Наталья Холопова
По эрьзинским местам
Путевые заметки
Саранск–Новороссийск–Геленджик–Саранск
Степан Эрьзя в 1921 году, когда едва завершилась гражданская война, ехал из Москвы в Новороссийск три недели. В пути было немало трудностей, вплоть до нападения на поезд бандитов. Скульптор вез свои работы и запасы мрамора из Екатеринбурга в отдельном товарном вагоне. В голодной и холодной Москве вновь обосноваться не удалось, и вместе с ученицей Еленой Мроз они решили отправиться к ее родителям на Кавказ. Вместе со Эрьзей поехал его старый педагог по Училищу живописи С.М.Волнухин, которому предложили место профессора во Владикавказе, и они были попутчиками до Ростова-на-Дону. Но в Ростове Сергей Михайлович, только что переболевший воспалением легких, совсем расхворался, и Эрьзя взял его с собой. 1 мая они прибыли в Новороссийск.
Сейчас поезд из Саранска до Новороссийска идет 33 часа. Наш поезд Воркута-Новороссийск долго шел мимо унылых предзимних равнин. Юг начал ощущаться только около Ростова, когда за окном выстроились пирамидальные тополя и кипарисы. Поразил широтой и величием спокойно и раздольно текущий Дон. Здесь же, в Ростовской области, обратила на себя внимание редкостная бедность и запущенность шахтерских поселков. Жены шахтеров зарабатывают продажей фруктов и съестного пассажирам проходящих поездов.
Ночной Новороссийск из вагона поезда выглядел округлой чашей, наполненной огнями, кое-где они отражались в море. Наутро мы поняли, в чем дело: город окружен горами, он расположился на берегу Цемесской бухты, а железная дорога проходит выше уровня берега. Новороссийск – город сравнительно небольшой, очень уютный и тихий, население его около 300 тысяч. Особый колорит придают ему аллеи высоких платанов и каштанов, тянущиеся до самого морского берега. И, конечно, присутствие моря, прекрасного даже зимой, его аромат ощущается даже в дальних уголках Новороссийска. Облик города определяют здания послевоенной постройки, поскольку в годы Великой Отечественной войны он подвергся почти полному разрушению.
Мы, двое сотрудников Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи, были приглашены в Новороссийский исторический музей-заповедник для участия в семинаре «Жизнь и творчество С.Д.Эрьзи», посвященном 45-летию со дня его смерти.
Семинар, посвященный жизни и творчеству С.Д.Эрьзи и его пребыванию на Кавказе, был содержательным. Ценным было сообщение директора Новороссийской детской художественной школы имени С.Эрьзи В.И.Сердюка. Именно он разыскал мраморную обнаженную С.Эрьзи. Он считает, что новороссийская работа – так называемая «Малая Ева» – сделана из одного куска с «Евой» (1919) на Урале.
Выступление старшего научного сотрудника Геленджикского историко-краеведческого музея Т.А.Нибиеридзе «Геленджик в судьбе С.Эрьзи и Е.Мроз» было посвящено пребыванию скульптора в Геленджике в 1916 и 1921 году и содержало немало интересных сведений о жизни Елены Мроз, о ее семье и творчестве, о взаимоотношениях с С.Д.Эрьзей.
С большим интересом научные сотрудники музеев Новороссийска и Геленджика выслушали выступление Е.В.Бутровой о формировании коллекции работ скульптора и судьбе произведений С.Д.Эрьзи в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств, а также мое сообщение о национальных корнях его творчества и посмотрели видеофильмы о мастере и о нашем музее.
В зале Новороссийского музея организована выставка «Возвращение С.Эрьзи» из фондов двух названных музеев и художественной школы. В экспозиции находятся работы С.Д.Эрьзи и Елены Мроз, их личные вещи и документы. Она позволила проследить основные этапы жизни и творчества С.Эрьзи, давала представление о пребывании скульптора в Новороссийске в 1921 году. Достаточно полный материал был представлен музеем Геленджика, где хранятся материалы о семье Е.И.Мроз и ее произведения. Особое внимание привлекли сделанные руками С.Эрьзи для Елены большой дорожный сундук, обитый кожей, и зеркало с резной рамой в виде дракона.
