Зачем звезды приезжают в Мордовию, или Есть ли будущее у настоящего кино?

Полина Смородина

 

Живя в небольшом провинциальном городе, вряд ли можно рассчитывать столкнуться где-то на улице со «звездой» столичного масштаба. Но в Саранске – это стало возможно! У нас проводится огромное количество фестивалей, конкурсов, форумов, соревнований. То известные спортсмены и тренеры «из телевизора» заедут (Татьяна Тарасова, Александр Жулин, всех не перечесть), то артисты привезут свое новое кино на мордовскую землю, то известные московские тележурналисты (Сергей Брилев) снимут передачу о всестороннем развитии республики...

Вроде бы телевизионно-киношная жизнь кипит, раз даже до провинции докатилась волна кинематографических новостей... Но пересматривая телепрограмму выходного дня, обнаруживаешь несоответствие – говорят, что снимают новое, интересное, а показывают всё одно и то же... А ведь нам, действительно, есть что посмотреть. К примеру, в рамках форума «Россия – спортивная держава» Мордовия принимала гостей из разных уголков мира, в том числе и мастеров «спортивного» кино. Зрители после просмотра конкурсных работ были приятно удивлены высоким качеством представленных короткометражек. Но где их можно посмотреть по окончании фестиваля – осталось загадкой, ведь даже в вездесущем интернете размещаются далеко не все «немассовые» новинки.

Значит, остается один выход – получать ориентирующую информацию «из первых уст», а дальше – искать, смотреть, записывать... Каждой осенью в Саранске проводится ставший традиционным фестиваль «Новое кино России на земле Мордовии». В разные годы в республику приезжали известные артисты – Ольга Будина, Никита Джигурда, Лариса Лужина, Олег Табаков и многие другие. В этом году организаторы XIV по счету фестиваля тоже порадовали киноманов республики звездным соцветьем приглашенных артистов. Мордовию посетили актеры, а ныне сорежиссеры, руководители студии «Дебют» Борис Токарев (известный поклонникам советского киноискусства по фильмам «Горячий снег», «Два капитана») и Людмила Гладунко (Вета Павловна из фильма «Кыш и два портфеля»), Заслуженный артист России Владимир Конкин (сыгравший Павла Корчагина в фильме «Как закалялась сталь» и Владимира Шарапова в детективном сериале «Место встречи изменить нельзя»), а также режиссер, Заслуженный деятель искусств Леонид Эйдлин («Эта женщина в окне») и его супруга – Народная артистка России Ирина Муравьева. 
И все они говорили о том, что кино сегодня снимается разное, но доходит до широкого зрителя, в основном, только одна категория фильмов...


КИНО НАХОДИТСЯ В ДВИЖЕНИИ

Борис Токарев со своей супругой Людмилой Гладунко, осмотрев здание Национального театра, приятно удивился. Супруги посетовали на то, что провинцию в кино чаще изображают убогой, а здесь такая красота. Владимир Конкин тоже заметил, что столько театров встретишь далеко не в каждом городе.

С журналистами гости общались охотно и сами начали разговор с рассказа о ситуации в современном кинематографе. Борис Токарев, уже несколько раз бывавший в Мордовии, поклонник творчества нашего земляка – великого скульптора Эрьзи, поделился своим мнением: «Кино находится в движении. Фильмы снимаются разные. Но большая часть российских фильмов не доходит до проката, прокатчики считают серьезное кино невыгодным. К тому же сегодня только 300 нормальных кинотеатров на всю страну. А кинотеатры должны быть разные – и элитные, и попроще, где билеты будут по 50 рублей, и киноклубы. Еще из проблем насущных – отсутствие профессионализма. Кино – это серьезная профессия, которой надо обстоятельно учиться и любить ее всей душой. Как и раньше, кадры решают всё, начиная от осветителя до главного режиссера».

Семейная чета Токаревых-Гладунко, сетуя на ситуацию, всё же не теряет надежду и продолжает трудиться на ниве кинематографа. Людмила Михайловна рассказала о своих последних творческих работах: «Мы с Борисом уже много лет руководим студией «Дебют» при Мосфильме, где молодые ребята снимают свое первое кино. Для того, чтобы студия держалась на плаву, беремся за большие проекты. Недавно по телевидению прошел сериал «Моя Пречистенка», где я выступила как автором сценария, так и сорежиссером вместе с мужем Борисом Токаревым. Сегодня мы закончили 
8-серийную картину «Прорицатель Омар Хайям», снимали сложно, но уже получили за нее приз на кинофестивале в Ялте».

