Мечты о "русском рыночном социализме".

Александр БАЖАНОВ

 

МЕЧТЫ О «РУССКОМ РЫНОЧНОМ СОЦИАЛИЗМЕ»

 

Ушли в небытие времена, когда мнение «простого обыкновенного» человека не принималось всерьез, более того, за мнение, высказанное вслух и противоречащее «генеральной линии», можно было угодить в места не столь отдаленные. Была Партия и 99,9%-ный «одобрямс» со стороны всего советского народа. Мнение же Ивана Ивановича Иванова никого не интересовало, кроме него самого и кухни, где он это мнение высказывал. Однако именно общественное мнение Иванов Ивановичей Ивановых подготовило почву сначала для «перестройки», затем для ельцинских реформ. Теперь с общественным мнением приходится считаться. Ибо все революции происходят сначала в умах (вспомните знаменитое библейское: «В начале было Слово»), а затем уже находят отражение в общественных пертурбациях.

Итак, что думают люди сейчас – то ждет нас завтра. А что думают жители нашего города: о судьбе России, о путях проводимых реформ, о будущем Президенте, о жизненных ценностях? Этому и некоторым другим проблемам и посвящены нижеследующие размышления.

Наше исследование сделано на основе опроса, проведенного 11–20 октября 1999 года среди абонентов ГТС методом случайной выборки. Было опрошено свыше 400 человек. С результатами этого опроса предлагаем ознакомиться нашему читателю.

 

1. За кого будете голосовать на президентских выборах?

 

Табл. 1

 

 

Саранск

10.99

Саранск

08.98

ФОМ1

10.99

Лужков

22,4%

17,3%

5%

Примаков

13,5%

14%

Зюганов

12,3%

16,3%

16%

Явлинский

10,7%

12,3%

7%

Путин

6,3%

26%

Степашин

5,1%

3%

Лебедь

4,9%

9,8%

2%

Немцов

3%

2,7%

0%

Жириновский

2,3%

5%

4%

Другие

0,9%

Не определился

18,4%

22,3%

23%

 

1Данные Фонда Общественного мнения по всей России, взятые с одноименного сайта в Интернете.

 

Как видите, результаты опроса в Саранске разительно отличаются от всероссийских, и тем более от телеопросов ОРТ и НТВ. У нас впереди «на лихом коне» мэр Москвы Юрий Лужков. Информационная атака Доренко и Ко (вернее Бо – Березовского) никак не отразилась на рейтинге Юрия Михайловича среди горожан. Люди не воспринимают на веру все домыслы телевизионщиков. Подчас такие атаки приводят к диаметрально противоположным результатам. Ведь публикуемые каждую неделю разными СМИ рейтинги зачастую не отражают действительной картины и призваны служить оружием в предвыборной борьбе. Расчет делается на психологию человека, которому навязывается мысль: «Смотрите, весь народ за Иванова (Петрова, Сидорова) – голосуйте за него!» Или наоборот: «Смотрите, народ разуверился в Иванове (Петрове, Сидорове) – ни в коем случае за него не голосуйте!» Рейтинги стали подспудным элементом президентской гонки. Автор далек от мысли, что данный рейтинг – единственно правильный. Наш рейтинг неангажирован и представляет скорее научное исследование, чем сиюминутный, политический заказ. Впрочем, Саранск со своим 300-тысячным населением – песчинка в 150-миллионной России. И его данные контрастируют даже с данными, сделанными в сельских районах Мордовии.

Тем не менее некоторые выводы напрашиваются сами собой. Так, в Саранске рейтинг нового премьера Владимира Путина только пятый, а по России – первый. Да и лидировавший во всероссийской гонке экс-премьер Евгений Примаков у нас на порядок отстает от Лужкова.