В экспозиции находятся также 3 скульптуры, которые сотрудники музея Новороссийска считают работами С.Д.Эрьзи. Одна – бесспорна, это гипсовая отливка с мрамора – «Сидящая девочка» из собрания нашего музея изоискусств. Другая работа незавершенная, это стоящая обнаженная, из мрамора, ее сотрудники зовут «Малой Евой», размер – в половину натуры. По пластике и мотиву она действительно очень близка С.Эрьзе. Ее обнаружили в 1970 году в земле, рядом с новороссийской мастерской С.Эрьзи. Третья работа – мелкая пластика, натурный этюд сидящей обнаженной женской фигуры 1952 года. Она приобретена у вдовы М.И.Нефедова – З.А.Нефедовой как скульптура С.Эрьзи. Принадлежность же ее скульптору по ряду причин крайне сомнительна.
В зале экспонируется и еще одна станковая скульптура – лежащая обнаженная размером в половину натуры, из серого песчаника. Поза несколько напоминает эрьзинскую «Волну», но в остальном ее сложно причислить к скульптурам С.Эрьзи. В ней заметны существенные недостатки в анатомии, пропорциях, в решении объема, особенно – в решении рук. Пластика – вялая и робкая. С большой долей вероятности эта работа относится к произведениям его ученицы Е.И.Мроз.
На следующий день мы совершили поездку в Геленджик. В 1921 году Эрьзя проходил пешком 40 километров от Новороссийска по горной дороге вдоль моря. В Геленджике Эрьзе пришлось похоронить С.М.Волнухина, к сожалению, его могила на городском кладбище до сих пор не найдена.
В настоящее время историко-краеведческий музей Геленджика экспозиции не имеет, и его здание ожидает реконструкции, поэтому сотрудники провели обзорную экскурсию по городу. Геленджик – небольшой курортный город, с красивой набережной и бульваром, с уютными гостиницами и кафе на берегу моря. Можно не сомневаться, что Эрьзя бывал здесь с большим удовольствием. Впервые он приехал сюда летом 1916 года, последний – в 1926 году, перед самым отъездом за границу.
Двухэтажная деревянная дача семьи Мроз стояла метрах в двухстах от морского берега. Во второй половине 1930-х годов, когда отец Елены И.И.Мроз был репрессирован, дачу отобрали. В 1980-х годах ее передали Геленджикскому музею. Был подготовлен проект реставрации дачи, но из-за отсутствия средств после 1993 года она подверглась полному разрушению, а земля на берегу моря у музея была отобрана и приватизирована. На месте дачи Ипполита Мроз, по улице Лейтенанта Шмидта, 1, сейчас строится частная гостиница.
В Геленджике С.Эрьзя жил до осени, сделал из дуба скульптуру «Летящий», она хранится в нашем музее изоискусств. Затем с осени 1921 года перебрался в Новороссийск, выполнил бюсты К.Маркса и В.И.Ленина, работал над проектом памятника «Павшим борцам революции». Сохранились ли бюсты, до сих пор не выяснено. Для того чтобы прокормиться, скульптор вместе с Еленой Мроз делал на продажу кукол, свистульки, и даже нанимался выгружать пароходы. В марте 1922 года он уехал в Батуми.
Во второй половине дня мы познакомились с Музеем истории цемента Новороссийского цементного завода, включающего мемориальную квартиру писателя Ф.Гладкова, автора романа «Цемент», экспозиция которого занимает два этажа и выполнена на весьма высоком уровне. В период пребывания в Новороссийске С.Эрьзя подружился с Ф.Гладковым, но затем, в Москве, в 1950-х годах, писатель, трижды лауреат Сталинской премии, не захотел узнавать полуопального скульптора, вернувшегося из Аргентины.
В оставшееся перед отъездом домой время мы еще успели увидеть в Новороссийске литературный музей писателя Н.Островского, великолепные музейные экспозиции, удостоенные премии в области культуры и искусства Краснодарского края – диорамы отдела природы, зал интерьеров «Старый Новороссийск», а также зал-кладовую «Историческое золото и серебро».
В завершении нашего 62-часового пребывания в Новороссийске мы посетили памятник-ансамбль «Малая земля», который находится на берегу моря, в одном из микрорайонов города. И скульптурные композиции, и мемориальный зал, находящийся внутри одной из скульптурных композиций, производят очень сильное впечатление.