В Мордовию знаменитая пара привозила мелодраму «Для начинающих любить». Этот фильм уже показывали на «Неделе российского кино» в Нью-Йорке и в Милане, и тем не менее до проката он так пока и не добрался. Зато, как с гордостью рассказывает Людмила, зрители на всевозможных российских фестивалях хорошо встречают картину – всерьез обсуждают стихи, звучащие в ней. Видимо, не хватает людям серьезного искусства, серьезного разговора о любви, о других чувствах, присущих человеку...

Владимир Алексеевич Конкин, недавно отметивший 60-летний юбилей, эмоционально и красочно поделился своими мыслями: «Искусство – это идеология. А сегодня в культуре зачастую довлеет идеология разрушения. Искусство же должно врачевать. Увы, прервалась и связь поколений. Раньше, когда мы, молодые артисты, приходили в театр, то по хлопку двери знали, кто пришел – Фаина Раневская или Любовь Орлова. Сегодня же многие добрые традиции утрачены».

Кстати говоря, приезжавшие артисты не очень жалуют журналистскую братию. Видимо, замучила всех известных людей, даже тех, кто сегодня не на передовой, «бульварная пресса». Но ведь журналисты бывают разные, так же, как и кинематографисты.


КИНЕМОТОГАФИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ ОТ ИРИНЫ МУРАВЬЕВОЙ

Конечно, зал просто взорвался, когда на сцену вышла Ирина Муравьева. Ирина Вадимовна вела себя скромно, просто рассказала о своем творческом пути: «Я больше театральная актриса, но вы меня знаете как актрису кино. И в театр, и в кино я попала случайно. В юности мысли были возвышенные, я мечтала делиться с людьми хорошими идеями. Для меня актерская профессия была почти как педагогическая работа. Так сложилась моя жизнь, что сначала я играла роли мальчиков, птичек, а потом перешла на роли молодых девушек».

Многие зрители помнят и любят Ирину Муравьеву по фильму «Москва слезам не верит», где она сыграла яркую роль Людмилы Свиридовой. В связи с этим Ирина Вадимовна рассказала кинематографический анекдот: «Этот фильм не полюбили кинокритики, несмотря на то, что за билетами в кино стояли огромные очереди. Говорили, что это сказка, банальный фильм. А когда «Москва слезам не верит» получила «Оскар» от Американской академии киноискусств за лучший иноязычный фильм, появился анекдот. В Америку приходит телеграмма: «Москва в слезах. Не верит!"

Режиссер и верный спутник Ирины Муравьевой – Леонид Эйдлин оказался человеком с юмором – насмешил зал остроумными наблюдениями, но долго говорить не стал и снова вызвал на сцену «свою даму». И Ирина Вадимовна исполнила всеми любимую песню «Позвони мне, позвони» из фильма «Карнавал». Зрители аплодировали, не жалея ладоней.

По признанию актрисы, сегодня в кино ее приглашают мало. Последние две работы, в которых снялась Ирина Вадимовна – «Моя любимая бабушка» и «Китайская бабушка». Муравьева тут же сказала, что у первой картины был очень смешной сценарий, но когда отсняли – получилось не то, чего ожидали. Вторую картину смогли оценить и саранские киноманы, сразу после встречи с исполнительницей одной из главных ролей.

Какой вывод напрашивается из всего вышесказанного? Кино, так же как и настоящей литературе, настоящей музыке, настоящей живописи, сегодня не хватает настоящих ценителей? Или мы просто не имеем возможности добраться, докопаться до этого «настоящего»? Среди многообразия труднее сделать выбор, потому что пока ты найдешь то единственное, что тебе нужно, ты уже потеряешь всякий интерес к предмету поисков. Сегодня такое время – ко всему нужно прилагать немалый труд. Если в советское время была цензура, сегодня эту цензуру необходимо осуществить самому. Свою личную, по своим принципам. И не стоит терять надежду, ведь для нас всё еще трудятся проверенные годами кинематографисты.

А еще... Нужно иногда посматривать на лица прохожих. Вдруг один из них окажется твоим любимым артистом, приехавшим в Саранск на какой-нибудь новый фестиваль?..