Ни для кого не секрет, что в современном искусстве в связи с влиянием рынка и массовой культуры стремительно наступает дилетантизм и уходит спрос на профессиональное мастерство. Скажем, чтобы стать «народным артистом» или очень популярным композитором, больше не нужно учиться в консерватории. Можно также стать известным и даже заслуженным художником, не умея толком ни рисовать, ни компоновать. Главное – угодить заказчикам, которые диктуют – попроще и поярче, чтобы глаз легко схватывал узнаваемое изображение и чтобы рама блестела.
Мордовские живописцы, члены Союза художников России Ольга Елистратова и Олег Павликов относятся к числу тех, для кого дилетантизм в искусстве неприемлем целиком и полностью. На протяжении десятилетий творчества они стремятся подтверждать необходимость профессиональной компетентности и высокого мастерства. Подлинным мерилом их произведений стала классика, ее высота. Они искренне хотят сохранить упавшую культуру мастерства и ценности реалистического искусства – отечественного и зарубежного. Их волнует, что профессиональная школа сейчас утрачивает свои позиции и массовый уровень произведений заметно снижается.
Этих двух зрелых и ярких художников соединяют не только родственные узы, но и сходство взглядов на жизнь и на искусство, уважение к своей профессии, умение ценить и использовать знания и навыки, полученные в одной из лучших художественных школ России – Московском государственном академическом художественном институте имени В.И.Сурикова.
Ольга Петровна – из семьи известного и уважаемого человека, П.М.Елистратова, крупного руководителя, истинного знатока и любителя искусства. Несомненно, он был доволен тем, что дочь еще в художественной школе проявила способности, а затем выбрала профессию художника. Отделение станковой живописи института имени В.И.Сурикова было окончено ею в 1984 году, а дипломная работа – триптих «В мастерской», выполненный в мастерской известного живописца Таира Салахова, экспонировался затем на всесоюзной выставке дипломных работ и на ряде всесоюзных, всероссийских и международных выставок. Самостоятельное творчество было продолжено Ольгой Елистратовой в Саранске, куда она возвратилась вместе с мужем – однокашником по институту.
Олег Владимирович Павликов – родом из Пензенской области. Всю жизнь он связан с «малой родиной» – селом Русский Камешкир. Профессия художника для него была также не случайной, его отец – В.А.Павликов – известный пензенский график, заслуженный художник России.
Вначале Олег учился на отделении живописи в одном из старейших художественных училищ – Пензенском имени К.А.Савицкого, а затем получил специальность графика в Москве, в мастерской Н.Пономарева.
Первые его работы относились к оригинальной графике. Он выполнил в технике рисунка серию жанровых листов, посвященных жизни села, которую он знает с детства. Их названия красноречивы: «Обед комбайнеров», «Утренняя планерка», «Овец стригут». Но хорошая школа дала лишь владение грамотой, техникой. После института надо было создать себя заново, найти свой стиль.
Впоследствии его творческий выбор, а также выбор и Ольги Елистратовой, оказался полностью связан с живописью, с жанром натюрморта, так как молодые художники были безудержно увлечены возможностями реалистической формы. Создавать тематические полотна в духе соцреализма, в узких границах творческого договора, дающего мало простора для творчества, не хотелось, хотя в институте их и воспитывали как «картинщиков». Постепенно именно натюрморт занял в творчестве О.Павликова и О.Елистратовой ведущие позиции.
Обращаясь к натюрморту, жанру, который все академии художеств прошлого традиционно считали лишь вспомогательным, они учитывали опыт великих предшественников. Голландские и французские живописцы XVII века, а затем русские мастера «Серебряного века» сделали этот жанр содержательным и поистине прекрасным. Современный натюрморт строится по законам картины и содержит образное
осмысление реального мира. Предметы могут восприниматься как чувством, глазом, так и логикой, рассудком. Натюрморт может передавать красоту натуры, отражать радость созерцания даров природы, добротность вещи. Другая его сторона – социальность, предмет становится фактом реальности, частью человеческой жизни. Затем происходит раскрытие внутреннего состояния художника и его отношения к жизни, особенностей его контакта с действительностью. Подлинными героями натюрморта фактически являются не предметы или плоды и цветы, а сам художник.
Именно эти качества и отличают произведения Ольги и Олега. В натюрмортах каждого из авторов ярко проявляется личностное начало. Натюрморт в их полотнах стал картиной, содержательным, высоко художественным жанром, с собственной сюжетной канвой, завязкой и кульминацией, где неодушевленные предметы живут по собственным законам.
Ольга Елистратова любит делать «портрет вещи», делая центром композиции непреходящие ценности, предметы искусства: тарелку с авторской росписью знаменитого французского художника Ф.Леже, голландское блюдо, расписанное синим кобальтом, алые русские ситцы, изящный кузнецовский фарфор или экзотическую китайскую кружку. Эти прекрасные осколки прошлого восхищают красотой и законченностью форм, изящной рукотворностью. Они несут очарование «ретро», становятся воплощением совершенства и гармонии.
Натюрморты Елистратовой – классически четкие, – это прекрасное зрелище, выстроенное по законам логики, наделенное гармонической чистотой форм и благородством холодных красок. Все приобретает черты возвышенной красоты. Отбор предметов строг и продуман, вещи выключены из сюжета, из бытовых и психологических связей. Она любит сочетать дары природы – плоды и цветы – с прекрасными творениями человеческих рук.
