Скульптурный парк в центре Саранска

Виктор Махаев

 

СКУЛЬПТУРНЫЙ ПАРК В ЦЕНТРЕ САРАНСКА

 

25 августа 2023 года в центре Саранска у Музея имени Эрьзи был открыт скульптурный парк. Появилась новая достопримечательность и пластический символ места. Перед художественной сокровищницей, где демонстрируются шедевры мордовского мастера с мировым именем, были установлены 14 скульптурных композиций. Они собирались здесь с 2011 года, когда в Саранск впервые прибыла большая команда известных скульпторов.

Скульптурные биеннале – популярный метод создания ландшафтной скульптуры на глазах у зрителей. Регулярно они проходят на Чистых прудах в Пензенской области, во Владимире они стали возрождением традиционной белокаменной резьбы, в Ухте и Уфе они поддерживаются крупным бизнесом. Из разных стран мира съезжаются профессионалы высокого класса для создания пластических произведений, которые войдут в скульптурные парки или аллеи.

Скульптурный парк при Музее имени Эрьзи задуман был дано. В начале 1980-х годов, когда комплекс музея проектировался и строился, у архитекторов Валерия Борисова и Валентина Сологуба была интересная идея (советская архитектура той поры, несмотря на безликость форм, отличалась логикой и комплексностью). В первом корпусе, открытом в 1976 году, размещается скульптурная экспозиция, во втором, который построили в 1985 году, планировали расположить живописную экспозицию, а в третьем корпусе, выходящем на улицу Большевистскую, предлагали показывать декоративно-прикладное искусство. В центре квартала искусств, изолированном зданиями от шумных городских улиц, рассчитывали разбить парк скульптур. Он мог быть преобразован в выставочное пространство под открытым небом для проведения временных выставочных проектов. Ни третий корпус, ни скульптурный дворик, к сожалению, не были реализованы. Их места занимают жилой дом и прозаическая парковка. Но мысль о создании скульптурного парка у музея не была забыта.

В 2006 году перед зданием музея был установлен памятник Степану Эрьзе. Его создали саранские скульпторы Николай Филатов и Григорий Филатов, архитектор Владимир Годунов. Прекрасный монумент приглашал приобщиться к высокому искусству, он был обращен на перекресток улиц Большевистской и Коммунистической, откуда в музей шел поток туристов.

В 2011 году состоялся Первый скульптурный симпозиум (Международная скульптурная биеннале). Он был посвящен 135-летию со дня рождения Степана Эрьзи и организован Министерством культуры РФ, Министерством культуры РМ и МРМИИ им.С.Д.Эрьзи в рамках празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. В симпозиуме приняли участие 10 скульпторов из России и зарубежья: Пабло Домпе (Аргентина), Мохамад Бажано (Сирия), Александр Сорудейкин (Украина), Тагир Субханкулов (Башкирия), Василий Кузьмин (Чувашия), Вячеслав Фомичев и Татьяна Невеселая (Смоленск), Иван Мельников (Самара), Иван Черапкин и Илья Мишанин (Москва). Перед ними была поставлена задача – создать из природного камня композиции, которые затем передавались бы в дар городу. С 15 августа по 15 сентября мастера работали с блоками владимирского известняка на рабочей площадке – она была организована перед зданием Музея имени Эрьзи. В «мастерской под открытым небом» жители и гости города, журналисты могли пообщаться с художниками и понаблюдать за творческим процессом.

Вдохновленные творчеством великого мордовского мастера, скульпторы творили на заданные темы – родины, семьи, материнства, отражающие непреходящие человеческие ценности. Композиции должны были показать единение с городской средой, органичность их присутствия рядом с художественным му-
зеем. При этом организаторы не пытались ограничить авторов в выборе темы, очертить стилистические рамки работ – узнаваемость реализма, условность кубизма или пластицизма, многозначность символизма. Кураторы симпозиума полагались на уникальность видения, на оригинальность творческого подхода каждого мастера – маститого или начинающего.