Если сравнивать сегодняшние данные с аналогичным опросом, проведенным год назад, – можно заметить, что новые лица (Примаков, Путин, Степашин) активно «подъедают» голоса «старых знакомцев» Зюганова, Явлинского, Лебедя. Практически выбыл из гонки за президентское кресло Виктор Черномырдин, вместо него «играют» два наследника – официальный Путин и несостоявшийся Степашин.

Однако до выборов есть еще достаточно времени. Картина меняется каждый месяц. К тому же многое зависит и от того, будет тот или иной политик выдвигать свою кандидатуру на выборах или поддержит другого. Думается, что тандем Лужков-Примаков выдвинет одного лидера, а тандем Явлинский-Степашин, напротив, к моменту выборов скорее всего распадется…

 

II. Какой путь, по вашему мнению, должна избрать Россия?

 

Табл. 2

 

 

Итого

М

Ж

Сочетание трех путей (социализм, русский путь, рынок)

25,8%

23,1%

27,9%

Русский путь

25%

25,8%

24,3%

Рынок

18,3%

17,6%

18,9%

Социализм

14,6%

16,5%

13,1%

Диктатура

12,4%

11,5%

13,1%

Другие

0,9%

1,6%

0,5%

Не знаю

3%

3,9%

2,2%

 

Отвечая на этот вопрос, большинство жителей предпочло видеть в России или «золотую середину» в виде «русского рыночного социализма», или строго свой – русский – ни на что не похожий путь: «Сначала коммунизм, потом капитализм, сначала Маркс, потом Сорос – зачем?»

При этом женщины более тяготеют к компромиссному варианту сочетания трех путей. Мужчины же охотнее «идут своим путем». Однако никто из опрошенных так и не смог дать четкого определения, что же такое «свой русский путь». Каюсь, в какой-то мере вопрос был провокационным.

Несмотря на провалы «ельциномики», достаточно много осталось у нас сторонников рыночной экономики. Обратим внимание и на то, что почти каждый девятый респондент желал бы видеть в стране правление «твердой руки» – и опять-таки женщины хотят диктатуры ненамного, но сильнее мужчин. Кроме того, из других путей назывались также монархия и… коммунизм (последний, правда, с оговоркой: «Нам нужен другой коммунизм, а не тот, что был». Какой другой – респондент уточнять не стал).

Более всего сторонников разумного сочетания трех путей среди молодежи. Более старшее поколение с равной долей симпатии относится и к «русскому», и к рыночному, и к социалистическому пути.

«Русский рыночный социализм» выбрали люди с высшим и неполным высшим образованием, а вот люди со средним и со средне-специальным образованием симпатизируют «русскому пути». Отметим также, что чем ниже уровень образования, тем меньше сторонников рыночных реформ (21% сторонников с высшим образованием против 14% со средним).

Теперь обратим внимание на предпочтение социальных категорий.

 

Табл. 3

 

Сочетание трех путей

Русский путь

Рынок

Социализм

Диктатура

Безра-

ботные

36,2%

Рабо-

чие

34,8%

Безра-

ботные

29,8%

Коммер-

санты

26,1%

Коммер-

санты

21,7%

Сту-

денты

30,8%

Сту-

денты

30,8%

Служа-

щие ИТР

22,2%

Пен-

сионеры

18,1%

Пен-

сионеры

16,4%

Служащие-гум.

29,1%

Пен-сионеры

27,3%

Сту-

денты

19,2%

Рабо-

чие

17,4%

Служа-

щие ИТР

14,3%

 

 

 

 

 

Рабо-

чие, коммер-

санты

по 17,4%

Безра-

ботные

12,8%

Коммер-

санты

13,1%

Сту-

денты

7,7%

Безра-

ботные

2,1%

 

