Андрей Осташко. Кому принадлежит Крым?

 

Вопрос о правах крымских татар на Крым существует уже не один десяток лет. Для того чтобы в нем разобраться, необходимо выяснить, кто такие крымские татары и как они появились в Тавриде. Для этого необходимо сделать экскурс в историю Таврического Полуострова.

Фото Ольги МельгуновойПолуостров был заселен еще с древнейших времен представителями разных неолитических культур, но тогда еще было рано говорить о каком-либо народе. Самые первые народы, жившие в Тавриде и о которых упоминает история – это тавры. Тавры «появляются» на полуострове примерно в Х веке до н.э. Разумеется, они возникли не на пустом месте, а были, судя по исследованиям, потомками кеми-обинской культуры, тесно связанной с кобанской на Ближнем Кавказе. Они были «осколком» мегалитической цивилизации, последними строителями дольменов – каменных ящиков-гробниц. В этническом и языковом смысле они были ариями, их язык был очень схож с санскритом. Примерно в это же время в Тавриде появляются легендарные киммерийцы (весь Керченский п-ов до сих пор называют Киммерией) – носители катакомбной культуры и тоже арии. В горах их потомки образовали кизилкобинскую культуру. В результате Великой греческой колонизации в Тавриде появились в VI веке до н.э. древние греки. Собственно они и назвали полуостров Тавридой – «горной страной», а ее жителей таврами – «горцами».

Корень «тор, тур, тавр» восходит еще к индоевропейскому праязыку и имеет значение «сила, мощь», производными от него являются «тавр» в смысле «бык» и «горный массив». Сами себя тавры называли арихи, напеи, русы, суренжане (сурья – солнце) и поклонялись богине Деве (санскрит «дэва» – «бог»). Они же, согласно древней летописи «Книги Велеса», основали в VIII в. до н.э. город Сурож (совр. Судак), который в начале нашей эры стал столицей Сурожской Руси, – первое праславянское государство в Тавриде. Сурож был захвачен в 439 году до н.э. Периклом и переименован в Афинион. Остальные греческие города-полисы возникали тоже не на пустом месте, а на месте поселений тавров и родственных им меотов и синдов («индов»). К тому времени на Полуостров проникли скифы – иранские арийские племена. Это была эпоха расцвета Великой Скифии, протянувшейся от Волги и до Дуная. Позднее они переместились в Приазово-черноморские степи от Северского Донца (Танаиса – его путали с Доном) до Дуная. С востока от Танаиса и до Ра-реки (Волги), занимая весь Северный Кавказ, жили сарматы или «женоуправляемые» («царь-мать»). Греки их называли «савроматы» – «опоясанные мечами», сами же себя они называли «роксоланы» (русколаны), «онти» (анты) и асы, бытовало также название «аланы» или «иронцы». Исповедывали они единобожие и ведическую религию (именно поэтому проповеди апостола Андрея, впервые принесшего христианство на эти земли, имели успех). Чуть раньше этого времени в V в до н.э. на Керченском и Таманском полуостровах образовалось Боспорское царство с европейским центром Пантикапей (совр. Керчь) и азиатским Фанагория (совр. станица), объединившее все города-полисы по обеим сторонам Боспора Киммерийского (Керченского пролива). Правителями этого царства были сарматские династии, и население было смешанным с преобладанием местного арийского – сармат, сираков, аорсов (русов). В 179 году до н.э. сарматский, а точнее русколанский царь Гатал захватывает всю Причерноморскую Скифию, и от Дуная до Волги раскинулась Великая Сарматия. С этого времени причерноморские скифы сходят с исторической арены. С этим же годом связан исход с Каменецкого городища на Днепре семей праславян числом около 10 тысяч в Тавриду. Скифы за столетия общения с греческой цивилизацией «огречились» и стали рабовладельцами. Каменецкое городище было скифским «концлагерем», где столетиями работали жители Поднепровья (праславяне) в качестве рабов-мастеровых в металлургии. Это было сердце металлургической индустрии скифов. Лагерь был огромен: 3х4 км, с трех сторон окружен водой и с четвертой – четырехкилометровой стеной. Мастеровые, видимо, испугались, что русколане их примут за скифов (из-за скифского языка), покинули «зону» и ушли в Тавриду, где предгорья были слабо заселены. По дороге часть семей осталась в Нижнем Поднепровье. Они-то и стали ядром «Крымской Скифии» и основали столицу-крепость Керч-адан, а по-гречески Неаполис – Новый город (совр. Симферополь) и несколько городов. «Скифы» плавно ассимилировались с таврами и в раннем средневековье стали известны под названием «тавроскифы».

