ВДОВИН Гавриил Григорьевич, композитор
Родился в 1940 году в г. Саранске в семье мордовской интеллигенции. Отец был актером драматического театра, мать – библиотекарем.
В 1961 году окончил Саранское музыкальное училище им. Л. П. Кирюкова по классу баяна. Во время учебы в училище начал сочинять музыку.
Г. Г. Вдовин первым в нашей республике получил высшее музыкальное образование по специальности «композиция» в Горьковской государственной консерватории им. М. И. Глинки (1968 г.) и ассистентуре-стажировке при ней (1972 г.) в классе профессора А. А. Нестерова.
Первая симфония, созданная при окончании консерватории, была Удостоена диплома Всесоюзного смотра молодых композиторов в 1969 году. «Рождение симфонии Г. Вдовина было особенно знаменательным и принципиально важным, так как она стала первой в истории мордовской музыки. Ее появление означало, что мордовская национальная музыкальная культура пришла к достижению самых сложных форм музыкального творчества» (газета «Ленинская смена», г. Горький).
После окончания консерватории Г. Вдовин несколько лет работал младшим научным сотрудником в МНИИЯЛИЭ (до 1970 года), преподавателем теоретических дисциплин в Саранском музыкальном училище им. Л. П. Кирюкова (до 1982 года).
В это время творческая деятельность молодого композитора стала еще более интенсивной. Он тщательно изучает фольклор, наследие своих предшественников – Л. П. Кирюкова и Л. И. Воинова. Опираясь на сложившиеся в мордовской музыке традиции, стремится освоить незнакомое, найти новые средства выражения, адекватные своему мироощущению.
Активный творческий поиск принес внушительные результаты – множество сочинений, в которых отразилась неординарность мышления яркой творческой индивидуальности, сформировался стиль композитора. Это – вокальный цикл «Из мордовской народной поэзии» для контральто и баяна (1971 г.), Вторая симфония (1972 г.), Концерт для скрипки с оркестром (1973 г.), Первый струнный квартет (1974 г.), сюита для оркестра народных инструментов «Напевы» (1975 г.), «Эрьзя» – три эпизода из жизни – для чтеца, баса, хора и оркестра (1976 г.), кантата «Здравица 50-летию Мордовии» (1979 г.). Значительное место в творчестве композитора занимает музыка для театра. Им созданы: лирическая опера «В шесть часов вечера после войны» (либретто М. Фроловского по пьесе В. Гусева, 1975 г.), романтическая оперетта «Главная роль» (либретто Л. Талалаевского, 1978 г.), музыкальная драма «Ветер с понизовья» (по пьесе П. Кириллова, 1980 г.).
В области камерной мордовской музыки Г. Вдовин является основоположником жанра сольной инструментальной сонаты.
За большие творческие достижения композитору было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Мордовии» (1979 г.).
Многое сделано Вдовиным для создания композиторской организации в республике. В 1982 году он был избран Председателем правления Союза композиторов Мордовии.
Женат, имеет сына, внука.
ОЩУЩЕНИЕ ЧИСТОЙ РАДОСТИ
За именем Гавриила Вдовина – море музыки, в котором – мысли об обновлении жизни и идеи ее продолжения в искусстве, освоение, обобщение и своеобразное преломление музыкальных народных традиций. Интересом к истории и современности, силой вдохновения наполнена музыка композитора, утверждающая веру в добро, человечность, покоряющая красотой и гармонией, сочным национальным колоритом.
Труд композитора обладает рядом особенностей, «невыгодных» при сопоставлении его с произведениями литературы и живописи. Книга всегда может быть под рукой у читателя, картину можно выставить в выставочных залах. А вот издать партитуру, найти исполнителя и тем более записать сочинение на пластинку – задача далеко не простая, и удается ее осуществить далеко не каждому. Поэтому не часто талантливый композитор бывает услышан, понят и должным образом оценен своими современниками.
Являясь автором свыше 150 произведений, Гавриил Вдовин обращался к разным жанрам, в том числе – к песне, музыке для театра, кино, музыке для детей. Но свои темы, собственный стиль обрел в крупных работах – оперных, симфонических, камерно-инструментальных, хоровых и камерно-вокальных сочинениях, показав себя «...серьезным художником, смело ищущим непроторенных путей» (журнал «Советская музыка»).
Магистральной в творчестве Вдовина является тема Родины, России. Приверженность этой теме особенно выпукло выражена в хоровых сочинениях. Их написано более сорока – хоров мужских и женских, смешанных, детских, с сопровождением и без сопровождения. Хоровое творчество Г. Вдовина привлекает адекватным выражением самобытной культуры мордовского народа. В этой музыке – утверждение непреходящих ценностей человеческого духа, воплощение идеи в волнующей, яркой, отточенной форме.