Здесь мы обнаружим еще несколько сюрпризов. Прежде всего – мнение коммерсантов. Оказалось, например, что за путь рыночных реформ выступают кто угодно – безработные, служащие-технари, студенты, даже пенсионеры, но меньше всего те, для кого эти реформы, собственно, и предназначены, – коммерсанты. Последние гораздо охотнее отдают симпатии… социализму (правда, с поправкой на наличие частной собственности и свободы предпринимательства) и… диктатуре (уж не пролетариата ли?). Понятно – коммерсанты большей частью озабочены безопасностью (отсюда тяга к  диктатуре и спокойному брежневскому социализму) как своего бизнеса, так и личной. Для них социализм или диктатура – прежде всего порядок и четкая налоговая система. Что же касается безработных, то по сути это те же коммерсанты – челноки, для которых рынок (и в смысле идеологии, и в смысле места сбыта товара) – главное средство для пропитания.

Русский путь и социализм больше всего по душе пенсионерам и рабочему классу. А вот студенты, чье мировоззрение сложилось уже в перестроечный период, не питают к социализму никаких чувств, хотя и не отвергают сходу путь Русского Рыночного Социализма.

 

III. Какие жизненные ценности являются для вас наиглавнейшими?

 

Табл. 4

 

 

Итого

М

Ж

Деньги

79%

76%

81,4%

Семья

78%

73,7%

81,4%

Нравственность и справедливость

54,3%

50,8%

57%

Политические свободы

51,2%

47,5%

54,3%

Карьера

29,2%

31,8%

27,1%

Религиозные чувства

16,3%

17,3%

15,4%

Патриотизм

10,3%

13,4%

7,7%

 

Прим. Можно было называть сразу несколько пунктов.

 

Как видите, с небольшим преимуществом впереди деньги, имеющие приоритет над семьей в один процент (но учитывая социологическую погрешность, неизбежную в таких опросах, это преимущество фактически нулевое). Затянувшийся кризис, неудачные реформы – все это очень сильно ударило по карману людей, и неудивительно, что после всего случившегося деньги ставят во главу угла.

Интересно отметить, что в жизни слабой половины нашего города и деньги, и семья значат гораздо больше, чем в жизни сильной половины. Это также касается нравственных ценностей (что вполне понятно – для женщин, несмотря на царящую сейчас свободу нравов, морально-этические категории не являются пустыми словами) и, как ни странно, политических свобод. Оказалось, что женщины на порядок выше мужчин ценят свободу, как политическую, так и личную. В то же время для мужчин более значимы, чем для представительниц прекрасного пола, такие понятия, как карьера и Родина. Вот и выходит, что мужчины – это «безнравственные рабы карьеры, любящие Родину».

И еще несколько любопытных нюансов. Во-первых, чем старше человек, тем меньше для него значима семья, а больше – такие несовместимые понятия как деньги и Бог (85% «семьелюбов» у молодых и всего 51% – у пожилых, 12% «Боголюбов» среди молодых и 32% – среди пожилых). Это можно объяснить: у молодых есть семья, которую нужно кормить, у стариков же дети выросли и уже не нуждаются в их поддержке – пора подумать о душе и итогах жизни. а если учитывать тот мизер, который государство называет пенсией, то становится понятно, что подчас главной целью пожилых людей становится выживание (85% «семьелюбов» и «деньгоманов» среди молодых и соответственно 51% и 88% – тех же категорий у пожилых).

Во-вторых, еще одна интересная закономерность, позволяющая сделать вывод, что нравственно-моральные категории в сознании людей не ассоциируются с религиозными ценностями. Как было уже сказано выше – чем старше человек, тем большее место в его занимает Бог. С моралью и справедливостью ситуация зеркально противоположная (58% «моралистов» среди молодых против 45% среди пожилых).

В-третьих, как и следовало ожидать, «карьеристов» больше всего среди людей молодого и среднего возраста. Свободу более всего ценят люди сорокалетние, а патриотизм – пожилые. Но к патриотизму мы еще вернемся в разделе V и увидим, что не все так просто на первый взгляд, как кажется.

