Александр БАЖАНОВ
Еще совсем, казалось бы, по историческим меркам, недавно (лет 15-20 назад) вера в Бога считалась атрибутом неграмотных бабушек, высмеивалась как нечто отсталое. Посещавшие церковь порицались за «заигрывание с боженькой». «В нашем прогрессивном мире места для Бога нет», – утверждали ученые. Но вот прошло совсем немного времени, и ситуация зеркально поменялась. Любой уважающий себя политик посещает церковь и молится – по крайней мере, перед телекамерой. На Пасху и Рождество храмы переполнены народом. Это радует, хотя вместе с этим свобода нравов стала гораздо более «свободной», чем в атеистические времена. Итак, насколько человек нашего времени перестал быть атеистом, и какие у него взаимоотношения с Богом? Прояснить это мы попытались с помощью небольшого опроса (респондентами стали 260 человек).
С итоговыми данными мы и знакомим наших читателей.
1. «Верю – не верю?»
Табл. 1
|
Итого |
Мужчины |
Женщины |
Православие |
82,4% |
76,1% |
88,5% |
Ислам |
8,8% |
9,2% |
8,4% |
Атеизм |
8,8% |
14,7% |
3,1% |
Как видите, свыше 90% населения нашего города считают себя верующими. При этом, как и следовало ожидать, женщины на порядок религиозней мужчин. Среди них всего 3,1% безбожниц, у мужчин – в пять раз больше… Женщины более серьезны в вопросах религии, хотя бы в силу своей большей беззащитности перед трудностями и проблемами века-зверя. Порой единственного своего защитника они видят в Боге.
Что касается возрастного аспекта, то следует отметить резкое повышение «атеистической болезни» у пожилых людей – более тети (37,4%) признались в своем неверии. Причина такой «аномалии» лежит на поверхности. Эти люди родились и воспитывались в жесткой идеологической системе. Им сложно психологически отказаться от стереотипов, признаться в своей неправоте. И это тоже своего рода вера, хоть и искаженная в кривом зеркале сталинского времени. Но не стоит второпях делать выводы о «потерянном поколении». Многие люди, сформировавшиеся в те годы, имеют твердый нравственный стержень, просто не считая синонимами Бога и «добро». Просто у них немного примитивное восприятие Бога как некоего плавающего в облаках существа. Но жизнь доказала: вне Бога любви и нравственности нет. Давайте будем к ним снисходительны.
Из категорий населения самыми безбожными (после пенсионеров) стали коммерсанты (11,7% атеистов). Но вот это и неудивительно, удивительно как раз то, что этот процент не выше. Коммерция – дело весьма нерелигиозное, требует рационального ума, жестких решений, которые в условиях рыночной экономики и конкуренции порой достаточно сомнительны с точки зрения морали… Полной им противоположностью является класс домохозяек со стопроцентной религиозностью. И это тоже вполне объяснимо: они занимаются воспитанием детей, хотят их видеть «настоящими людьми», устроенными, добрыми, порядочными. Мать любит свое дитя, а тот, кто любит, ближе и к Богу («Бог есть любовь» – 1 Ин. 4:8). Другое дело, что методы порой «доморощенные» и приводят к непредсказуемым результатам, но это вопрос другого исследования.
Очень низкий процент нигилистов – 3,6%. И это радует. Хотя автор поостерегся бы говорить, что болезнь бесовщины, описанная еще Достоевским в своем гениальном романе, в XXI веке преодолена. Все-таки по большей части это дань времени: сейчас модно называть себя верующим, но называться и быть верующим – это слишком разные вещи. И это мы попытаемся объяснить на примерах в следующей главе.
И еще одна любопытная деталь. Во времена застоя многие дипломированные атеисты внушали: люди с образованием не могут верить в Бога, они подходят к Богу с точки зрения научно-материалистической а значит… а вот недоучки суеверны (опять-таки Бог и суеверия – абсолютно разные вещи) и поэтому более подвержены религиозной пропаганде. Как бы не так! Среди людей с высшим образованием всего 3,4% не верят в Бога, а получившие средне-техническое (средне-специальное) и просто среднее образование имеют соответственно 14,8% и 13,3%. Конечно, тут не стоит сбрасывать со счетов, что в этой категории опрошенных много пенсионеров (об их безбожии было сказано выше), но не настолько много, чтобы нельзя было говорить об определенной тенденции. Сейчас именно люди образованные верят в Бога, и это хороший знак!
