Протоиерей Валериан Кречетов
В Евангелии сказано, что на землю Господь пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13). То есть Господь пришел для спасения грешников. Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, был наделен дарованиями, которые должен был использовать во славу Божию. Человек же, ослушавшись воли Божией, стал применять дарования для своих прихотей и во зло и стал грешен. И это рабство греху настолько овладело человеком, что он, помрачившись в своем сознании через гордыню, пытался стать как Бог. Сатана ему подсказал: Будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 5).
Преступив заповедь, человек познал зло и стал удаляться от добра. И это удаление от добра привело к тому, что человек вообще потерял истинное понимание добра и зла и пришел к самому пагубному своему состоянию – это когда он зло называет добром. Когда у человека полностью помрачился разум и потеряно всякое разумение – он творит беззаконие и считает, что поступает правильно. Вот это состояние ослепления, рабства греху овладело человеком настолько, что он уже не может избавиться от этого без помощи Божией.
Гордыня и тщеславие так тонко в естестве человеческом затаились, что, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, человек, даже делая что-то доброе, в то же время считает себя уже хорошим и приписывает себе это добро: «Ах, какой я хороший, как я хорошо сделал!» Потом, имея уже некое духовное понятие, он, замечая свое тщеславие, начинает уже тщеславиться тем, что замечает это: «Какой же я все-таки мудрый, что я замечаю, что тщеславлюсь». И так без конца. Человек продолжает оставаться во власти духовной гордыни, тщеславия.
Все эти грехи очень тонкие, поэтому Святые Отцы и говорят, что без помощи Божией невозможно полностью от них избавиться. Господь необходим нам для спасения. Поэтому мы именуем Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, – Спасителем. Он нас спасает.
Все люди, что бы они ни делали, могут делать только по данному им дару. Если дано, то ты можешь делать, но если тебе не дано, ничего не сделаешь. Хотя есть что-то и человеческое, свое собственное – это свобода воли в выборе того, что и как делать. Этот выбор все-таки за человеком. А для воспитания и укрепления воли первому сотворенному человеку была дана заповедь: От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 16-17).
Кстати, иногда ошибочно утверждают, что посты придумали попы для того, чтобы народ морить. Это, конечно, очередная клевета, ведь диавол – клеветник. А пост не людьми придуман, а установлен Богом. В Раю был пост. Кстати, не многие задумываются над тем, что это был очень легкий, но все-таки пост. Пост наш телесный, который по силам – кто выполняет, а кто и не выполняет, – и есть исполнение той первой заповеди, которую дал Господь. Все эти рассуждения – «А почему это едят, а это нет?» – пустые. Так сказано – значит, нужно исполнять. Когда человек по милости Божией с детства вырастает в Церкви, то его этот вопрос не волнует. Сказано – значит, так нужно.
Нет, люди, как всегда, выкручиваются, мудрствуют. Вот один раб Божий привел неверующего друга к своему старцу, а старец спрашивает:
– Почему же ты не веруешь?
– Как же я могу веровать, когда не понимаю!
– Ты всё принимаешь только тогда, когда понимаешь?
– Да.
– Хорошо, скажи тогда, как переваривается пища в желудке? Что там происходит?
– Не знаю, – честно ответил тот.
– Ну, милый, тогда не ешь, пока не поймешь.
Так вот, когда мы едим, то не задумываемся, сколько там углеводов, белков. Хотя, когда этим заниматься начала наука, она кое-что объяснила. Оказывается, что-то для чего-то нужно, хотя все это очень и очень приблизительно. Как сказал наш алтарник, член-корреспондент Академии медицинских наук, медицина – это эмпирика, это вопрос опытный. По тому, как нас лечат (а лечение врачами тоже вещь относительная), можно сильно сомневаться в возможностях медицины вообще. На самом-то деле люди очень мало знают и о человеческом организме, и о том, как он живет. Говорят, что невозможно жить без мяса. Но ведь есть племена, которые не только мяса, а вообще никакой пищи животного происхождения не вкушают, а выносливость, оказывается, у них выше, и продолжительность жизни больше, и не болеют они. Это племена тубу, о них когда-то писали в журнале «Наука и жизнь». Про них ходят легенды: говорят, утром они съедают кожицу от финика, в обед – мякоть от финика, а на ужин – косточку от финика. На самом деле они утром выпивают какой-то отвар из кореньев, днем съедают горсть проса с кокосовым или маисовым маслом, а на ужин – несколько фиников. И так питаются круглый год и всю жизнь. Значит, можно жить без мяса, питаться тем, что Господь посылает там, где человек живет.
