Юлия Бакаева: "В поисках вдохновения..."

Юлия Бакаева родилась в Рузаевке. В 1995 г. окончила Саранское художественное училище им. Сычкова. Член Союза художников России. Лауреат Премии имени Федота Сычкова. Участница региональных и всероссийских выставок, в том числе «Россия – Родина моя», «Красные Ворота», «Большая Волга» и мн. другие. Работает в технике гладкой живописи и графики, чаще всего пишет жанровые портреты, пейзажи и натюрморты.

А еще Юлию Бакаеву сам Бог благословил стать художницей, ведь она живописец – в четвертом поколении. Ее прабабушка училась иконописи, дедушка учился в Ленинградской Академии художеств, папа работал художником-оформителем, а мама вела различные кружки в школе и до сих пор занимается творчеством.

Четыре поколения художников

Родоначальница творческой династии, прабабушка Юлии, Мария Викторовна Рыжова родилась в многодетной семье, проживавшей недалеко от Инсара. Средств к существованию не хватало, и родители отвезли младшую дочь в Пайгармский монастырь, где она обучалась иконописи и впоследствии написала несколько икон. Через некоторое время Мария познакомилась с Григорием Ивановичем Родичкиным, между ними возникла симпатия, и девушка решила покинуть монастырь.

Обосновались прадедушка и прабабушка в селе Тепловка. В 1919 году в семье родился сын Василий, который и стал следующим звеном художественнойЮлия Бакаева династии.аленький Вася рос смышленым мальчиком, и с детства любил рисовать. Рисовал везде, где только можно – на стенах, обрывках газет. После седьмого класса поступил в Пензенское художественное училище им. Савицкого. Закончив его – в Ленинградскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры. Он успел закончить только три курса, когда началась Великая Отечественная война.

После войны Василий вернулся в родную Рузаевку, где встретил будущую супругу – Нину Петровну Шаманову. Вскоре в семье появился сын Станислав. В 1955 году Василий Дмитриевич основал кружок изобразительного искусства при Доме Железнодорожников им. Ухтомского. Талантливый педагог трудился вдохновенно, заражая ребят своей любовью к искусству и творчеству. Он не только учил азам живописи, но и много рассказывал об известных художниках и музеях Москвы и Ленинграда. И несмотря на то, что кружку была отведена скромная комнатка, она всегда была полна детьми.

Василий Дмитриевич мечтал о создании в родном городе полноценной художественной школы, но в те времена его мечтам не суждено было сбыться. Зато его благодарные ученики смогли исполнить заветное желание учителя и открыть такое нужное учебное заведение в центре города железнодорожников.

После развода с первой женой, Василий Дмитриевич уехал в Ленинград и устроился там художником-оформителем при кинотеатре. Его примеру последовал Станислав, решивший поработать художником-оформителем при Рузаевском отделении Куйбышевской железной дороги. Вскоре он познакомился с выпускницей филологического факультета Ольгой. Она тоже оказалась творческим человеком, с детства увлекалась шитьем мягких игрушек, народными промыслами. Сложилась семья, в которой появилась дочь Юлия.

«Я тоже умею рисовать!»

Все детство Юлии прошло в окружении репродукций картин известных художников. Их вырезала из журнала «Работница» и прикрепляла к стенам мама. И конечно, девочка с малых лет любила рисовать.

Художественная школа находилась поблизости. Однажды, когда директор, Владимир Колмыков (кстати, тоже ученик Василия Дмитриевича), проходил мимо играющей в классики девочки, она ему заявила, что тоже умеет рисовать. Педагог попросил показать свои работы. Юля быстренько сбегала домой. Педагогу понравились рисунки, он похвалил девочку и пригласил учиться в художественной школе. Так Юля в двенадцать лет оказалась в «художке», и тем самым выбрала будущую профессию.

После успешного окончания художественной школы Юлия планировала поступать в художественное училище. Но мама побоялась отпустить 15-летнюю девушку в другой город одну, предложив сначала окончить местное швейное училище. Юлия послушалась, но после, как и мечтала – поступила в художественное училище в Саранске. С благодарностью вспоминает замечательных педагогов: Марата Семеновича Шанина, Владимира Петровича Шадрина, Сергея Николаевича Коломиеца, Владимира Маратовича Шанина...

Большое впечатление в студенческие годы произвела поездка в Ленинград. Юлия побывала в Эрмитаже, Русском музее, Петропавловской крепости и даже – Кунсткамере. С тех пор Юлия старается приезжать в город на Неве каждые пять лет.

