Наталья Замулко-Дюбуше "Крест святой! Наша единственная надежда!"

 

Наталья Замулко-Дюбуше


«КРЕСТ СВЯТОЙ!
НАША ЕДИНСТВЕННАЯ НАДЕЖДА!»
(Королева франков – Святая Радегунда)

 

 

Мы думаем, что наша теперешняя жизнь интересная, наполненная. Но из далекого прошлого к намРеликвия Святого Креста (дерево подлинное) на таблице из эмали. VI век. пробивается свет больших личностей. И когда мы начинаем знать о них больше, актуальная беготня теряет смысл, мы застываем при виде чуда познания. Оказывается, история была не менее богата на события и личности, чем наше время.

Мне повезло жить в древнейшем городе Франции – Пуатье. Это столица Вьеннского департамента. И я, так же, как и все, бежала по жизни, не останавливаясь перед зданиями чудной готики, не задумываясь об истории новой страны обитания. Жизнь гналась за мной со своими задачами эмигрантского выживания. И однажды наступило время тишины. Тогда начинаешь слышать пение птиц, любить природу, видеть красивое. Значит боль, заботы, ностальгия ушли на второй план, и ты начинаешь жить. «Имеющий уши, да услышит...»

Вот в такой период и открылась мне история Святой Радегунды, которая считается хранительницей города Пуатье.

А началась она далеко отсюда, на земле галлов, в VI веке. В ту эпоху Римская империя владела всем миром и не переставала расширяться. В Риме Императора не было. Это Император Константинополя управлял огромной империей, и авторитет его оставался огромным.

Галльская провинция была самой красивой и самой верной среди провинций Империи. Еще далеко то время, когда галлы со своим королем будут биться насмерть против римлян. А в V веке галлы были полностью «романизированы». Богатые люди быстро приняли роскошь Рима. И две расы слились в одну, называясь галло-романами.

В Галлию пришел народ из Германии – это были франки. Это германское племя составило договор с галлами бельгийскими, которые были присоединены к Империи и служили защитниками на границе Рейна.

В 500 году их король по имени Хлодвиг понемногу завладел всеми галло-романами, вытесняя варваров. Народ его воспринимал через большое влияние жены Клотильды, очень верующей. Он принял христианскую веру, а именно – католическую ветвь ее в Реймсе в 496 году. И земля галлов мало-помалу обратилась в эту веру. В каждом городе управлял эвек, который имел большое влияние на население. С падением Империи власть исчезла, отдавая место церкви.

После смерти Хлодвига, в 511 году, осталось четыре сына. И по обычаю тех времен произошел раздел земель. Тьери стал королем Реймса, Клодомир – Орлеана, Жильберту достался Париж, а Клотеру – Соусон. Все они уже были католиками, это стало традицией нации. Но на деле: войны, убийства, предательства – стиль жизни королей франков. Среди братьев самым жестоким и кровавым был младший – Клотер.

С другой стороны Рейна жили варвары. Это слово в переводе с французского значит: «пришедший из другой страны, иностранец».

И многочисленные германские племена: бавары, вандалы, готы, саксоны – на границе между ними было больше войны, чем мира. Среди этих народов – и тюрингцы, не менее воинственные. В стране гор и лесов жестокие охотники и воители. Много королей-братьев разделили страну, как и у франков. Умирает король, сыновья делят власть и влияние между собой. Умирает брат – выгодное дело для оставшихся.

При дворе одного из тюрингских королей росла маленькая принцесса. Она воспитывалась вместе со своим младшим братом у своего дяди Герменфрида, так как отец ее, Бертер, был убит, вполне вероятно, по указанию своего брата. Маленькую принцессу звали Радегунда.

Соседи, франки и тюрингцы, редко жили в мире. В 531 году вспыхивает война. Король Клотер и его братья при помощи саксонов захватили Тюрингию. Герменфрид был сломлен и бежал. Страна – в огне и крови. Франки не оставляли на своем пути ничего живого. Когда уничтожение утихло, солдаты обнаружили двух детей, которых забыли убить. Девочка, лет десяти, прижимала к себе перепуганного меньшего брата. Детей доставили к королям-победителям. Если детей не убили, то это никак не от жалости. Таких чувств короли не знали. Эти дети были выходцами из королевской семьи. Иметь их в заложниках могло оказаться выгодным. К тому же маленькая принцесса обещала быть в будущем красивой девушкой. Жестокая ссора возникла между братьями-королями. В конечном итоге они потянули жребий, и выиграл его
Клотер.