Когда один образованный человек, с высокой ученой степенью в медицине, стал что-то возражать против поста, у меня невольно вырвалось: «Простите меня, но там врачи повыше вас. Вы ведь знаете, что в Раю была только растительная пища. И значит, хватало микроэлементов, белков, углеводов и жиров». Так что все эти рассуждения говорят только о том, что люди просто ничего не знают. «Последнее слово науки – это первое слово Библии». Поэтому, если что-то в науке не соответствует Библии, – значит, это еще далеко не последнее слово науки, только и всего. А сомнений в Библии быть не может. Заповедь Божия дана на все времена. В ней все учтено – и биология, и физиология. Человек возражает: «Вот я ем то-то и то-то, и у меня вот то-то и то-то болит». Но это не оттого, что пища плохая, а оттого, что ты себя невоздержанной жизнью довел до того, что твой организм уже ничего не принимает. Что ж получается, одному это необходимо, а другому вредно? Отчего? Да оттого, что мы своими грехами и невоздержанной жизнью доводим свой организм до такой степени, что у нас всё ненормально. Если первому человеку было сказано: От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него (Быт. 2, 16-17), – то через беззаконие, через уход от первозданного состояния, от Творца, современный человек доходит в своем греховном состоянии до того, что ничего не может есть. И в конце концов только одно и будет есть. Потому и говорит: «Чего ни поем – всё мне плохо. Только одно это могу есть».
Одним словом, как ни крутись, а приходишь всё равно к одному. Избавляясь от греха, человек избавляется от всех скорбей и болезней. Всё очень просто. Сколько у нас всяких тягот! А оказывается, что, когда начинаешь воздерживаться, – тебе и легче, и давление нормализуется, и всё в норму приходит. Тот, кто попробовал хоть немножечко, на собственном опыте убеждается в этом. Постом даже многие упрямцы вынуждены признавать, что чувствуют себя лучше. Не говоря уже о том, что, когда человек избавляется от прихотей и излишеств, он избавляется от многих переживаний.
Вот, например, жизнь пьяницы: он думает только о том, как бы выпить. Когда он милостию Божией от этой страсти избавляется, для него эта проблема перестает существовать и никаких переживаний: есть водка или какое-нибудь спиртное или нет – ему всё равно. Люди приходят иногда в гости, а на столе всё есть, только водки нет, и они говорят: «А стол-то пустой». Считается чуть ли не оскорблением, если не стоит на столе спиртное. Хотя оно и не нужно совсем.
Я слышал такую историю. Корабль срочно вышел в плавание, и в спешке не взяли с собой папирос, так чуть с ума все не сошли, потому что нечего было курить. Это же безумие! Казалось бы, чистый воздух, море – дышите себе. Нет! Без этой «соски» люди с ума сходят! Для человека, не развращенного блудным грехом, нет проблемы такого характера, у него колоссальный запас энергии, потому что он не растрачивает ни мыслей, ни чувств на страсть. Для человека, который привык жить просто, не существует множества проблем, которые волнуют обычно основную массу людей.
В «Тарасе Бульбе» Н.В.Гоголя есть такой момент: собрались казаки, поговорили, всё обсудили, просидели допоздна, а потом там же на улице и заснули кто где – такие неприхотливые были люди. А у нас сейчас – если какое-то даже незначительное собрание, то жить участники должны только в лучших номерах гостиницы.
Интересный пример: пришел как-то в храм славный такой мальчик, бедный, почти сирота, мать пьет, отца не помнит. Я его спрашиваю:
– Деточка, где ты живешь?
– В общежитии. Но, батюшка, там условия очень плохие, даже душа нет.
– Деточка, когда я рос, туалет вообще на улице был, и электричества у нас не было, с керосиновой лампой жили.
Это во время войны было, я тогда начал учиться в школе. А тут душа нет – это уже ужасные условия. Простите, вся Россия жила без душа в течение тысячелетий. Теперь же без него, оказывается, жизни нет. Или, если выключили электричество, – наступает «конец света». Что это такое? Человек привык, избаловал себя, и обычная жизнь ему уже ни в жизнь. Зачем все эти коробки домов, все эти бетонные джунгли?! Что за жизнь там? Нажимать на кнопки, смотреть призрачную жизнь – телевизор. Что такое телевизор? В начале, когда появился первый кинематограф, он назывался по своей сути – «иллюзион». На самом деле это иллюзия, ведь жизни там нет. Выключил – и всё! Темно, нет ничего! Это же всё фантазия! А все эти сериалы, из-за которых люди переживают. Там же артисты, надумано всё. Разве мало своих переживаний?! Это всё примеры греховного состояния человека, который живет призрачной жизнью. Живет прихотями и похотями героев сериалов и даже находится в их рабстве.