Если говорить об образовании, то, как ни удивительно, чем ниже уровень образования, тем больше семья отступает на второй план перед деньгами (80% и «семьелюбов» и «деньгоманов» среди людей с высшим образованием, у людей же со средним образованием эти цифры соответственно 70% и 83%). Вполне объяснимо, что карьеру стремятся делать люди с высшим образованием (33% у «высших» против 21% у «средневиков»), но зато «средневики» более религиозны (23% религиозных «средневиков» против 13% «высших»).

Любопытный расклад получается и среди социальных групп.

 

Табл. 5

 

Деньги

Семья

Нравственность и справедливость

Рабочие

91,3%

Коммерсанты

87%

Коммерсанты

60,9%

Домохозяйки

87,9%

Служащие

ИТР

85,2%

Служащие-гум.

59%

Коммерсанты

87%

Служащие-гум.

84,3%

Служащие

ИТР

57,4%

 

 

 

Служащие

ИТР

73,8%

Пенсионеры

50,9%

Рабочие

34,8%

 

 

Политические свободы

Карьера

Домохозяйки

72,7%

Коммерсанты

43,8%

Рабочие

65,2%

Домохозяйки

39,4%

Безработные

57,4%

Студенты

34,6%

 

 

Коммерсанты

39,1%

Пенсионеры

13,2%

 

 

Религиозные чувства

Патриотизм

Пенсионеры

28,3%

Пенсионеры

24,5%

Служащие-гум.

17,9%

Студенты

13%

Рабочие

17,4%

Рабочие

13%

 

 

Студенты

7,7%

Коммерсанты

4,3%

 

Здесь же нас опять поджидают сюрпризы. И опять связанные с коммерсантами. Данные о них, полученные от них же, в целом ломают тот стереотип, который сложился об этих людях в обществе: беспринципные хапуги, у которых, кроме денег, нет ничего святого. Да, если их любовь к деньгам в силу их профспецифики понятна, понятна их приверженность карьере и нелюбовь к Родине – «торговцы и купцы» всегда были космополитами, но из всех социальных категорий именно коммерсанты более всего уважают семью, именно коммерсанты более всего ценят нравственность и справедливость, опережая по этим параметрам даже интеллигенцию (как техническую, так и гуманитарную), которая привыкла считать себя лидером этих номинаций. И это делает честь нашим бизнесменам. Игнорирование же свободы этими людьми объясняется просто – зачем свобода тому, у кого много денег? Есть деньги – есть и свобода.

А вот для пролетариев  мораль – ничто, зато деньги и свобода – все, что не мешает при этом им быть «богобоязненными отчизнолюбами». Сюрприз преподнесли и домохозяйки, для которых семья… на…надцатом месте и которые обожают свободу и… желают сделать карьеру немногим меньше, чем коммерсанты. Что, впрочем, больше говорит об их затаенных мечтах и нереализованных возможностях, чем о действительном факте.

 

IV. Что ждет наше государство в будущем?

 

Табл. 6

 

 

Итого

М

Ж

Создание нового объединенного государства (на основе союза с Белоруссией и другими странами СНГ)

30,3%

23,6%

35,5%

Пусть все останется как есть

27,9%

29,7%

26,4%

Воссоздание СССР

26,4%

30,2%

23,4%

Развал России

15%

16,5%

13,9%

Не знаю

0,4%

0,8%

           

 

Незначительное большинство в этой номинации имеют те, кто выступает за создание нового объединенного государства. «Если Прибалтика да и Средняя Азия нам чужие, то Украина и Белоруссия – части единого целого», – вот типичное мнение сторонников этой идеи.

Обращаем ваше внимание на то, что женщины гораздо охотнее мужчин выступают за создание чего-то нового, мужчины же более консервативны в этом отношении и больше ностальгируют по СССР и ждут распада России (вспомним истерические крики некоторых интеллигентов в 1917-м: «Россия погибла!».

