Мила Мельникова
Мордовский театр на сцене истории
Всем известно выражение «театр начинается с вешалки», но вообще-то театр начинается с человека, одержимого вдохновенным стремлением рассказать через ожившие мысли, образы окружающим о том, что его волнует, будоражит мысли и душу. Кстати, по мнению искусствоведа Василия Брыжинского, старинные фольклорные обряды мокшан и эрзян, по сути, были неким театрализованным ритуальным действом, с наработанной веками драматургией и ролевыми играми. А в более привычном для нас виде театральное искусство появилось на территории Мордовии в конце XIX в.
Благотворительное искусство
Первые благотворительные спектакли в Инсаре ставились с 1882 года молодыми педагогами местного четырехклассного училища. Театральные постановки показывались в рекреационном зале светского учебного заведения и имели не только художественно-просветительскую цель. Средства, собранные состоятельной публикой, направлялись «в пользу учеников из бедных семей» и местной библиотеки, о чем сообщалось в газете «Губернские ведомости».
Главным инициатором создания в Инсаре своего театра выступил инспектор училища Алексей Михайлович Мошковцев. А возглавила его супруга уездного полицейского исправника Е.П.Николаевская. Свежее и необычное для провинции творческое начинание нашло искреннюю бескорыстную поддержку со стороны администрации и городской интеллигенции. В сохранившихся архивных документах имеются сведения, что в деятельности инсарского театра участвовали: земский начальник Василий Дмитриевич Литвинов, помещики Александр Николаевич и Михаил Николаевич Сатины, кашаевский помещик, гласный управы Алексей Ардалионович Вонлярский, купец, член училищного совета Василий Михайлович Коробков, земский врач Зиновий Иванович Черневский и его супруга, чиновник земской управы Ф.Ф.Дроздов, врач Г.П.Петерсон, бухгалтер В.С.Колпашников и другие. Причем в первых спектаклях играл даже председатель Инсарской земской управы Михаил Николаевич Сатин, сын поэта и публициста Николая Михайловича Сатина, друга А.И.Герцена и Н.П.Огарева. Оформление спектаклей занимался талантливый художник Прибылов.
Яркий комик из семьи протоирея
Однако после кончины в январе 1893 года А.М.Мошковцева театральная жизнь в Инсаре на некоторое время затихла. Но в марте 1897 года на I Всероссийском съезде русских сценических деятелей широко обсуждался вопрос об организации спектаклей в сельской местности. И прогрессивно мыслящие артисты согласились, что при повальной безграмотности народа драматическое искусство всего более доступно пониманию населения. В итоге приняли решение: ходатайствовать о том, чтобы органы административной власти оказывали содействие артистам, устраивающим в селах и деревнях спектакли, не тормозили полезного дела устройства
разумного развлечения для народа. С такой просьбой Русское театральное общество обратилось к пензенскому губернатору. 7 января 1898 года губернатор разослал уездным исправникам соответствующее распоряжение. Правда, несмот-
ря на это, уездные исправники под всякими предлогами препятствовали деятельности артистов-любителей.
Тем не менее врач городского училища Николай Ефимович Крамольский активно взялся за организацию спектаклей и концертов. И инсарская театральная труппа пополнялась самородками-энтузиастами. Среди них были жена лесничего Анна Федоровна Ешевская, чиновник уездного суда Борис Иванович Беликов и нотариус Сергей Иванович Сцепуржинский, яркая инженю Лидия Федоровна Рихтер и характерная самодеятельная актриса Мария Гавриловна Войденова. Героев-любовников в любительских спектаклях играл обедневший князь Александр Сергеевич Чурмантеев, служивший в ту пору в канцелярии предводителя уездного дворянства Василия Николаевича Глебова. А комичные роли блистательно исполнял землемер земской управы, сын протоирея Иоанна Осиповича Щепотина – Сергей Щепотин, обладавший талантом своей непосредственностью до слез смешить зрителей.