Эскорт с детьми прибыл в Соусон, столицу франков. Но Клотер больше любил виллу в Атьесе, не похожую на замок или дворец, а скорее напоминавшую провинциальное поместье римлян, где в доме богато и комфортабельно проживает хозяин в окружении земляных домиков прислуги. Клотер имел подобные поместья во всех своих провинциях и предпочитал бывать со свитой там, нежели в скучной столице. На природе он наслаждался охотой в великолепных лесах.

Резиденция, где находилась Радегунда в плену, была с мозаикой, фонтанами и алтарем. Радегунда не видела такой роскоши в своей Тюрингии, становившейся теперь для нее далеким воспоминанием. К девушке были приставлены лучшие учителя. Она вы-учила латынь, французский и много времени проводила за чтением религиозных книг.

К детям относились со всем вниманием. Если Клотер разругался со своими братьями, то это потому, что имел свои виды на будущее. Он отметил ум девочки и жажду к познанию. Она могла стать в будущем хорошей королевой. Радегунда была погружена в чтение Библии и жизнеописания святых. Любовь к Богу привела ее к проблемам бедных людей. Вокруг жили нищие. Грязь и голод были постоянными гостями их жилищ. Дети этих несчастных смотрели очарованными глазами на молодую и красивую принцессу, проходившую по улице. И сердце ее полнилось жалостью к этим обездоленным. Очень часто она собирала бедных возле своего котла. Отмывала их от грязи, усаживала за стол и кормила всем, что смогла приберечь. Потом она обращалась к их душам, рассказывала о Боге, зачитывала абзацы, которые могли помочь людям дальше нести бремя жизни. Духовное начало у нее было очень сильно развито. Мысли летали далеко, поступки были серьезными. Жизнь мирская ее мало интересовала. Она хотела всю себя посвятить Богу.

Радегунду окружали знатные сверстницы. В этом кругу было много сплетен, зависти, соперничества. Для них Радегунда всегда оставалась иностранкой, принцессой низложенной страны. И при случае ей всегда давали это понять. Еще больше разгоралась зависть, когда видели, что Радегунда находится под покровительством самого короля. Он уже овдовел, первая жена Клотера по имени Унгонда умерла,  и носились слухи, что Радегунда станет будущей королевой франков.

Так думал и Клотер. Утонченная, образованная, она будет прекрасной королевой, способной принимать самые большие авторитеты Империи. Тем более, что она из рода Тюрингов, это даст, наконец, возможность зажить с ними в мире. И потом, девушка находилась в расцвете молодости, а к этому Клотер был весьма чувствителен.

При царском дворе все ждали счастливого события... Только не сама Радегунда. Даже в ранней молодости она была способна принять решение и слыла женщиной, не имеющей страха в глазах. Первой же ночью, узнав о намерении короля, она убежала в сопровождении нескольких слуг. Куда можно было убежать от короля на его земле? Никто не мог ее приютить. Все боялись навлечь на себя его гнев.

Уставшую, ее настигли воины короля и с большим уважением повезли к своему повелителю. Грустная Радегунда размышляла в карете. Если Бог разрешает этот брак, значит, она должна уступить. Может, ее роль рядом с королем будет положительной для всех людей его королевства и смягчит его неуравновешенную  и кровавую натуру. Она сдалась. Свадьба состоялась в столице, городе Суасоне. И в свои двадцать лет Радегунда стала королевой франков.

Конечно, ей завидовали дочери знати, которые только и мечтали о подобной партии. Радегунда выполняла свою светлую духовную миссию. Она по-прежнему оставалась глубоко верующей. Муж ее уважал, прислушивался к советам и стал более уживчив со своими соседями по границе.

Брат Радегунды, опальный принц, жил рядом с сестрой. Это он должен был занять трон Тюрингии, если бы страна не была побеждена. Он мечтал уехать в Константинополь, но Радегунда упро-сила его остаться с ней рядом. Он был единственным родным человеком из их уже несуществующей семьи. Когда вспыхнуло восстание на земле Тюрингии, ему было двадцать восемь лет, и он возглавил мятеж. Радегунда в это время отсутствовала. Она была в переписке со всеми эвеками городов, с Византией, посещала монастыри.

По возвращении домой во дворе она увидела убитого Клотером своего любимого брата. На этот раз между супругами состоялся разговор, имевший потом серьезные последствия. Клотер вовсе не гордился тем, что он сделал в пылу гнева. Радегунда настаивала на своем немедленном отъезде в город Тур, чтобы молиться в уединении за грех своего мужа перед ее семьей. И это было начало конца супружеских отношений короля и королевы. Клотер больше не увидит свою жену, с которой он успел прожить десять лет.

Приехав в Тур, Радегунда просит эвека дать ей титул дьяконессы, она хочет стать монахиней. Эпоха эмансипации женщины была еще далеко. Постричь в монахини замужнюю женщину, да еще королеву страны, задача непосильная даже для влиятельной церкви. И все же компромиссное решение нашлось. Сначала церковь решила зарегистрировать «separation» – разъезд супругов, разделение их тел и душ.