Во времена Гатала все население от Волги и до Дуная, и от Тавриды и до Валдая было этнически и языково родственным, сильной разницы еще не было, хотя отличительные черты уже явно присутствовали. Языки, идущие от единого арийского корня, еще сильно не разошлись. Античные историки нам сообщают о войнах между этими народами – скифами, сарматами, русами, аланами, готами, фракийцами, венедами, – которые носили скорее идеологический характер на культурно-религиозной почве, чем этнический. Со времени Гатала и идет начало Русколани, или, как выражаются современные исследователи, – «третьего» центра Руси, хотя это, по сути, была самая первая Русь.

В конце II века до н.э. Боспорское царство подпадает под власть Понтийского царя Митридата Эвпатора VI. Весь западный и северо-западный берег Тавриды занимает греческое государство с центром в Херсонесе (совр. Севастополь), возникшее еще в V в. до н.э. Центральную часть занимают «скифы» (праславяне) с царем Скилуром и его сыном Палаком во главе и со столицей Неаполь. Они постоянно ведут войны с Херсонесом, на стороне которого выступает Митридат, на «скифской» же стороне выступают сарматы. Это первое противостояние эллинского и праславянского миров на этой территории.

После сильнейшего землетрясения в 63 г. до н.э. власть, которой было недовольно боспорское население, падает, и царями Боспора снова становятся сарматы. В 60-х годах нашей эры в Тавриде появляются римляне. Они полностью подчиняют себе Херсонес, разместив там гарнизон, распространяют свой протекторат на Боспор и строят для защиты берега от нападавших постоянно тавров базу морской пехоты Харакс на южном берегу на мысе Ай-Тодор (совр. сан. «Днепр»).

С I по III век идет сильная сарматизация населения Полуострова. Тогда-то и возникает название народа «тавроскифы», у которого ничего не было скифского, а в основном сарматское.

В III веке союз племен во главе с готами и их царем Германарихом начинает боевые действия в Причерноморье. Часть войск вторгается в Тавриду. Римляне эвакуируют свои войска, пала последняя «Скифия», Боспор становится базой для дальнейших походов. В состав готского союза, кроме готов, входили славяне, аланы – они все стали ядром черняховской культуры, влившейся потом в славянскую. В «Книге Велеса» описывается поход готов на Русколанский город-крепость Воронежец (под Воронежем) в III веке и падение последнего. Часть населения ушла в Тавриду к родственным суренжанам и основала в Суроже крепость. Так возникла самостоятельная Сурожская Русь. В византийском синаксарии (жизнеописании) из Амастриды говорится, что в 212 году аланы основали крепость Сугдею (Судак), что подтверждает летопись, а также примерно в это же время на месте античной Феодосии крепость Ардавду. Греки часто называли народы не их собственным названием, а давали им клички-прозвища (Геродотово описание Скифии ими просто пестрит). На это указывал еще римский историк рубежа эр Страбон, писавший, что скифы в Тавриде к скифам-иранцам никакого отношения не имеют (то же касается и алан).