За 18 лет, с 1886 по 1904 годы, самодеятельные инсарские артисты поставили более трех десятков спектаклей по пьесам А.Н.Островского, Н.В.Гоголя, И.В.Шпажинского, П.Г.Васильева, Сумбратова-Южина и В.И.Немировича-Дан-
ченко, А.В.Сухово-Кобылина, А.П.Чехова и других.
Сельская опера
После случившихся в начале 1890-х годов в Поволжье неурожайных сезонов матушка выдающегося живописца Валентина Серова – Валентина Семеновна Серова взялась спасать погибавших от бескормицы крестьян села Судосево Симбирской губернии (ныне Большеберезниковского района Мордовии). На деньги столичных меценатов, пожертвования художников и музыкантов, в том числе гонораров, перечисленных Федором Шаляпиным, она организовывала бесплатные столовые для голодавших детей, женщин и стариков и приют для сирот. А позже с неменьшей энергией способствовала развитию образования среди сельчан. Подобрав наиболее способных из судосевской молодежи и окрестных сел, она сама занималась с ними по собственной программе, чтобы те могли поступить на педагогические курсы и в учительские семинарии. Приглашала преподавателей из Пензы, Саранска и Атемара, а также вызвала дочь Надежду, которая к тому времени окончила петербургскую гимназию.
Будучи профессиональным музыкантом (училась в Петербургской консерватории по классу фортепиано у А.Г.Рубинштейна и композиторскому мастерству в Мюнхене), Валентина Семеновна обратила внимание на неординарные вокальные способности судосевцев, их природный слух и тягу к пению.
Приютские мальчишки, которых Серова приохотила к хоровому пению, уверяли, будто пение не только отгоняет скуку, но и окрашивает жизнь какими-то неведомыми красками.
В 1895 году у судосевцев появился собственный «хоровой дом» со своей капеллой из певцов и инструменталистов. В одном из писем Валентина Семеновна сообщала: «Хоры мои блестяще идут... Поем мы Глинку, Серова, Чайковского и народные песни. Что это за благодетельное влияние производит на поющих – я выразить не умею».
Спектакли часто ставили под открытым небом, сцены изготавливали из досок. «Что спектакли нравились народу, тому служит доказательством постоянная просьба с их стороны повторить представление и громкое спасибо по окончании его», – с удовлетворением отмечала Серова.
К слову, труппа сельских артистов исполняла не только отдельные партии из героико-драматических опер «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Жизнь за царя» М.И.Глинки, «Хованщина» М.П.Мусоргского, «Снегурочка» П.И.Чайковского, но и полноценные спектакли – «Рогнеду», «Вражью силу» А.Н.Серова. Специально для судосевцев Валентина Семеновна написала оперу «Встрепенулись», используя народно-песенные мелодии из мордовского фольклора. И с этим репертуаром сельская капелла Серовой, состоявшая из 32 человек, не только выступала перед односельчанами, но в феврале 1900 года гастролировала по поволжским городам – в Пензе, Самаре, Симбирске...
Новаторство Серовой в деле музыкального просвещения стало достоянием широкой общественности. Актер имперских театров, сын известного русского композитора Александра Варламова – Константин писал в питерском журнале «Нива»: «Крестьяне села Судосева так хорошо восприняли музыкальные приемы, что могли исполнять отчетливо и даже с большим вкусом не только хоры, но и отдельные партии сложной оперы. Опыт госпожи Серовой делает честь не только ей, но и, несомненно, нашему народу».
«Звезды» Большого из мордовской глубинки
Кстати, позже мордовские самородки достигали завидных профессиональных высот оперного Олимпа.
Родившийся 27 (15) октября 1900 года в многодетной крестьянской семье с.Паньжа Пензенской губернии (теперь это Ковылкинский район) Иван Скобцов в юности храбро сражался за молодую советскую власть, даже был отмечен орденом Красного Знамени. Но уже тогда покорил сослуживцев превосходным пением. И его направили на обучение в Пензенскую народную консерваторию. Однако пензенские наставники, оценив масштаб таланта Скобцова, рекомендовали его в Московскую консерваторию. И еще в студенческую пору сельского паренька приняли в хор Большого театра. А сразу по окончании консерватории Иван Скобцов дебютировал как солист партией Грязного в опере Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста».
