Смена ценностных ориентиров. Что нового?

Казалось бы, только недавно, размахивая бенгальскими огнями, мы отмечали начало нового тысячелетия – миллениум, а вот уже и пять лет прошло. Что могло измениться в сознании людей за этот относительно небольшой отрезок времени, какие события внесли изменения в социально-духовную жизнь общества?

Как ни странно, но опрос, проводившийся среди молодежи в возрасте 18–25 лет (как представителей поколения, пик активности которого придется на первую треть XXI века), показал, что многое из происходящего на общественно-политической арене нашей страны и мира в целом ненадолго задерживается в людской памяти. Из-за хаотичного нагромождения информации события начинают вытеснять друг друга и сглаживаться из перегруженной памяти. Хотя лет тридцать тому назад ситуация была совершенно иной: люди четко датировали происходящее, назубок помнили все мало-мальски значимые эпизоды жизни общества. Теперь же молодые люди с трудом удерживают в голове календарь социально-культурных явлений и зачастую оказываются не способными вспомнить не только события текущего года, но даже последнего месяца или недели.

Если говорить о времени как о Прошлом-Настоящем-Будущем, то в советском обществе приоритет отдавался Прошлому и Будущему. Идеализированное революционное прошлое служило лакмусовой бумажкой для оценки дел и поступков современников, на это же была направлена пропагандистская литература в виде биографий вождей и героев соцтруда. Будущее также было вполне определенным – коммунистическим.

Сейчас скорость изменений, потрясающих общество, возросла настолько, что мы не можем, как раньше, мерить такими отрезками, как пятилетка или даже год. «Сиюминутность» затемняет всё. Все события оказываются в человеческой памяти скомканными и перемешанными. Приведем в качестве примера некоторые ответы на предложение назвать несколько общественно-значимых политических и культурных событий, случившихся за последние пять лет.

 

Александр, 20 лет, сварщик:

– Политикой не интересуюсь, поэтому ничего стоящего не помню. Потряс террористический акт в Беслане 1 сентября 2004 года. Переживал во время олимпиады в Афинах, когда наших засудили, особенно за Алексея Немова было обидно. Про культуру что сказать... Понравились фильмы «Властелин колец», «Звездные войны», «Ночной дозор», «Бумер». А вот «Фабрика звезд» в печенках уже сидит. Книг я не читаю – дорогие.

 

Ольга, 19 лет, студентка: 

– Самыми печальными событиями могу назвать гибель подводной лодки «Курск» и теракт в Беслане. Наверное, так же сильно переживала из-за трагедии в театре на Дубровке. Много шумихи было во время выборов на Украине. В культурной жизни наметился явный подъем: появились такие замечательные фильмы, как «Звезда», «Девятая рота», «Идиот» и «Побег» с Евгением Мироновым. «Ночной дозор» и «Властелин колец» тоже понравились. Из книг открыла для себя Коэльо, Акунина, Пелевина.

 

Алексей, 23 года, служащий: 

– Принял близко к сердцу трагедию в Беслане, даже участвовал в различных акциях помощи семьям погибших. Следил за выборами на Украине и в Америке. В последнее время очень много на нашем телевидении реалити-шоу развелось, типа «Дом-2», «Последний Герой», «Большой Брат», «За стеклом», но я не сторонник пустого времяпрепровождения. Порадовали наши фильмы – «Девятая рота», «Статский советник», «Ночной дозор», «Водитель для Веры». Читаю Лукьяненко, Макса Фрая, Акунина, Пелевина, Мураками.

Наталья, 25 лет, менеджер по рекламе: 

– Очень расстроилась из-за гибели подлодки «Курск» и взрыва школы в Беслане. В плане реформ запомнилось введение ЕГЭ и замена льгот денежной компенсацией. А еще забавно было смотреть на похождения в космосе первого туриста, американца-миллионера. Из книг неплохим открытием стало творчество Акунина, Сапковского, Лукьяненко, Пулмана.