Пушкинская Татьяна – идеал женщины, православной христианки, честности и супружеской чистоты, уже блистая в так называемом свете в Петербурге, говорит Онегину: «Сейчас отдать я рада всю эту ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад, за наше бедное жилище». Умные, глубокие люди всегда это чувствовали. И тот же Онегин, который сначала крутился в этом высшем свете, а в конце концов разочаровался во всём и сказал: «Свою постылую свободу я потерять не захотел». Свободой он называет рабство страстям. Пушкин хорошо написал: «постылая свобода».
Какое страшное всемирное явление современности – наркомания. Это рабство кому? Это и есть рабство греху, от которого Господь пришел нас освободить. Он говорит: Я сделаю вас свободными (ср.: Ин. 8, 32-33). Попробуй, человек, если ты курильщик, – бросить курить, пьяница – пить, блудник – блудить, чревоугодник – думать только о еде, о лакомстве. Тогда будет полная свобода! В свое время нас с детства приучали всё есть с хлебом – тогда было голодно, всегда все ели с хлебом. А теперь знаешь, что от хлеба полнеешь и нужно от него воздерживаться. И вот по милости Божией стал я меньше хлеба есть и почувствовал в этом отношении свободу: можно спокойно есть, независимо от того, есть хлеб или его нет, всё равно, никаких переживаний.
Ведь если человека освободить от какой-то его зависимости – у него повода нет раздражаться. Когда начинаешь поститься, замечаешь, сколько же много времени уделяешь еде. Сколько мыслей только о том, когда приготовить, сколько поесть, – все вокруг еды. А еще в глубокой древности мудрый Сократ сказал, когда его спросили, чем тот отличается от остальных людей: «Все живут для того, чтобы есть, а я ем для того, чтобы жить». Пост напоминает нам, что, для того чтобы жить, очень немного нужно.
Греческий старец Паисий говорил, что дух житейской суеты проникает везде, даже в монастыри. Часто в монастырях много трудятся, делают всё вроде бы хорошо, но они сначала трудятся для того, чтобы всё вырастить, а потом просто едят всё это. Для того чтобы трудиться, нужно вроде бы больше есть, а для того чтобы есть, нужно больше трудиться, чтобы сажать всё это, потом собирать, заготавливать. И получается замкнутый круг: едят – трудятся, трудятся – едят, едят – трудятся. «Но когда-то ведь нужно и молиться!» – восклицает старец Паисий.
Одним словом, грех действительно человека закабаляет, превращает его жизнь в круговерть, карусель: человек встает, ест, пьет, ложится и опять встает... Вспоминаю, как один философ как-то сделал замечание в магазине пьянице, который сильно сквернословил. Тот вышел. Но когда вышел из магазина философ, пьяница схватил его и потащил бить. Философ был слаб здоровьишком, сопротивляться не мог и говорит пьянице: «Сильному слабого бить несложно. Но ответь мне только на один вопрос: сегодня ты пьешь и бьешь, завтра ты пьешь и бьешь – скажи, а для чего ты живешь?» Тот отпустил его и говорит: «А я не знаю, для чего я живу». Пьяницу так это слово тронуло, что он даже предложил: «Пойдем, мы с тобой поговорим, я тебя провожу, чтобы тебя никто не обидел». Ему доброго вразумительного слова никто никогда не говорил, и он как в тумане, во мраке жил всю жизнь.
Так люди живут, чем-то занимаются, а спроси: «А для чего ты жил? Что ты сделал доброго? В чем смысл твоей жизни?» – не смогут ответить. Поэтому бывает такой страшный конец, как самоубийство. Люди в какой-то момент понимают, что их существование пусто. И оно на самом деле пусто – без духовной жизни, без духовных целей смысла в жизни нет.
Что может быть смыслом жизни? Богатство не может, потому что в конце концов его всё равно с собой не заберешь. Как говорится: всё равно все будут в гробу. Богатые – в богатых гробах, а бедные – в бедных. Я думаю, разницы для покойника, в каком гробу его будут хоронить, уже нет. В каком гробу гнить – всё равно. Смысл жизни состоит в том, чтобы исполнять волю Божию. Каждый человек рождается, чтобы здесь исполнить свое назначение, которое ему дано Промыслом Божиим. Ему даны дарования, ему дано определенное время. И в этом времени, в этом окружении он должен жить по-христиански, то есть по-Божиему.
С чего начиналась жизнь? Господь сотворил человека, поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15). Человек же по наущению диавольскому согрешил, Господь прощает человеку, но при условии – если он покается. Да, тебя соблазнили, но ведь ты все-таки поддался соблазну, поэтому – покайся. В Великом каноне Андрея Критского говорится: «Душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися» (Песнь 9). То есть те, кто кается, просит у Бога прощения и желает исправиться, прежде тебя входят в нее. Самое главное от нас – это желание исправиться. Если мы не можем этого – нужно просить помощи Божией. Богу всё возможно.