Одна из самых необычных работ принадлежит аргентинцу Пабло Домпе. Он родился в 1976 году в Буэнос-Айресе, окончил Национальный колледж Николаса Авельянеда и является постоянным участником международных конкурсов и симпозиумов. Он мастер абстрактных динамичных композиций, в которых можно увидеть органические формы живой природы – развивающиеся крылья, плавники, растущие почки, листья, вылупляющиеся зародыши. Его «Мудрая женщина» также отличается многозначностью, изысканной пластичностью и женственностью.

Не менее интригующая работа сирийца Мохамада Бажано. Он родился в 1956 году в Латакии и работает профессором скульптуры и керамики в университете родного города. С 1987 года он участвует в международных скульптурных симпозиумах. Как и у Пабло Домпе, его «Птицы» являются пластическим образом одухотворенного существа. Крылья с густыми перьями развернуты в виде высокого паруса – навстречу
ветру, внизу профильно вырезаны клювы.

Самарский скульптор Иван Мельников родился в 1954 году в городе Марганец Днепропетровской области. В 1985 году он окончил скульп-
турный факультет Казахского педагогического института имени Абая. Ныне он заслуженный художник России, член Петровской академии искусств и наук, председатель правления Самарского отделения Союза художников России. Его наполненное жизненными силами «Плодородие» – это аллегория непрекращающейся череды поколений.

Работа Татьяны Невеселой близка по тематике. Скульптор родилась в 1957 году на Сахалине, окончила Киевский государственный художественный институт и сегодня живет и работает в Смоленске. Ее «Новый день» – камень в форме диска, в ребре которого угадываются тельце младенца с вытянутыми вверх ручками и склоненная над ним голова матери.

В условной манере работает Тагир Субханкулов. Он родился в 1954 году в Башкирии, в 1977 году окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института. Его лаконичная композиция «Хорошо с мамой» заставляет вспомнить советские мультфильмы 60-х годов, рассказывающие о добрых зверушках с помощью условной графики. Большой блок, в котором вырезан силуэт белой медведицы, дополнен тремя конусами, которые тянутся к маме – это маленькие медвежата.

Среди авторов Первого симпозиума – два уроженца Мордовии. Заслуженный художник России Иван Черапкин родился в 1945 году в селе Каньгуши Ельниковского района. В 1972 году он окончил Саратовское художественное училище, а в 1978 факультет монументально-декоративного искусства
Московского высшего худо-
жественно-промышленного училища (быв. Строгановского). В 1990 году он был приглашен на должность профессора в Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова. Здесь он многие годы возглавлял факультет скульптуры. Получив академическую подготовку, Иван Черапкин четыре десятилетия работает в духе реалистической скульптуры, создавая монументальные и станковые композиции из камня, металла, дерева. В Саранске он выполнил композицию «Летописец» – старец со свитком, восседающий под звонницей.

В Саранске в 1956 году родился Александр Сорудейкин. В 1979 году он окончил Пензенское художественное училище, в 1986 – Харьковский художественно-промышленный институт. Ныне он живет и работает на Украине. В его модернистских композициях обобщенные
человеческие фигуры сопря-
гаются с геометрическими телами. Таково и его «Утро»: сфера, на вершине которой едва прорезано круглое лицо, под ним еще одно личико, рядом стоит высокая шероховатая призма.

Самым молодым автором симпозиума стал Илья Мишанин, родившийся в 1985 году в Москве. Он окончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова и с 2007 году участвует в симпозиумах. Несмотря на полученную в вузе академическую подготовку, скульптор обращается к стилистике кубизма. Его «Прогулка по реке Иссе» представляет вписанные друг в друга три символические формы. Ребенок в форме креста, обнимается кольцом, в котором намечены головы отца и матери, и это семейство плывет на лодке в виде чаши по волнам жизни.

Скульптуры двух мастеров были установлены в спортивной зоне города, потому что они выделяются условно-обобщенной стилистикой. Василий Кузьмин родился в 1953 году в Янтиковском районе Чувашии. В 1976 году он окончил художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института, живет и работает он в Чебоксарах. Из почти нерасчлененной каменной массы чуть вырублены две фигуры – мужская и женская («Поцелуй»). Вячеслав Фомичев родился в 1953 году в Выборге. С 1987 года он работает скульптором в Смоленских художественно-производственных мастерских. Его «Симфония на ковре» – две переплетающиеся фигуры, образующие ромб.

