...Всё в жизни течет, всё изменяется. Незыблемой остается одна Церковь, как столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). И эта истина свидетельствуется жизнью. Есть древнее изречение: «Истина себя защищает». Поэтому то, что происходит в мире, оно, естественно, имеет свой первообраз в Церкви. Церковь земная именуется Церковью воинствующей, поскольку идет непрерывная брань. Против Церкви воюет мир сей и диавол. Как сказано в акафисте преподобному Сергию: Радуйся, на мир сей и диавола вооруживыйся. А князь мира сего, сказано в Евангелии, ведет эту войну до Второго Пришествия. И поэтому то, что происходит в мире, прежде всего связано с тем, что происходит в Церкви.
Время ускоряется или замедляется в своем течении – есть такое. За покаяние прибавлю, за беззаконие убавлю, – говорит Господь. И поэтому то, что происходит в жизни, идет как бы некими волнами. Народ начинает задумываться, обращаться, идет некий всплеск – время замедляется, народ начинает жить. Когда люди отходят от этого понимания, начинают забываться, меньше каяться, даже больше грешить, может быть, – время начинает ускоряться. Всё начинает проходить в ускоренном темпе.
И вот то, что происходит в жизни, именуется у нас историей. Но история – она есть по своей сущности (то есть то, что происходило), а есть история, какой ее представляют отдельные личности. Потому что немногие исследуют глубину исторических фактов, а человеку немощному свойственно еще и ошибаться. Поэтому бывают мнения, которые высказываются, а потом опровергаются.
Это существует везде. Даже в науке разные течения существуют, тем более в истории. Есть такое изречение: «У нас нет исторических фактов, а есть отношение к историческим фактам». И вот это отношение к историческим фактам бывает в одно время – одно, в другое время – другое. Так же, как отношение к личностям.
Церковь на себе это всё испытала. Что говорили о Церкви? Говорили, что это – для темных, для неграмотных, что это – закрепощение личности. И всё это была ложь. Потому что Церковь – столп и утверждение истины. Господь сказал: Аще вы пребудете во словеси Моем, уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин. 8, 32). Человек, творящий грех, есть раб греха. И только истинная вера, а именно Сын Божий Иисус Христос, дает нам эту свободу – дает нам как дар. Потому что от нас – подвиг веры, от Бога – дар любви. Человек свободен только тогда, когда он живет в Боге. Когда он живет не в Боге, то он несвободен в истинном смысле.
И вот это столкновение свободных личностей и личностей, которые находятся в рабстве греха, происходит в этой духовной войне. Рабы греха воюют против свободных рабов Божиих.
И это всё – от самого начала. Кто совершил первое преступление? Каин. Господь говорил: «Грех лежит у порога, берегись его» (см. Быт. 4, 7). Он не прислушался и совершил первое преступление.
И так человечество всё дальше и дальше, удаляясь от первозданного состояния, шло по пути греха.
Но, с другой стороны, Господь, давая образ мира как некую почву, говорит о том, что на ней растут и пшеница, и плевелы. И именно об этом говорили Святые Отцы: последние, которые будут стараться совершенствоваться в добродетели, – они будут выше первых. На них обрушатся такие скорби и беды, что они, если выстоят с помощью Божией, окажутся выше первых пустынников.
Об этом еще преподобный Серафим Саровский говорил. Он говорил, что в первые века христианства сила любви была такова, что душа могла почувствовать другую душу где-то в пустыне, как преподобный Зосима услышал душу Марии Египетской, Антоний Великий – Павла Фивейского. И люди могли пройти сотни верст, чтобы встретиться и утешиться общением.
В последние времена люди будут жить среди людей, но как в пустыне. И трудно будет найти человека. Это чувствовало человечество – недаром Диоген в свое время с фонарeм искал человека.
Это общее чаяние человечества – поиски родной, свободной души. И вот на этом поприще как раз Церковь является путеводительной звездой и светильником. Аз есмь свет миру, – сказал Господь (Ин. 8, 12). Всё, что человек в этой жизни совершает, все его рассуждения, размышления – они в большей или меньшей мере приближаются к тому, что есть в Евангелии.
В свое время очень хорошо сказал Виссарион Григорьевич Белинский: «Есть книга, в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни – Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большем проникновении в таинственную глубину этой Божественной книги, в сознание ее живых, вечно непреходящих глаголов. Основание Евангелия – откровение истины через посредство любви и благодати»*. Поэтому всё, что есть доброго в мире, оно в разной степени приближается к Евангелию и свидетельствует эту истину.
Почему и Гамалиил в свое время, когда гнали первых апостолов, сказал прекрасно: Оставьте их, ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его. Берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. 5, 38-39).
И то, что Церковь живет, есть свидетельство и этих слов Гамалиила. Действительно, были богоборцы, были богопротивники, но Церковь живет. И весь сонм новомучеников и исповедников Российских – тоже одно из самых ярких свидетельств этой истины.
* Белинский В.Г. ПСС. Т. 2. М., 1859, С. 309.