В IV веке война с готами усилилась, так как они выступили союзниками гуннов, вторгшихся из-за Волги в Русколань, а оттуда в Тавриду и Причерноморье. Это были разношерстные тюркские и угорские племена, которых русы не смогли сдержать. Гунны прошли по всему Приазово-черноморскому региону огнем и мечом и устремились на запад. Часть их осела на Полуострове. В 368 году готы одержали над русами-антами победу и распяли их князя Божа (Буса) и воевод. Несмотря на это русы, чуть позже, изгнали из Тавриды большую часть готов, но немного их осталось. Это была эпоха великого переселения народов и русколане под натиском гуннов вынуждены были оставить Северный Кавказ и Причерноморье и уйти по Днепру к родственному народу, где они объединились со славянами – так возникло ядро второй Руси на Днепре. Население Тавриды становится отрезанным кочующими тюрками и уграми от своих сородичей. К этому периоду относится расцвет Сурожа (в 1968 г. археолог М.А.Фронжуло раскопал в приморской части Судака остатки крепости этого периода II–IV вв., основанной, судя по летописи, воронежцами). Согласно «Книге Велеса» Сурож успешно конкурировал с другими городами в торговле; в храмах его славили солнечных богов Сурью, Хорса и Ярилу. Более сорока лет посвятил раскопкам и исследованиям Судака бывший «хранитель» крепости Алексей Михайлович Горшков. Им написано по этой теме около двадцати книг, которые так и не были опубликованы и находятся у него в Судаке в рукописях. А сколько они могли бы пролить света на древнюю историю Тавриды!

В VI веке Полуостров уже называют Таврикой, и он уже попадает под власть Византии. Строятся и укрепляются крепости, возникают укрепления в горных проходах, именуемые «длинными стенами». В горном регионе живут аланы и, по словам Прокопия Кесарийского, готы, численностью взрослого мужского населения около 3 тысяч человек (на сегодняшний день раскопки и исследования сведений о готах не подтвердили). На побережье живут греки-византийцы, а в центре Полуострова живут «тавроскифы, которые себя называют русы», по словам Льва Диакона. Зонара также говорит о «скифском народе русь». Русы продолжали проживать на землях павшего Боспорского царства. Эта эпоха известна также своей византийской христианизацией и возникновением епархий в Таврике. В Суроже в это время вновь правили греки, и русколанский князь Криворог совершил поход из Воронежца, чтоб освободить суренжан от византийского засилья. Но это мало что дало.

В VII–VIII вв. со стороны Волги в Таврику вторгаются булгары и хазары – тюрки по происхождению. Они захватывают часть городов в Предгорье и Степь, кругом ставя свои гарнизоны. В 787 году против хазар поднимается восстание под предводительством Иоанна Готфского («тавроскифа» по происхождению). Горная Таврика в это время называлась «Готия». В это же время из Неаполя-Новгорода совершают походы князья русов Бравлин I (660 г.) и Бравлин II (790 г.) на Сурож, пытаясь его освободить от греков и восстановить Сурожскую Русь. Засилье хазар длилось почти 300 лет, шла тюркизация местного населения, вся территория Полуострова именовалась Хазарией. В VIII веке христианизация усиливается за счет бежавших в Таврику из Византии иконопочитателей – возникают «пещерные» обители в Предгорье. Примерно в это же время на Полуострове появляются армяне. Наряду с «пещерными» монастырями в куэстах Внутренней гряды начинают возникать «пещерные» города и крепости-поселения. Основным торговым и культурным центром Таврики в это время был византийский Херсон.

В IX–X вв. на Полуострове никаких значительных событий не происходит, кроме трех.

