"...Смерть в подарок", "Казино", "Власть и страх" - читайте новые шедевры отечественной современной литературы..." - неотвязно преследует слух телевизионная реклама. Через неделю к этому списку добавляются новые "шедевры": "Любовь на грани", "Роковая страсть", "Розы и шипы" - перечисление можно продолжать долго, но стоит ли? Нескончаемые ряды глянцевых томиков, заполонившие полки книжных магазинов, давно стали привычной картиной. Вам предложат целые серии боевика (а la "убей всех!"), дамских романов (бесконечная слезливость и бальзам на души домохозяек), детективы (менты, бандиты, насилие), фэнтези (гибрид "Стальной крысы" Г.Гаррисона и "Властелина колец" Д.Р.Р. Толкиена), триллеры, мелодрамы, исторические романы сомнительной достоверности и прочее, прочее, прочее...
Да что в соты раз "о наболевшем"? Все уже писано, и обсуждено, и обругано. Но... Пишут же... "Страшная месть Горбатого", "Восьмая женщина Горбатого", "Могила для Горбатого". И читают. Каюсь, приходилось читать и самой. И теперь эти произведения пылятся где-то, выполнив свое прямое предназначение - быть одноразовым чтивом.
И беда здесь не в том, что подобные книги плодятся и размножаются со скоростью австралийских кроликов. Беда в том, что раз появляются такие "шедевры литературы", значит, есть спрос, есть люди, находящие на них время и деньги.
Но к чему апеллируют, чего хотят авторы современных детективов и фэнтези? Какую смысловую, духовную нагрузку несут эти произведения? Все так стандартно, штампованно, однотипно... И если одни напирают только на закрученность действия, то и вторые недалеко ушли от "космических кораблей, бороздящих просторы вселенной" и борьбы добра и зла в духе "Звездных войн" Дж.Лукаса. Честное слово, иной раз вполне достаточно прочитать пять страниц в начале книги и пару в конце, как сразу становится понятно, о чем там идет речь, и читать далее уже не хочется. А редкие толковые книги остается разве что сравнивать с жемчужиной из навозной кучи. Только ведь пока весь навоз перелопатишь... И трудно с этим что-то поделать, потому как душа просит полноценной и "вкусной" литературы. И желательной нашей, родной, ведь "дым Отечества" нам по-прежнему "сладок и приятен".
Почему же все обстоит так, что современные российские писатели мало что могут предложить нам? А если и случается кому-то из них написать действительно интересную книгу, то дальше Москвы - Санкт-Петербурга издание это не проникает. В регионах появляются лишь единичные экземпляры, да и то с опозданием на два-три года. Сваливать всё это на отсутствие финансов надоело. Да и глупо это - что же, на закупку дамских романов и криминального чтива у книжных магазинов деньги находятся, а на серьезные, умные, захватывающие произведения их нет?
Стало быть, дело в спросе... и в уровне массовой культуры, который, увы, оставляет желать лучшего. Да это и не удивительно, ведь молодые люди читают сейчас ужасающе мало. И то все чаще ограничиваются школьной или университетской программой, изредка уделяя внимание тому, что "модно".
Прошлогодний всплеск "страсти по Пелевину" вызывает в памяти случайно услышанный диалог:
- Читал у Пелевина "Чапаев и пустота"?
- Не-а...
- Да ты что, у нас же все на курсе читают, грузятся, говорят, такая клёвая заумь.
В результате - читают как бы в подражание, чтобы не отстать от всех, быть в курсе дела и центре модных тенденций. Но не задумываются, не сравнивают, не анализируют. И мозг, отвыкая размышлять, требует себе жиденькое, размусоленное "чтиво на вечер". Вроде как и почитал, и не устал, и "окультурился". А отсюда и вытекают широкой рекой всевозможные "Объятия страсти на пороге смерти" и "Киллер выполняет работу на дому". И будут преспокойно течь дальше до тех пор, пока не произойдет четкого осознания того, что эти произведения - низкопробное чтиво, и если хочешь что-то действительно понять в жизни, ориентироваться надо на другую, социально-духовную литературу, хотя бы краешком касающуюся истинных ценностей. Потому что только эти ценности могут помочь познать человеку, что есть добро и зло, справедливость и ложь, красота внешняя и внутренняя.
Что в основном предлагают наши книжные магазины? Учебники всех видов и мастей, медицинские и кулинарные справочники, познавательные серии типа "всё обо всём", нестареющую классику, пресловутые дамские романы и триллеры-боевики. Ассортимент рассчитан на среднего читателя, и искать на полках что-то из творчества современных, но "немодных" авторов почти бесполезно.
