Олисава Тугова: "Я слишком люблю своих персонажей"

 

 

Мне пришлось стать писателем, потому что однажды мне захотелось написать о тех людях, о которых, кроме меня никто не напишет. Чтобы их помнили, чтобы о них узнали. Так появилась внутренняя концепция: все мои произведения основаны на реальных событиях, большинство персонажей – те, кто действительно встретился мне на жизненном пути. Я считаю, что о любой, даже самой обычной человеческой жизни можно написать, как минимум, рассказ, потому что бесследно ни одна не прошла. Мне повезло, мне встречались удивительные, прекрасные, героические люди. Один из таких – простой, рыбинский паренек, чья судьба легла в основу для повести о Лисе. В его характере отразились черты всего нашего поколения, рожденных в конце восьмидесятых. Как раз сейчас, на временном расстоянии, происходит переосмысление, выделение каких-то общих черт поколения, осознание их идеалов, героев, образных доминант. Прежде всего, я бы отметила – стремление к чему-то невероятному, необыденному – подросшее в нищете и страхе девяностых поколение – устремилось в сказку, в которую искренне верили. И у каждого эта сказка была своя. Лёнька Лис поверил в идею родового поместья, в нём болела тоска по утраченной семье, по любви и заботе, ведь в отличие от младших сестер и брата, он хорошо помнил, что такое любовь родных. Умение брать ответственность за свою жизнь и жизнь близких – тоже черта нашего поколения – и убежденный в этой ответственности за других 22-летний юноша пытался сделать других счастливыми, не успевая разобраться, а что же именно нужно им для счастья. И, конечно, встретил сопротивление. Его жизнь оказалась короткой, но мне было важно, чтобы в книге он остался живой, чтобы сохранилась надежда на светлый финал, потому что герой переосмыслил стратегии и мотивы своего поведения, душевно вырос – и по законам литературного жанра – победил. Когда в 2010 году погиб в Дагестане прототип Яшки Чайкина, стало ясно, что вот ещё один герой своего поколения – и про него обязательно надо рассказать людям. Я магистр филологии, но литературного опыта у меня не было, но я решилась, потому что понимала, что если я не напишу книгу, то про Яшку никто не узнает. Так появилась «Волжская чайка онлайн», написанная в соавторстве с Евгением Сафроновым. А потом – и замысел повести о Лисе.

Создавать литературное произведение, основываясь на реальных событиях оказалось непросто. Из множества событий было важно выделить главные, сюжетообразующие, те, что формируют характер персонажа, раскрывают его. Отличить главное от второстепенного в ворохе собранного фактографического материала сложно, но пришел опыт, что следует опираться на основную идею и безжалостно удалять лишнее, не затрагивающее её, даже если это были интересные случаи из жизни. Конечно, я не могла знать, что в тот или иной момент было в мыслях и в душе героя, это приходилось додумывать, зачастую эпизод рождался из одной фразы, например: «Яшка никогда не чистил мандарины, он их просто разрывал пополам». Поэтому требовалось полное соединение с сознанием героя, срастание с ним, одновременное отождествление с собой на уровне памяти общего поколения – и признание его уникальности. Так сложились основные черты моей поэтики, которые один литературный критик обозначил следующими словами: «Ты слишком любишь своих персонажей». Это действительно так. Я их люблю. Прежде всего, я стараюсь разглядеть в человеке прекрасное, возвышенное, светлое, сильное. Я убеждена, что литература сейчас нуждается в сильных, положительных персонажах, мы все устали от слабости, безыдейности, уныния, чернухи – пришло героическое время. И на переходном этапе этого процесса – мои персонажи, такие живые, такие реальные и такие любимые. Читателям они тоже понравились, началась моя литературная биография, были и публикации, и литературные семинары, и различные награды. Я повышаю литературное мастерство, работаю, не останавливаюсь на достигнутом, но для меня по-прежнему самое важное то, что я рассказываю о тех, о ком кроме меня никто не расскажет.  Заодно и делюсь опытом с другими писателями, с теми, кто только приходит в литературу, веду для них лито «Солнечный круг». Поэтому так сложилось, что читаю я сейчас в основном рукописи, которые мне присылают, иногда – книги современных молодых авторов, которые привожу в огромном количестве со всех семинаров (однажды мне даже пришлось выбросить из рюкзака свою одежду, чтобы привезти книги). Но есть классики, которых я перечитываю для вдохновения: это Паустовский, Бунин, Казаков, Шмелёв, Лев Толстой. Я помню, как было сложно мне, начавшей писать достаточно поздно, не знавшей о существовании структуры литературных объединений, союзов писателей. Мне были ближе как раз темы армии, так как я выросла в воинской части, а потом, когда магистра филологии без опыта работы никуда не взяли, пришлось пойти туда служить по контракту. Сейчас в моей биографии есть командировки в «горячие точки», в том числе в 2008 году – в Цхинвал, об этом сложно говорить в рамках статьи в литературном журнале, но если собрать в один ассоциативный ряд опыт прошлый и опыт недавний, из поездок с зону СВО, то для меня это тяжелые берцы с налипшей землей, которая забивается в подошву и от этого они просто неимоверно много весят, это необходимость долго-долго ходить в обуви и даже не всегда снимать её на ночь, это бесконечные дороги, ожидания, несостыковки, и снова бездеятельные ожидания, когда ты не можешь расслабиться, но и не делаешь ничего полезного, это то, что сначала ты внимательно прислушиваешься к звуку снарядов, учишься определять их калибр и потенциальную опасность, потом – перестаешь, то, что сначала ты соизмеряешь свое местоположение с тем, где случился обстрел: «Вот тут я проезжала десять минут назад\вчера\утром», потом перестаешь. Это то, что чаще всего непросто оценить ситуацию, если нет рядом опытного военного, который сможет прокомментировать, что происходит, откуда бьют, покажет на беспилотник, рассыпанные «лепестки», похожие на обломки пластика, растяжки с ржавой проволокой. Я до сих пор внимательно смотрю под ноги, но уже не падаю на землю во время фейерверков (хотя теперь их очень не люблю и не понимаю такое развлечение). И на уровне подсознания знаю, что я могу умереть в любой момент. О том, что я видела, непременно надо написать, рассказать, запомнить, но это будет позже, пока я ещё живу в этом, дышу и чувствую, для меня это настоящее. А мне для создания художественного произведения важно отделиться от настоящего, переосмыслить произошедшее, которое уже прожито. У меня есть написанный, но не изданный роман «Райдо» - он про моего друга Евгения Сафронова, про ещё одного представителя поколения конца восьмидесятых со странной, но красивой мечтой посадить сад. Его нужно было издать до начала СВО, теперь будут актуальны другие тексты и нужно писать новое, живое героическое, но я верю, что и роман про Женю когда-нибудь выйдет к людям, тем более, что там в качестве второстепенных персонажей есть и Лёнька Лис, и Яшка Чайкин. Поживем - увидим – и напишем!