Первое – зимовка Константина Философа (Кирилла) «изобретателя азбуки» в Херсоне в 860–61 гг. по дороге в Хазарию. В Херсоне ему попались Евангелие и Псалтырь «роуськыми письмены писаное». Второе – это уход хазар из Таврики в Х веке после разгрома Каганата. Третье – захват Киевским князем Владимиром Красное Солнышко Херсона в 988 г. и крещение там. Византия и Киевская Русь к тому времени были в тесных торговых и военных взаимоотношениях. В приморских городах Таврики были везде русские подворья, возникло даже выражение «сурожский гость», означавшее русского купца из Сурожа. К этому времени Хазарский каганат перестал существовать – он был уничтожен в 60-х годах Х века киевским князем Святославом (отцом Владимира), который фактически отвоевал древние Русские земли и их объединил. После падения Каганата возродились русские Боспорские земли, это переросло в Тьмутараканское княжество. Византия в договорах еще с Игорем (отцом Святослава) оговаривала, чтоб Русь не имела притязаний на Тавроскифию, но удержать своего влияния после падения Хазарии уже не смогла. Сын Владимира князь Мстислав создал Тьмутаракань – княжество, которое стало естественным и законным преемником этих земель. Это княжество имело семь последовательно княживших князей, владевших всем Приазовьем, Саркелом-Белой Вежей и всем бывшим Боспорским царством. Византийский город Боспор был переименован в Корчев, Понт в Русское море, а пролив в Русскую реку. В это время на Полуострове появились печенеги, они даже в какое-то время были посредниками в торговле между Византией и Русью. Княжество просуществовало до начала ХII века, пока русы под напором половцев-кипчаков, не были вынуждены оставить свои земли. Но ушли не все, часть осталась жить в Таврике. Покинули Полуостров и печенеги.

В X–XIII веках в Таврике растут и крепнут полусамостоятельные княжества – греческое Мангупское и аланское Кыркорское, располагавшиеся во Внутренней гряде с центрами в «пещерных» городах. В прибрежной полосе и в подгорье Главной гряды растет двойная цепь укреплений. В XIII веке на Черном море впервые появляются итальянцы – Венецианцы и Генуэзцы, но Генуя впоследствии вытеснила конкурентов и стала монополистом в торговле. По побережью строится ряд факторий, на месте Ардавды возникает столица Каффа (совр. Феодосия). В Сугдее, кроме русов, греков и армян, проживают половцы, захватившие город еще по приходу в Таврику и сделавшие его своей ставкой подобно хазарам. Все побережье носит название «Капитанство Готия». После захвата в XI веке турками-сельджуками Армении большое количество армян иммигрирует в юго-восточную Таврику. В восточной части продолжают проживать русы. Император Мануил Комнин разрешил генуэзцам заходить во все порты, кроме двух: Таматархи (совр.Тамань) и России (ударение на первый слог (совр.Керчь)).

В 1223 году после поражения русов в битве при Калке в Приазовье на Полуострове впервые появляются татары, под предводительством темника Субудая. Они захватывают Сугдею и уходят, чтоб совершить рейд на Русь. В декабре 1239 года они снова атакуют Сугдею. В это же время в арабских источниках и у персидского автора Рашид-ад-дина впервые упоминается название «Крым» как местность. Не исключено, что название пошло от Перекопского рва, возникшего еще в эпоху скифов, и отделяющего полуостров от материка, так как в переводе с тюркского «кърым» означает «ров». В середине XIII века Полуостров – место постоянного пребывания одного из Золотоордынских воевод-нойонов. Ставкой становится город Солхат или Сурхат. Он впервые упоминается в 1266 году у арабского автора Абульгази, который пишет, что город был населен армянами, половцами, русами, аланами. Поселение на месте Солхата существовало еще с античных времен – там жили «скифы», позднее хазары и булгары, а далее «по списку». Город расположен был на пересечении торговых путей. В это же время появляются сведения и о Карасубазаре (современный Белогорск) у этого же автора и с тем же этническим составом, но без армян. Следует отметить, что во всех крупных городах, начиная с античного Херсонеса, проживало еврейское население. Они  проникают на Полуостров, начиная еще с I–II веков и на протяжении всего раннего средневековья; на базе еврейского населения образовались две местные этнические группы: караимы и крымчаки, говорившие на тюркских языках, но по религии иудеи.