 

Ответы еще 50 опрошенных молодых людей мало чем отличаются от приведенных выше. С одной стороны, опрос выявил такие положительные качества, как сострадание, патриотичность, интерес к отечественному искусству, с другой – настораживает тот факт, что перечисляются одни и те же общественные явления, фильмы и книги. По всей видимости, такая стандартность обусловлена тем, что сейчас все события подаются человеку крайне выборочно, отшлифованно, с заранее поставленными вопросами «с какой целью, для чего?». Видеоролики и радиосюжеты монтируются с учетом предполагаемой реакции зрительской аудитории. А типовой подход рассчитан на типовой ответ.

Средства массовой коммуникации обеспечивают себе приоритет в познании мира, в осмыслении человеческой природы. И получается, что вместо вербального (словесного) способа постижения мира начинает утверждаться аудиовизуальное познание. С одной стороны, это позволяет лучше понять других людей, познакомиться с чужой культурой, расширить свои познавательные возможности. С другой стороны, информационные технологии погружают нас в виртуальную реальность, всячески навязываются, воздействуя (нередко запрещенными методами) на наше сознание.

В результате грань между вымышленным и реально существующим оказывается так незначительна, что не всегда ощущается человеком, отчего он может оказаться дезориентированным, потерянным между двумя мирами – реальным и виртуальным. И поскольку процесс виртуализации повседневности остановить невозможно, необходимо уже сейчас научиться понимать законы существования на границе между этими двумя мирами.

Так что же представляет сейчас из себя наше общество, какие трансформации произошли в материально-экономической и духовно-культурной сферах бытия?

Современное российское общество – это общество переходного типа, где еще не завершен процесс создания новой социальной структуры, не утверждены окончательно новые идеологии и ценности. Перестройка во многом видоизменила ценностно-нормативную структуру повседневности, позволила большей части наших сограждан увидеть своими глазами подлинную жизнь западных стран, а не искусственно созданный партийной идеологией образ. Хлынувший к нам мощнейший информационный поток – фильмы, музыка, техника – одним махом внес существенные изменения в привычную систему ценностей.

Молодое поколение, заглотив наживку в виде информационной свободы, выработало новые нормы морали, такие, как право на частную жизнь, право на индивидуальность, желание быть в курсе мировых образцов техники и искусства. Однако вместе со свободой право на присутствие в обществе всё громче заявляют прежде запретные явления, такие как ненормативная лексика, порнография, религиозные секты, возрождение языческих обрядов. В итоге в конце ХХ века проблема самого выживания цивилизации традиционных ценностей, духовного и материально-экономического бытия человека обострилась предельно.

Из-за мощнейшего сотрясения общественных основ и произошли столь значимые изломы в человеческом сознании. Современный человек находится в состоянии неопределенности, поскольку потерял четкие ориентиры. И вот таким неустойчивым, растерянным мироощущением определяется нынешняя духовно-культурная жизнь общества.

Конечно же, надо заметить, что совершенно новый статус получили экономические отношения, сама направленность человеческого сознания приобретает сугубо денежный характер (исследователи называют это монетаристской ментальностью). Предприниматели, занимающие весомое положение в современном обществе, оценивают весь мир при помощи цифр и количественных характеристик. Для многих накопление денег и материальных ценностей превратилось в самоцель. Но понятно, что человек обедняет себя, если сводит смысл своего существования к простому накопительству. К тому же Россия испокон веков выше своего «товарного» обустройства всегда ставила обустройство духовное и нравственное. Русский человек в значительной степени ориентирован не на получение выгод, каких-то потребительских благ, а на общественное признание и жизнь в ладу с совестью. Налицо конфликт между традиционным пониманием жизни и – новым, «прогрессивным», современным.

