трудно не поверить, трудно не поддаться:
О милый мой! Не утаю,
Что я тебя люблю,
Люблю как вольную струю,
Люблю как жизнь мою...
Как справедливо отмечается в Лермонтовской энциклопедии, эти стихи лишены мистического смысла. Однако иное бытие для Лермонтова несомненно, и рассматривать его творчество и стремиться понять его можно, лишь имея в виду всю систему христианского вероучения и соответственных литературных символов. Обратимся к основополагающему положению христианства, оказавшему наибольшее влияние на литературную традицию: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово; оно было в начале у Бога. Всё через него начало быть, и без него не начало быть ничто из того, что начало быть. В нём была Жизнь, и Жизнь была Свет человеков: и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.,1,1-5). Автор как бы сам вслушивается в постоянно повторяемые им слова-символы с неограниченно-емким значением: уже в приведенном только что прологе появляются Слово, Жизнь и Свет, затем к ним присоединяются чрезвычайно важные словесные мифологемы – Истина и Дух» (С.С. Аверинцев). Воплотившийся в образе Христа Логос – второе лицо Троицы, божественно «Слово». Отсюда понятно значение слова, откровения, собственного поэтического дара для Лермонтова.
Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и мыслию иной,
И о земле позабывал. Не раз,
Встревоженный печальною мечтой,
Я плакал; но все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ иных.
О нет! Всё было ад иль небо в них.
То, что жизнь пройдет, что она полна испытаний и тягот не напрасно, что пережить «одна душа лишь колыбель свою должна», очевидно для поэта. Символ небес, символ абсолютной истины и милосердия живет в его стихах. «Все говорят: нет правды на земле,// Но правды нет и выше». Сальери – убийца гения, он из тех, кто берет на себя право распорядиться чужой жизнью и смертью, для Лермонтова – высший суд абсолютен, он постоянно напоминает о нем:
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!
И вновь – образ Поэта, праведного потому, что он причастен к слову. «Лермонтов был безусловно религиозен. Религия была потребностью его души. Он любил Бога, и эта любовь давала в его поэзии смысл красоте, гармонии и таинственности в природе. Тихий вечер кажется ему часом молитвы, а утро – часом хваления; голоса в природе шепчут о тайнах неба и земли, а пустыня внемлет Богу. Его фантазии постоянно рисуются храмы, алтари, престолы, кадильницы, ризы, фимиамы: он видит их в снегах, в горах, в тучах. Но было бы неправильно по этому внешнему сходству видеть в нем Ламартина. Лермонтов не был теистом, потому что он был русским православным человеком. Его молитва – это плач сокрушенного сердца или заветная робкая просьба. Его сердцу, чтобы молиться, не надо ни снежных гор, ни голубых шатров над ними: он ищет не красоты, а символа:
Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест (символ святой).
Замечание Анненского о поисках Лермонтовым символа в природе, в жизни, в любом происходящем событии невольно соединяются с мыслью Аверинцева: «...наиболее полная форма христианского мышления и восприятия, определившая собою на века судьбы искусства и литературы, есть символ, не смешивающий вещь и смысл (как это происходит в мифе старого типа) и не разводящий их (будь то в духе дуалистической мистики, будь то в духе рационализма), но дающий то и другое «неслиянно и нераздельно».
Неразделимое единство вещи и смысла, прозрение истинной сути, оборотная сторона происходящего, горе – в радости, одиночество – в толпе. Отсюда возникает тема маскарада, переодевания. Маски – под ними «бездушные люди», скрывающие свои страсти и пороки, и только смерть и Страшный Суд грозят разоблачением:
Быстрое время – мой конь неизменный,
Шлема забрало – решётка бойницы,
Каменный панцирь – высокие стены,
Щит мой – чугунные двери темницы.
Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдёрну с лица я забрало.
Крупное драматическое произведение Лермонтова целиком построено на этой теме. В центре событий – маскарад, здесь мелькание лиц, завязка сюжета. Как просто ошибиться среди множества масок. Арбенин, в прошлом игрок и за карточным столом, и в жизни, выходит из игры, любит по-настоящему. Но запутанная ситуация вдруг представляет Нину как участницу маскарада, участницу всеобщей игры. Арбенин уверен, что он жил, а она – играла, значит, он обманут, и он загорается
местью. Но ведь сначала ему нравился маскарад:
К н я з ь
Все маски глупые...
А р б е н и н
Да маски глупой нет:
Молчит... таинственная, заговорит... так мило.
Вы можете придать её словам
Улыбку, взор, какие вам угодно...
Какие угодно улыбка и взор недолго приносят радость, когда сердце сжигает настоящая страсть и ревность, оно жаждет разоблачения, увидеть под маской лицо, в любимой женщине – неверную жену, разувериться во всём, до конца, а раз мир таков, то лучше погибнуть вместе с ним, ибо такой мир не может не погибнуть, он не достоин ни любви, ни жалости, и Арбенин становится убийцей. Наказание не заставляет себя долго ждать, оргия свободы сменяется похмельем, он готов на коленях просить признать вину Нины, утвердить свою правоту, свой суд над нею:
Скажите же – не правда ли – измена,
Коварство очевидны... я хочу, велю,
Чтоб вы её сейчас же обвинили.
Она невинна? разве вы тут были?
Смотрели в душу вы мою?
Как я теперь прошу, так и она молила.
Ошибка – я ошибся – что ж!
Она мне то же говорила,
Но я сказал, что это ложь.
Лермонтов делает своего героя неправедным судьей и убийцей, нет милосердия в Арбенине, значит, нет милосердия и к нему. Конец его мрачен и символичен – потеря разума.