Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым
От человека – намерение, от Бога – возможность
– Отец Валериан, как вы думаете, может ли современная семья жить по Евангелию?
– Конечно, может. Суть духовной жизни состоит в том, что в основе ее лежит Бог и все управляется Им. Понимаете? Человек, как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), – это только орудие в руках Промысла Божия. Его самостоятельность учтена, но больше того, что человеку попущено, что в путях Промысла Божия для него установлено, он сделать не может.
В сущности, ограниченность человека очевидна: мы не в состоянии поднять больше своих сил, не можем высоко подпрыгнуть. Человек – существо ограниченное. Безграничен, беспределен один Бог: Яко Той рече и быша, Той повеле и создашася (Пс. 32:9). Не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк. 1:37). Если Господь сказал, дал заповеди так жить, значит, так жить не только можно, но и нужно.
– Но в состоянии ли современная семья понести такой подвиг, когда все вокруг живут по-другому?
– В состоянии – с помощью Божией. Как мой батюшка, Царство ему Небесное, говорил: только про Бога забыли. Как в этих обстоятельствах жить? Это ведает один Бог. От человека – стремление, желание, а как это исполнить – Господь даст возможность. Невозможная у человек возможна суть у Бога (Лк. 18:27). Во все времена были люди, которые старались жить с Богом. И жили, кажется, в неимоверных условиях: отец Арсений, про которого написана одноименная книга, владыка Афанасий (Сахаров). Последний, скитаясь 30 лет по тюрьмам и ссылкам, старался не нарушать поста, положенного по уставу.
А сейчас храмы открываются, строятся. Да живи, кто тебе мешает в семье жить в любви и согласии? Кто тебе запрещает? Какой государственный закон? И нечего тут оправдываться! Кто тебе мешает ходить в воскресенье на службу? Бывают иногда обстоятельства какие-то, но это уже исключения. Стремящиеся исполнить заповеди находят такую работу, чтобы в воскресные дни быть в церкви. Стремящиеся к заработку – да, находят заработок, но приходится тогда жертвовать другим. Стремишься поститься – пожалуйста, постись. Да, иногда заставляют даже – «съешь с нами торт». Но ты – свободный человек, можешь и не есть. Что, тебя казнить будут?
Другое дело, что когда ты стараешься жить по заповедям, по Евангелию, то тут же начинаются искушения. Потому что есть враг рода человеческого, и он независим даже от государственных законов. Какие государственные законы требуют, чтобы ты ел в пост скоромный торт на юбилей? «Корпоративы» современные – это не государственные установления. Это непонятно чьи установления, неизвестно какого происхождения. Мирского – это да. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15:19).
«Что ж ты отрываешься от общества?» Я, например, рос как все, участвовал в мероприятиях, был на целине два раза, в 1956 и 1957 годах в Казахстане и на Алтае. Работал, не отрывался от общества. Да, не курил, не пил – тут действительно отрывался, но только от общества пьяниц и курильщиков. Во всяких разгульных мероприятиях не участвовал, слава Богу, Господь сохранил. Был, конечно, «не от мира сего».
любовь и мужество
– Батюшка, 13 декабря 2012 года вам вручили международную премию Андрея Первозванного «Вера и верность». В ответном слове вы вспомнили полководца Олоферна, который погиб от руки женщины, которой увлекся.
– Я сказал о двух вещах – о любви и о мужестве. Ведь фонд, который меня представил к награде, носит имя святого всехвального апостола Андрея Первозванного, символизирующего мужество. Когда Иоанн Предтеча, Креститель Господень, сказал: «Се Агнец Божий», за Христом пошли два ученика. В Священном Писании назван апостол Андрей, но пошли-то двое: второй, по преданию, был Иоанн Богослов, апостол любви.
Альфа и омега всего бытия – это любовь. Но в конце существования человечества будут особенно важны две добродетели – любовь и мужество. Естественно – вера: Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле? (Лк. 18:8).
Дело все в том, что любовь как добродетель требует подвига. А для подвига необходимо мужество. Это понятие у нас не совсем правильно объясняют, предполагая, что мужеством обладают герои битв, люди, совершающие геройские поступки. Но вопрос мужества очень непростой. И еще Сократ спрашивал
своих учеников: что такое истинное мужество? Когда ему привели примеры всевозможных отважных поступков, он сказал, что мужественный – человек, сильный в борьбе с вожделениями и пожеланиями.