Мы наблюдаем не только то, как «презренный металл» из всеобщего экономического эквивалента перерождается во всеобщий эквивалент свободы, но и видим переоценку таких понятий, как «карьера», «успех», «престижная профессия», «престижное образование», представлений о труде и трудовой этике.

Если прежде труд предполагал уровень мастерства, жизненное призвание, профессионализм, то теперь он является лишь средством в достижении цели, достижении более высокого социального статуса. Не только мир в сознании человека стал товаром, но в товар превратился и сам человек, сама личность. Человек теряет свою индивидуальность, выводя на смену ей формулировку «я таков, каким вы хотите меня видеть».

Вот что отвечают молодые люди на вопрос: «Что значат для вас понятия «труд», «карьера»? Какую роль играют для вас деньги?»

Сергей, 25 лет, безработный: 

– Понятие «труд» у меня ассоциируется со значением «тяжелый труд, каторжный, непосильный». Карьера – это успех, это возможность продвижения по службе и большая зарплата.

Татьяна, 19 лет, студентка: 

– Сейчас трудятся только те, кому не повезло нормально устроиться в жизни. Ведь можно почти ничего не делать и получать за это немалые деньги. Трудиться – значит работать за гроши и при этом еще здоровье гробить. Необходимо делать карьеру, но делать ее не своим горбом, а мозгами. Деньги сейчас решают все, помогут и в университет поступить, и диплом получить, и на хорошее место устроиться.

Павел, 24 года, продавец-консультант: 

– У меня отец всю жизнь работал на заводе, и сам я мечтал о том же. Хотел стать инженером, приносить какую-то пользу государству. А государству, мягко говоря, наплевать. Моего отца сократили, труд его оказался никому не нужен; чтобы семью прокормить, он в строительную бригаду устроился. Мать раньше химлабораторией заведовала, а теперь на рынке обувью торгует. Карьеру без взяток не сделаешь, будь ты хоть семи пядей во лбу. Вот и я в магазин пошел, чтобы реальные деньги в руках держать, а не позориться с этим никому не нужным дипломом.

Антон, 18 лет, студент: 

– Труд – это для энтузиастов и неудачников. Если есть мозги и связи, не станешь менять ноутбук на метлу дворника. «Бабки» – это сила. Они позволяют ходить в классной одежде, оттягиваться вечером в клубе, покупать вкусную еду и выпивку. Сейчас каждый сам за себя, все продается и покупается, так что ради денег я готов на многое.

Мария, 27 лет, преподаватель: 

– Очень неприятно видеть, как ученики кичатся друг перед другом: «А у меня папа столько-то получает!», «А мой мне мобильник подарил!», «А я летом в Испанию ездил!» Разрыв между богатством и бедностью за последние несколько лет увеличился очень сильно. Дети не умолкая хвалятся своими дорогими вещами, мобильными телефонами, компьютерами. Они перестают уважать своего учителя, если видят, что он бедно одет и добирается до дома на троллейбусе. Душевные качества у маленьких богачей не ценятся абсолютно. И очень больно видеть, как страдают при этом умные и одаренные дети из малообеспеченных семей, как горько им осознавать то, что отметка, успеваемость зависит не от знаний, а от назначенной за нее платы.

Владимир, 23 года, системный администратор: 

– Сейчас все знают, что для того, чтобы чего-то добиться в жизни, надо «забить» на всех, кроме себя. Если хочешь, чтобы тобой заинтересовалась серьезная фирма, тебе придется доказать, что она нуждается в твоих услугах. Надо уметь выгодно продать себя, заручившись дальнейшим карьерным ростом и тугим кошельком.