На обратном пути в Саранск наш вагон заполнили демобилизованные из армии солдаты. Совсем мальчишки, они свои скромные сбережения с детской нерасчетливостью тратили на сладости и мороженое и отсыпались беспробудным сном на голых полках. Ничего страшного о дедовщине в армии они не рассказывали.
Поездка в Новороссийск, проводившаяся в рамках проекта отдела искусства Мордовии «Судьбы произведений С.Эрьзи», была достаточно продуктивной. Мы убедились в несомненной обоюдной пользе дальнейших научных контактов с сотрудниками музеев Новороссийска и Геленджика, где помнят и высоко ценят мордовского скульптора. Но также и в том, что для исследователей его биографии и творчества по-прежнему гораздо больше вопросов, чем ответов.
...Кто же автор «Обнаженной»?
Скульптура, о которой пойдет речь, известна достаточно давно. Она была обнаружена в Новороссийске в 1970 году при рытье котлована неподалеку от места, где находилась мастерская С.Д.Эрьзи в период пребывания его в городе в 1921–1922 годах. Первоначально она попала в мастерскую архитектора города Г.Наджаряна. Затем оказалась в детской художественной школе, ныне носящей имя С.Д.Эрьзи.
Эта скульптура под названием: «Ева» (фигура). Уральский мрамор. Высота – 135 см» включена в каталог работ С.Эрьзи, созданных до 1927 года, в альбоме В.С.Дворецкой «Степан Дмитриевич Эрьзя». Автор указывает, что внесена она в каталог по письменному сообщению от 14 мая 1979 года главного художника Новороссийских художественно-производственных мастерских Ю.В.Чернова. О той же скульптуре, как о вновь обнаруженной работе С.Д.Эрьзи, писал в своей книге «Эрьзя вдохновил» М.Д.Ильяев.
Авторство С.Д. Эрьзи не вызывает сомнений также у директора Новороссийской детской художественной школы имени С.Д.Эрьзи В.И.Сердюка, который является автором идеи назвать скульптуру «Малая Ева» по аналогии с «Евой» 1919 года («Большая Ева»), созданной на Урале и хранящейся в МРМИИ имени С.Д.Эрьзи. В.И.Сердюк считает, что первая скульптура изображает героиню до грехопадения, целомудренной и юной, а вторая – пережившей грехопадение. Поэтому встает вопрос не только об авторстве, но и о названии скульптуры, о введении ее в круг мифологических образов.
Что касается авторства, то даже визуальное впечатление позволяет предполагать, что и композиционное, и пластическое решение действительно очень близки С.Д.Эрьзе. Фигура «Обнаженной» (будем так ее называть) решена компактной массой, цельным нерасчлененным объемом. Это дает ощущение плотности, материальности. Тот же прием применяется в скульптуре «Ева» (1919, мрамор, МРМИИ имени С.Д.Эрьзи) и «Обнаженной» (другое название – «Девушка», 1922, грецкий орех, ГРМ). Правая рука новороссийской «Обнаженной» опущена вдоль тела и держит спускающееся до земли покрывало. Этот мотив используется им не однажды в жанре ню – в двух вышеназванных работах, а также в двух произведениях, известных по архивным фотографиям – «Еве» 1917 года и еще одной мраморной «Обнаженной». Меняется только рука, держащая покрывало, – то левая, то правая. Левая рука новороссийской «Обнаженной» согнута в локте и смущенном жесте, прикрывая грудь, касается волос. Лицо стыдливо опущено. Такой позы (положение головы и правой руки) в известных работах скульптора более не встречается. В «Еве» 1919 года голова героини низко опущена на плечо, а в большинстве других статуй голова повернута в противоположную от туловища сторону, что придает скульптурам динамику и выявляет разнообразные психологические состояния героинь. Так поступает автор в скульптурах «Утро», «Деревенская Венера», в «Обнаженных» 1922 и 1930 года. А в «Монголке» – поворот фигуры особенно динамичен и резок.
