«Властелин сердец» – так называется один из его персональных русскоязычных сайтов. По нему сохнут миллионы девчонок не только в Соединенных Штатах Америки, но и во многих других уголках планеты. Оно и понятно – фарфоровая кожа, бездонные голубые глаза, чуть вьющиеся каштановые волосы очень даже располагают к подобному пиетету. Лично мне, конечно, было бы тяжеловато увлечься пусть и красивым, но, мягко говоря, невысоким мальчиком с писклявым голосом и обгрызенными ногтями, но Элайдже Вуду – а речь именно о нем – все нипочем. Разбивал, разбивает и, скорее всего, будет разбивать девичьи сердца в неограниченных количествах. Хотя, конечно, ни одна из его поклонниц даже близко не догадывается, о ком мечтает, имея самое смутное представление о личности Элвуда (так зовут Элайджу друзья). Я, конечно, тоже не знаю его лично, но на уровне психоанализа, построенного на плотном изучении биографических данных, позволю себе сделать кое-какие выводы, которые и представляю вашему вниманию.
Его карьера начиналась просто до смешного. Минуя тернии, он рванулся к звездам в возрасте семи лет, поразив на смотре Гери Скалзо своими талантами до глубины души. Затем было ступенчатое, но успешное развитие – мальчик снимается в фильмах, ни один из которых нельзя даже с натяжкой назвать шедевром, мечтает стать моделью, снимается в клипах. Практически все его фильмы, включая небезызвестного «Гекльберри Финна», критики относят к разряду посредственных. Однако судя по отзывам зрителей – фильм был неплохим. Качественно сыгранный Вудом Гек Финн произвел очень симпатичное впечатление на видевших картину. Сага о дружбе дельфинов и мальчиков «Флиппер» до сих пор производит на неокрепшие души подростков действие ракеты, начиненной добром. Каждый из тинейджеров, посмотревших «Флиппера», считает отныне своим долгом заботиться о морской флоре и фауне не меньше, если не больше, чем о собственной собаке или кошке. Правда, ни один критик не счел возможным отозваться о работе Элвуда хоть сколько-нибудь неодобрительно, отмечая, что даже в по-настоящему «отстойных» картинах с его участием если и было на чем глаз упокоить – так это на симпатичной и, без сомнения, отмеченной печатью таланта мордашке Элайджи.
Минуя не особо важные для нас вехи в жизни и творчестве Элвуда, обратимся сразу к «Факультету» Родригеса, картине, сделавшей парня известным даже у нас в России. Данная лента отнюдь не выбилась из плеяды «нешедевров», не стала гениальной, не прославила исполнителя главной роли на весь честной мир. Но – эту картину, с моей точки зрения, можно считать эпохальной. Почему? Отвечу. Помните – «блаженни нищие духом, яко их есть Царство небесное»? Так вот, образ Кейси Коннора вполне соответствует данной формулировке. Образ спасителя мира, ранее всегда олицетворявшийся какими-нибудь горами мышц или безднами интеллекта, ныне представлен малохольным придурком из средней школы, увлекающимся фотографией (что, скорее всего, скопировано с реального Вуда), занудой и отличником, которого регулярно лупят однокашники. Однако именно он освобождает Землю от экспансии инопланетных чудищ именно благодаря своему отшельническому складу ума и склонности к анализу. Заметьте, Делайлу, давно любимую и желанную девушку, Элвуд чмокает в губы с сомкнутыми челюстями, как партизан на допросе! И это в наше-то время! Такие подробности не только бросаются в глаза, но и заставляют многих пересмотреть свои взгляды на подростковую сексуальность – может быть, если ЕМУ не стыдно быть сдержанным, то это и вообще ни капельки не позорно, а даже желательно? За это Элайдже Вуду низкий поклон и большое человеческое спасибо. Парень, который, будучи повсеместно известным актером, может позволить себе не уметь целоваться (или, что одно и то же, не демонстрировать своего умения) в лучших традициях Голливуда, достоин занесения в анналы истории.
