Артем Матюшков,
13 лет
О чём говорят деревья?
Заходишь в лес – всё необычно. Там растут разные деревья. Очень интересно наблюдать за высокими, стройными
соснами. Они осыпали землю сухими хвоинками, пропитанными смолой, поэтому долго остаются сухими. Опадая из года в год, они покрывают землю толстым слоем хвоинок. Здесь расти трава не может. Только иногда этот лес оживляют листья папоротника.
Живут в лесу и другие деревья: старая липа, корчавый дуб и маленькая осинка, самая любознательная среди всех. Однажды она спросила у сосен:
– Почему у вас такой длинный ствол?
– Наши листья любят свет, – ответили сосны, – если они находятся в тени, то погибают вместе с веткой, поэтому мы
растём наперегонки, чтобы успеть вынести свои листья на солнечный свет.
– А разве у вас есть листья? – удивилась осинка. – Все говорят, что у вас иголки...
Сосны обиженно закачали кронами и сказали, что им некогда, ведь если кто-то отстанет...
– А что будет с тем, кто отстанет? – не унималась осинка.
Но сосны молчали. Осинка заметила, что отставшие сосны были хилыми, низкорослыми.
– Не обижайся на них, – сказала большая сосна, – мы, сосны, светолюбивые и очень беспокоимся, если получим мало солнечной энергии. Наши листья только издали похожи на иголки. На самом деле одна сторона округлая, а другая чуть вогнутая. По бокам есть мелкие зубчики. Наши листья ещё называют хвоей. В центре проходит всего одна жилка, вокруг неё такие же зелёные клетки, как и у ваших листьев. Летом эти зелёные клетки работают, поэтому ствол полнеет, а крона становится пышнее. А зимой хвоинки спят... Мы появились на Земле давно, много миллионов лет назад. Климат на Земле менялся: то было слишком жарко, то холодно. Чтобы жить в любых условиях, мы прикрыли наши листья плотной оболочкой. Благодаря такому устройству мы можем жить повсюду: и в тропиках, и на полюсе, и в пустыне, и в горах...
– Но в пустыне сухо! – воскликнула осинка.
– Оболочка наших листьев не только прочная, но и пористая. Она не даёт воде испариться быстро, поэтому нам её надо мало.
Осинка закричала:
– Давайте меняться листьями!
Сосна улыбнулась и сказала:
– Нет, мы не будем этого делать. Ты ещё маленькая. Под-
растёшь – многое поймёшь.
– Разрешите и мне задать вопрос, – послышался вдруг голос дуба. – Маленькая осинка, я хотел бы знать, а как вы прикрепляете свои листья к ветке, ведь у них нет черешка?
Нет черешка! – рассердилась осинка, и листья у неё завертелись, чтобы показать, какой у них необычный черешок: длинный, эластичный, тоненький посередине. Многие считали, что листья осинки – трусишки: дрожат от лёгкого дуновения ветерка. Но это не так. Просто осинка дышит чаще других деревьев, больше всех испаряет влагу, листья должны вентилировать вокруг себя воздух.
– Какой интересный вопрос! – начала сосна. – Мы нашли своё решение этой проблемы: оборачиваем длинные узкие листья попарно тонкими плёночками и прижимаем чешуйкой коры.
– Оригинально! – воскликнул дуб.
В это время в лесу прошёл мелкий дождик.
Дуб хотел снова что-то спросить и вдруг замер от неожиданности: на острых концах сосновых иголок висели серебристые капельки воды.
– Как же они удерживаются, да ещё повиснув вниз головой? – воскликнул дуб.
– Мы сами хотели бы разгадать этот секрет, – ответила
сосна, – но тайну эту хранит вода.
Липа, которая была вечно занята своими шаловливыми листьями, тоже взглянула на сосну. Её удивило, что листья сосны такие смирные и дисциплинированные, стоят, как в строю, не шелохнутся.
– Наверно, вы очень строги к своим листьям? – спросила она.
– Я хотела бы их немного побаловать, – сказала сосна, – но это невозможно. Уже при рождении они знают, что на таком прямом и толстом побеге, как у меня, нельзя выскакивать, иначе можно навредить себе и другим.
Липа обратилась к сосне снова:
– Мне показалось странным, что на одной ветке ваши листья ведут себя по-разному. Одни жмутся к побегу, а другие торчат в стороны.
– Возможно, вы заметили, – пояснила сосна, – что в первый год жизни хвоинки светлее, ярче остальных. И только на второй год темнеют, хвоинки расходятся.
Прошло лето. Листья липы запылились и поблёкли. Дуб был занят: он следил, чтобы его красивые блестящие жёлуди аккуратно спрыгивали на землю. Листья сосны, которым исполнилось три года, засыхали и тихо уходили с ветки. Хвоинки, связанные по две, не могли, а может, не хотели сразу упасть
на землю. По пути они цеплялись за ветки и друг за дружку, поэтому кое-где на ветках лежал ворох хвоинок, как гнездо птицы.
А что стало с осинкой? Листья её раскрасились в необыкновенно красивый оранжево-красный цвет. Она стала настоящей красавицей! Один листик полетел к ручью и поплыл, как настоящий кораблик, другой прыгнул на шляпу оранжевого гриба, третий остался возле осинки...
«Как хорошо, что я не поменялась листьями с сосной, – думала осинка, – у неё никогда не бывает весёлого маскарада, она всегда в рабочей зелёной одежде. Мои листики самые красивые на свете!»
А сосна в это время думала:
«Какая я счастливая: мои милые листики не покидают меня никогда, и я всегда красивая, особенно зимой, когда среди зелёной хвои находят себе приют белые снежинки».