Музыкальная страница
«DEEP PURPLE»
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ… И ЗАВТРА?
Ричи Блэкмор, Ян Гиллан, Йон Лорд, Роджер Гловер, Ян Пейс… Кому из поклонников рок-музыки не известны эти имена?! Выдающиеся музыканты: гитарист, вокалист, клавишник, басист и барабанщик… Они родились в разное время и в разных городах, но – волею случая или судьбы – встретились однажды, чтобы стать «deep purple».
Все началось с того, что органист лондонской церкви Св. Терезы Йон Лорд (род. 9.06.1941) пригласил уже довольно известного гитариста Ричи Блэкмора (род. 14ю04.1945), работавшего в группах «Savages», «Crusaders», с Джерри Ли Льюисом и другими исполнителями, для создания собственного проекта: будучи страстным поклонником рока и классики, Лорд мечтал соединить в своем творчестве эти два, казалось бы, несовместимых направления. Остальными участниками группы стали барабанщик Ян Пейс (род. 29.06.1948), басист Ник Симпер и вокалист Род Эванс.
Летом 1968 года выходит первый сингл новой группы «Hush» («Тише») и сразу же попадает в американский хит-парад. Вслед за ним – первый диск-гигант «The Shades Of Deep Purple» («Оттенки глубокого багрянца») с оригинальной (более медленной и тягучей) версией знаменитой битловской песни «Help!» В том же – 1968 – году – еще один альбом: «The Book Of Taliesyn». Именно на нем представлены начальные эксперименты Лорда по сближению классики и рока. И, наконец, в 1969 году – последний альбом группы в этом составе, названный просто «deep purple».
Уже на этих дисках прослушиваются нестандартные ходы, новые мелодические решения и незаурядное мастерство музыкантов. Все три альбома пользовались большим успехом в Америке. В Англии же группа была практически неизвестна. Тогда Блэкмор, Лорд и Пейс решают играть новую музыку – более мощную, экспрессивную, тяжелую – и меняют состав группы, из которой уходят Симпер и Эванс.
Как раз в это время начинает набирать силу «прогрессивный рок» (так тогда называли хард-рок). По всему миру прогремел второй альбом «Led Zeppelin», готовился к выпуску и дебютный диск «Black Sabbath». К тому же музыканты «deep purple» стремились к известности на родине. «И мы решили»,– говорил позднее Блэкмор в одном из своих интервью,– сделать что-то у себя дома». Вместо ушедших Симпера и Эванса были приглашены вокалист Ян Гиллан (род. 19.08.1945) и басист Роджер Гловер (род. 20.11.1945) из группы «Episode 6». Этот состав «deep purple» называют «классическим».
Прежде всего музыканты решают воплотить в жизнь проект Йона Лорда – «Concerto For Group And Orchestra» (Концерт для группы с оркестром). Концерт был записан 24 сентября 1969 года в Альберт-холле в Лондоне вместе с Королевским филармоническим оркестром и вышел на пластинке в начале 1970 года. Лорду удалось получить своеобразный синтез классической музыки в силе барокко и виртуозного рока. Об успехе эксперимента свидетельствует то, что он был воспринят восторженно и почитателями классики, и знатоками рока.
В 1971 году Йон Лорд с Яном Пейсом, Роджером Гловером и симфоническим оркестром выпустил еще одну пластинку в этом же стиле – «Gemini Suite» («Сюита о Близнецах»), и она повторила успех «Concerto For Group And Orchestra».
Но все же тот неповторимый «deep purple», который действительно потряс весь мир, начался в 1970 году, когда вышел знаменитый альбом «deep purple In Rock» и сингл «Black Hight» («Черная ночь»). Бьющая через край энергия, драйв и великолепное соло гитары Блэкмора, мощный, раскатистый бас Гловера, супербарабаны Пейса, разбавленные виртуозными партиями органа Лорда плюс драматический, экспрессивный, красивый вокал Гиллана явили миру новых «deep purple», именно тех, которых знает каждый уважающий себя рок-меломан. Особенно поразила слушателей десятиминутная композиция «Child In Time» («Дитя во времени»), где Гиллан демонстрирует поистине чудеса вокального искусства, а Блэкмор – высшую степень гитарной техники. К группе пришла мировая известность, диск стал «золотым». Музыканты с успехом объехали Европу, Америку и Австралию. Восторгу зрителей на концертах не было предела. Музыкальные критики тоже отнеслись к «deep purple» доброжелательно.
