О детской чистоте и простоте

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ

 

В Евангелии Господь не раз упоминал о детях. Он говорил о том, что, если не примет кто Царствие Божие с чистотой и верой, как у ребенка, не сможет войти в Него. И, сказано, взял дитя, обнял его и сказал, что кто хочет среди вас быть большим, да будет вам слуга.

И не раз Господь обращает внимание на то, что принятие Божественной истины требует чистоты детской души. Господь не раз приводит детей в пример и говорит: Аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидите в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Что это такое? Это значит, что человек должен душу свою устроить в таком состоянии, в котором она дана ему Богом.

Вы слышали, может быть, повествование о том, как одна раба Божия, ставшая потом монахиней и много прожившая в монастыре, в молодости увидела такое видение. Сначала она увидела мытарства, ее водили по тем местам, где, она поняла, люди мучаются за свои прегрешения в соответствии с различными видами греха. И вот, проходя всё это, она увидела храм и рядом с иконостасом некую чистую деву необычайной красоты, к которой ее влекло, тянуло, такой она казалась ей родной и близкой. «Кто же ты такая?» – подумала она. И получила ответ: «Это твоя душа в том виде, в котором она была дана тебе Богом». И вдруг она увидела, что сбоку вылезло из тьмы некое чудовище на свиных ногах, страшная такая обрюзглая баба, заросшая, грязная, у которой поперек живота зубы были – пасть. И она поняла, что это ее душа в настоящий момент – во что она превратилась!

Вот это видение как раз и говорит о том, что происходит с нами. И что мы должны делать. С нами происходит то, что мы, получив чистую душу, постепенно приобретаем множество пороков и страстей, которые обезображивают нашу душу.

Дети приведены в пример: будьте как дети. Но мы часто видим, что дети кричат, капризничают, обманывают, лгут. Не об этом говорил Господь. Господь говорил о той детской чистоте, которая в простоте сердца воспринимает всё то, с чем она соприкасается. И то, что мы часто видим в детях, ведущих себя вот так, это следствие того, что они уже, к несчастью, восприняли от взрослых. Это – не детское.

Иногда бывают такие моменты в жизни, когда говорят о детях: «Он еще ребенок, но уже как старичок». Потому что он уже на такое насмотрелся, столько наслушался и столько в его бедной головке уже набито, что он, к несчастью, конечно, уже потерял детскую чистоту.

Вот это стремление ребенка воспринимать то, что его окружает, люди часто невольно употребляют на погибель его душе. То есть они не стесняются в присутствии детей ругаться, сквернословить, неправду говорить. А дети всё слышат, впитывают.

Больше того, теперь, в наше время, появилось еще более страшное бедствие для детской души: им включают телевизор, и по всем каналам льется поток телевизионной канализации. Всё это изливается, а душа это впитывает, впитывает... И потом, конечно, от дитя уже ничего не остается, хотя он еще младенец. Почему дети, еще не начиная учиться в школах, уже почти неуправляемы? Потому что они напичканы вот этой, прямо скажем, грязью.

Если подвиг преподобных заключался в очищении сердца, в возвращении к детской чистоте, то в те времена, когда были преподобные, такого количества грязи не изливалось, конечно, на детские души. Ну, было общение в семье, в селении каком-то – и всё. Ну, сколько там было всяких ненормальностей? Люди старались жить нормально, и действительно, примеры неподобающего поведения были не так часты. И поэтому воспитание было проще.

Теперь такое количество этой, так называемой, информации, что это действительно дает понятие людям о всей бездне греха, в которой находится человечество. И здесь, конечно, примером являются только те дети, которые воспитываются в благочестивых семьях. Они видят дома мир, любовь, домашнюю молитву, потом видят храм и здесь молитву. Дети эти некоторое время живут в этой жизни, не ведая того, что творится в мipe. Поэтому такие дети являются примером того, о чем Господь сказал: Аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидите в Царство Небесное (Мф. 18, 3).

Кроме того, у детей мышление, как говорится, прямолинейное. Оно непосредственное, без мудрствований. Человек, начиная потом мудрствовать, крутить, как говорится, своими мозгами, запутывается в этом мудрствовании и теряет эту простоту. И вот Господь учит нас брать от детской души ее чистоту, ее простоту.

Вы знаете это изречение знаменитого, всемирно известного ученого, который сказал: «Когда я начал заниматься наукой, я был маловерующим. Углубившись в науку, я уверовал. Теперь, достигнув известных высот в науке, я верю, как последняя бретонская крестьянка». То есть как последний простой человек, не имеющий этого образования.

Апостол говорит о том, что человек не проживает без искушений. И искушения эти посылаются для того, чтобы он через них пришел, в конце концов, к твердой вере и к детской радости – той, которую имеет ребенок, но радости не легковесной, как в детстве, а уже умудренной опытом.

Вот эта мудрость – это есть терпение, как говорил апостол Иаков. То есть это то же, о чем сказал великий ученый, но высказанное другими словами. Я не помню, кому принадлежит это изречение, но услышал я его в свое время от одного блаженного старца-священника, который был в гостях у другого старца, тому было сто с лишним лет, и он сказал то же самое: «Над умными есть разумные, над разумными есть мудрые, над мудрыми – премудрые, а над премудростью – святая простота». Жизненный опыт, в конце концов, приводит к этому состоянию – святой простоте. И человек тогда выражает мудрость простыми словами.

