Скрипичный мастер с мордовскими корнями

Мила МЕЛЬНИКОВА

 

В честь предков

Для уроженца Мордовии скрипичного мастера Павла Тришева, отметившего в начале января день рождения, 2024 год уже преподнес престижные награды.

На прошедшем в Москве I Всероссийском открытом конкурсе, посвященном 150-летию выдающегося отечественного мастера Тимофея Подгорнова, авторские инструменты нашего земляка завоевали сразу три призовых места.

Павел ПетровичАльт «Большой Уркат», которому строгое жюри присудило I место и золотую медаль, он назвал в честь мордовского села Ельниковского района. Кроме того, этот инструмент принес автору специальный приз «за лучшую художественно-техническую работу».

– Там родились мои предки, – с гордостью подчеркивает Павел. – Я-то сам родился в Саранске, но в детстве любил гостить у бабушки с дедом в Большом Уркате. Их небольшой беленый домик с весны до осени утопал в зелени сада и ароматах цветущих одуванчиков, а зимой прятался за снежными сугробами. Там ты попадал в необычайную атмосферу душевности, искренней любви, человеческого тепла. Когда выдается свободное время, обязательно стараюсь съездить туда, навестить могилки предков на сельском погосте. Поэтому мне хотелось, чтобы память о земле, взрастившей наш род, звучала в музыке, которая будет исполняться этим инструментом.

Кстати, другой альт, завоевавший на том же конкурсе II место и серебряную медаль, Павел назвал «Петром» в честь своего деда, отца и сына.

А III место и бронзовую медаль выиграла изготовленная Тришевым скрипка «Sainte cecile».


Петры и Павлы

В роду Тришевых издавна существует неписаная традиция, передаваемая многие века из поколения в поколение: старшего сына обязательно крестить под именем Пётр или Павел.

Дед Павла Пётр Иванович Тришев (1901–1973) родом из ковылкинского села Мамолаево, но окончив Темниковский учительский институт, получил распределение в общеобразовательную неполную школу ельниковского села Большой Уркат. В годы Великой Отечественной войны сражался на третьем Белорусском фронте, командовал стрелковым отделением, за самоотверженный ратный труд заслужив две медалями «За отвагу» и орден Славы III степени. После Победы окончил юридические курсы в Ленинграде. Тем не менее, не захотел изменять своему педагогическому призванию и до самой пенсии учил сельскую детвору начальных классов.

С супругой Варварой они вырастили одиннадцать детей.

– Бабушка была намного младше деда. Его первая жена скончалась. Но ему посчастливилось встретить бабулю. Варвара Тарасовна одаренная отличным музыкальным слухом и высоким сильным голосом, славилась в округе прекрасной певуньей и плакальщицей. Знала массу мокшанских и русских народных песен. Когда в район приезжали этнографы, их направляли к бабушке, и они записывали старинный фольклор в её исполнении, – вспоминает внук.

Брат Варвары Тарасовны, Николай Дёмин, служивший стрелком, в октябре 1943-го отличившийся при форсировании Днепра и удостоенный звания Героя Советского Союза, после демобилизации привез в подарок большеуркатским родным трофейный немецкий аккордеон.

Пётр Иванович, тоже не обделенный музыкальными способностями, на слух подбирал мелодии, аккомпанируя любимой Вареньке. А следом, глядя на родителей, сыновья и дочки принялись экспериментировать, растягивая меха и извлекая звуки из подаренного «иноземца».

В начале 1960-х, когда преподаватели Республиканской школы-интерната ездили по сёлам в поисках талантливых ребят, они обратили внимание на неординарных детей Петра Тришева.

Позже трое их них – Пётр, Юрий и Анна успешно окончили Республиканскую музыкальную школу-интернат, затем – Саранское музучилище и Казанскую консерваторию.

Отец Павла, Пётр Петрович, по окончании вуза вернулся в Республиканскую музыкальную школу-интернат преподавателем, и некоторое время ещё и руководил этим учебным заведением, работал директором регионального музыкально-драматического театра. В конце 1990-х вернулся в родной район и возглавил Ельниковскую детскую музыкальную школу.

Его младший брат Юрий Петрович, по стопам старшего окончивший Казанскую консерваторию по классу скрипки, ещё в студенческие годы освоил ремонт и технологию изготовления струнных инструментов.