В Ветхом Завете есть классический пример – ассирийский военачальник Олоферн, который с многотысячным войском намеревался взять Иерусалим. Но сам был взят как спящая птица в гнезде: явилась иноплеменница Иудифь, и Олоферн потерял голову сначала в переносном смысле, а потом в физическом – она ему отрубила эту голову. Военачальник окончил свою жизнь не на поле брани, а на похотливом ложе (см. Иудифь, гл. 11-13). И вот об этой-то истине и говорит Церковь устами своих святых: истинное мужество заключается в борьбе со своими грехами.
Как отец Николай Гурьянов* сказал одному офицеру: «А тебе необходимо мужество». Когда тот задумался: «Я вроде бы побывал в горячих точках, неужели этого мало?» – батюшка ответил: «То – геройство, отвага. А мужество – это способность видеть свои грехи и оплакивать их». Еще Александр Васильевич Суворов эту истину высказал простыми словами: «Себя победишь – будешь непобедим».
Это и есть то самое мужество, которое было у святых. Они в истинном смысле – мужественны, так как были сильны в борьбе с грехами, с греховными навыками. Собственно, это, можно сказать, и является закваской настоящей правильной жизни. Потому что, когда нет труда, стремления, тогда человек, даже совершающий какие-то большие дела, может на этом пострадать. Как бесславно окончил свою жизнь Олоферн.
И наоборот, истинная любовь, нежная и хрупкая, обладает сверхъестественной силой. Мне всегда вспоминается, как однажды перед праздником Пасхи нам ока-
зали благодеяние и заасфальтировали небольшую площадку у церковного дома. И уже после Пасхи, когда солнышко пригрело, я вышел и увидел удивительное зрелище – черная площадка быстро прогрелась и вспучилась бугорками. Асфальт был поднят, взломан одуванчиками. Хрупкий цветочек, трубочка такая нежная, взломала асфальт. Мне как-то представилось, что это и есть символ любви, которая кажется совсем незаметной, хрупкой, слабой, но обладает невероятной внутренней силой.
И вообще цветы, как замечательно сказал один архиерей, – это символ рая, оставленный на земле Богом. Они появляются иногда всего на несколько дней и исчезают, увядают. А какая красота, какая в них сила! Одним из самых полезных продуктов с точки зрения физиологии является мед, есть даже медолечение. Господь – и после Воскресения – вкушал рыбу и мед. А ведь нектар собирается с цветов...
Это действительно некий символ чистоты и целомудрия. Архангел Гавриил, явившийся к Матери Божией на Благовещение, изображается с цветком. Есть такой образ – Неувядаемый Цвет. Потому что в раю-то он – неувядаемый. А здесь напоминает нам о временности земной жизни и о вечности будущей.
Один человек, сын очень доброй матери, к несчастью, выпивал. Звали его Иван. Как о нем сказал отец Сергий Орлов, наш старец: «Ваня-то пьет от доброты». Друзья вроде, товарищи, и он вместе с ними – опять и опять. А потом ему говорят: надо лечиться. Поскольку он добрый, то не стал сопротивляться: «Ну, давайте лечиться». Ему сделали укол, а он потерял сознание. И восемь суток был без сознания. Потом пришел в себя, увидел свою маму:
– Мама, мамочка, страдалица ты наша... Знаешь, мама, какой Бог сильный, и какой Он добрый. Если Он оставит меня на этой земле, я никогда не буду пить. Если б кто знал, какой смрад это пьянство, никогда бы эту гадость в рот не брал.
И спрашивает:
– Мама, а знаешь, какие там добрые дела?
– Нет, сынок, не знаю.
– Там добрые дела как сад, полный цветов. И нет ничего на этом свете лучше, чем жить в мире и делать добро.
Такие простые слова сказал. Он в этот день и умер. Господь его забрал, когда душа его обратилась к Богу.
Основа всей жизни – это, конечно, любовь – в высшем, чистом смысле. У нас понятие «любовь», к несчастью, употребляется в разных контекстах. Греки очень серьезно относились к этому, они разделяли несколько понятий. Та любовь, о которой идет речь в Евангелии, – духовная, Божественная. Очень хорошо сказал сербский архимандрит Иустин (Попович)* – кстати, он умер на Благовещение: «Любовь к человеку без любви к Богу есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман».
К глубокой истинной любви и нужно стремиться. Она, собственно, и есть жизнь, все остальное – временное. Но чувство душевное, а не духовное, если оно не учитывает волю Божию, по словам Иустина (Поповича), – это самолюбие. Поэтому человек, если предмет его чувства не отвечает взаимностью, часто начинает озлобляться, ибо страдает его самолюбие. В миру, видимо, заметили это – есть такая поговорка: «От любви до ненависти – один шаг». То есть, в сущности, это – оборотная сторона такого чувства, которое легко превращается в ненависть. Но это не есть истинная любовь. Хотя внешне человек вроде бы и не может без этого жить. Но насколько не может и сколько может – это проверит время...