С 1930 по 1958 годы Иван Михайлович исполнял в постановках Большого театра ведущие партии.
Еще один наш земляк, Илларион Яушев (29.01.1902 – 31.05.1961) ребенком следом за мамой пел эрзянские причитания, потом мастерство вокального исполнения осваивал в церковном хоре села Лобаски (ныне Ичалковского района). Благодаря природной одаренности и трудолюбию бедняцкий сын окончил музыкальный техникум в Нижнем Новгороде, Московскую консерваторию и оперную студию Большого театра. Кстати, Яушев первым из национальных певцов республики получил профессиональное музыкальное образование. И как профессионал он тоже дебютировал именно на сцене главного театра страны, но вернулся в родную Мордовию.
С 1937 года он пел на русском и мордовском языках в постановках местного оперного театра, который теперь по праву носит имя И.М.Яушева.
Культурный первенец республики
Примечательно, что профессиональный театр начал формироваться в республике буквально сразу после образования мордовской автономии.
25 августа 1932 года Президиумом Мордовского облисполкома принял Постановление «об открытии Мордовского национального театра с прикреплением к нему русской труппы под одним административно-художественным руководством».
Несмотря на различные сложности, руководители молодой республики понимали, что «не хлебом единым жив человек». И театральному искусству, обладающему мощной силой воздействия на сознание широкой публики, отводилась особая роль в формировании у населения, как модно говорить, нового мышления.
Правда, ни своих профессиональных артистов, ни тем более режиссеров, драматургов в Мордовии еще не было. И шефство над новорожденным мордовским коллективом взял прославленный Государственный академический Малый театр.
Актерская труппа набиралась из талантливых сельских самородков Мордовии и соседних областей, где проживали мокшане и эрзяне.
Московские артисты А.Костров, Н.Григоровская, С.Каминка не только отбирали способную молодежь, учили их сценической речи и иным основам театрального мастерства, но и занимались постановкой спектаклей. Да и поначалу в репертуаре преобладали постановки по пьесам русских и советских драматургов в переводе на мордовские языки.
Первую премьеру по «Грозе» А.Островского на эрзянском языке саранские актеры презентовали публике в 1935 году. Позже афиша национального театра пополнилась спектаклями «Бедность не порок» А.Островского, «Власть тьмы» Л.Толстого, «Платон Кречет» А.Корнейчука.
Однако национальный театр взращивал не только артистов, но и драматургов. Специально для молодого театра начали писать пьесы мордовские прозаики Петр Кириллов, Федор Чесноков, поэты Михаил
Безбородов, Максим Бебан, оренбургская эрзянка Ксения Петрова.
В 1939 году показали премьеру первой мордовской драмы «Литова» П.Кириллова, в 1940-ом – сатирическую комедию В.Коломасова «Прокопыч» на тему колхозной жизни. Большим успехом у зрителей пользовался спектакль по пьесе П.Кириллова «Учительница». Постановки по произведениям национальных авторов вызывали огромный интерес у публики, имели своего рода культурный резонанс.
Особый восторг у сельчан вызывали выездные спектакли. Тогда мало кто мог себе позволить роскошь поехать на театральное представление в город. Ни телевидения, ни радио в деревнях не было (про интернет тогда вообще не знали). Так что выступления артистов вызывали живейший интерес сельчан.
Эрзянский Павка Корчагин
Среди сельских самородков первого актерского призыва оказался и 17-летний эрзянский паренек Степа Колганов. Выходец из бедной многодетной крестьянской семьи учился в сельскохозяйственном техникуме. Но когда в 1934 году начался набор в национальную драматическую труппу, ему, выросшему в с. Кендя, где о театре практически и не знали, захотелось попробовать, что это такое – актерство? Мэтры Малого театра, отметавшие лишних претендентов, сразу оценили его искреннюю непосредственность и врожденный артистизм.
