Как известно, подрастающее поколение живет в своем особом мире, который почему-то непонятен взрослым. Многие папы и мамы беспомощно разводят руками после очередной попытки найти общий язык со своим повзрослевшим чадом. Уже в 15 лет дети приводят в ужас родителей своим поведением, речью, интересами, где на первом плане модные тряпки, дружки, болтовня по телефону и секс. Как тут не вспомнить злую шутку немецких школьников: «Мы те, кем вы нас пугали в детстве». И все же нужно постараться понять их, а чтобы понять, нам необходимо как можно больше знать о том, чем они живут. Этой теме посвящен следующий материал из германского журнала «Бунте».
Сначала предоставим слово девочкам-подросткам.
Майелин Тиммербер (16 лет); мама — штудиенрат (звание учителя полной средней школы в ФРГ), папа — репортер: «В моей комнате царит полный хаос: разбросанные по софе подушки, горшки с цветами, книги, пластинки, пепельница, полная окурков. Довершает картину моя персона. Я пью молоко и курю. Вот такая я. Я собираюсь летом переехать, потому что моя мать действует мне на нервы. Она просто бредит экологией. Раньше и я была полностью захвачена этим, ходила на каждую демонстрацию в защиту окружающей среды. Однако в один прекрасный момент я поняла, что мы, люди, всего лишь песчинки мироздания, и что мы слишком много о себе возомнили. Мне представляется вполне нормальным то, что были и есть различные этапы. То, что старое разрушается, чтобы дать жизнь новому. Таким же образом появились и люди на свете. Я поняла, что не в силах ничего изменить. Почему же я тогда должна морозить себе задницу на какой-нибудь демонстрации?! Да я лучше сдам экзамены на аттестат зрелости. С фигурой мне повезло, за это я должна быть благодарна моему отцу».
А вот что говорит Сара Биазини (17 лет): «У меня нет никаких проблем. На здоровье тоже, слава богу, не жалуюсь. Я просто наслаждаюсь жизнью и не задаюсь вопросами бытия».
У Терезы Теффер (15 лет) все, как говорится, в полном ажуре. Она дочь федерального министра строительства, живет вместе с родителями, учится в школе, курит, имеет постоянного друга. «Его зовут Эдди, ему 18 лет, он приехал пять лет назад, из Заира. Мои родители познакомились с ним и понемногу составили себе мнение о нем. То, что у него черный цвет кожи, не играло при этом вообще никакой роли. Расистские выходки действуют мне на нервы и пугают меня. По-моему, наше общество становится все нетерпимее и даже враждебнее к молодежи. Я не знаю, чем молодежь занималась раньше, мне кажется только, что сегодня она становится все более крутой и чересчур взрослой, уже достаточно повидавшей на своем веку. Становится все труднее и труднее найти себе действительно хороших друзей. Что меня больше всего выводит из себя, то это иногда довольно нахальные нападки из-за моего отца. В конце концов, я же не отвечаю за его политику, даже если и считаю ее в целом правильной! Раньше, когда я еще не умела хорошенько постоять за себя, все заканчивалось слезами».
Как сложится судьба у мультикультурельной любовной пары Терезы и Эдди, покажет будущее. Пока что Тереза мечтает после экзаменов на аттестат зрелости поехать в Коста Рику.
Лаура Карасек (13 лет): «Я считаю, что девочки в моем возрасте гораздо умнее, чем мальчишки. С ними просто и поговорить-то не о чем! Скажешь, что играешь на рояле — значит, ты зануда, начинаешь говорить о любви — хихикают. Или взять музыку. В моем классе только девочки занимаются музыкой. У мальчишек на уме лишь один футбол. По-моему, мальчики не так надежны, как девочки, хотя они с этим и не соглашаются. Мальчишки также и агрессивнее. Взять, к примеру, моего девятилетнего брата. Если мы поссоримся и я обзову его «глупым засранцем», то он сразу бросается на меня с кулаками. По мне, если уж пререкаться, так лучше с матерью, чем с отцом, она слабее. Как-то я повздорила и с ним! Я хотела что-то посмотреть по телевизору, а он был против. Тогда я не выдержала и заорала на него: «Ты действуешь мне на нервы, старый курдюк!» Он отреагировал довольно спокойно и был скорее расстроен, чем зол. В качестве наказания он лишил меня денег на карманные расходы. Однако чаще всего отец на моей стороне, ведь я все-таки девочка. Его легче разжалобить».
А что по сему поводу думает отец этой девочки? Гельмут Карасек (61 год): «Дочка может быть очень тактичной. Она знает, как ей от меня своего добиться, к тому же я незлопамятный и меня легче уговорить, чем мать. За свою дочь я спокоен, но с грустью думаю о том дне, когда мои дети станут взрослыми и покинут наш дом. Этот момент в жизни неотвратим, и он с каждым днем все ближе и ближе».