Такая вот невеселая картина вырисовывается. Пожалуй, здесь будет кстати упомянуть и о феномене «новых русских», которые первыми нарушили структуру прежнего культурного мышления, провозгласив нормой жизни вседозволенность. Их «денежное мировоззрение» влияет сегодня не только на экономику России, но и на ее политику и культуру, подгоняя их под закон собственного произвола. При этом кредо современных русских нуворишей: «я могу купить всё, я могу позволить себе всё» – не застраховывает их от «сиюминутности бытия». Напротив, словно подстегиваемые мыслью о бренности существования, «новые русские» стремятся закрепиться на земле, скупая недвижимость и наращивая банковские счета. Ценность вещи для них определяется не столько рациональностью и удобством, сколько эксклюзивностью и количеством вложенных денег. Все
остальное относится к разряду заменяемых одноразовых предметов.

Да, все чаще в повседневной жизни мы сталкиваемся с принципом: «использовал – выбросил», все большую популярность в быту приобретают вещи одноразового пользования. При этом одноразовые, малофункциональные вещи – не обязательно дешевка, они могут стоить достаточно дорого, являя собой для их владельцев некий символ принадлежности к особой касте – богатых, знаменитых, успешных. Но одноразовые вещи не жалко, в семьях обеспеченных людей они меняются по мере надоедания, вслед за тенденциями моды.

Когда-то наши предки, следуя патриархальным традициям, если что-то и делали – то на века: строили дом, шили одежду, изготовляли предметы утвари, и все это хранилось годами, передавалось из поколения в поколение. Сейчас все меньше становится семей, где любимые, памятные вещи передают по наследству. Одноразовые изделия незаметно отрывают нас от корней, делают маргиналами, «перекати-поле».

Увы, подобное чересчур потребительское отношение к вещам теперь стало проецироваться и на остальные элементы окружающей жизни. Современных молодых людей вполне устраивает их одноразовое (съемное) жилье, одноразовые упаковки еды, одноразовый быт, одноразовые друзья и одноразовая любовь. Жить в мире одноразовых отношений, по мнению молодежи, легко и удобно, никто никому ничего не должен, никто ни с кем не связан. Пока эта проблема в основном присуща большим городам, более подверженным влиянию западного образа жизни, но постепенно она проникает повсюду.

Сформировалось поколение людей, для которых вкус подлинного бытия недостижим. Их жизнь – это поток одноразовых, сиюминутных наслаждений. Наш современник, философ К.Ясперс по этому поводу пишет, что сейчас люди «равнодушно умирают и равнодушно убивают. Они смело отказываются от всякого смысла и объявляют смыслом намеренную бессмыслицу».

На фоне этого «старое» искусство, воспевавшее ценности труда, священный долг, возвышенные идеалы, отличавшееся монументальностью, уступило место «забавам», «играм», «развлечениям». Жизни придается непоколебимая видимость праздника. За примером далеко ходить не надо: стоит лишь включить телевизор. Сейчас на телевидении осталось мало серьезных, «думающих» программ (криминальные хроники не в счет), происходит активное навязывание вымышленных, сюжетных интриг (задача реалити-шоу), высокое искусство (концерты симфонических оркестров, балет, опера) заменены на «Фабрику звезд» и прочих безголосых кумиров-однодневок. С утра до вечера идет трансляция различных шоу, праздничных концертов, юмористических зрелищ, всеми силами призывающих нас посмеяться и развлечься. Формула «секс-жратва-расслабуха» является основой подобных передач, направленных на то, чтобы заглушить тягу к познанию, к размышлению и унизить человека до примитивных животных инстинктов. Самым же опасным, по мнению исследователей, является замена активного участия в происходящем на пассивное созерцание происходящего на экране. Человек, превращенный в зрителя, в стороннего наблюдателя, становится всего лишь пешкой в чужой игре и не способен как-то повлиять на ход событий.

Но, может быть, еще не поздно исправить ситуацию? И миллионы наших сограждан не купятся на одноразовую эйфорию, призрачное счастье накопительства? Ведь главное – не отлынивать, пустив все на самотек, а проявить разумную инициативу, не зря же говорится: «Хочешь изменить мир – начни с себя».