Первыми серьезными работами для Колганова стали роли в постановках по пьесам мордовских драматургов «Прокопыч» В.Коломасова, «Два брата» и «Литова» П.Кириллова. Понятно, что в ту пору чаще всего ставились спектакли на революционно героическую тему. Но, по отзывам тех, кому довелось видеть Степана Колганова на сцене, его игра отличалась простотой, мягкостью, лиризмом. С наибольшей силой талант артиста раскрылся в образах современников. Кстати, он играл как на русском, так и на эрзянском языках.
В годы Великой Отечественной войны Колганов вместе с другими артистами гастролировал на передовой в составе фронтовых бригад. В 1941-ом создал образ Павла Корчагина в постановке «Как закалялась сталь» по Н.Островскому, в 1942 – Олеко Дундича по одноименной пьесе Каца и Ржешевского.
В 1944–1947 годы Степану Ильичу поручили руководить Управлением по делам искусств при СНК Мордовской АССР. И Колганов внес значительный вклад в подготовку национальных кадров для Мордовского театра драмы и концертных коллективов республики, в организацию Мордовской драматической студии при ГИТИСе и оперной студии при Саратовской консерватории. При этом он продолжал играть в спектаклях и как режиссер поставил «Комсомольский билет» А.Щеглова, «Старик» М.Горького, «Щит и меч» В.Кожевникова, комедию К.Абрамова «У каждого своя болезнь». И, кроме того, с 1963 года полтора десятка лет возглавлял республиканское отделение Всероссийского театрального общества – предшественника Союза театральных деятелей.
Дебютный «Нищий студент»
История Мордовского музыкального театра, согласно имеющимся в архивах Республиканского краеведческого музея документам, началась в 1935 году. Свой первый театральный сезон музыкальная труппа открыла опереттой К.Миллекера «Нищий студент». А 7 января 1937 года постановлением Совета Народных комиссаров МАССР Русский театр музыкальной комедии был реорганизован в передвижной театр оперетты, а вместо него в Саранске был создан Мордовский государственный театр оперы и балета. Основу труппы составили артисты из разных городов страны.
В начале 40-х годов балетную труппу пополнили квалифицированные артисты столичных театров, эвакуированные в Саранск из Ленинграда и Москвы.
В последующие годы происходили неоднократные преобразования, менялись статусы, профессиональные требования и задачи театральных коллективов Мордовии.
Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
В июле 1943 года Мордовский государственный музыкально-драматический театр реорганизовали в Мордовский республиканский театр драмы и Мордовский республиканский театр оперы. Примечательно, что именно тогда, в тяжелую военную пору, по специальному решению Правительства МАССР была организована мордовская оперная студия при Саратовской консерватории, а в 1944-ом – драматическая мордовская студия при Московском театральном институте им. Луначарского. Коллективы театров пополнялись выпускниками и других театральных вузов Москвы и Ленинграда. То есть власть даже тогда заботилась о подготовке квалифицированных творческих кадров.
Впрочем, в годы Великой Отечественной войны многие саранские актеры сменили сценические наряды на солдатские шинели, а остальные выступали в составе фронтовых бригад, которые своим искусством поддерживали боевой дух защитников Родины.
Помимо шефских концертов на колхозных полях и в госпиталях, артисты музыкальной труппы только в 1944 году дали более 160 спектаклей.
А драматические актеры в первые месяцы войны выпустили новые героические постановки – «Как закалялась сталь» по одноименному роману Н.Островского, «Парень из нашего города» по пьесе К.Симонова.
С этими спектаклями они гастролировали на фронтах, играли в короткие перерывы между перестрелками, а порой и под аккомпанемент артиллерийской канонады.
Наследство от цирковой семьи
Кукольный театр в Саранске появился тоже в 1930-е благодаря цирковым артистам Махотиным, которые сами придумывали образы, собственными руками мастерили кукол,
костюмы и реквизит. Семья энтузиастов не просто занималась новым для города творчеством и показывала малышам любительские спектакли. Вдохновенное увлечение Махотиных заложило основу теат-
ра для юных зрителей. А успех этого коллектива всегда основывался на безграничной преданности артистов любимому делу.
Официальной датой образования Государственного театра кукол Мордовии считается декабрь 1937 года.
