"Рембо"

 

 

Примерно 300 лет назад из одной отдаленной провинции шведского королевства (теперь это земли финской Карелии) часть финнов переехала в Швецию. Молчаливые, но надежные в работе и в войне финны держались на новой родине сплоченно и дружно. Со временем шведы прозвали их «люди леса» и уважали их лесное своеобразие. Эти финны сохранили в Швеции многое из того, что в лесной и озерной Карелии было обычным, но в Швеции выглядело диковинным и странным. Например, сложности у шведов с «лесными финнами» возникли по поводу фамилий.

Если в Швеции с этим делом было достаточно ясно — сын Эрика записывался Эриксоном, Майкла — Майклсоном (сын Эрика», «сын Майкла»), то с финнами были трудности. Все они принадлежали либо к роду Медведя, Лисы, Волка или иного какого-нибудь лесного тотема. Многие из этих парней в годы освоения Америки переселились со шведами на территорию будущего штата Делавар.

  И там оказалось, что культура лесных финнов была гораздо ближе к культуре индейцев-делаваров, нежели к «цивилизованной» культуре бледнолицых братьев шведов, датчан или англичан.

Как и индейцы, финны знали и понимали природу. Точно так же, как у делаваров, каждый принадлежал к своему роду тотемного животного — Медведя, Лисы, Волка и т. д. Поэтому, когда наступил период войн по захвату индейских территорий «бледнолицыми братьями» — часть этих бывших «лесных финнов» перешла на сторону индейцев. Белоголовые финские парни, будучи хорошими охотниками, с обостренным чувством справедливости, порой значительно влияли на события этого периода. Особенно отличился в этом один финский парень из карельского рода Старой Лисы (по-фински «Ремпо»). Приключения и борьба за справедливость молчаливого одиночки Ремпо впоследствии стали легендами, порой обрастали новыми подробностями и событиями, но неизменно сохранялись основные качества, теперь уже фольклорного образа Ремпо: он всегда молчалив, спокоен, справедлив, мудрый и меткий охотник и большой друг индейцев, которые уважают его за честность и надежность.

Поэтому, когда Голливуд открыл для себя «золотую жилу вестернов», придумывать положительный образ кино-героя не было необходимости. Он уже жил в памяти индейцев, в американской литературе, посвященной эпохе освоения Америки. Независимый, честный и справедливый бледнолицый охотник стал кочевать из фильма в фильм, из книги в книгу. Иногда у него менялось имя, но все же в фольклоре его чаще звали Ремпо.

Формируя образ супергероя, супермена, американские кинематографисты стремились придать ему положительные черты. Поэтому ветеран вьетнамской войны, в одиночку разгромивший американский городок, для усмирения которого потребовалось вызывать регулярные войска, танки, и стал носить прославленное имя Рембо.

Иногда, чтобы объяснить непонятную для белых близость к индейцам, киношному Рембо приписывают кровное родство с индейцами, как это случилось с одним из героев Чака Нориса.

Ну, а в современной Америке вот уже несколько лет длится своеобразный бум. Одно из индейских племен, тотемом, покровителем и символом которого является Волк, разбогатело, и стало престижным принадлежать к нему. По Интернету «сыновья Волка» разыскивают своих «сородичей по предку» среди других народов. В самой Америке, чтобы вступить в это сообщество, заинтересованные американцы платят тысячи долларов. Настолько оказалось престижным принадлежать к индейским корням.

Вообще для части современной американской культуры характерен интерес к «корням». Будь то индейские, африканские, азиатские или европейские. Мне не раз приходилось сталкиваться с американцами, владеющими только своим «американизированным» английским, которые тем не менее помнят, что «дедушкин дедушка» приехал из Дании, Германии или Швеции.

 

Материал подготовил

Андрей Алешкин