В начале творческого пути Юлия копировала работы любимых мастеров: Бориса Валеджио, Луиса Ройо, Джонатана Эрл Боузера. А для выставок готовила в основном натюрморты с цветами, травами и различные летние композиции. Набив руку, перешла к портретам, а потом появились «народная» и «историческая» темы...

Картины с историей

Среди работ Юлии особое место занимают картины на историческую тематику. Особенно впечатляет работа «Окрестности старого Саранска», на которой запечатлены 1910–1920-е годы. Кстати, картина есть у Юлии в двух вариантах – летнем и зимнем. Именно с «Окрестностями старого Саранска» в 2012 году Юлия попала на всероссийскую выставку «Россия – Родина моя».

Однажды художнице подарили два тома «Уездного Саранска», где помимо исторических фактов были репродукции старого города. Благодаря этим книгам появились картины «Набережная старого Саранска» и «Дорога в город». Конечно, репродукции были черно-белые, но Юле, обладающей богатым творческим воображением, не составило труда найти для них цветовые решения.

Усадьба СтруйскихЮлия не обошла вниманием и родную Рузаевку, запечатлев в том числе и усадьбу знаменитых помещиков Струйских. Благодаря этой работе художница познакомилась с потомком Струйских в седьмом поколении – Лео Головиным. Он родился в Москве, но сейчас живёт в Брюсселе. Впечатленный картинами рузаевской художницы, и особенно той, что посвящена его предкам, он написал Юлии через интернет с просьбой создать картину специально для него. По его желанию Юля изобразила усадьбу на фоне голубого неба, с фамильным родовым гербом и каретой, направляющейся в сторону дома.

Художница отправила работу по почте, после чего Лео пригласил ее приехать в Брюссель для написания семейного портрета. Однако через некоторое время начался короновирус, поэтому поездку пришлось отложить на неопределенное время.

Кстати, фотографии картины «Усадьба Струйских» попросили и для журнала «Караван историй». Там готовили статью о художнике Рокотове, который занимался написанием портретов семьи Струйских. Эту же работу опубликовали и в книге Льва Бердникова «Всешутейский собор».

Еще одна «историческая» картина Юлии – «Скрябино». На ней изображена церковь Александра Невского, построенная в 1895 году, на сегодняшний момент практически разрушенная.

Пользуются популярностью и работы Юлии на так называемую «народную» тематику. Особенно удаются ей девочки и девушки в красивых русских и мордовских костюмах, написанные предельно просто, но в то же время, психологически точно – так что зритель считывает эмоции и характеры героинь.

Сноуборды и «уазики»

Запечатлены на картинах Юлии и вполне современные реалии. Так, в 2015 году, вместе с сыном, она увлеклась катанием на сноубордах в Подлесной Тавле. Это занятие оказалось настолько интересным и впечатляющим, что появилась картина, посвященная этой теме.

Однажды родственники Юлии предложили съездить с ними на «покатушки». На «уазиках» они преодолевали сложно проходимые участки дороги, с переправами, ручьями и ямами. «Обычно мы едем группой, один застрял, кто-то другой вытягивает», – рассказывает Юлия. Конечно, в таких ситуациях эмоциональное напряжение очень высоко, и все участники испытывают бурю эмоций и адреналина.

По следам запоминающейся поездки, Юлии удалось создать цикл, в который вошли «Ноябрьские покатушки», «

Вынужденная остановка» и др. Запечатлела художница и разные модели уазиков, в которых теперь прекрасно разбирается. Уазики на полотнах получились совсем как настоящие, с характером и настроением.

«Увести от серости»

Художница признается: «Свои картины я стараюсь сделать яркими и солнечными, чтобы оставить приятное впечатление, хорошее настроение, серости в нашейБукет земляники жизни и так достаточно. Поэтому моя задача – увести зрителя от этой серости и показать красоту увиденного моими глазами».

Юлию во всем поддерживает семья – мама и двое сыновей. Старший, Максим, уже закончил с отличием народное отделение Института культуры Саранска, мечтает получить диплом дизайнера, но пока окончил курсы визуализаторов и работает археологом, путешествуя по разным уголкам России. Благодаря его увлечению археологией как раз и родилась картина «Археологические раскопки». «Эту картину я написала как память о том времени, когда к нам приезжали работать археологи – раскапывать Левжинский могильник, и сын вместе с ними трудился все лето и после начался его путь в археологии. За эту картину на выставке «Красные ворота» (Москва) я получила премию имени Сычкова», – делится Юлия.

А младший сын Дмитрий пока учится в школе. Любит рыбачить, и часто на природу они выезжают вместе с мамой – пока Дима сидит с удочкой, Юлия пишет этюды.