2. «Хожу ли я в церковь?»
Табл. 2а
|
Итого |
Мужчины |
Женщины |
Регулярно |
8,5% |
3,9% |
13,1% |
По праздникам |
56,9% |
37,7% |
76,2% |
Не посещаю |
34,6% |
58,4% |
10,7% |
Вот мы и добрались до определяющего признака. И здесь картина не такая радужная. Регулярно посещают церковь и совершают таинства всего 8,5% опрошенных. И опять-таки – женщин в 3 раза больше, чем мужчин. Не ходят в церковь вообще – треть опрошенных. Мужчины более беззаботны в делах душевных – около 60% (58,4%) не переступают порога храма, а вот среди женщин только одна из десяти (10,7%) не посещает религиозного заведения.
Теперь о возрастных стратах. Заметим любопытную тенденцию. Молодежь не склонна к посещению храма (40%), хотя число постоянно посещающих выше среднего показателя. А даже идет аномалия – одномоментно (!) увеличивается и количество постоянных прихожан, и количество не посещающих, а вот количество «праздничных» верующих неуклонно падает. Специально приводим эту таблицу.
Табл. 2б
Возраст |
Итого |
18-29 |
30-39 |
40-49 |
50-59 |
св.60 |
Регулярно |
8,5% |
8,9% |
5,3% |
8,3% |
9,1% |
15,6% |
По праздникам |
56,9% |
51,1% |
77,1% |
64,6% |
54,6% |
25% |
Не посещаю |
34,6% |
40% |
17,6% |
27,1% |
36,3% |
59,4% |
Наивысшей точки это противостояние достигает среди пожилых людей. Вот уж чьи умы подвержены разброду и шатаниям. Поколение, ставшее по разные стороны баррикад.
Среди категорий (помимо пенсионеров) наиболее часто посещают храмы домохозяйки (14,3% – постоянных и 0% – непосещающих). Любопытная картина с безработными. Видимо, поиски работы настолько загрузили их время, что среди них не нашлось ни одного прихожанина – наивысший процент «домашних верующих»… А коммерсанты, которые в предыдущей главе критиковались за атеизм, тем не менее, хоть и нерегулярно, но все же посещают церковь, имея один из самых низких показателей «непосещения». Сразу вспоминается знаменитая притча о мытаре и фарисее (Лк. 18-9:9-14).
Интересная картина вырисовывается и среди страт по образованию. Самая высокая регулярная посещаемость среди людей со средним образованием. (Вот и выходит: русский характер – если верим, то яро, если не верим, то безоглядно.) А вот люди, получившие специальное или техническое образование, в прихожане не спешат (всего 5,7% «постояльцев»). И еще раз подтвердился постулат, обоснованный нами в I главе: люди с высшим образованием не забывают «дорогу к храму». Среди них только 27% позабывших эту самую дорогу…
И еще: о фарисействе наоборот – пять человек, декларировавших свое неверие, тем не менее посещают время от времени храмы… Так – когда они искренни? Хотелось бы верить, что в Церкви.
Табл. 2в
|
Итого |
Мужчины |
Женщины |
Строгий пост |
19,1% |
3,1% |
26,5% |
Нестрогий пост |
30,2% |
6,2% |
41,2% |
Не соблюдаю |
50,7% |
90,7% |
32,3% |
А вот вопрос, касающийся соблюдения Великого поста, показал, что около половины респондентов стараются быть ближе к Богу, но не у всех получается строгое соблюдение Божьего закона. Но обратим внимание: 9 из 10 мужчин не признают никакого поста, а вот среди женщин таких – только треть. Мужчины не обременяют себя соблюдением аскезы, хотя делать выводы о их безверии было бы скоропалительно.