Естественно, Клотер узнал об этом, но на такие тонкости не обратил внимания. Он считал, что если Радегунде нужно время для траура по брату, пусть она его получит. А Радегунда стояла на своем: ей нужно несколько месяцев молиться, чтобы смыть кровь брата своего с рук Клотера. В Туре она не осталась и тут же двинулась в Пуатье. Там она решила обосновать монастырь.

Клотер, ощущавший себя виноватым в гибели брата Радегунды, решил не форсировать события. Он не верил, что потерял жену навсегда. Прошло еще несколько месяцев. Радегунда прочно стояла на идее открыть монастырь в Пуатье. Для этого она написала письмо Клотеру с просьбой подарить ей землю. Против строительства монастыря Клотер не возражал. Монастырь возводили быстро. И как только это было завершено, церковь признала Радегунду дьяконессой.

В монастырь Радегунда собрала девушек из богатых семей, которые желали жизни, отрешенной от дел мирских, заполненной трудом и молитвами. Подтверждением тому, что бренное и мир-ское было чуждо, Радегунда отдает роль настоятельницы монастыря другой сестре, сама же остается простой монахиней.

А в столице франков долгое отсутствие Радегунды уже стало томить Клотера. Он решил ехать забирать жену. Узнав об этом, Радегунда снова просит эвека Тура, умоляет его остановить Клотера. Сестры в монастыре обратились к молитве и посту, чтобы помочь ей. И помощь пришла свыше. После долгой беседы Клотера с эвеком Тура маловерящий в чудо король вдруг простерся ниц на каменном полу и пообещал в слезах и с пылом сердца, что оставляет Радегунду в покое дальше вести свой путь. Победа Духа состоялась.

Тридцать пять лет проживет Радегунда в монастыре безвыездно. Вся ее жизнь отныне будет посвящена Богу, молитве, тяжелому труду. Но влияние ее на церковь, королей и страны будет благотворным. К ее слову будут прислушиваться все. Для себя Радегунда не просила никогда ничего. Но для духа своего, чтобы ему опереться и жить, она мечтала получить святую реликвию Креста, того, который нес Христос на Голгофу и на котором Его распяли. Крест хранился в Вифлееме и часть его в Константинополе. Оттуда пришел положительный ответ. За заслуги Радегунды перед верой и церковью – реликвия святого Креста направлена в Пуатье.

Весь монастырь был преисполнен счастья и радости от такого события. Радегунда затворилась в келье и долгие дни молилась, не принимая никакой пищи. Вера ее достигла апогея. Ей явился Христос и сказал: «Ты самый большой бриллиант в Моей короне. Сейчас ты у Меня на коленях, но скоро будешь в сердце Моем». И на камне, куда ступил Христос своей босой ногой, навечно выгравировался отпечаток.

Впервые за долгие годы Радегунда вышла из монастыря  к воротам города, чтобы встретить святую реликвию. Даже эвек Пуатье, возревновав Радегунду к мировой славе на ее скромном посту, уехал в это время из города. Ибо знал в душе: попроси он эту реликвию у Византии, никогда бы не получил ее. Есть разница между ним и Радегундой. Он – смертный эвек, служитель церкви, а Радегунда – святая!

Умерла Радегунда в 587 году. Горько оплакивали ее сестры. Долго лежала она в церкви Пуатье (которую потом назовут ее именем), множество людей прощалось с ней. Заботливо обкладывали травами тело Радегунды монахини. Но тления не было. Затем гроб закрыли и установили навечно в этой же церкви на берегу реки Клан. Церковь причислила Радегунду к лику святых.

Монастырь Святой Радегунды находится возле города Пуатье в удивительном месте, в аббатстве Святого Креста. Кто побывал там, сразу отмечает нисходящее благолепие. В монастыре монахини разрешают пожить. Для этого у них есть гостиница, и гости могут вкусить монашескую трапезу, поприсутствовать на мессе, побродить всласть на природе. Шума города не слышно.

И якобы главное в нашей жизни отступает на задний план, и остаемся мы наедине с Владыкой, в мыслях к Нему.

Все бренно – дома, машины, роскошь – все суета сует. Вечны Дух, Вера, Мысль, Добро, Красота, Любовь.

Много королев имела история в разных странах. О некоторых написаны книги, а иных неумолимое время накрыло волной забвения. На земле Радегунда прожила жизнь пленницы и королевы. Но все это время душа ее желала совершенства в служении Богу и людям.

И на рубеже перехода в XXI век реет дух Святой Радегунды над Пуатье, над Европой и миром, чтобы еще раз подтвердить, что он вечен.