Виктор Мишкин
«Потому что время –
белка с горящим хвостом...»
* * *
Спаси меня. Тебе несложно
спасти меня. Всего лишь нужно
в лицо покляться клятвой ложной
о верности. Слова, что лужа.
Любой приют – рай для скитальца.
На всех маршрутах – ветер в спину.
Прикосновенье тонких пальцев
с лица стирает паутину
отчаянья. Когда так горько –
и глина будет словно сахар.
Спаси меня. Ведь нужно только:
встать между топором и плахой,
поставить рядом боль и небыль,
открыть незапертые двери,
покляться. Пусть и ложно. Мне бы
поверить в то, что я поверил.
* * *
У времени – дырявые карманы.
Вот ночь была. Глядишь – уж песня спета.
И небо черное, поверх своей сутаны,
надело золоченный крест рассвета.
И точка. Ночь потеряна бесследно -
не взяв в расчет исписанной бумаги.
Но что бумага? Это все так бледно...
Я тоже бледен – больше нет отваги.
Ведь скажет время в страшный из моментов:
«Куда он делся вопреки всем планам?»
У времени нет для тебя аплодисментов.
Оно лишь может хлопать по карманам.
Домой
Поезд-нож режет вязкий белесый
рассветный туман. Нарушая покой,
стучат и стучат монотонно колеса,
как будто твердят раз за разом – «домой!»
Лицо лижет ветер. Все ближе до цели.
Ты выставил руку в окно и – как знать! –
возможно сумеешь проверить на деле
избитую фразу – «рукою подать».
И прямо сейчас сможешь ты дотянуться
до улиц, которые всюду с тобой,
до улиц, куда точно стоит вернуться,
где можно сказать: «Я вернулся домой!»
Под горку судьбы поезд весело катит –
гремящий, как джаз, и упрямый, как вол.
И стелется путь твой легко, словно скатерть,
которая ляжет на праздничный стол:
за ним очень скоро друзья соберутся,
и стол никому не покажется мал.
И дело за малым – доехать. Вернуться.
Увидеть до боли знакомый вокзал.
«Я еду домой!» – ты готов кричать в рупор.
И нет ничего, о чем стоит жалеть.
Та дверь далеко, но уже ты нащупал
в кармане ключи и готов отпереть
рассветное небо и дать пинка солнцу –
встает пусть быстрее! – пусть мчатся часы.
Пусть станции мчатся навстречу оконцу,
как рвутся навстречу хозяину псы.
Чуть-чуть подождать только... Дело за малым...
Увидите если, как вдруг – сам не свой –
пошел человек обниматься с вокзалом –
не надо мешать.
Он вернулся домой.
* * *
Навалившись всей тушею,
с ветреной стороны,
тучи весело кушают
сыр щербатой луны.
В стенах дома небесного,
если снизу взглянуть,
много видно чудесного:
блеск... болид... Млечный Путь...
Млечный Путь, капли белые...
В золотую весну
из него еще сделают
вторую луну.
МУЗА
Как ты ни страдай от пьянства,
как ты ни шали, ни странствуй,
но есть закон постоянства -
и все вернется.
Ну, здравствуй,
моя печальная муза,
загадочна ночью вторника
(как будто гипотенуза
Бермудского треугольника)
моя корявая муза,
я рад тебе, ты-то рада?
Моя надежда, обуза,
прохлада очей, награда,
мое проклятье, кто знает,
чем музы дар покупается...
Куда она исчезает?
Зачем она возвращается?
Бумаги белая скатерть
чернилами вновь испорчена.
А я-то считал, что хватит.
Я думал, что с этим кончено.
Не кончено. Все вернулось.
Вновь ночь-роженица тужится.
Вновь муза мне улыбнулась,
а я задорожал от ужаса.
В ладони пригоршня точек.
Сраженье с каждою фразою.
Забор покосившихся строчек
и через него я лазаю
в чужой сад – украдкой! – ночью
за смыслом, будто за грушами,
чтоб все увидеть воочью...
Ну, здравствуй, муза. Я слушаю,
что мне нашепчешь сегодня
губами с запахом мяты.
С какими, старая сводня,
словами сведешь меня ты?
Пусть верить опасно музам,
что выдать готовы взбучку,
но если катишься юзом -
хватайся хотя б за ручку.
Моя прекрасная муза –
отважная и хлопотлвая,
как будто Робинзон Крузо,
и в то же время ленивая;
она под ручку с надеждой,
она без денег и паспорта,
она в прекрасных одеждах,
она страдает от насморка;
в руках топор и фиалки,
прищур футбольного тренера,
селедочный хвост русалки
и сладкий голос сиреневый.