«Цель вокального искусства состоит в том, чтобы вызвать у слушателя ощущение чистой радости», – эти слова знаменитого русского дирижера Сергея Кусевицкого мне вспомнились, когда я сама испытала подобное чувство. Это было во время юбилейного концерта Гавриила Вдовина, на котором исполнялись хоровые сочинения разных лет.
Сколько эмоциональных состояний смогли пережить тогда многие слушатели при погружении в лирику хоровых произведений Вдовина! Светлое созерцание, печаль, сосредоточенное раздумье, радостный порыв... За всем этим – нечто важное, глубинное, идущее от внутренней позиции личности композитора. Лирические страницы творчества рождаются из внутренних состояний Вдовина – человека, из потребности художника к самовыражению. Именно в хорах Гавриила Григорьевича таится то сокровенно-личное, трепетно-тонкое, что вносит в музыку оттенок душевной теплоты, момент исповедальности как высшего откровения.
В каждом прозвучавшем хоровом произведении был сокрыт определенный смысл, раскрывшийся с неторопливой постепенностью. Огромный заряд эмоциональности, сосредоточенный в хоре «Про березку и Алену» (стихи Н. Тряпкина), вызвал первый всплеск аплодисментов публики. Словно колыбель страданий композитора воспринимался хор «Замирает, стихает моя золотая дубрава» (стихи Н. Гилевича) – об исчезающих традициях культуры, языка мордовского народа. Любопытно, что стихи эти принадлежат белорусскому поэту, на русский язык их перевел наш земляк А. Терентьев, автор музыки – мордвин, исполнитель – чувашский хор. Это ли не замечательный пример интернационализма в музыке?! Сколько любви к родине, к людям вложено в хоровую партитуру «Спокойной ночи, русская земля» (стихи А. Прокофьева), как проникновенно и тепло звучала эта музыка! И вдруг в пронзительной тишине – «...звонят, звонят колокола, уже давно забытые в России...» Как символ высокого и веры в духовное, величественно и мощно звучали «Колокола» (стихи Б. Соколова). Это была поистине песнь души!
Сочинение и исполнение настолько покорило слушателей, что неоднократно вызывалось на «бис». Думаю, что «Колокола» – бесспорное достижение автора в области хорового жанра.
Ценным качеством Вдовина-композитора является умение выбрать текст для своих сочинений. Поэтическая основа для него очень важна. Обращаясь к творчеству поэтов разных национальностей, он очень бережно относится к пластике слова, стремится подчеркнуть его выразительную силу. Одни тексты обязывают писать музыку яркую, броскую («Мордовия моя», стихи И. Калинкина), другие требуют утонченной графики («Сексень моро», стихи Р. Кемайкиной), лаконичности и в то же время емкости высказывания («Рослый парень», стихи М. Терентьевой, «Старинная песнь», стихи Е. Евтушенко из поэмы «В полный рост»). И если иногда не находится нужного текста для созревшей музыкальной мысли, остается только музыка – полнокровное высказывание в тишине. Как прелюдия к размышлению наедине с собой завершили тот памятный концерт «Три этюда-картины».
В творчестве Г. Вдовина 80-х годов очень сильно заметна трансформация музыкальной мысли. Видимо, это идет от обостренной реакции на значительные перемены в нашей жизни. В музыке композитора углубляется внутренняя конфликтность образов, усиливается динамика психологических состояний. Действительность, глубоко осмысленная через призму морально-этических проблем нашего общества, выражена тщательно отобранными, предельно точными, публицистически-конкретными музыкальными средствами во Втором (1984 г.) и Третьем (1989 г.) струнных квартетах, Третьей симфонии (1989 г.).
Социально-критическая тема особенно ярко выражена в «Балладе о ефрейторе и Деве белого плеса» – концерте для смешанного хора на стихи Т. Кибирова (1992г.). Потрясает острая социальная значимость, психологическая достоверность этого сочинения. Оно воспринимается как своеобразный реквием жертвам бессмысленной войны в Афганистане, как могучий протест против зла и насилия в мире, преисполненный боли за судьбы молодого поколения, за разрушающиеся и сместившиеся духовные ценности, обладающий огромной силой эмоционального воздействия.
Мне выпало счастье учиться у Гавриила Григорьевича Вдовина. Часто общаясь с ним, я узнавала о его новых идеях, бывала невольным свидетелем движения творческой мысли Учителя. Я поняла, насколько он искренен в искусстве: он честно пишет музыку, которую слышит в себе, вкладывая в нее весь свой талант, умение, душу, как вкладывает их любой честный человек в важнейшие деяния своей жизни. Человеческое обаяние Вдовина, его душевная гармония, творческая одержимость, бескорыстная преданность музыке, интеллект, мудрость постоянно притягивают к нему многих людей, вызывают глубокое уважение.
Елена Уварова,
музыковед