В новороссийской «Обнаженной» использован классический прием равновесия позы – контрапостная постановка фигуры, где согнутому правому колену соответствует выпрямленная правая рука, а выпрямленной левой ноге – левая рука, согнутая в локте. Это дает ощущение уравновешенного движения. С.Эрьзя прибегал к этому приему и в ряде других «Обнаженных», хотя и не всегда. Отступления каждый раз были ради определенной цели. Эрьзя сознательно нарушал равновесие, лишал позу гармонии, например, в «Еве» 1919 года, создавая ощущение неустойчивости позы на грани нарушения равновесия, т.е. пластической аллегории податливости чужому мнению, грехопадения. В «Деревенской Венере» – это впечатление мощи, способности к активному действию, тяжелая грация физически сильной женщины. В «Утре» – это образ юности, которому соответствует стройность тела, легкость силуэта и певучесть линий. Как всегда у Эрьзи, внешнее движение сопрягается с эмоционально-психологической драматургией образа.
В новороссийской «Обнаженной» – иной возраст, иной тип женского обаяния, – иные качества: стыдливость, закрытость. Автор избирает камерный масштаб, изображая юную женщину, почти девочку, со свежей, едва расцветающей красотой. Она лишена внутреннего напряжения, не активна. Ритм линий, округлый, замедленный. Это полусон, неразбуженность чувств. Во всех формах тела – узких, опущенных плечах, форме груди, живота – сквозит нечто незрелое, ощущается желание героини сжаться в комок, замкнуться. Ее нагота выглядит вынужденной, почти насильственной. В напряженной позе – скрытое сопротивление, страх.
Такой же камерный масштаб, сходный женский тип, и в «Девушке» из ГРМ 1922 года, но ей скульптор придает весомость пластических масс, создает ощущение жизненности, юной, здоровой красоты, легкого вызова.
Новороссийская «Обнаженная», конечно, не завершена. Но она уверенно изваяна из мраморного блока типичным для С.Д.Эрьзи методом «прямой рубки». Проработаны мелкие детали – черты лица, кисти рук, точно взяты пропорции, имеющие сходство с «Девушкой» из собрания ГРМ. Здесь та же обобщенная форма, сглаженность переходов, перетекание объемов. Полировка мрамора лишь добавила бы светотеневые возможности. Новороссийский мрамор очень напоминает ураль-
ский: присутствует тепловатый оттенок, а в нижней части скульптуры видны серо-голубые включения. Таким образом, по жанру, по композиционным и пластическим приемам, по особенностям материала новороссийскую «Обнаженную» с большой долей уверенности, на мой взгляд, можно включить в круг скульптур С.Д.Эрьзи.
Ну а можно ли считать ее «Евой»? Широко известная «Ева» (1919, мрамор, МРМИИ имени С.Д.Эрьзи) – до смерти скульптора оставалась в его мастерской, он высоко ее ценил. В этой скульптуре «Ева» – томная и сладострастная, с округлыми цветущими формами; покорная, подчинившаяся воле змея. Образ, созданный Эрьзей, – совершенно самостоятелен, он не имеет ничего общего, например, с трактовкой Родена.
«Ева» 1917 года, известна нам по фотографии – открытке из личного архива скульптора. Она не включена даже в достаточно полный каталог В.С.Дворецкой. Е.В.Шабалова писала об этой работе: «Фотография этой работы сохранена в одном из альбомов С.Д.Эрьзи в государственном Русском музее. Она изображает юную женщину, пропорционально сложенную, которая стоит, повернув голову к правому плечу, прикрыв лицо правой рукой, словно стыдясь своего отношения к происходящему; ее левая рука закрывает змея – искусителя, поднимающегося по левому бедру. На лице «Евы» заметен оттенок страдания. Трактовка образа ближе к роденовской, чем в скульптуре 1919 года». Когда и как С.Д.Эрьзя расстался с этой скульптурой – неясно. Здесь содержание образов не вызывает сомнения.
Что касается новороссийской «Обнаженной», то трактовку образа все же нельзя однозначно связать с Евой. Вместе с тем скульптор мог разрабатывать образ во многих вариантах. Поиски могли привести его и к образу совсем юной, целомудренной «Евы», если считать таковой новороссийскую «Обнаженную». Пока неясны и причины, по которым скульптор не окончил работу и не стал забирать ее из Новороссийска, когда возвращался в Москву Возможно, этот творческий ход мог не показаться ему перспективным рядом с уже найденными вариантами. А пока очевидно, что данная скульптура заслуживает дальнейших всесторонних исследований.