В это время Гиллана приглашают на запись рок-оперы Эндрю Ллойд Уэббера «Иисус Христос – Суперзвезда» (главная партия). Это сыграло свою роль в популярности группы: выдающееся исполнение партии Христа Яном Гилланом привлекло к «deep purple» новых поклонников.
Своим следующим альбомом «Fireball» («Комета»), выпущенным в 1971 году, музыканты показали, что они не любят повторяться. «Fireball» разительно отличался от «deep purple In Rock». Появились элементы психоделии, арт-рока («The Mule»), кантри-энд-блюза («Anyone’s Daughter»). А «No One Came» вне всякого сомнения, написана не без влияния великого Джимми Хендрикса. Лучшей композицией альбома считается «Fools» («Дураки»), в котором Блэкмор извлекает из своей чудо-гитары виолончельные звуки. Намного позднее, в 1990 году, Гиллан скажет: «Это мой самый любимый альбом из всех, что когда-либо записывали «deep purple», он как бы стоит в стороне от других».
Весь 1971 год прошел в непрерывных гастролях. В поездках у музыкантов часто случались различные казусы и неприятности. То у Блэкмора перед концертом откуда-то брался сильнейший насморк – и это летом! То Гиллан, злоупотребив пивом, оказался в больнице с приступом печеночной колики. Ян Пейс однажды где-то потерял свои барабаны. А у Лорда из грузовика, перевозившего инструменты, вывалился и разбился орган. К счастью, на творчество группы эти «приключения» никак не влияли.
В том же, 1971 году, музыканты отправляются в швейцарский город Монтрё для записи очередного альбома. Но здесь «Deep Purple» ждал удар: студия, расположенная на берегу озера, в живописнейшем месте, сгорела. Глядя из окна отеля на унылую картину пожара и стелящийся над озером дым, Гиллан написал текст замечательной песни «Smoke On The Water» («Дым над водой»). Слушая ее, думаешь: вот уж, действительно, нет худа без добра! Ведь не будь пожара, неизвестно, появилась бы на свет это произведение, которое по праву считается одной из лучших, самой популярной композицией группы.
Студия сгорела – и нужно было срочно решать, где же записывать альбом. Выход был найден: запись была сделана в холле отеля с помощью передвижной студии. Альбом, названный «Маchine Head» («Одержимый автомобилями»), появился в продаже в 1972 году. Альбом производит сильнейшее впечатление. Незабываемо соло Лорда в стиле барокко («Highway Star»): будто сам Иоганн Себастьян Бах помогал «Deep Purple» записывать эту песню. Великолепна и блюзовая композиция «Lazy» («Ленивец»). Естественно, на пластинке нашлось место и для «Smoke On The Water». В этом альбоме столько гармонии, изысканного вокала Гиллана, виртуозных соло Блэкмора и Лорда, что диск можно оценить только как суперпрофессиональный.
«Deep Purple» были на вершине своего творческого дарования и достойно занимали место в великом триумвирате: «Led Zeppelin» – «Deep Purple» – «Black Sabbath». Но если «Led Zeppelin» и «Black Sabbath» – группы совершенно некоммерческие, то «Deep Purple» играли более популярную музыку, выпускали синглы и сборники хитов. Многие их песни занимали верхние строчки хит-парадов по обе стороны Атлантики.
После выхода «Machine Head» последовали гастроли в разных странах, в том числе в Японии. Запись японских концертов была выпущена на двойной пластинке «Made In Japan» («Сделано в Японии») – 1972 год.