В свое время священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, которому готовили смертную казнь и дали последнее слово, сказал: «Я понимаю тут так: за Христа или против Христа. Я – за Христа и готов к любому приговору». То есть вся эта судебная стряпня имела одну цель – его умертвить как священнослужителя, как светильника христианской веры.

И дети очень часто без всяких подробностей говорят абсолютные истины. Одна девочка, когда увидела, что люди ругаются между собой, спросила:

– Папа, а что они ругаются?

Папа пытался ей что-то объяснить, а она посмотрела на него и сказала:

– Не любят, поэтому и ругаются.

И одним этим словом было всё сказано. А какая ведь за этим премудрость.

Сколько люди изощряются во всяких хитростях, доводах, рассуждениях, а всё просто. Причем вот эта истина в жизни – детская, простая истина – во всём. Много чего бывает нагорожено, а причина очень простая. Все средства, которые человек употребляет, – доказательства необходимости, целесообразности всего – все они для того, чтобы человеку получить то, что хочется. Почему и есть такое выражение: «Кто хочет, тот ищет пути, а кто не хочет, ищет причины». Путей очень много – для того, что хочется. А когда человек чего-то не хочет, он приводит доказательства, свидетельства, выкладки, расчеты – что угодно, и всего этого может быть очень много, но смысл такой: он не хочет.

Так что, в сущности, вот эта детская ясность в жизни-то непосредственно и есть. Или же человек хочет и ищет пути, или же не хочет и ищет причины. Эту истину высказывает и светский человек, потому что это – истина, и ей просто невозможно противостоять.

Бог – это истина. Аз есмь истина (Ин. 14, 6), – Господь говорит. И поэтому безбожники все вынуждены признавать бытие Бога. Потому что само слово «безбожник» имеет корень «Бог», а «без» – только приставка.

Когда-то мне пришлось слышать, как одного батюшку спросили:

– Как вы относитесь к высказыванию Вольтера: «Если бы Бога не было, Его нужно было бы выдумать, чтобы удерживать чернь в повиновении, а аристократию – от блуда и разврата»?

Ну что ж, в самом этом изречении он уже начинает с того, что Бог есть, фразой «Если бы Бога не было...». Он как бы продолжает существующее уже утверждение о существовании Бога, условно оспаривая его. А дальше просто соглашается с тем, что религия необходима, иначе всё погибнет. Это пример истины.

В свое время, когда пытались утвердить и распространить так называемый материализм, то в самой формулировке понятия материи есть признание того, что она есть творение. Что такое материя? «Объективная реальность, данная нам в ощущениях». Если она дается, то она дается кем-то. То есть в самой формулировке уже есть утверждение, что есть еще что-то, что может дать, а может и не дать. Такова истина.

Дети настолько в этом отношении прямолинейны, что иногда им невозможно даже ответить. Помнится пример такой. Люди сидели, рассуждали о вере, вдруг вбежал ребенок – а был вечер уже, луна взошла.

– Смотрите, смотрите! – воскликнул ребенок. – А кто ее там повесил?

И вся эта говорильня, построенная на рассуждениях, умствованиях, замолчала. Потому что ответ на вопрос «А кто ее повесил?» может быть только один. Наука не имеет на это ответа, кстати. Все гипотезы – о том, например, что вдруг откуда-то появилась такой массы планета и именно на таком расстоянии стала вращаться вокруг Земли, – не выдерживают никакой критики. Кто ее там повесил, кто ее запустил по этой траектории? Вот эта детская простота – если бы она была в жизни у нас!

Одному из оптинских старцев кто-то сказал:

– Батюшка, да вы уж очень просто говорите.

– Да я двадцать лет просил у Бога этой простоты, – ответил старец.

То есть вот эта простота – обезоруживающая. В обычной жизни как бывает? Вот что-то случилось – и начинаются ругань, разборки. Ну, хорошо, уже случилось, что теперь дальше-то делать? Начинаются поиски виновных. Да что там искать виновных? Вот сейчас время идет и нужно что-то делать, ну, давайте конкретно решим: что делать? Очень часто, когда начинаются разбирательства: как, из-за чего всё было, почему, – время идет, а дело-то стоит. Дело ни с места – а тут идут разбирательства.

Многие вопросы могут быть решаемы в простоте сердца. Вот мы что-то делаем, и вдруг один говорит – вот так, другой – по-другому. Ну, давай так, ладно. Сделали. В конце концов, когда в простоте сердца человек делает как-то, ну, может быть, и не так хорошо, лучше можно было бы. Но в конце концов потом шутят сами, в простоте: «Ну если и не так хорошо, есть возможность потом улучшить. А уж сразу хорошо сделаешь – тогда и делать дальше нечего вроде». А ведь и на самом деле так. Ну и что? Если не так, потом сделаем лучше. Вот такой обезоруживающий довод.

Часто люди переживают, если не получается получше, хотелось бы по-другому, чтобы они были более благоустроены. Но, с другой стороны, когда приходится больше трудиться физически, то для здоровья это полезнее. Если пища посуровее, то и для организма тоже полезнее – оказывается, он работает лучше, больше трудится.

Одним словом, если посмотреть на вещи просто, то, в общем-то, ничего страшного нет во многих обстоятельствах. Жизнь в простоте действительно избавляет от многих неприятностей, от расстройств всевозможных. То есть как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где просто, там Ангелов со сто. А где мудрено, там ни одного». Вот эта истина, в общем-то, в жизни нам всё время предстоит, только мы большей частью начинаем мудрствовать. Так что будем стараться жить по-детски, проще. Аминь.