За интересующими нас изданиями придется отправляться на рынок. Именно там, на центральном рынке, рядом с банками зеленого горошка и разделанной свининой, высятся книжные тома. Конечно, рыночные цены кусаются куда сильнее магазинных, но зато и выбор широк и многообразен. И даже если и не найдется необходимого автора, продавцы уже через неделю по спецзаказу привезут вам из Москвы то, что нужно. Правда, и цена такой книги возрастет не на один десяток рублей, но куда деваться книгочею-любителю?
Разумеется, кто-то обязательно вспомнит о библиотеках. А знаете ли вы, кто посещает библиотеки и что там можно найти?
Итак, основной процент пользующихся библиотечным фондом составляют учащиеся, студенты, аспиранты и сами преподаватели. Соответственно и спрос в большинстве своем направлен на сугубо специальную, научную литературу, на академические издания и методички. Студентов еще обычно интересуют художественные книги из списка "обязательного прочтения". Остальным "простым смертным", решившим найти в библиотеке что-нибудь для души, а не "из программы", придется не раз штурмовать библиотекарей. Потому что зачастую всё обстоит так, что хоть книга и указана в каталоге, но на месте ее нет - то ли она полгода висит "на руках", то ли списана в архив, то ли вообще не существует в данном заведении. И даже если книга в наличии, то, как правило, она находится на платном абонементе и за удовольствие взять книжку на сутки домой придется выложить 4 - 5 рублей и оставить в залог паспорт. Подобные неудобства - одна из причин того, что в библиотеку приходят в основном студенты, и то лишь в преддверии написания рефератов, курсовых и дипломных работ.
К чему приводит недоступность хороших, умных, несущих с собой добрый свет надежды книг, я думаю объяснять не стоит. Культурная деградация современного общества настолько сильна, что это трудно не заметить. Вспомним хотя бы, как много мы читали раньше, сколько газет и журналов до 90-х годов ХХ века выписывала каждая семья. До сих пор дома пылятся подшивки журналов "Работница", "Крестьянка", "Приусадебное хозяйство", "ФИС", "Семья и школа". А ведь были еще и детские "Веселые картинки", "Мурзилка", местные и центральные газеты. И подписка была не такой уж и дорогой. Но... была.
Сейчас всё по-другому. На приличные журналы цены такие, что закачаешься, а бульварная желтая пресса вызывает отвращение одним только своим внешним видом и заголовками. Отсюда вытекает то печальное обстоятельство, что свое свободное время мы проводим не за книгой, а тупо уставившись в "ящик", за мерцающим экраном которого всё та же бульварная пошлость и жестокость.
Вот и обосновались в детских сердцах покемоны и телепузики, у подростках в умах прописались со своими идиотскими ухмылками Бивис и Батхед, а также их российский, но не менее глупый аналог - компьютерная девочка Масяня. Старшее поколение целиком поглощено "Землей любви", "Ментами" и прочими "Улицами разбитых фонарей".
В общем, впору хвататься за голову и кричать "караул"! Да только всем известно, что "спасение утопающих - дело рук самих...". И снова замкнутый круг, потому что - да, я хочу читать, но где мне найти интересную, захватывающую книгу, не относящуюся к ширпотребу в красочных обложках? Кто может подсказать, что именно мне лучше приобрести из творчества расплодившихся ныне в невероятном количестве авторов? Приходится ориентироваться на аннотации к произведению, на авторитет издательства, на рекомендации друзей. То есть действовать на свой страх и риск, отдавая отнюдь не лишний для семейного бюджета полтинник за творение какого-то очередного разрекламированного писателя. И где гарантия, что творение его не окажется вариацией на тему "Золушки" с криминально-эротическим уклоном?
Ну да ладно, не будем запугивать друг друга. Всегда находилось что-то плохое, некачественное, но неизменно рядом как альтернатива возникало хорошее и доброе. Это ведь только кажется, что там, где нас нет, и трава зеленее, и солнышко ярче. Итолько потом выясняется, что травка зеленая - от химических удобрений, а солнышко - радиоактивное.
Всё смешалось в мире литературы. Всё смешалось на книжной полке. Трагические стихи Ахматовой теснятся "Голубым салом" Сорокина, Шукшин зажат с двух сторон Лимоновым и Пелевиным. Как разобраться, как понять тому, в ком проснулась жажда к чтению, что прячется за глянцевой обложкой - национальный бестселлер или аляповатое клише с героем-суперменом и героиней "90 - 60 - 90"?
Один мой хороший знакомый дал мне по этому поводу совет. "Читай то, что проверено временем, - сказал он. - Время - безжалостный дворник, который полностью вычищает всю шелуху и грязь, оставляя после себя лишь незыблемое, вечное, действительно достойное нашего внимания".
Придет пора - и отметутся в сторону дамские романчики, шаблонные детективы. Забудутся и покроются пылью книги, написанные лишь ради славы и денег. Достойных, по-настоящему ценный произведений всегда немного. Но они есть. Время покажет.