Но вот тогда в творчестве группы наступил перелом. Рассказывает Йон Лорд: «До 1972 года у нас было все прекрасно. А потом из нас сделали машину для делания денег. Почти весь 1972 год мы провели на гастролях в США. Там-то все и началось – устали. Гиллан и Блэкмор начали ссориться, а наши менеджеры хотели выжать лимон до капли». Вполне естественно, что альбом 1973 года – «Who Do We Think We Are» («Что мы о себе думаем») получился хуже предыдущих трех. Нет, конечно же, он был сделан профессионально, но впервые у «Deep Purple» появляются штампы и повторы. Ян Гиллан так говорил об этом периоде группы: «Мы совершенно не знали, в каком направлении идти дальше, и вдохновение покинуло нас. Единственное, что у нас тогда оставалось – это профессионализм. Период 72-73 годов был очень сложным и весьма печальным для группы...» И, к огорчению миллионов поклонников, не видя дальнейшей перспективы в «Deep Purple», Гиллан и Гловер уходят, чтобы начать сольную карьеру.
Поиски нового вокалиста и бас-гитариста были недолгими: вскоре (в 1974 г.) в продаже появляется альбом «Burn» («Гори») с Дэвидом Кавердейлом (вокал) и Тленном Хьюзом (бас-гитара). Диск был встречен поклонниками «Deep Purple» неодинаково. Одних он разочаровал, другие восприняли его хорошо. Но все же было ясно: это нечто иное – не «Deep Purple». Высоко оценивая вокальные способности Кавердейла, приходится сознавать, что он значительно уступает Гиллану и не вписывается в классическое звучание группы.
Альбом «Stormbringer» («Несущий бурю») – 1974 год – говорил о том, что час заката «Deep Purple» недалек. Недоставало энергетики, драйва, фантазии. Даже гитарные партии Блэкмора стали более однообразными. Со всего диска можно выделить только красивую балладу «Soldier Of Fortune» («Солдат удачи»). Недовольный результатом, Блэкмор также оставляет «Deep Purple» и организует группу «Rain-bow».
Теперь от «Deep Purple» осталось только название. Пришедший на место Блэкмора гитарист Томми Болин не смог заменить великого маэстро рока. И после выхода самого слабого в истории группы альбома – «Соте Taste The Band» («Попробуй группу на вкус») в 1975 году от «Deep Purple» отвернулись даже самые преданные фанаты. В 1976 году «Deep Purple» прекращает свое существование...
...Молчание группы длилось целых восемь лет. В это время успешно выступает со своей новой группой «Rainbow» Ричи Блэкмор; Кавердейл, Лорд и Пейс играют в «Whitesnake»; Гловер занимается продюссерской деятельностью, а Гиллан работает сольно – и один год даже в «Black Sabbath».
Но вот весной 1984 года – ошеломляющая и радостная для поклонников «Deep Purple» весть: группа снова вместе и в «классическом составе. Йон Лорд говорил: «Мы хотели вернуться к себе такими, какими были в 1972 году, делать ту нашу музыку, нить которой мы порвали».
После недолгих репетиций музыканты отправились в студию и записали альбом с ироническим названием «Perfect Strangers» («Абсолютно незнакомые люди»), «Deep Purple» удалось вернуть ту атмосферу начала 70-х, к которой они так стремились. Нельзя сказать, что «Perfect Strangers» получился лучше, чем «Machine Head» или «Fireball», но эта был настоящий «Deep Purple» – а его так заждались все любители рока!
Через три года, в 1987, выходит следующий альбом «классического» состава «The House Of Blue Light» («Дом голубого света»). По словам Яна Гиллана, этот альбом так же, как и «Fireball», стоял как бы в стороне от других. «У него особое звучание, что свидетельствует о нашем желании не задерживаться на одном месте» (Гиллан).
И Гиллан прав – слушая этот диск, понимаешь, что музыканты находились в поиске, экспериментировали, изобретая новые созвучия и гармонии.