Настоящая любовь – та, которая есть в Царстве Небесном. Там-то она постоянная, там всегда.
Брак в отношениях
– Батюшка, у нас сейчас пол-страны живет в гражданских браках – по любви.
– Это – не любовь в истинном смысле. По крайней мере, с одной, а то и с обеих сторон.
– А может гражданский брак к любви привести?
– Тут вопрос непростой, потому что не сожительство приводит к любви, а внутреннее изменение самого человека. Есть такое изречение: от человека – подвиг веры, от Бога – дар любви. То есть в истинном смысле любовь – это дар Божий.
Одной рабе Божией, которая овдовела во время войны и у нее были две дочери, предлагали, как она говорила, руку и сердце. Но она сказала: «Если любви Бог не даст, не полюбишь. А без любви как я буду жить?» Видите, это был человек очень чистый, и пока чувства у нее не было, она не могла жить просто так. А если чувство есть и ты начинаешь жить, то, значит, живи как подобает.
Настоящее чувство не проходит. Есть классический литературный пример – Татьяна Ларина и Онегин. Хотя он оказался не очень хорошим человеком, убив на поединке друга, но она, может быть, видела в нем что-то благородное. Татьяна, когда уже вышла замуж, сказала: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна». То есть чувство у нее осталось. Когда-то отец Иоанн (Крестьянкин)* сказал одной рабе Божией: «Увлечение, как правило, греховно, а чувство – свято».
Чувство остается, если оно есть, – прежде всего в законном браке. Но иногда случается, что живут, живут, а потом – раз, понесло в другую сторону. Истинного чувства-то не было, а было другое. Или же это чувство оскудело. По какой причине, вопрос непростой. Но вообще о любви Господь сказал: По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24:12). Враг старается разрушить союз любви, увлекая человека в грехи. Человек терпит-терпит, а потом устает, любовь начинает ослабевать, и он ищет утешения, отрады какой-то.
– Батюшка, так вот молодежь и проверяет в гражданском браке – сколько сможет терпеть.
– А что проверять? Если он с одной проверяет, потом с другой, с третьей, с четвертой? Ну, потом допроверяется, жизнь кончится, нигде ничего не нашел, и она ничего не нашла. А что проверяли – того, чего не было? А была одна плотская жизнь.
Видите, в чем дело, любовь, если она есть – она есть. Это как человек, когда голоден, ест, не копаясь в пище. Истинной любви не свойственно жить в себе. Человек ищет, к кому проявить эту любовь, кого полюбить до конца.
– Но как не ошибиться?
– Простите, мы возвращаемся к самому главному, с чего я начал, – к Богу. Молиться нужно, чтобы Господь указал. Больше ничего. И когда небо молчит, не надо ничего предпринимать. Я просто молился, хотел служить Богу. И Господь все устроил. Были какие-то чувства, мысли. Но Господь отодвигал и привел к тому, к чему привел. И вот когда меня награждали, самого главного-то и не сказали, что мне Господь послал семь человек детей, 33 внука – сейчас ждем
34-го. Вот свидетельство того, что Господь благословил. Конечно, естественно, венчались, – все это как подобает. Но самое главное – благословение Божие, воля Божия. Нас отец учил так: «Не ходи в тот дом, где есть девушка, на которой ты не собираешься жениться». Сам отец когда-то пришел к своему духовнику, протоиерею Владимиру Воробьёву, попросил:
– Батюшка, мне нравится девушка. Благословите...
(Как раз – ходить в тот дом.) А тот сказал:
– Выкинь ее из головы, она тебе не пара.
– Она – хорошая девушка.
– Кристальной души человек. Но тебе она не пара.
Через три года она умерла.
– Батюшка, в наше время взрослые дети редко слушают родителей.
– Евангелие-то вы читали? Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в дому своем (Мф. 1:57). Пророки в дому своем – без чести. И удивляться нечего. Удивляться можно, когда слушают.
– А когда разводятся, повенчавшись?
– Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19:6). Видимо, у одного, а может, у обоих была не любовь, а самолюбие. У кого-то раньше, у кого-то позже это обнаружилось.
А будет, что Бог даст. Есть такой печальный пример – молодой человек пришел к преподобному Серафиму. А он говорит:
– Ты через два года начнешь пить, будешь пить три года, потом бросишь.
– Я же не пью вообще...