Юрий Тришев, по отзывам специалистов, отличался прекрасным художественным вкусом и обостренным чувством стиля, великолепной исполнительской техникой, которой была присуща ровная кантилена, насыщенная мягким тембром.

Получив консерваторский диплом, он несколько лет концертную деятельность совмещал с работой в музыкально-инструментальной мастерской Татарской филармонии, позже – в Московской консерватории. А после пятилетней стажировки во Франции у известного мастера смычковых инструментов Филиппа Бодара Юрий Тришев сам занялся изготовлением авторских скрипок.

Созданные им инструменты получили высокую оценку на престижной профильной Международной выставке в Париже. Изготовленные Юрием Тришевым скрипки, альты, виолончели до сих пор звучат в руках профессиональных исполнителей России, Европы, Китая, Франции.


Французская школа

– Хотя мой отец был первопроходцем в музыкальной профессии, однако на формирование моего мировоззрения больше повлиял дядя, он сыграл решающую роль в моей судьбе, – уверен Павел. – Когда я родился, папа служил срочную в армии. И первым, кто меня, только что появившегося на свет, взял на руки, оказался дядя Юра (он на три года младше отца). И потом между нами существовала какая-то незримая, но очень сильная энергетическая родственная связь.

Как подавляющее большинство мальчишек, признается Павел, в раннем детстве он не питал особого пристрастия к музицированию.

Понятно, пацанам куда интереснее погонять во дворе на велике, попинать футбольный мяч в ворота и т.п.

– Наверное, мало кто в юном возрасте горит желанием часами оттачивать гаммы, зубрить теорию и писать диктанты по сольфеджио. Но если ты растёшь в семье музыкантов... В общем, мне просто деваться было некуда, – иронизирует Павел. – Хотя я серьезно занимался спортом, очень неплохо играл в футбол.

Однако Юрий Петрович, к тому времени уже освоивший во Франции тонкости производства смычковых инструментов, посоветовал племяннику поехать в город Мирекур, чтобы обучиться уникальному ремеслу.

– Разумеется, для «зелёного» парня перспектива попасть в Европу виделась соблазнительной. Правда, я совершенно не знал французского языка. Но меня это ничуть не смутило, – говорит Павел. –
Оказавшись за границей, в чужой языковой среде, месяца через три я уже вполне понимал французскую речь, чуть позже уже сам мог без проблем изъясняться. Поэтому, когда во Францию на фестиваль приехал Мстислав Ростропович, дядя, который был с ним хорошо знаком, предложил ему меня в качестве переводчика. И я дня три повсюду сопровождал Мстислава Леопольдовича.

Павел с искренней благодарностью вспоминает дядю и время своей учебы в Школе скрипичных мастеров имени Жана Батиста Вийома.

– Там тебя учат всему, начиная с самых основ, в том числе, как точить нож, как правильно держать напильник, пользоваться специальными рубанками, тисками, кронциркулем со щупом и циферблатом, как выбирать материал, как просчитывать размеры и так далее, – объясняет Павел. – Моими наставниками в Мирекуре были Мишель Лежар и Доминик Никозья. Кроме того, мне довелось стажироваться у Филиппа Бодара в городе Безансон, потом – в Москве у Вячеслава Супруна.

Кстати, уже после первого года учебы 18-летний Павел Тришев завоевал гран-при международного конкурса скрипичных мастеров во Франции. Летом того же года Юрий Тришев трагически погиб в автокатастрофе. И Павел, потеряв близкого человека, друга и главного наставника, сразу повзрослел, ощутив, что теперь ему необходимо продолжать начатое дядей дело.

Секреты «поющих» деревьев

Справедливости ради надо сказать, что умение играть на скрипке ему очень даже пригодилось.

– Мастеру, конечно, не обязательно быть виртуозом-исполнителем, – говорит Павел Тришев. – Но нужно, по крайней мере, знать, как извлекаются звуки. Чтобы проверить, как «поёт» новорожденный инструмент, и если требуется, что-то поправить прежде, чем передать его в руки артиста.

Скрипичное ремесло – само по себе мудрёное искусство и наука, где важно учитывать массу нюансов, влияющих на звук. Не только геометрические параметры, но и плотность древесины.

Не случайно всемирную славу завоевали скрипки и виолончели итальянских мастеров.