В 1299 году орды эмира Ногая пронеслись через весь Полуостров, не оставив камня на камне, пал Херсон и уже больше не оправился. Татары очень жестоко обращались с порабощенным местным разноэтничным населением, всячески обирая и закабаляя его. Это вторжение, да и те, что были еще в хазарскую эпоху и после, отразились в местных таврических легендах и преданиях дотатарской эпохи: везде говорится о жестоких и кровожадных кочевниках, пришедших с востока и поработивших местное население.

К XIV веку основная культурная и торговая жизнь переместилась в восточную часть Таврики. В 1348 году у арабского писателя Эль-Омари впервые встречается топоним «Крым», как название города в Таврике (город с таким же названием в то время существовал и в Турции). «Крым» становится вторым названием Солхата-Сурхата (совр. Старый Крым). Видимо, первоначально им обозначалась ставка татар, окруженная рвом и непосредственно граничившая с городом. К этому времени татары образовали Крымский улус Золотой Орды и сидели на этих землях уже прочно. Татарская знать, беи и мурзы, подчинили себе пестрое население Таврики и стали взимать с него дань, совершая набеги. Семь наиболее влиятельных кланов образовали бейлики – удельные княжества. В это время в Золотой Орде шли междоусобицы, и она потеряла над Крымским улусом контроль. Бей из клана Яшлау захватил аланский Кырк-ор (Чуфут-кале) и почти все христианское население бежало на Мангуп к грекам. В это время начинает образовываться полусамостоятельное греческое княжество Феодоро с центром на горе Мангуп; оно стало оплотом всей православной Таврики. Город Крым по описанию арабских писателей был в то время «столицей всего полуострова». Он поддерживал тесные связи с генуэзской Каффой – самым большим и богатым городом, который был «морскими воротами» для татар. В это же время идет интенсивное переселение армян, возникают очаги их культуры – храмы и монастыри; весь юго-восток Полуострова называют «Приморская Армения». С ханом Узбеком к татарам приходит ислам в 1313 году, идет бурное строительство мечетей и медресе.

К началу XV века происходит распад Золотой Орды. Название «Крым» постепенно переходит на весь Полуостров. Хан из клана Яшлау – Хаджи Девлет-Гирей в 1443 году объявляет себя независимым в Крыму. Так образуется Крымское ханство. Основным правящим классом были татары, обозначавшие себя как «кърымлы» – «живущие в Крыму, крымцы» для того, чтобы отделить себя от татар вновь образованных Казанского и Астраханского ханств. Говорили они на языке огузо-кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи языков. Центр Ханства в начале был в «пещерном» городе Кырк-ор, будущем городе караимов Чуфут-кале, а при сыне основателя Менгли-Гирее в долине был основан Бахчисарай. Все владение хана занимало небольшую территорию бывшего Кыркорского княжества – в северной части Внутренней гряды и частично во Внешней между реками Бельбек и Альма. Таким образом, к середине XV века на Полуострове существовало три полноценных государства: торговое Генуэзское, занимавшее все побережье «Капитанство Готия» от Чембало (совр. Балаклава) и до Черкио (совр. Керчь), греческое княжество Феодоро с одноименной столицей «пещерным» городом на горе Мангуп, ставшее самостоятельным после падения Константинополя в 1453 году, и Крымское ханство. Татарское население в то время составляло явное меньшинство в бывшей Таврике. Ханство поддерживает дружеские отношения с сильным княжеством Феодоро, а те в свою очередь находятся в состоянии тлеющей войны за южное побережье с Генуей. Греческое княжество, благодаря родству князей с Византийскими императорскими домами, стало преемником Империи после падения ее в 1453 году и стало наследником герба последней (коронованный двуглавый орел). К тому времени Киев «лежал в руинах» и центр Руси переместился на север – в Москву. Благодаря династическому браку феодоритской княжны Софьи с московским Великим князем Иваном III Москве «передали эстафету» преемственности, и она была объявлена «Третьим Римом» с правом ношения Византийского герба.