Отметим, что чем старше человек, тем меньше ему нравится теперешний статус России (37% «лояльных» к нынешнему положению среди молодых против 17% у пожилых), и наоборот – тем больше его ностальгия по СССР (18% «ностальгирующих» у молодежи против 46% среди пожилых). Люди «СССР» – это в большей степени люди со средним и средне-специальным образованием. Люди «нового союза» – это люди с высшим и неполно-высшим образованием.

 

Табл. 7

 

Создание нового государства

Останется все как есть

Воссоздание СССР

Развал России

студенты

37,9%

Коммерсанты

50%

Пенсионеры

48,2%

Домохозяйки

25,7%

Служащие ИТР

34,4%

Служащие-гум.

31,1%

Рабочие

41,6%

Служащие ИТР

18,7%

Домохозяйки

34,3%

Студенты

31%

Безработные

26,5%

Рабочие

16,7%

 

 

 

 

Коммерсанты

16,7%

Рабочие

12,5%

Домохозяйки

17,1%

Пенсионеры

5,5%

 

Об СССР, помимо пенсионеров, мечтают и рабочие, бывшие в то время как класс гегемоном. Пролетариев никак не устраивает сложившийся статус-кво. Интересная ситуация с домохозяйками: они одной рукой голосуют за Новый объединенный Союз, другой пессимистически предрекают распад.

В раздвоенном положении оказалась также и техническая интеллигенция. Одна часть видит выход в создании принципиально новой страны, другая пророчит дальнейший раздрай.

Право, это выглядит даже немного комично. Коммерсантов, напротив, вполне устраивает сложившийся порядок вещей – им не нужно ни новое объединение, ни распад того, что есть.

 

V. Где бы вы хотели жить?

 

Табл. 8

 

 

Итого

М

Ж

В России

75,3%

74%

76,2%

Эмигрировали

24,7%

26%

23,8%

в т. ч.:

 

 

 

в Европу

12,4%

11,6%

13%

в США

7,9%

10,5%

5,9%

в др. страны мира

4,4%

3,9%

4,9%

 

В разделе III (см. табл. 4) мы рассматривали приоритетные ценности жителей нашего города и отметили, что патриотизм в шкале ценностей занял твердое последнее место с 10,3%. Но стоило сформулировать вопрос немного иначе (а в социологии многое, если не все, зависит именно от постановки вопроса), то картина кардинально изменилась: 3/4 опрошенных твердо заявили, что ни при каких обстоятельствах не уедут из своей страны. Русские люди (в широком понимании это слова) не кичатся любовью к Родине (в отличие, допустим, от американцев), за что получают от наиболее «продвинутых» интеллигентов тумаки: мол, посмотрите, как американцы любят свою страну – поют гимн, вывешивают по праздникам на своих балконах свои звездно-полосатые флаги, гордятся где ни попадя своим образом жизни.

Если взглянуть на табл. 8, то можно увидеть, что Европа как место проживания более привлекательна для Саранцев, чем США или другие страны. Возникает, казалось бы, противоречащая сама себе парадоксальная картина: многие хотят уехать из страны по экономическим соображениям, но при этом живя где-то поблизости от России, в стране, более-менее близкой по культуре к России (а Европа, несомненно, ближе к России, чем США, не только географически), чтобы время от времени в нее наведываться.

США более привлекательны для мужчин, женщины выбирают Европу. Вот какие страны жители города назвали как самые привлекательные (по убывающей): Франция (причем две респондентки отметили, что хотели бы жить не просто во Франции, а в Париже), Финляндия (сказывается, видимо, этническая близость финнов и мордвы), Германия, Голландия, Дания, Англия, Швеция, Швейцария, Греция, Италия, Эстония, среди стран третьего мира вне конкуренции далекая Австралия. За ней с большим отставанием следует Израиль, Индия, Египет, Мексика, Новая Зеландия и Турция.

Как и следовало ожидать, чем моложе человек, тем больше его тянет «за бугор» (36% потенциальных эмигрантов среди молодых и всего 6% среди стариков). Европа более привлекательна для двадцатилетних, США уважают люди среднего возраста.