– Чистота и глубина звучания инструмента на девяносто процентов зависят от качества древесины, – поясняет Павел. –
От того в каких условиях росло дерево, от температуры окружающей среды, влажности, минерального состава
почвы. Отечественные фабрики выпускают инструменты из древесины, выросшей в Апшеронских лесах Краснодарского края, на Кавказе, в Крыму. Но они заметно уступают скрипичным, изготовленным из итальянской ели и французского клёна.

– Я могу сделать, допустим, альт из распространенных в России березы, бука, да хоть из дуба. Выверить и соблюсти все размеры канонического инструмента. Только по весу он получится тяжелее, что неудобно для музыканта, которому придётся на нём играть, но главное – такой инструмент не способен давать желаемого звука. Поэтому я по-прежнему работаю с проверенными веками субтропическими итальянской елью, сосной, альпийским клёном, палисандром и др., которые мне через третьи страны поставляют знакомые. Важное значение также имеет лак, качество струн, фурнитуры, – перечисляет опытный мастер.

Павел не скрывает, что ему «по наследству» от дяди достались материалы, подаренные Юрию Тришеву Мстиславом Ростроповичем.

Мордовская скрипка из альпийской ёлки

Впрочем, внешний вид инструмента тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Кстати, альт «Большой Уркат» на I Всероссийском открытом конкурсе заслужил не только золотую медаль, но и специальный приз «за лучшую художественно-техническую работу».

Павел вспоминает, что во второй половине 1990-х известный этнограф Владимир Ромашкин, с заразительным энтузиазмом занимавшийся возрождением национального музыкального фольклора, попросил его смастерить «настоя-
щую мордовскую скрипку».

Тришев сначала удивился: «Неужели мордва играла на скрипках? А из чего наши предки делали свои скрипки?»

Разведка донесла, дескать, один такой раритетный инструмент имеется у авторитетного ученого-фольклориста, профессора Саранского вуза. Павел раздобыл номер его телефона, несколько раз звонил с просьбой: «...разрешите хотя бы глянуть на старинную скрипку». Профессор открыто не отказывал, но всякий раз находил «уважительную причину», по которой принять Тришева не мог.

В общем, у Павла сложилось впечатление, что никакой скрипки у уважаемого вузовского преподавателя просто нет. Немного расстроившись, он отправился к бабуле в Большой Уркат и принялся расспрашивать сельских старожилов, видели ли они мордовскую скрипку. И, о чудо! Сельчане не только вспомнили, что видели, но и буквально на пальцах, как сумели,
объяснили, как выглядел инструмент.

– Мордовская скрипка отличалась прямоугольной формой. К сожалению, подробностей о других параметрах мне выяснить не удалось. Но я все-таки попробовал сделать инструмент, о котором мечтал Владимир Ромашкин. Правда, для его изготовления я использовал материал «поющих» субтропических деревьев и немного усовершенствовал конструкцию мордовской скрипочки, – вдохновенно рассказывает мастер. – Когда вручил её Владимиру Ивановичу, он растрогался до слёз.

«Sofia» для Софии

Павел уже более тридцати лет занимается изготовлением авторских инструментов, на которых играют и юные вундеркинды-конкурсанты, и профессиональные скрипачи, альтисты и виолончелисты России, Франции, Монголии, Германии, Кореи, Китая, Турции, США и других стран. Его мастерская находится в Москве.

Но все эти годы Павел Тришев не порывает связи с Мордовией. С 2007 года он организовывал Международный фестиваль искусств «Классика, браво!», предоставив саранской публике замечательную возможность в реальности познакомиться с искусством современных виртуозов, завоевавших мировое признание.

И личный полувековой юбилей Павел отпраздновал в Саранске сольным концертом с участием лауреата международных конкурсов, заслуженного артиста России Графа Муржи. Причём играл музыкант на авторской скрипке Павла Тришева «Sofia», удостоенной в 2022 году гран-при и двух первых премий на всероссийском конкурсе скрипичных мастеров. Её победитель назвал именем своей дочки.

Соне сейчас шесть лет. И о продолжении музыкальной династии она пока не думает, но по-детски гордится папиными успехами и важно заявляет признанным исполнителям, периодически навещающим мастерскую отца: «Это моя скрипочка. Вот подрасту и обязательно буду на ней играть».