Однако можно век провести в безвестности, а потом неожиданно для самого себя выстрелить, как чертик из табакерки, в нужном месте в нужное время. Вот и настал он, тот звездный час, без которого Элайджа Вуд так и остался бы просто достаточно известным актером. До официально поступившего ему предложения (о котором он в то время не мог и мечтать) будущий Фродо совершил поступок, достойный действительно великого актера. Помните предысторию «Унесенных ветром»? О том, как Дэвид Сэлзник хотел снять в роли Скарлетт О`Хара исключительно американку, и к тому же южанку? Помните, как Вивьен Ли, англичанка до мозга костей, твердо уверенная в том, что именно она и никто другой сыграет эпохальную героиню, прибыла под занавес проб в самый выгодный для себя момент? Суть в том, что Вивьен Ли руководствовалась в своих действиях исключительно гениальным предчувствием, которое в результате и привело ее к уникальной роли всей жизни актрисы, сделавшей ее национальным достоянием Соединенных Штатов, символом Юга и Америки в целом.
И пусть до момента проб для «Властелина колец» Элайджа Вуд ни единым жестом или поступком не продемонстрировал ни намека на гениальность, предчувствие не обмануло его именно тогда, когда пришла пора ему проявить подлинное величие своего дарования. Узнав о пробах, Элвуд призывает на помощь друга, самостийного режиссера, и самостоятельно снимает энное количество кадров в лесу, вырядившись так, как, по его разумению, мог одеваться хоббит, и отсылает пробы режиссеру Питеру Джексону. Узнав, что Джексон хочет снимать в роли легендарного Фродо только жителя «туманного Альбиона», Элайджа нанимает репетитора и изучает британскую версию английского языка. Результат всем известен – Питер Джексон в мгновение ока понимает, что никто другой Фродо играть не может, и Элайджу Вуда утверждают на роль моментально. Перст судьбы? Именно. Не важно, как это ему откликнется – ведь ярлык «Фродо» вполне может прилепиться к актеру на всю жизнь, став проклятием или, наоборот, привнести в талант Элайджи новые, доселе неведомые режиссерам или ему самому грани. Так проявилось в жизни Вуда свойственное только гениальным актерам предвиденье, чувство «своей роли», понимание того, что он должен, не может не сыграть.
Есть и еще один интересный момент из биографии Элвуда, связанный с «Властелином колец». Элайджа, по его собственным словам, влюбился в книгу с первого прочтения, что вполне объяснимо. Но неожиданно для меня как для поклонницы таланта актера он проявляет удивительную тонкость и чуткость души по отношению к поклонникам Толкиена. Вуд в официальном интервью приносит свои извинения тем, кто представлял Фродо не таким, каким его сыграл Эл, и сетует на то, что у Фродо теперь его, Элайджи, лицо. Факт говорит сам за себя.
Нельзя обойти упоминанием то обстоятельство, что в формировании «персоналите» актера немаловажную роль сыграла Дебби Вуд, мать героя. Поставив крест на собственной судьбе, Дебби всю жизнь посвящает карьере сына. Практически ни на одной съемочной площадке Элайджа не появлялся без матери, по крайней мере до недавнего времени. Казалось бы, маменькин сыночек. Но – ни один журналист, ни один критик, ни один актер не сочли нужным высказаться неодобрительно или издевательски об этой характерной мелочи в биографии Вуда. Видимо, мальчик заслужил право на подобное проявление сентиментальности. Ходят, правда, слухи, что таким образом юный Вуд пытался положить конец приставаниям со стороны взрослых актрис. В это можно поверить, но только до определенного момента. Вряд ли сейчас Эл не может самостоятельно отбиться от назойливых товарок «по камере». Как бы там ни было, но сей факт играет не последнюю роль в формировании представления о личности Элайджи.