В 2016 году в музейной зоне была установлена металлическая композиция молодого пермского скульптура Алексея Татаринова. Она была создана в рамках Международного симпозиума современного искусства «Точки соприкосновения». «Сердце Данко» – это сплетенное из толстой арматуры сердце, внутри которого бьется человеческое тело, сваренное из рваных кусков металла.

Девять скульптур были установлены напротив главного фасада Музея имени Эрьзи. Поэтому они воспринимались принадлежностью музея, но при этом рассмотреть их можно было лишь с одной точки и, обращенные на север, они всегда были в тени высоких елей. Ставить объемную форму к стене деревьев не желательно: трехмерные композиции надо осматривать со всех сторон, как задумал автор. Тем не менее площадка сложилась: главный вход в музей с широким крыльцом, крупный бронзовый монумент Эрьзе, ряд каменных скульптур и геометрическое мощение площадки. Именно здесь стал реализовываться важный культурный тренд последних десятилетий: искусство должно выйти из-под крыши ранее закрытого музейного учреждения, оно призвано активно формировать городскую среду.

У кого-нибудь из горожан наверняка возникнет сомнение: не слишком ли много в центре Саранска уже сейчас размещено скульптур? Не получится ли вскоре нагромождения? Действительно, на ограниченном городском пространстве сосредоточены скульптурные монументы адмиралу Ушакову, патриарху Никону, Ленину (два), Пушкину (два), Бахтину, Огареву (два), Полежаеву (два), героям Первой мировой и Великой Отечественной войн, строителям Саранской крепости, существует скульптурная аллея Славы. Среди авторов произведений – выдающиеся мастера Николай Томский, Сергей Меркуров, Николай Филатов, Салават Щербаков, Вадим Шелов-Коведяев, Владимир Козин. Но вопрос надо ставить иначе: скульптур может быть много, при этом они должны быть выразительные (что может стать предметом для спора), и, что намного важнее, они должны быть разные.

Размещенные в городской среде скульптуры должны быть разнообразными по типу. В Саранске большая типология уже сложилась: объек-
ты монументальные, оригинальные, средовые, садово-парковые, тиражные. Напомним, когда началась скульптурная история Саранска. В 1899 году местная интеллигенция установила в городском саду бюст Пушкина. Оригинальным памятник не был, это была металлическая тиражная скульптура. Этот вариант недорогой скульптуры стал востребованным в середине 30-х годов для плана монументальной пропаганды, так как провинциальный город не имел средств установить скульптуру оригинальную. В сталинское время в Саранске появились бетонные вожди, а также идеальные советские граждане, с которых нужно было брать пример. Из этой массы безликих статуй сохранился монумент Ленина в парке – уменьшенная копия не построенного в Москве Дворца советов. Уже тот факт, что данная фигура была растиражирована в немыслимых количествах и сегодня в разных городах бывшего Союза сохранились 285 идентичных отливок, заслуживает занесения в книгу мировых рекордов. В 60-е годы наступила эпоха оригинальных монументов, которые создавали ведущие столичные мастера: в 1960 году был открыт памятник Ленину, в 1963 – стратонавтам, в 1970 – героям войны... Это был государственный заказ – запечатлеть в бронзе в пафосных формах советскую идеологию. Традиция монументального госзаказа  продолжилась в начале нового века: памятники Пушкину, адмиралу Ушакову, патриарху Никону, но их автором уже является саранский мастер Николай Филатов. Интересно, что в те же годы на наших улицах появилась совершенно иная, средовая скульптура – человеческого размера, стоящие на тротуаре персонажи, зачастую юмористические – герои мультфильмов, водопроводчик, дворник, животные. К подобным объектам относится и «Лисий мостик» у Музея имени Эрьзи. Все они были установлены для оживления городской среды и не по государственной программе, а по инициативе мэра города или городских предпринимателей в соответствии с их представлениями о прекрасном и современном. По своим качествам они напоминают тиражные скульптуры сталинского времени (многие из них, действительно, являются тиражной копией), поэтому их не стоило отливать из бронзы, вполне достаточно было пластика (так рационально поступили в Ульяновске).