Но прошел год, второй, начались неприятности, появились друзья, и пошло – запил. Но через три года бросил. Вспомнил тогда слова преподобного, пришел к нему. А батюшка Серафим говорит:
– Слава Богу, и кончилось все.
– Как же так, батюшка?
– А вот так. Чтобы от большего избавить...
Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после (Ин. 13:7). Почему так? Апостол Петр, с какой ревностью – с мечом! – бросился защищать Госпо-
да. А через час отрекся от Него трижды. Как так получилось – при решимости Петра? А так Господь попустил для нашего назидания...
Телегония: последнее слово науки – первое слово Библии
– Отец Валериан, как вы относитесь к теории телегонии, которая говорит о влиянии первого мужчины на будущих детей женщины? Обычно приводят такой пример: у женщины, которая когда-то встречалась с чернокожим мужчиной, но намного позже вышла замуж за своего соотечественника, неожиданно родился чернокожий внук. Однако теория телегонии была отвергнута официальной наукой.
– От того, что ее не признают, ничего не меняется. Что значит – отвергли, когда есть Ветхий Завет, где описан закон ужичества: брат умершего был обязан восстановить его семя, взяв в жены его бездетную вдову (Втор. 25:5-10). Рождающийся ребенок был сыном первого мужа. Древние знали это. Это существует. Последнее слово науки – это первое слово Библии.
– Это теория распространяется на мужчин?
– Скорее всего, да – какая-то обратная связь существует. Как говорит апостол Павел, совокупляющийся с блудницей становится одно тело с нею (1 Кор. 6:16). Есть такой пример, очень серьезный, описанный у старца Паисия Святогорца. В Греции один юноша собрался жениться, всё вроде уже решили, хотя родители были против. Он какое-то время держал себя, а потом совершил насилие над ней и после отвернулся. Господь ее как-то утешил – она вышла замуж, родились дети. А у него, несмотря на то, что судьбу он свою устроил, дети не рождались. Он молился, пришел на Афон, и старец его спросил:
– А ты никого не обидел?
Он признался. Старец сказал:
– Пока она тебя не простит – детей у тебя не будет.
И он умолял ее о прощении. А она говорила:
– Когда я тебя просила, ты не послушался меня...
Он был богатым, сделал вклады в детский дом, принес чеки, сколько он пожертвовал. И она, наконец, его простила. Только после этого у него стали рождаться дети.
– То есть связь, скорее, духовная?
– Духовная связь, да. Но душа и тело связаны между собой воедино.
– А можно от такой негативной связи избавиться?
– Не делать так. А тем, кто так поступил, – каяться. Покаяние исправляет. У пророка Давида первый ребенок от Вирсавии, которую он взял у Урии, умер. Но Соломон-то родился. Хотя кое-что унаследовал: «Рачитель премудрости – рачитель блудных жен», как говорит святой Андрей Критский. Соломон в угоду женщинам поклонялся идолам.
– Батюшка, а какое определение можно дать целомудрию?
– Целомудрие – это девственная чистота души и тела.
– А как оно воспитывается?
– Воспитывается целомудрие прежде всего, конечно, Церковью. Потому что Церковь, Таинства дают силу духу, очищают душу. В семье, естественно, важным является поведение родителей и старших. Самое страшное явление – когда нецеломудренное, развратное поведение дает печальный пример младшим. Но по Промыслу Божию – просто непостижимо иногда! – дети порой, видя, насколько все это отвратительно, начинают ненавидеть грех и стремятся к чистоте.
– Вы как-то рассказывали, что в вашей семье вообще не говорили о темах, связанных с плотскими отношениями. Но, наверное, про ту же телегонию можно рассказывать подросткам?
– В каком-то возрасте нужно. Отец должен говорить с мальчиками, а мать – с девочками.
– Батюшка, а как выглядит целомудренный человек? Можно его определить по внешнему виду?
– Это довольно явная чистота и простота – прежде всего в лице и в глазах. Ведь глаза – это зеркало души. Как человек смотрит на
мир – какими глазами? Для чистого – все чисто.
Это как взгляд ребенка – ясный, обезоруживающий. Или глаза старцев, в которых светятся такая
чистая любовь и доброта...
– К чему стремится целомудренный человек?
– К тому, чтобы все, что его окружает, было бы пронизано этим целомудрием. Господь всем хо-
щет спастися и в разум истины прийти (1 Тим. 2:4). Мне кажется, это самое главное.
– А каковы плоды целомудрия?
– Радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22). И венец всего, как преподобный Серафим сказал, – стяжание благодати Святого Духа.