Самостоятельность небольшого молодого Крымского ханства была недолгой. В 1475 году турки захватывают с третьей попытки Крым (первые две были несколькими десятилетиями раньше). Пала без боя и была предана жестокому погрому Каффа, где проживало 70000 населения, из которых 46000 были армяне, остальные – греки, итальянцы, русские. Потом была вырезана Солдая (Судак), жители которой стояли до последнего бойца (примерно с тем же этническим составом), далее та же участь постигла весь Южный берег до Каламиты (совр. Инкерман), в Гурзуфе все население было сброшено со скалы, а после пятимесячной осады пал город Феодоро. Часть выжившего населения было угнано в рабство в Стамбул. Татары никак не пострадали, так как изначально приняли сторону турок. Сразу после захвата в основные города Крыма были введены турецкие гарнизоны, началось активное возведение цитаделей в узловых местах – Ор-капу на одном перешейке и Арабат на другом; шла исламизация и тюркизация местного населения. Фактически единственным очагом православия остался «пещерный» монастырь – Успенский скит под Бахчисараем, – в самом сердце ханства. На месте античной Керкинитиды (совр. Евпатория) была построена турецкая военная база Гезлев с соборной мечетью, где проходили инаугурацию Крымские ханы, назначаемые Оттоманской Портой. На правах вассала Турции Крымское ханство находилось до 1774 года. На протяжении всего турецкого господства в Крыму развивается местная самобытная культура: возникают дворцы, мавзолеи, медресе, мечети, суфийские монастыри-текие; татарское население очень быстро растет. Основным занятием правящей верхушки остается война: татары периодически осуществляют набеги на южную Малороссию, а пленников тысячами продают в рабство. Кефе, как турки стали называть Каффу, становится основным рынком работорговли на Черном море. На протяжении этих трехсот лет идут постоянные ответные рейды запорожских и донских казаков, которые освобождают пленных. Иногда татары выступают со своим интересом на стороне украинских гетманов в борьбе с Польшей. К концу XVII века Ханству принадлежал весь Крымский полуостров, часть Кубани и часть Причерноморья.

После поражения Порты в войне с Россией 1768–74 гг. русские войска заняли Крым в 1771 году, и по Кучук-Кайнарджийскому мирному договору Крымское ханство стало независимым. В 1778 году по указу Екатерины II графу Потемкину надлежало эвакуировать все христианское население. Командовал переселением А.В.Суворов. Всего были переселены 31 тысяча человек, треть из которых армяне – их поселили в устье Дона, остальные были крымские греки – их поселили в Приазовье (сейчас г. Мариуполь). Среди оставшегося мусульманского населения был небольшой процент исламизированных и тюркизированных на протяжении веков местных жителей – они полностью ассимилировались с татарами. Этот акт сильно подорвал экономику ханства, несмотря на то, что татары составляли подавляющее большинство. Используя распри между будущими крымскими ханами – братьями Гиреями, царское правительство послало в Крым войска на поддержку Шагин-Гирея и 8 (19) апреля 1783 года Полуостров «был принят под державу Всероссийскую». Вторжения с захватом никакого не было, просто последний хан был уже сторонником России, и Таврида отошла Российской Империи естественным путем. В этот же год в Ахтиарской бухте была заложена военно-морская база Севастополь, и началось активное строительство Черноморского флота, большую часть матросского состава которого составляли выходцы из Малороссии; годом позднее на месте древней столицы «тавроскифов» – Симферополь, Гезлев переименовали в Евпаторию, а город Крым в Левкополь. Сразу же после этих событий какая-то часть татарского населения эмигрировала в Турцию. В 1784 году была учреждена Таврическая область, а в 1802 губерния. На опустевшие земли русские помещики стали переселять крестьян семьями из центральной России. Царское правительство поощряло переселение в новую губернию немцев, чехов, поляков, эстонцев, литовцев, болгар, а еще раньше архипелажских греков, гонениям подверглись только евреи и крымчаки.