Наследие скульптурных симпозиумов кардинально отличается от перечисленных типов. Это авторские произведения, рожденные не в идеологических кабинетах, а фантазией художника. Их ценность заключается в эмоциональности, разнообразии и неповторимости. Имея садово-парковый масштаб, они должны органично вписаться в сложившийся ландшафт, а не служить указующим перстом для окружающей застройки.

Никто не сомневался в том, что в Саранске скульптурные симпозиумы должны проводиться периодически. Потому что у нас есть уникальный скульптурный музей, который должен не только хранить великое наследие, но и создавать условия для развития современной скульптуры. И площадка перед музеем должна преобразиться: здесь должен появиться современный дизайн, комфорт и, конечно, новые скульптуры. В 2017 году архитектор Евгений Ширчков сделал дизайн-проект площадки: перед крыльцом должны быть установлены трехметровые металлические буквы ЭРЬЗЯ, за бронзовой фигурой на постаменте следует
высадить несколько берез, каменные скульптуры необходимо более выгодно переставить и подсветить низкими светильниками, мощение площадки надо выполнить из долговечных камней. К сожалению, средств на этот замечательный проект пока нет. Но массовые мероприятия (Квартал Победы, Ночь му-
зеев, Эрьзя-Фест) на площадке проводятся постоянно, – следовательно, надо приводить ее в порядок и наполнять скульптурами.

Зимой 2021-2022 года в Музее имени Эрьзи состоялась представительная скульптурная выставка «Эрьзя и мы». Ведущие российские мастера показали свои творения, среди них – московские скульпторы член-корреспондент РАХ Андрей Молчановский и секретарь секции скульптуры Московского союза художников Маргарита Камардина.
Вместе с директором музея Людмилой Нарбековой они обсудили возможность проведения в Саранске очередного скульптурного симпозиума.

Второй скульптурный симпозиум проходил в Саранске в 2023 г. в рамках Межрегионального фестиваля имени Степана Эрьзи «дERZай». Фестиваль проводился по гранту Президента РФ на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий. Организаторами фестиваля выступили Мордовская республиканская организация ООО «Российский союз молодежи» и МРМИИ им. С.Д. Эрьзи. Фестиваль планировался творческой площадкой, на которой современные отечественные скульпторы и их ученики смогут воплотить идею культурной идентичности. С помощью скульптуры они должны показать, как представляют свою принадлежность к многонациональной российской культуре и национальным художественным школам, как они выражают в пластике культурную самобытность, вырабатывают современный национальный язык искусства, в чем для них заключается национальное единство населяющих страну народов.

В начале апреля десять российских скульпторов подали заявки на конкурс, 17 апреля состоялось заседание жюри, оно рассмотрело эскизы и выявило 5 победителей, которые представляют регионы России. Участниками симпозиума стали Андрей Балашов (Москва), Далгат Далгатов (Дагестан), Николай Карлыханов (Санкт-Петербург), Олег Цхурбаев (Северная Осетия), Игорь Черноглазов (Владимир). По условиям гранта мастера скульптуры должны были выбрать себе ученика – студента скульптурного отделения художественного вуза. В июле в Жигулевском карьере были вырублены квадры белого известняка – пять трехметровых (для произведений мастеров) и пять полутораметровых (для
работы учеников).

25 июля скульпторы приехали в Саранск и вышли на рабочую площадку. Организаторы учли опыт первого симпозиума, когда скульпторы работали перед зданием музея. В течение месяца вся площадка была окутана клубами каменной пыли, засыпана кусками камня и песком. Рабочая площадка второго симпозиума была выбрана на высоком левом берегу Саранки, на южной парковке гостиницы «Редиссон». Была опасность запыления нижних этажей отеля и жилого дома, но этого, к счастью, не произошло. Скульпторы увидели бровку улицы Кавказской, откуда открывается впечатляющий вид на улицу Саранскую, Музейно-архивный комплекс и новую многоэтажную застройку за ним. Мастера здесь не только будут работать под пристальным вниманием публики, но и могут сопоставлять свои творения с масштабным городским ландшафтом.