Как и следовало ожидать – по мере взросления растет и количество соблюдающих хоть в какой-то степени пост (от 37,1% среди молодежи до 77,8% среди пятидесятилетних). Но и здесь не обошлось без парадоксов. Если безверие стариков (у них соотношение соблюдающих и не соблюдающих пост примерно поровну) было уже стократ объяснено, то поведение сорокалетних настораживает. Процент соблюдающих аскезу среди них даже ниже, чем среди двадцатилетних (36,3%). И в этом отцы недалеко ушли от своих детей. Поколение сорокалетних – поколение парадоксальное, и об этом еще будет сказано ниже.
3. «Что такое грех?»
«Грех – поступок, противный закону Божьему; вина перед Господом»
Словарь В. Даля, т. 1, с. 402.
Табл. 3
|
Итого |
Мужчины |
Женщины |
Против Бога |
39,6% |
35,4% |
43,8% |
Против общества |
45% |
46,1% |
43,8% |
Против УК |
13,4% |
16,1% |
10,8% |
Ничего страшного |
2% |
2,4% |
1,6% |
Все-таки богоборческий период истории нашей страны, к сожалению, не прошел безболезненно. Люди не знают элементарных вещей, которые до революции знал любой школяр. Например, что такое грех. Большинство наших современников полагают, что это аморальный поступок против общества. Хотя понятие морали весьма растяжимое и в разные периоды времени трактовались по-разному. Сумбур царит в головах наших современников. Очень большая часть вообще путает грех с уголовно-наказуемым деянием (хотя понятие «грех» и включает «уголовный» оттенок, но это только «нижняя планка» греха). Нашлись и такие, которые вообще не считают грех грехом. Причем все и них «верят в Бога», а одна из женщин (41 год, рабочая) даже регулярно (!) посещает церковь.
Женщины о грехе имеют более верные представления, чем мужчины. Может быть, еще и потому, что чаще посещают храмы (см. гл. 2).
Любопытно: в пользу постулата «грех – преступление против Бога» выступает поколение 30-летних (с небольшим перевесом над «аморалистами») и 50-летних, а вот молодежь, 40-летние (и с каким запасом!) и пожилые записали себя в стан «аморалистов». Причем сорокалетние – это какой-то кризисный возраст. Именно среди них преобладает мнение, что «грех – это уголовно-наказуемое деяние». Очень удобный постулат для оправдания мелких «пакостей».
Среди социальных страт «правильней» всего настроены домохозяйки и… коммерсанты, которые продолжают удивлять своей «порядочностью». А впрочем, в этом нет ничего неожиданного: просто им был создан имидж беспринципных торгашей, ради прибыли готовых на все. А жизнь показывает, что это далеко не так. Они такие же люди из плоти и крови, и коммерция для них порой не самое главное в жизни. Хотя отметим, что именно среди бизнесменов нашлись те, кто не считает грех за что-либо нехорошее. Студенты и пенсионеры разделились пополам, а вот безработные, рабочие и, что особенно печально, интеллигенция (26,4% – самый низкий показатель) – выступили за то, что «грех – это чистая аморалка». Мы так привыкли думать, что интеллигенция – это своего рода современное дворянство, цвет нации, совесть народа. А на поверку оказывается все не так просто. Наряду со студентами именно интеллигенция настроена больше всех считать грех только преступлением против Уголовного Кодекса. Не все золото, что блестит… И вот это-то и пугает.
4. Вера экстрасенсам
Табл. 4
|
Итого |
Мужчины |
Женщины |
Да |
2,7% |
2,3% |
3,1% |
Иногда |
25% |
15,4% |
34,6% |
Нет |
72,3% |
82,3% |
62,3% |
Теперь проанализируем немного другой аспект Веры. С первого он не имеет ничего общего с религиозностью. Отнюдь – к сожалению, Вера и суеверие ходят рядом. И многие плюсы в Вере отражаются минусами в суеверии, и наоборот.
Четверть населения города верят шарлатанам – 27,7%. И хотя немного успокаивает, что только 2,7% верят экстрасенсам безоговорочно, но все же общая цифра пугает. При этом – мужской прагматизм здесь играет позитивную роль, а женская безусловная вера – негативную. Среди мужчин только 17,7% экстрасенсоманов, среди женщин в 2 с небольшим раза больше – 37,7%. Доверчивость, к сожалению, не помогает отделить зерна от плевел.
