Каково это – погружаться в историю в прямом смысле слова?
На этот вопрос могут дать исчерпывающий ответ участники поискового отряда «Живая память». Он входит в состав Мордовского патриотического объединения «Поиск». На сегодняшний день «Поиск» включает в себя 84 отряда, работающих на базе школ, колледжей и вузов республики.
Командир отряда Данил Ульянов и боец Сергей Цыганов не первый год в числе активистов-поисковиков. Девиз объединения звучит просто и понятно: «Я это сделать должен. Это судьба моя. Если не я, то кто же? Кто же, если не я?»
На памяти ребят уже не одна поисковая экспедиция, множество забавных и остросюжетных историй. Сергей поделился одной из них:
– Однажды, во время похода, когда шли по лесу, услышали приближающийся топот. Кабан? «Броситься бежать – не самый лучший вариант: от кабана далеко не убежишь», – рассудили мы. Поэтому просто встали на высокий пень, приготовили лопаты, которые взяли с собой, и морально настроились, что придется обороняться. К счастью, кабан сообразил, что он один, а нас двое, и вовремя ретировался.
За год поисковый отряд совершает не одну экспедицию. Обычно работа команды начинается ранней весной и заканчивается осенью, когда производить раскопки уже становится трудно. Одна из масштабных экспедиций, в которой наряду с поисковыми отрядами со всей страны приняли участие и наши ребята, прошла в Новгородской области на месте крушения советского самолета в годы Великой Отечественной войны. «Самолет упал в болотистую местность, и его затянуло в воронку. Поэтому только на глубине 5 метров мы обнаружили первые находки», – рассказал Данил. Бойцам удалось обнаружить обломки самолета и личные вещи сбитого летчика: документы и фотографию.
Поисковый отряд «Живая память» вносит вклад в изучение истории родного края. «Одна из наших экспедиций была посвящена событиям XVII века, – делится Сергей. – Еще в 2013 году ребята нашего отряда обнаружили остатки крепости около села Чукалы Большеигнатовского района. И тут началось настоящее детективное расследование! В “Повести временных лет” сказано, что около этой крепости был бой ногайцев с мордвой в 1612 году. Мы решили организовать раскопки и по результатам назвать место исследования полем ратной славы. Именно там, в решающем трехдневном бою, мордва остановила врага, не дав ему проникнуть в тыл армии народного ополчения Минина и Пожарского».
Первоочередной задачей поисковиков было найти тракт – главную дорогу, по которой шли ордынцы. В летописи указано, что именно у тракта происходил решающий бой. Наших поисковиков ждала удача: они обнаружили украшения доспехов боевых коней ордынцев.
Много ли, мало ли: всего за один день поисковый отряд успел сделать важные открытия как для истории нашего края, так и для истории в общем.
Помимо многочисленных экспедиций, бойцы принимают участие в молодежных форумах и выигрывают гранты. Так, проект Сергея Цыганова «Военно-поисковый музей двух фронтов» одержал победу на форуме «iВолга-2018» и получил финансовую поддержку. Кстати, сейчас музей успешно работает, посетить его может любой желающий. Идеей музея было отразить два фронта: фронт военный и фронт поисковый, так визуально помещение делится на две части. Начинается экскурсионная программа с истории войны, тыловой Мордовии, героев, на потолке огненный фон. Плавно этот фон перетекает в летящих журавлей, как дань памяти погибшим бойцам, и заканчивается чистым голубым небом и экспозициями о поисковом движении. Музей находится в Мордовском республиканском молодежном центре. Интересно и то, что экскурсии здесь проводятся не только на русском языке, но и на эрзянском, мокшанском.
А еще молодой человек принял участие в первой студенческой поисковой экспедиции «Вахта Памяти» в Керчи в апреле прошлого года. Она была посвящена 75-летию освобождения Крыма от оккупации. Участниками велись путевые записи. Сергей поделился своими.