Народный художник России, член РАХ, профессор кафедры скульптуры МГАХИ им. В.И. Сурикова Андрей Балашов – выдающийся российский художник. Он родился в 1957 году, живет и работает в Москве. Окончил отделение скульптуры МГАХИ им. В.И. Сурикова. В 1996–1999 годах он принимал участие в скульптурном оформлении храма Христа Спасителя. Его монументальная скульптура установлена в Москве, Казани, Суздале, Омске, Стамбуле, Астане. С 1985 года
Андрей Балашов участник скульптурных симпозиумов в России, Германии, Греции, Ливане, Франции, Кипре, Испании, Чехии, Италии, Китае.

В Саранске Андрей Балашов выполнил композицию «Макошь», посвященную единственно известной восточнославянской богине. Жена Велеса Макошь (Мокошь) покровительствует материнству и домоводству. Упоминаемая в «Повести временных лет» как языческая богиня земли, воды и плодородия в народных поверьях предстала как Мать – сыра земля. Славянская богиня Судьбы прядет волшебные нити, сматывая их в клубок Жизни. В руках изваянной богини – тяжелые снопы.

Заслуженный художник России Игорь Черноглазов родился в Ташкенте в 1961 году. В 1980 году окончил Республиканское художественное училище им. П.П. Бенькова, а в 1986 Ташкентский театрально-художественный институт им. Н.А. Островского. Работы Игоря Черноглазова установлены в Узбекистане и во Владимире, где он ныне живет и уже организовал четыре скульптурных симпозиума. В Саранске мастер, вдохновленный мордовским декоративно-прикладным искусством, выполнил композицию «Колесо истории». Это богиня удачи и судьбы – облаченная в мордовский свадебный костюм женская фигура, опирающаяся на колесо, родившееся как понятие земледельческое – управление природными случайностями. Фигура движется на колесе истории в глубину веков, где рождались легенды и мифы Мордовии.

Член Союза художников России, Союза художников Узбекистана и Международного союза художников (IFA) Николай Карлыханов родился в 1955 году в Казахстане. Он окончил факультет монументальной скульптуры Академии искусств Узбекистана (Ташкент), живет и работает в Санкт-Петербурге. Николай Карлыханов – участник двух десятков симпозиумов, в том числе в Оберурзеле (Германия), Айя Напе (Кипр), Баку, Эр-Рияде (Саудовская Аравия), Стамбуле, Новом Каире, Самарканде. В Саранске Николай Карлыханов выполнил композицию «Лунный дождь»: женская фигура, на которую ниспадают кружевные формы. Это мордовское божество воды Ведява, освещенная потоком лунных лучей. Создавший богиню скульптор считает, что все, что нас окружает, является бесконечной трансформацией энергий.

Олег Цхурбаев родился в 1958 году во Владикавказе (Северная Осетия). В 1984 году он окончил факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова. Член Союза художников России, Московского союза художников и Объединения московских скульпторов. В Саранске Олег Цхурбаев выполнил композицию «Пастух». Это стройная фигура немолодого горца, с характерными предметами национального костюма, держащего на плечах ягненка. Автор выражает национальный характер аланов, гордый и независимый дух народов Северного Кавказа – неотъемлемой части братской семьи народов многонациональной России.