Сегодня заголовки журналов пестреют нелепыми восклицаниями типа «Мальчик хочет играть мужчин!» и тому подобными примерами словесного идиотизма. Вполне могу поверить, что прославившийся в одночасье внезапно возгордился, почувствовал себя взрослой звездой и вознамерился играть этаких умудренных опытом мачо. Этому мешает множество объективных моментов – отсутствие возрастных морщин на бархатной коже, юношеский тембр слегка писклявого голоса, безмятежная глубина младенчески-голубых глаз разной величины и, прямо скажем, некая «девочковость» звездного облика. Кроме того, мужчина в 22 года вряд ли может похвастаться житейской мудростью. «День покаяния» – яркое тому подтверждение. Герой Элвуда, сын американского мафиози ирландского происхождения Шон Салливан, убил три года назад троих нехороших дядь и скрылся в неизвестном направлении. Теперь же ему срочно понадобилось вернуться за женой, по которой он, видите ли, немилосердно скучал. Это ли не проявление детскости характера, если хотите, типичная для подросткового возраста черта – вынь да положь? Парень не задумываясь не только подставляет под пули мстителей от криминала собственную шкурку, но и жертвует жизнью брата ради прихоти. Так могут поступать только люди недостаточно зрелые. Нытье Вуда по поводу нереализованного желания играть «мужчин» можно счесть не более чем кокетством, потому что ему ли не понимать, что еще долго такой Элайджа, которого он каждый день лицезреет в зеркале, не сможет играть никого серьезнее Кейси Коннора, закончившего колледж, или хоббита Фродо времен безбедного существования в Шире.
Но давайте все же попытаемся пофантазировать на тему личностных характеристик обсуждаемого актера на основе увиденных фильмов, прочитанных интервью, просмотренных фотографий и собственных досужих домыслов. Кто он, Элайджа Джордан Вуд, воплощение стандартной американской мечты в лучших традициях «самой свободной страны на свете»?
Он – Водолей, то есть парень мечтательный и склонный к творчеству (что вполне характеризует его как профессионала), а благодаря своему небесному покровителю (коим является пророк Илия) – человек миролюбивый, жизнерадостный и добродушный. У него неплохое для американца его лет чувство юмора с примесью легкого снобизма по отношению к англичанам, что свойственно его нации. Ему двадцать два года, в смысле жизненного опыта ему можно дать не более семнадцати, а это значит, что от жизни он вряд ли успел устать. «Невыносимая легкость» бытия еще не давит на его широкие (как это ни странно при его утонченном личике) юношеские плечи. Скорее всего, он не слишком общителен, не очень образован, но приятен во всех отношениях. Он вряд ли пишет стихи или еще что-нибудь, скорее просиживает время в Интернете, слушает музыку (к примеру, Smashing Pumpkins или еще что-то более одиозное) и увлекается новыми марками автомобилей. Он должен трепетно относиться к матери и сестре, любить брата – это вывод из его сложных взаимоотношений с отцом. Говорят, что он любит кататься на коньках. Еще он курит какие-то кошмарные сигареты с привкусом гвоздики – и это в стране, где чуть ли не все население поголовно ведет здоровый образ жизни! Он грызет ногти, не тусуется на голливудских вечеринках и практически не появляется на страницах желтой прессы – это, правда, если не считать журнал «Cool» желтой прессой. Ходят слухи, что он порвал со своей перезрелой подружкой Франкой и пока не завел себе новую пассию. Честно говоря, таким он очень и очень симпатичен. Возможно, секрет в том, что он не очень-то похож на тех, кого мы привыкли считать своими кумирами, хотя кажется, что суть его привлекательности даже не в этом. Все дело в том, что мы, девушки, соскучились по «хорошим» мальчикам. Нас приучают к поклонению каким-то монстрам, покорности вожакам диких племен или крутым суперменам с хлещущим через край животным магнетизмом. А нам хочется любить мягких и пушистых «ботаников», но таких милых, забавных и интересных в общении! Пусть эти мальчики не читали Фрейда – мы сами все читали и можем обойтись без психоанализа через слово. Дайте нам просто посидеть вечером на скамейке в парке без риска быть обслюнявленной в соседних кустах. А за это оформившееся в слова желание спасибо Элайдже Вуду, маленькому голубоглазому хоббиту из далекого Голливуда. И удачи тебе в будущем, побольше хороших фильмов и веры в себя, поменьше бед и разочарований. Будь счастлив, житель Города Ангелов...