Жизнь показывает, что нам всё время необходима помощь Божия, если нам и удается что-то сделать, то только с помощью Божией. Почему человек не может без помощи Божией? Потому что на него постоянно враг нападает, искушает. Это все на себе испытывают, но не все отдают себе в этом отчет. Например, мы говорим: «Мне пришла мысль». Или: «Я сегодня не в духе». То есть это значит, что человек в определенном состоянии находится. Сам себе создать это состояние человек не может. Бывает, человека что-то волнует, он может при этом даже себя уговаривать: «Не волнуйся, всё нормально», – но всё равно что-то его гложет, предчувствие какое-то. Мы замечаем, что и мысли, которые в нашей голове, не все наши. Бывают мысли от Бога, а бывают – от диавола. Состояние «не в духе» – раздраженное, всем не довольное, всё не так – это от лукавого. А благодушное состояние – от Бога. Такие не зависящие от нас наши настроения – это как раз свидетельство того, что на наши души воздействует невидимый мир. Особенно это по пьянице видно: когда не дают выпить – всё ему не так, а как дорвался до выпивки – то затих, правда, временно.
Господь говорит: Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21). Поэтому молитва, то есть призывание имени Божия, помощи Божией, и пост – это и есть главные средства в борьбе с невидимым врагом. Постоянно идет невидимая брань, брань духовная. И пост как раз есть время благоприятное для этой борьбы, для исправления своей души. Постом всё помогает этому, и за пост дается особая благодать Божия. И соборуются у нас обычно все Великим постом. Поэтому, когда говорят: «Еда – это не главное», – надо помнить, чтобы добраться до главного, нужно начать хотя бы с маленькой ступеньки. А телесный пост есть первая ступенька. Самомнение, гордыня человеческая говорят: «Это неважно, главное – не ругаться». Да, согласен. Так, если будешь поститься – отпадет и много поводов ругаться, даже в этом помощь.
В общем, нужно не гордиться, не выдумывать «свой» путь, а идти тем путем, который нам указывает Церковь, Святые Отцы. Кто читал жития святых или хотя бы немного знакомился с ними, знает – все святые постились. Во всяком случае, они к пище относились, можно сказать, почти бесстрастно, по сравнению с нами. Поэтому если все они эту ступень проходили, то неужели же к нам это не относится? Только наше самомнение может считать, что мы можем идти каким-то «своим» путем. Фразу «мы пойдем другим путем» мы слышали, и куда этот путь заводит, всем, или по край ней мере многим, известно.
Лучше идти тем путем, которым шли Святые Отцы. Мы не больше их. Хотя бы в этом проявим смирение. Ведь основная часть всех возражений в отношении церковных правил, в том числе и поста, из-за гордыни. Люди хотят всё делать «по-своему». А «по-своему» – это, как говорится в народе, может грубовато, но точно: «Каждый дурак с ума по-своему сходит». Поэтому я думаю, что «по-своему» можно пойти по неверному пути, а не по пути истинному, пути спасения.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что лучше грешник, сознающий себя грешником, чем праведник, сознающий себя праведником. Эту же духовную истину в народе перефразировали и высказали так: «Дурак, который понимает, что он дурак, – уже не дурак». Поэтому, когда начинают человеку что-то говорить, а он осознает: «Да, пожалуй, я могу быть и не прав в чем-то», – значит, он не дурак. Но этого еще мало. Понять – это уже хорошо, но еще нужна сила воли для того, чтобы то, что понимаешь, сделать. Ведь многие понимают, что пьянство – это плохо, но не могут избавиться. Что курение – вред, но не могут эту привычку оставить. Не могут просто взять и бросить. А что тут такого? Да ничего особенного.
Смотрите, как мир показывает свою сущность: громадный транспарант, на нем папиросы – двухметровые, и под ними меленько: «Минздрав предупреждает: курение вредит Вашему здоровью». Какая-нибудь гадость крупным планом, а мелко в уголочке – осторожно, можете погибнуть. Всё настолько откровенно! И неужели человеку разумному это непонятно?! О каком тут можно говорить уме! Господь обращается к нам: вы рабы, а я сделаю вас свободными (ср.: Ин. 8, 32-33). Апостол Павел говорит, что премудрость Божия безумие для мира (ср.: 1 Кор. 1, 23), а премудрость мира безумие перед Богом (ср.: 1 Кор. 3,19). И всё это духовные истины.
Будем прислушиваться к слову Божию, к Священному Писанию, и постараемся положить начало благое во исправление своей души. Ибо есть законы духовные, которые четко говорят нам, как нужно жить. Начни с себя, вспомни Евангельскую истину – что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь (Мф. 7, 3; Лк. 6, 41). Этого достаточно, чтобы заняться собой. Помоги нам, Господи, положить начало благое.