Казалось бы, все трения позади, и теперь остается лишь ждать от «Deep Purple» следующих альбомов. Но опять не поладили строптивый Блэкмор и гордый Гиллан, и последний хлопнул дверью.
...Прошло два года. Блэкмор и Лорд вновь собирают группу. В составе появляется новый вокалист – Джо Линн Тернер, коллега Блэкмора по «Rainbow». Вместе они записывают альбом «Slaves And Masters» («Рабы и господа») – 1990 год. Комментарий Роджера Гловера: «Из всего, что мы сделали в последние годы, это ближе всего к «Deep Purple». Когда мы работали над этой пластинкой, Блэкмор говорил, что испытывает такие же чувства, что и во время работы над «Маchine Head».
Чувства чувствами, а вокал Тернера – все же не вокал Гиллана. В очередной раз было доказано, что заменить главного вокалиста «Deep Purple» невозможно...
Но поистине – неисповедимы пути Господни...
В 1994 году вдруг неожиданно, забыв старые обиды, возвращается Гиллан. Группа дает несколько концертов, один из которых транслируется на весь мир. У нас он был показан в программе РТВ «Ностальжи – музыка всех поколений». Думаю, что поклонники «Deep Purple» в нашей стране (а их очень много) с восторгом восприняли это великолепное шоу. Хотя – и об этом приходится сказать – концерт получился в общем-то скандальным. До выступления музыканты поссорились, и неугомонный Ричи, не сдержав своих чувств на сцене, выплеснул стакан воды в лицо Лорду. Но тот невозмутимо продолжал играть. Ведь люди пришли слушать музыку, а не смотреть клоунаду. Постепенно Блэкмор успокоился, и концерт пошел нормально. Но после выступления Ричи все-таки оставляет группу, разорвав контрактные обязательства. «Deep Purple» выручил знаменитый гитарист Джо Сатриани, согласившийся доиграть с ними гастрольный тур. А вскоре штатным гитаристом группы стал Стив Морс, никогда прежде хард-рока не игравший.
Когда готовился этот материал, газеты сообщили радостную для всех поклонников «Deep Purple» новость: наконец-то, после шести лет молчания группа выпускает альбом под названием «Purpendicular».
Итак, сегодня – новый альбом. А что ожидает группу завтра? Ответить на этот вопрос, наверное, невозможно – «Deep Purple» слишком непредсказуемое явление в рок-музыке.
ДИСКОГРАФИЯ «DEEP PURPLE»
The Shades Of Deep Purple, 1968
The Book Of Taliesyn, 1968
Deep Purple, 1969
Concerto For Group And Orchestra, 1970 (Live)
Deep Purple In Rock, 1970
Fireball, 1971
Machine Head, 1972
Made In Japan, 1972 (2LP-Live)
Purple Passages, 1972 (2LP-Live)
Who Do We Think We Are, 1973
Burn, 1974
Stormbringer, 1974
Mark 1 And 2, 1974 (2LP-Live – сборник)
Come Taste The Band, 1975
24 Carat Purple, 1975 (сборник)
Made In Europe, 1976 (Live – запись 1975 г.)
Powerhouse, 1977 (Live – запись 1970 г.)
Last Concert In Japan, 1977 (Live – запись 1972 г.)
The Singles: A's And B's, 1978 (сборник)
When We Rock, We Rock And When We Roll, We Roll, 1978 (сборник)
New Live And Rare, 1978 (Live – сборник)
The Mark 2: Singles, 1979 (сборник)
Deep Purple In Concert, 1980 (2LP-Live – запись 1969 г.)
Deepest Purple, 1980 (сборник)
Live In London, 1982 (Live – запись 1971 r.)
Perfect Strangers, 1984
Knocking On Your Back Door, 1985 (сборник)
The Anthology, 1985 (сборник)
The House Of Blue Light, 1987
Nobody Perfect, 1988 (2LP-Live)
Scandinavian Night, 1988 (2LP-Live)
Slaves And Masters, 1990
Purpendicular, 1996
Материал подготовил Дмитрий Ипполитов