Далгат Далгатов родился в 1960 году в Дагестане, в 1987 году окончил отделение скульптуры Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого, а в 1994 факультет скульптуры Харьковского художественно-промышленного института. Он постоянный участник международных скульптурных симпозиумов, из наиболее значительных – в Измире и Картале (Турция), Айя Напе (Кипр), Сантьяго (Чили). В Саранске Далгат Далгатов выполнил композицию «Ускользающая», которая представляет человеческие руки, пытающиеся удержать ящерицу. В древней мифологии ящерица означала не только мудрость и хитрость, но также изворотливость, гибкость и пластичность. Египетского Сераписа, греческих божеств Афину, Гермеса и Аполлона изображали с ящерицей. Умение ящерицы ускользать от опасности становится для скульптора символом неукротимости природы, неподвластной человеческой воле. Так скульптор размышляет о взаимоотношениях человека и природы, которые из враждебных должны стать гармоничными.

Признанным мастерам скульптуры помогали: выпускник МГАХИ им. В.И. Сурикова Руслан Ибрагимов, студенты этого же вуза Тихон Болтиков и Дмитрий Логинов, студент МГХПА им. С.Г. Строганова Василий Каменский и Екатерина Литвиненко, обучающаяся на отделении керамики Московского государственного института культуры. Помощь требовалась на первом этапе работы, когда от квадра известняка нужно было быстро отсечь большие куски. Затем студенты приступили к созданию своих произведений – судя по всему, своих наставников они не подвели.

На рабочей площадке постоянно находились куратор симпозиума Андрей Молчановский и бригадир Маргарита Камардина. Сжатые сроки требовали концентрации творческой энергии. Конец июля и август 2023 года выдался необычайно жарким, днем температура не опускалась ниже +30 градусов. Яркое солнце слепило глаза, жигулевский известняк блестел кварцевыми вкраплениями. Скульпторы в очках и респираторах были окутаны клубами белой пыли. Трещали перфораторы, взрезавшие камень, били молотки, отсекая лишнее и высвобождая задуманную мастером форму, жужжали шлифовальные машинки. Постояльцы отеля, горожане, журналисты своими глазами увидели, как тяжел труд ваятеля.

19 и 20 августа на крутом зеленом склоне прошел фестиваль выходного дня. Толпы горожан пришли на рабочую площадку, где познакомились со скульпторами и их творениями. 23 августа скульптуры были перемещены к Музею имени Эрьзи, где с южной стороны зеленой зоны были заложены фундаменты. Обращенные на юг, прекрасно освещенные белокаменные изваяния образовали замечательный пластический ряд. Саранский парк скульптур, включающий 14 произведений, был открыт 25 августа. Цель скульптурного симпозиума была достигнута – преобразование городского пространства путем воплощения в скульптурно-ландшафтных образах идеи культурной идентичности, актуальности языка национального искусства, неразрывности традиции и объединение художников, скульпторов, представителей уличной культуры, жителей и гостей города вокруг современного искусства. Скульптурный парк символизирует братское единство народов и многообразие культурных традиций многонациональной России и других стран.

«Мордовии следует уделять пристальное внимание современной скульптуре, – говорит Андрей Молчановский. – Степан Эрьзя – великий скульп-
тор, и нужно продолжать его традиции. Например, в Саранске можно открыть профессиональную академическую школу или профильную кафедру в Мордовском государственном университете. Я был бы рад заняться воспитанием будущих профессионалов!»

Когда состоится следующий симпозиум? Об этом стоит
подумать. Но предварительно надо решить важный вопрос: где устанавливать новые скульптуры? Скульптурный парк у музея полностью сложился. В городском центре много потенциальных мест: рядом со стадионом Мордовия-арена (обширное и потому очень проблемное пространство), на Площади Тысячелетия (но проект ее реконструкции уже утвержден), на левом высоком берегу Саранки ниже гостиницы «Редиссон». Перед тем как расставлять новые скульптуры на обширном крутом склоне с газоном, необходимо сделать проект его ландшафтной организации. Надо выделить особый скульптурный сектор, чтобы скульптуры органично вошли в пространство. Самое эффектное место – на бровке улицы Кавказской, там, где была рабочая площадка второго симпозиума. Вертикальные скульптуры хорошо читались на фоне панорамы городского низа, который сегодня застраивается новыми зданиями. Следовательно, следую-
щий шаг – это ландшафтное проектирование склона. Думать об этом нужно сегодня...

Фото А. Стенюшкина и А. Молчановского