Выразительно решается пространство, перспектива – с помощью системы рам и драпировок. Композиция строго уравновешена, форма создается контуром, линией и светотеневой моделировкой. Главный упор сделан на рисунок, скульптурность форм, пластическую завершенность.
Образ самоценного и праздничного «мира в себе» создает О.Елистратова в «Натюрморте с веткой крыжовника» – одной из последних работ. Она любуется осязаемой глянцевитостью яблок, нежностью лепестков и яркой окраской осенних цветов, изящным изгибом ветки и сочной спелостью аметистовых ягод крыжовника.
Произведениям О.Елистратовой в значительной степени присуща логика, ясность духа и уравновешенность формы. Ясность и цельность нередко приближаются к аскетизму как идеалу, ее стиль – артистичный и точный. Вспоминаются слова философа Н.Бердяева: «Духовная культура – всегда аристократична, всегда в качествах, а не в количествах».
Ее полотна – более изящны, статичны, они тоньше, артистичнее, чем работы О.Павликова. Зато он – более определенен, строг и мужественен. Его вещи – материальны, их формы – динамичны, отличаются плотностью массы, энергией цвета. Они наполнены искренним чувством, глубокой любовью к основам народной жизни.
Мир вещей в картинах О.Павликова обжит и эмоционально насыщен, он придает большое значение сюжетному началу. Его натюрморты из серии «В бабушкиной кладовке» складываются в единый образ, одухотворяемый незримым присутствием человека, становятся олицетворением важнейших жизненных начал. Нехитрая деревенская утварь и съестные припасы, каждый предмет имеет свою «биографию» и согрет теплотой повседневного общения с людьми.
Содержателен и торжественен его натюрморт «Хлеб Мордовии». Колосья, зерно, мука, каравай хлеба рассматриваются пристально и любовно, становятся повествованием о нелегком крестьян-
ском труде, о любви автора к родной земле. В полотне «Богатый урожай», запечатлевшем обычные огородные овощи, он также тяготеет к пластической завершенности формы, энергии и эмоциональной окраске образа. В холсте «В мастерской сельского художника» Павликов неожиданно соединяет атрибуты живописцев, бытовые вещи и деревенскую утварь, и зритель ясно ощущает круг творческих интересов и привязанностей обоих художников, ритм их летней жизни.
«Натюрморт с тыквой» О.Павликова стал воплощением мужской энергии, где большой масштаб изображения, активность всех форм и динамика композиции рождают ощущение эмоционального диалога, спора масс и форм предметов. Художник может быть и лиричным, как в натюрморте «Русское лето», где он пристально и восхищенно вглядывается в трогательный букет колокольчиков и ромашек, делая их символом вечной красоты русской природы.
И Олег Павликов, и Ольга Елистратова в своих полотнах стремятся к изображению чувства убедительного, полнокровного, радостно открывая красоту мира. Они ищут возможности изобразить натуру ярко, сильно, весомо, соревнуясь в красоте и силе со старым искусством. В их картинах проявляется строгая школа работы с натуры, требующая истинного профессионального мастерства и основанная на традициях хорошего качества, добротности формы. Стиль этих художников обладает классически четким рисунком и академической лепкой драпировок, тени и блики рассредоточены с математической четкостью, передается материальность, фактура предметов. Мастерство присутствует как неотъемлемая часть произведения.
Эти приемы позволяют определить принадлежность творчества Ольги Елистратовой и Олега Павликова к неоклассике – направлению в современном российском искусстве, тяготеющем к лучшим мировым реалистическим традициям. Они убеждены, что реализм – это и есть классика, сочетающая чувство и мысль. Совершенством формы и глубиной содержания произведения неоклассики разительно отличаются от влияний легковесной моды, от броской изобразительной «попсы».
Сознательно, максималистски служить этому направлению – нелегко, да и особых выгод это не сулит. Но им дорого высказывание великого русского художника Павла Филонова: «Единственным критерием вещи является ее сделанность». Эта чистота принципа и самодостаточность, порой кажущиеся холодностью и высокомерием, не всеми, даже коллегами-художниками, легко принимается.
Разумеется, как и многим, живущим своим трудом, этим живописцам сейчас не просто. Но даже в заказных вещах они стараются не упрощать и не облегчать задачу, заботясь о возрождении ценностей классического искусства. Художники также сознательно сторонятся околохудожественной суеты и шумихи, стремясь уберечь душу от внешнего и ненужного им. Недаром философ В.В.Розанов писал: «...Человек с сосредоточенною деятельностью, или каким-нибудь удавшимся призванием, идущим на общую пользу, и должен быть эгоистом. Это эгоизм «не к я», а к «нужно всем». Поэтому кроме интимного и прекрасного, чем питается душа (...), все должно и вправе быть оставлено – знакомства, визиты, частная корреспонденция и т.п., берущая у нас чуть не половину жизни, времени, энергии».
Но к счастью, О.В.Павликов и О.П.Елистратова равно наделены способностью не только владеть мастерством и творить, но и учить этому других. Отрадно, что в последние годы они полностью востребованы как педагоги в Саранском художественном училище имени Ф.В.Сычкова и на строительном факультете Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева, где недавно появились специальности, связанные с архитектурным дизайном. И, зная требовательность и профессиональную гордость этих мастеров, можно смело утверждать, что они никогда не позволят себе выпускать полуобразованных и безответственных специалистов.