Дневник Вахты, объект № 1:
Поисковые работы прошли в районе высоты 125,5 в десяти километрах от Керчи. Еще десять лет назад считалось, что место, где проходила танковая траншея, бессмысленно исследовать. Даже при первом визуальном осмотре казалось, что земля здесь перекопана и искать нечего. Однако поисковиков смутил факт наличия человеческих останков, которые были разбросаны в хаотичном порядке. Позднее выяснилось, что это не проанализированная местность, а оскверненное место захоронения, раскопанное несколько лет назад. Начались поисковые работы.
На объекте стало понятно, что здесь отлично поработали грабители. Убитых тщательно обыскали, были разбросаны сумки, снятые с ремней, рассыпаны патроны (и советские, и немецкие).
Также был установлен порядок боя. Предположительно, огонь открыли немцы, об этом свидетельствуют фрагменты немецкого снаряжения и множество винтовочных гильз, элементы приклада, разбитые каски, осколки бутылок для зажигательной смеси и фрагменты противотанковых гранат.
Огонь из исследуемой траншеи сначала вели немцы, потом их выбили, но они вернули себе позицию и тогда уже наши бойцы понесли потери. После сражения фашисты и бросили здесь же имущество, пострадавшее в ходе боя. А затем в траншею и большую яму рядом были сброшены тела наших бойцов – не менее 25 человек. Ни документов, ни предметов, помогающих установить личность, при них не было.
Еще шестерых нашли в нескольких десятках метров юго-западнее. И тоже без документов, без возможностей идентификации.
Дневник Вахты, объект № 2:
Изначально в планах экспедиции было исследование траншеи с дальнейшим переходом на высоту 125,6. Однако в ходе работы, приблизительно в 100 метрах восточнее отработанного участка, бойцы увидели еще одну траншею, также перекопанную грабителями. Этот объект был очень похож на предыдущий, но здесь посередине оказалась воронка. Работать на втором участке было гораздо сложнее. К холодной погоде, неутихающему дождю и сильному ветру добавились проблемы ландшафтного характера. Заросли кустарника и длинные сильные корни стали серьезным препятствием для исследования.
Среди находок встречалось советское обмундирование (в том числе командирское), множество стреляных винтовочных гильз и гильз сигнальных патронов, человеческие останки. Видимо, во время боя, шедшего в районе первой траншеи, по противнику был открыт интенсивный огонь из второй. Нельзя точно установить, обыскивали тела или нет, но документов, позволяющих установить хоть кого-либо из 30 найденных бойцов, пока нет. Остается ждать новых данных о событиях, которые происходили здесь в период 1943–1944 годов, и только выстраивать версии и предположения….
Сергей Цыганов вспоминает: «Словами не передать, какие эмоции испытываешь, когда после изнурительной полевой работы находишь оружие, личные вещи и самого солдата, как устанавливаешь личность, стараясь прочитать по истертым со временем записям на медальоне данные, как ищешь родственников и сообщаешь им информацию о родном человеке. У меня за плечами много поисковых экспедиций, но «Вахта Памяти» в Керчи – особенная. В годы войны здесь шли ожесточенные бои. Много солдат здесь полегло, и наша задача заключалась в том, чтобы найти их. В первые дни экспедиции мы ходили на экскурсии в подземные Аджимушкайские каменоломни, где предположительно находится могила нашего земляка, бойца Красной Армии Ягунова. Эта поездка мне запомнилась прежде всего огромным количеством незахороненных останков. Нам удалось поднять 63 бойца. Никого по медальонам и иным вещам установить пока не удалось. Теперь предстоит процедура выяснения их личностей. В Крыму пока нет студенческих поисковых отрядов, но я надеюсь, что наша экспедиция станет толчком для развития данного направления».
Эти ребята одержимы единым стремлением – увековечить память павших героев Великой Отечественной войны, несправедливо забытых и покинутых на поле боя. И радостно осознавать, что современное поколение – это не бесчувственные эгоисты, как порой принято считать, а сознательные, честные, отважные молодые люди.