Похотливые мечтания развращают ум
– Батюшка, еще одна своеобразная тенденция – женщины не хотят выходить замуж. Живут в одиночестве, иногда – с детьми. Но без мужей.
– К несчастью, это часто связано с плотоугодием и с леностью. Любой настоящий брак прежде всего предполагает соответствующий подвиг, обязанности – заботу о муже, о детях. Многие и живут как содержанки, хотя есть законные жены. Сожительствуют, а детей иметь не желают. Но, к несчастью, и жены иногда тоже не желают детей. Печальное явление. Ведь основное назначение женщины – быть помощницей мужу, продолжать человеческий род. А она от этого предназначения отходит и живет иногда за плату – как наложница. Конечно, ненормально все это. Были наложницы в Ветхом Завете: у Соломо-
на – 600 жен, 800 наложниц. Приличное количество. Но царь имел возможность их содержать.
– В итоге это привело к разделению царства на Иудейское и Израильское, начались войны. Возникла государственная проблема.
– Потому что когда нет цельности семьи – нет цельности государства. Из цельных семей состоит цельное государство. А из разрозненных семей – разрозненное. Это естественно.
– Батюшка, дети расплачиваются за нецеломудрие родителей?
– Конечно. Когда Спасителю привели бесноватого отрока, то Иисус спросил его отца: «Как давно это сделалось с ним?» Тот ответил: «С детства» (Мк. 9:21). Святые отцы объясняют это неверием родителя. Ученики все это слышали, и, когда увидели слепорожденного, стали интересоваться: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин. 9:2).
Когда мы получаем по наследству генетическое, как говорят, здоровье, какие-то качества, то с удовольствием это принимаем. Было бы несправедливым, если бы человек не получал и другого. Занимаясь чем-то, совершая какие-то поступки, мы несем ответственность и за себя, и за то, что будет после нас.
Известно, что в водке есть вещества, которые влияют на человеческий мозг. Но на взрослых индивидуумов это действует не так сильно, как на детей – через зародыши. Поэтому чем больше люди грешат, тем больше болезней.
– Во время Великой Отечественной войны один немецкий врач сказал, что страну, в которой так много целомудренных девушек, победить невозможно...
– Раскрывая это изречение, можно сказать: не нужно устраивать войну, можно лишить народ целомудрия, и эта страна будет побеждена. Сущность целомудрия – духовная. Немецкий врач говорил о девственности, но это уже некий признак. Девственность все-таки напрямую связана с целомудрием.
Хотя иногда может сохраняться девственность, но не быть целомудрия. Есть такой пример, когда игуменья увидела одну девушку, монахиню, после смерти в аду. Оказывается, она девство не потеряла, но предавалась нецеломудренным мечтаниям. Поэтому все равно ее натура было повреждена.
– Социолог Питирим Сорокин в середине XX века пришел к выводу, что все сексуальные революции сопровождаются упадком и культурной, и политической жизни и в конце концов приводят к политическим потрясениям.
– А дело все в том, что в культурной, политической жизни очень важна умственная деятельность. Совсем дурак ничего не может. Но нецеломудренное поведение сказывается на умственных способностях. Такое распространенное печальное явление, как малакия (грех рукоблудия, в древности, в Ветхом Завете – онанизм), действует на психику, человек тупеет. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив (Прем. 4:12). То есть волнение похоти развращает ум. Ум меняется, человек похотливый перестает соображать. Все без исключения пьяницы постепенно деградируют – одни быстрее, другие медленнее.
Революция 1917 года была порождена такой же революцией потери нравственности, которая началась еще раньше. А что нынешняя революция породит дальше – это уже покажет время.
– Но почему самые очевидные вещи люди не понимают?
– Некоторые не понимают, другие даже не хотят об этом думать. Потому что боятся понять. Если ты поймешь, ты должен как-то к этому относиться. Нужно менять жизнь. Рабство греху, похотливость, от которой человек не хочет избавиться, как раз и закабаляет его. Он становится рабом, и голова уже не соображает.
Поэтому Господь говорит: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:32).
– Батюшка, на что сегодня все-таки можно надеяться, что-то внушает оптимизм?
– Оптимистичное только одно: столп утверждения Истины – это Церковь Православная, глава ее – Господь Иисус Христос. И это – самое оптимистичное, самое надежное и непобедимое, потому что Господь созиждет Церковь, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Поэтому надо держаться за веру, за Церковь, за церковные устои, стараться с Божьей помощью в своей семье как-то воплощать эти идеалы – это то, ради чего жизнь будет продолжаться до Второго Пришествия.
Беседовали Дмитрий Симонов, Ольга Каменева