Интересная картинка вырисовывается среди возрастных страт. Мы уже отмечали «безверие» пожилых. И здесь-то оно выступает как то самое зло, которое Бог направляет на доброе дело – пожилые не верят экстрасенсам – 78,1%. Наряду … с самой молодой стратой. «Пионеры и пенсионеры» на экстрасенсов смотрят с недоверием. Это плюс – «младое незнакомое племя» не дает себя оболванить и старается само во всем разобраться.
Особый разговор о 40-лених. В предыдущей главе мы уже говорили о «сумбурном поколении». Это поколение наиболее доверчиво ко всякого рода экстрасенсам-астрологам. Недалеко от них ушло поколение 30-летних. Они воспитывались в менее жестких идеологических условиях – у них нет той веры в свои идеалы, как у пожилых, но и нет прививки от всяких околонаучных «паразитов» – многое принимается на веру без проверки, у них нет того необходимого объема знаний, что дается молодым. Плюс важный факт – в 30 и в 40 лет наступает усталость от жизни, начинают прилипать болезни – и при проблеме, которую трудно разрешить официальной медициной, люди бросаются в крайность.
Среди социальных групп наиболее доверчивы домохозяйки – всего 47,6% прагматиков, остальные группы более-менее устойчивы (от 68,7% – среди безработных до 77,8% – среди коммерсантов). «Экстрасенсонеустойчивы» люди со средним образованием (55,2% – прагматиков по сравнению с 73,7% у высшего)… Вот и выходит – чем ниже уровень образования, тем сложнее людям распознавать белое и темное. Банальная истина, требующая повторения: учитесь Верить и учитесь не верить.
5. Вера в приметы
Табл. 5
|
Итого |
Мужчины |
Женщины |
Да |
9,2% |
5,4% |
13,1% |
Иногда |
47,7% |
35,4% |
60% |
Нет |
43,1% |
59,2% |
26,2% |
Примерно та же картина и с верой в приметы, причем гораздо более курьезная, чем с экстрасенсами. 56,9% населения – суеверы. Естественно, женщины в два раза суевернее мужчин.
Ситуация более курьезная хотя бы потому, что люди меньше доверяют конкретным людям, больше стечениям обстоятельств в неживой или неразумной природе. И это быстро превращает молодых в суеверов (64,4% - верят в приметы). У 30-летних происходит обратный скачок (47,4% – суеверных), и до рубежа в 60 лет тенденция роста (у 50-летних 53,6%) – суеверных) сохраняется, но на этом рубеже натыкается на так называемую «сталинскую стенку» (ее особенности и причины в гл1), и у тех, кому за 60, число суеверов падает до 47,8%. Отметим и необычную аномалию у 50-летних: 21,2% «полного доверия приметам, такой ситуации нет ни в одной другой возрастной страте.
Отметим, что особый иммунитет на приметы – у коммерсантов (всего-то 33,3% – суеверов). «Будешь верить во всякую чепуху – прогоришь», – объяснил один из респондентов. Полной их противоположностью являются студенты и домохозяйки (73,2% и 71,4% соответственно). Первые учатся, а учеба дается не всегда легко – студенческие суеверия были везде и всегда. О доверчивости домохозяек мы говорили выше. Как и следовало ожидать, люди с высшим образованием (54,4%) более прагматичны, чем получившие среднее образование (63,9%), но лакуна между ними не такая уж большая, чем стоило ожидать. Так что черной кошке у нас все еще доверяют…
Итак, перед вами полная картина человеческий предпочтений. Человек современный все-таки хоть и робко, неуверенно, но тянется к Богу, иногда флиртуя с экстрасенсами и суевериями. Не будем обольщаться, но и не будем демонизировать ситуацию (не так все катастрофично) – ситуация вполне нормальна. Но… есть тенденции (см. гл 3), которые стоило бы приостановить, и есть тенденции (см. гл. 1) стоило бы развить… Но это уже вопрос не к зеркалу социологии…
P.S. Автор выражает благодарность Светлане Никитиной за помощь, оказанную в сборе социологического материала.