После Крымской войны 1853–56 гг. около 200000 татар покинули Полуостров, эмигрировав в Османскую Империю. Губерния снова наполовину опустела, и начались новые вливания «разношерстных» переселенцев-колонистов. В это же время начинается возрождение православных святынь – церквей и монастырей. К концу XIX века весь Южный берег превратился в ривьеру и изобиловал дворцами, имениями, здравницами, строились шоссейные и железные дороги, развивалось сельское хозяйство, особенно виноградарство с виноделием. К 1897 году разноэтничное население, состоявшее преимущественно из переселенцев, составляло более полумиллиона человек. После победы Февральской революции в городах Тавриды образовались Советы рабочих и солдатских депутатов. Далее шел период Гражданской войны с переменным успехом для Советов на Полуострове. Дважды Крым объявлялся советским: в 1918 году – Таврическая ССР и в 1919 году – Крымская ССР, и только в 1921 году была окончательно объявлена Крымская АССР в составе РФ. Далее были годы советского тоталитарного режима.

В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, из Крыма были депортированы все немцы. С 1941 по 1944 на Полуострове хозяйничали фашисты, они переименовали его и города Севастополь и Симферополь на немецкий лад. В мае 44-го Крым был освобожден. Летом этого же года с Полуострова все татары были переселены в Среднюю Азию. Я не буду вникать в причины случившегося, это отдельный разговор. Участь переселенцев постигла также армян, греков, болгар и ряд других народов, проживавших на полуострове. После войны население Крыма сократилось вдвое. В 1945 году И.В.Сталиным была образована Крымская область в составе РСФСР. В 1954 году к 300-летию Переяславской Рады («вечного» союза Украины и России) Крым Хрущевым был подарен Украинской ССР. Далее начались годы «возрождения» хозяйства, длившиеся до самой Перестройки, в результате которого было загублено виноделие и чуть было не построена АЭС на курорте; в нем принимали участие все союзные республики. Так на Полуострове появились «крымские» киргизы, казахи, азербайджанцы, грузины, татары из Казани и прочие «крымцы». В 1989 году при М.С.Горбачеве «крымским» татарам, «великодушно» снова разрешили поселиться на Полуострове.

В 1991 году была образована Автономная Республика  Крым в составе суверенной Украины. Далее в 1992–96 годы – бандитский беспредел. С 1995 года начались выступления татар, подстрекаемых своей «верхушкой», а «верхушка», в свою очередь, подстрекалась Турцией, на картах которой Крымский полуостров заштрихован тем же цветом, что и бывшая Порта. К 2000 году ситуация в Крыму более-менее стабилизировалась.

На сегодняшний день население Таврического полуострова составляет около 2,5 млн. человек, из них 250 тыс. являются крымскими татарами (10%).

Исходя из истории видно, что на Полуострове с древних времен велись освободительно-оборонительные войны славяно-русами против греков-колонизаторов и их рабовладельческой идеологии, и против тюрков-завоевателей с их идеологией разбоя и присвоения. История сложилась так, что один из многих народов, приходивших на эту землю, при внешней поддержке оказался более сильным, чем все остальные. Татарам Полуостров принадлежал всего 9 лет – с 1774 по 1783 год, и то уже фиктивно. «Крымскими» они стали называться, чтоб отделить себя от казанских и астраханских татар. Поэтому их претензии на полное владение Таврическим полуостровом не имеют под собой никакого основания. На сегодняшний день существуют литовские татары, живущие там уже 500 лет, но они почему-то не претендуют на «свою историческую родину», существуют «финские» татары…. В Америке, между прочим, живут «американские» татары, осталось подождать, когда они через несколько поколений назовут Америку своей исторической родиной.

Исходя из всего вышесказанного видно, что татары имеют право проживать на Полуострове наряду с другими народами и только, но не владеть им. На сегодняшний день в культурном плане Таврида принадлежит всем и никому в отдельности.