Правда, почти сорок лет коллектив существовал как вечно гастролирующий, без собственной стационарной базы и репетиционной площадки, пока в 1979 году не построили отдельное здание на ул. Володарского, 60 а с небольшим и уютным зрительным залом на 180 мест.
Громадной популярностью у зрителей в 1970-е пользовались спектакли режиссера Владимира Казаченко. Он ставил не только сказки, адресованные ребятне, в том числе знаковый «Волшебный сюлгам» по мифам древней мордвы, но и выпустил «Божественную комедию» И.Штока – для взрослых.
Сейчас постановки мордовских кукольников пользуются популярностью не только дома. Их на ура принимают мальчишки и девчонки в других регионах страны, где регулярно гастролирует коллектив Государственного театра кукол РМ.
Сегодня в активном репертуаре мордовских кукловодов более 40 спектаклей.
Восемь лет назад Мордовский театр кукол на правах хозяина принимал международный фестиваль «Чинжарамо» («Подсолнух»), познакомивший саранскую публику с творчеством театральных коллективов из Дзержинска, Грозного, Калининграда, Стамбула.
А в этом году здание кукольного теремка закрыли на капитальный ремонт. Благодаря национальной программе будет не только модернизировано сценическое пространство и обновлены театральные интерьеры. Волшебники-кукловоды получат в свое распоряжение современное техническое оснащение, которое позволит радовать и удивлять зрителей невиданными сказочными чудесами.
Кстати, сами артисты, пока ведутся ремонтные работы, времени не теряют, но вместе с режиссерами репетируют новые спектакли.
Ренессанс национального театра
Ренессанс Национального театра начался в 1989 году, когда группа выпускников прославленного Щепкинского училища вернулась в Мордовию. Молодых, одержимых творчеством, актеров во главе с таким же молодым драматургом Александром Пудиным не смущали финансовые и прочие сложности переломного перестроечного периода. На постановку спектаклей приглашали таких же одержимых режиссеров из Москвы и других регионов.
Коллективу выделили совершенно не приспособленное для театральных нужд историческое здание на ул.Советской, 19 (теперь там находится Музей народной культуры). Без сценического подиума, с одной для всех гримеркой и бутафорскими мастерскими в подвале. Играли в тесном зальчике, где едва втискивалось чуть больше 30 стульев для зрителей.
Тем не менее ежегодно выпускали несколько премьер по пьесам мордовских авторов, а также русской и мировой драматургии. И нередко спектакли национального театра вызывали широкий зрительский резонанс. А, к примеру, постановка «Жизнь Василия Фивейского» завоевала несколько наград на крупном театральном форуме «Федерация-92» в Чебоксарах.
Летом 2007 года коллектив
Национального театра справил новоселье. В рамках подготовки к Международному фестивалю «Шумбрат, Финно-Угрия!» на историческом месте по ул. Советской, 27 специально для Мордовского драмтеатра построили здание с двумя зрительными залами – основным на 313 мест и камерным – на 60 зрителей, репетиционным балетным классом, мастерскими и комфортным закулисьем.
Разумеется, самые роскошные стены еще не гарантируют рождения театрального искусства. Но национальному театру повезло. Туда постоянно стекаются молодые талантливые артисты, теперь уже выпускники местного Института национальной культуры. Единственная проблема – нет своего режиссера, поэтому руководству опять приходится приглашать постановщиков со стороны.
Зато изобретательный актерский коллектив, учитывая изменяющиеся современные запросы публики, постоян-
но придумывает различные необычные формы общения со зрителями – исторические инсценированные квесты, зрелищные шоу-ярмарки, встречи в «Театральной гостиной». И особое внимание уделяется подрастающему поколению. Детворе не только показывают увлекательные сказки, но и самим позволяют поиграть на сцене, поучаствовать в конкурсах.
А недавно стали играть спектакли для глухих и слабо слышащих ребят, которые не только видят увлекательные приключения сказочных персонажей, но благодаря жестовому синхрону понимают, о чем говорят и поют актеры.
Фото из фондов Краеведческого музея им. И.Д. Воронина