Что касается образования, то здесь возникает определенная загадка. Казалось бы, чем выше уровень образования, тем сильнее тяга человека к перемене мест. Вначале это даже находит подтверждение – среди лиц, получивших среднее образование, всего 16% потенциальных эмигрантов. Но дальше и начинается интересное. Оказалось, что за границу более всего хотят уехать люди со средне-специальным образованием (31%) или «недоучки» с незаконченным высшим (28%). А вот среди людей с высшим образованием желание эмигрировать не столь сильное (всего 23%).

 

Табл. 9

 

В России

Эмигрировали

В Европу

Рабочие

95,7%

Коммерсанты

47,8%

Студенты

37%

Пенсионеры

92,5%

Студенты

44,4%

Служащие ИТР

22,2%

Служащие-гум.

79,3%

Служащие

ИТР

33,3%

Коммерсанты

13%

 

 

 

Коммерсанты

52,2%

Рабочие

4,3%

Рабочие

4,3%

 

В США

в др. страны мира

Коммерсанты

21,8%

Коммерсанты

13%

Безработные

12,8%

Безработные

10,6%

Домохозяйки

12,3%

Домохозяйки

6,1%

 

 

Рабочие

0%

Пенсионеры

Рабочие

0%

 

Рабочий класс и пенсионеры подтвердили свою любовь к Родине, как и гуманитарная интеллигенция, справедливо полагающая, что применение своим силам сможет найти только у себя дома – в России.

О космополитичности коммерсантов мы уже говорили: им хорошо там, где есть деньги, а не там, где родился. Студентов, в силу их возраста, в далекие страны больше тянет любопытство и мечта посмотреть мир, чем желание прочно осесть на постоянное место жительства в какой-нибудь…ландии. О технической интеллигенции разговор особый. Каждый третий интеллигент-технарь хотел бы эмигрировать. Этому есть свои причины: во-первых, технические профессии более универсальны, чем гуманитарные, в большинстве своем привязанные к культуре своей страны, «технарям» проще найти свое место на чужбине; во-вторых, чувство образности у них развито в меньшей мере, чем у гуманитариев, они привыкли оперировать точными данными, а не абстрактно-отвлеченными философскими величинами. К чему я говорю об этом? Вот пример двух логик – технической и гуманитарной. Первая: «Запад хорошо живет – значит надо ехать на Запад», а вторая – «Запад хорошо живет – значит мы должны жить не хуже». Предпосылки одни, выводы разные.

В Европе, кроме ИТР, хотят жить студенты. В США и странах третьего мира – коммерсанты, безработные (не забывайте, что это большей частью «челноки», те же коммерсанты, только временные) и домохозяйки (не видящие в своих четырех стенах ничего, кроме трех «К» – Киндер, Кухен, Кирхен – Дети, Кухня, Церковь – с поправкой, что место последней заняли многочисленные «мыльные» сериалы).

Еще одна любопытная деталь, показывающая раздвоенность сознания горожан: три респондента, которые среди приоритетных ценностей назвали любовь к Родине, тем не менее выказали желание уехать за рубеж: двое – в США, один – в Швецию.

 

 

Итак, мы получили определенное представление о настроениях нашего общества, о его внутреннем мире и его видении будущего страны. Картина вырисовывается е столь безрадостная, как иногда ее изображают СМИ.

В следующем номере мы обратим внимание на другую сторону медали. Те же самые данные будут проанализированы с точки зрения электоральных предпочтений. Мы с вами узнаем, что думают о России и жизненных ценностях сторонники Зюганова и Явлинского, хотят ли жить на Родине приверженцы Лужкова и Примакова, желают ли создания нового Союза люди, голосующие за Путина и Степашина.

Автор выражает искреннюю благодарность Галине Петровне Ташкиной за помощь, оказанную в сборе информации.

 

Окончание следует