Вновь ночь об рассвет споткнулась,
сужается стих, как раструб.
Все движется, все вернулось.
Вернулась муза.
Ну, здравствуй!
ОНДАТРА
«Я когда-то была ондатрой и жила в реке, –
одному мужику печально сказала шапка. –
Как приятно было играть на речном песке!
Как же крепко сжимала рыбку цепкая лапка!
Как же весело было ондатрам резвиться у нор.
И привольною жизнь, а охота – азартной.
А теперь я просто паршивый головной убор
и никто не в силах меня вновь сделать ондатрой.
Так бывает в жизни – вчистую проигран матч.
Так бывает с нами – опять проиграна драка.
Как печально бывшей ондатре! Как грустно! Хоть плачь...
Но нет глаз у шапок и нечем даже поплакать!»
ПРОХОДЯ МИМО
Проходя мимо, знакомое увидел окно.
Но теперь, я знаю, меня там никто не ждет.
Все что было, было уже настолько давно,
что с тех пор живая вода превратилась в лед.
Ничего не увидим мы, оглянувшись назад.
И стираются в памяти лица день ото дня.
Я забыл, какого цвета ее глаза.
А она не помнит – сколько глаз у меня.
БАЛЛАДА О НЕВСТРЕЧЕННОМ ИДЕАЛЕ
Как жаль, что мы не встретились с тобой,
хотя, возможно, жили где-то рядом.
Одною были заняты игрой.
По облакам одним скользили взглядом.
Одно и то же видели кругом.
По спинам шли одних и тех же улиц.
В один и тот же заходили дом
и только лишь случайно разминулись.
На рынке мы – ах, суеверно сплюнь! -
с тобой одновременно покупали
я водку «Русскую». Ты пиво и шампунь,
и увлеклись – друг друга не видали.
Вставали мы в один и тот же час.
Ходили мы в один и тот театр.
Не исключаю даже
то, что нас
лечил один и тот же психиатр.
Была у нас похожая печаль.
Смеялись мы одной и той же шутке.
Из одного стакана пили чай
в одной столовой,
но с разрывом в сутки.
Мы каблуки ломали по ночам
о грани острые одних и тех колдобин.
В одном трамвае ехали и там
не встретились.
Трамвай был заколдован.
ВРЕМЯ
Поезд уходит, но мне не успеть,
а торопиться не в кайф.
Отрывной календарь продолжает худеть -
не нужен ему гербалайф.
Холодеют сердца в ожиданьи конца.
Хорошо бы умерить прыть.
Треугольный плавник за спиною пловца
заставляет быстрее плыть.
Потому что жизнь нельзя отложить на потом,
потому что время – белка с горящим хвостом,
потому что осталась от силы треть
и спеть ни успеть, и ничего не успеть.
Северный полюс в моей груди.
Больше за спиною, чем впереди.
И за спиною, как видишь ты,
горят даже реки, а не только мосты.
Время – шулер и прячет в рукав
смерть, как козырной туз.
Время рассудит, кто прав, кто не прав,
но как сказал мне один индус:
«Погрузившись в нирвану, обратно не встать.
Есть времена, саиб,
разбрасывать камни и собирать
тех, кого камень пришиб».
Потому когда-то был каждый юн,
но с тех пор виноград превратился в изюм.
Потому что вбит предпоследний гвоздь
и засохла виноградная гроздь.
Мы все чаще повторяем: «Это было давно».
С каждым годом все быстрее вытекает вино.
Вытекает в землю, сквозь лопнувший шов,
молодое вино из старых мехов.
Часто мне кажется: вот оно дно -
и больше не будет тайн.
Что время мое уже истекло.
Что осталось – лишь овертайм.
Кривые губы. Прямая речь.
Звезда и огненный крест.
То место, где упала гора с моих плеч
зовется теперь Эверест.
Часто мне кажется: все часы врут.
Да попробуй-ка докажи.
И проверить их не дадут
на детекторе лжи.
Иду я до ручки. Дорога легка.
И скоро дойду не спеша.
Последняя точка остается всегда
на кончике карандаша.
Потому что я многого не дописал,
потому что по небу летит вокзал.
И поезд уходит, и рушится дом,
и мечется белка с горящим хвостом.
И скоро уже уходить налегке
с прозрачною миной на левой руке.
Покажут стрелки без минут час
знак – «победа!»
И взорвется фугас.