Жасмин Герат (16 лет). В 1994 году она стала победительницей в конкурсе девушек и получила предложение работать моделью, а также сняться в кино. Что ей по душе, она так еще и не решила. Ее мама очень переживает из-за этого. Кроме того, ей не нравится, что Жасмин тайком курит. Но больше всего маму раздражают наручники, висящие над кроватью дочери, подарок ее теперешнего друга Флориана (20 лет). «Не подумайте, что это каким-то образом связано с садомазохизмом,— поясняет Жасмин,— это всего лишь символ любви до гроба». Флориан работает дискжокеем в различных берлинских заведениях. Жасмин рассказывает, что она получила свободу действий с тех пор, как начала дружить с Флорианом. При этом родители всегда знают, где ее искать. Вот только с разговорами по телефону возникли некоторые проблемы, хотя у Жасмин и есть свой телефон. Жасмин имеет обыкновение звонить ежедневно по 2 часа. Разумеется, за месяц набегает приличная сумма (порой приходят счета на сумму свыше 300 марок), так что родители из-за этого отключили ее номер.
Джулия Энгельмайер (14 лет). Джулия, прилежная ученица в школе, живет вместе с родителями. Отец журналист, мать домохозяйка. Семейная беседа. Отец (54 года): «Боюсь, что ты можешь попасть в такую ситуацию, где не будешь чувствовать себя хозяйкой положения. Возьмем, к примеру, наркотики, алкоголь». Джулия: «Я выпиваю максимум две колы с водкой». Мать (47 лет): «Или когда ты вечерами катаешься на велосипеде по Английскому саду, а кто-то пытается столкнуть тебя с велосипеда». Джулия: «Да, это уж, как говорится не дай бог». Мать: «Вот что меня еще тревожит. Ты раньше была такой чудесной девочкой, пекла пироги, рисовала картины, писал стихи...» Джулия: «Меня это больше не интересует. Сама не знаю почему». Мать: «И помощницей мне раньше была хорошей. А если я теперь прошу тебя мне помочь, ты всегда куда-то пропадаешь». Джулия: «Все равно мне больше тебя приходится работать по дому, это же ясно!» Мать: «Ах, Джулия!» Джулия: «Больше всего меня выводят из себя твои вечные напоминания типа: «Джулия, убери эту куртку».— «Хорошо, мама». Я быстренько доедаю банан, а тут уже снова раздается: «Ты убрала ее?» — «Сейчас уберу, мама». Затем опять: «Джулия, убери, пожалуйста эту куртку».— «Ладно, мама». Когда я прибираю ее на место ты снова спрашиваешь: «Джулия ты уже прибрала куртку?» Отец: «Я думаю, что мы можем быть счастливы тем, что у нас есть Джулия. Все же она такая непосредственная».
ПОДРОСТКИ И МОДА
Солнцезащитные очки любой фирмы, пусть даже приобретенные в магазине подержанных вещей.
Украшения: крест от «Lacroix» (390 марок) могут позволить себе только дети богатеньких родителей.
Рубашки: фланелевые в клеточку (за 98 марок) от «Replay» или «Patagonia».
Платье: в цветочек, например «Kookai» (по 98 марок).
Джинсы: лучше всего поношенные, марок за 45, с барахолки.
Головные платки: самый классный от Харли-Дэвидсон (= 29 марок).
Ботинки: как и прежде, фирмы Doc Martens летние в клеточку (= 200 ДМ).
ПОДРОСТКИ И ИХ КУМИРЫ
Это прежде всего герои фильма «Before Sunrise» (До рассвета), такие, как Д. Делпи (красота и хитрость) или Е. Хавк (искусный соблазнитель с козлиной бородкой). Здесь же неотразимый и страстный В. Питт (30), секс-символ 90-х годов, снявшийся в фильме «Любовные истории». Он очень крутой парень. За ним следуют звезда МТV Рей Кокс (36) и Шэнен дохерти из телефильма «Беверли Хилс», 90210», где она играет прелестную американку, милую и нежную девушку, хотя в реальной жизни она просто ведьма.
ЛЕКСИКОН ПОДРОСТКОВ
Он довольно обширен. Наиболее примечательны такие слова, как:
Alka-Sülzer = подвыпивший человек, несущий всякий вздор
Depri = плохое настроение
Dope = гашиш
Chip-infarkt = сбой в компьютере
Katonga = статная девушка
Komposti = дедушка и бабушка
Spasti = дурак
Zombi = пролетарий
ПОДРОСТКИ И ИХ ПОП-ИДОЛЫ
(данные на 1995 г.)
Лидером является английская поп-группа Take that, имеющая вполне приличный имидж (полуобнаженные тела, синхронно раскачивающиеся в ритме танца). Хиты: «Relight me», «Babe», «Pray» (хит № 1 – 1994 г.). Далее следует Марки Марк (23) из Бостона (США) с хитом «Babilon». На каждом концерте с него непременно спадают джинсы, что очень шокирует особенно молодых девушек. Джанет Джексон (28) — младшая сестра знаменитого Майкла Джексона. Ее репертуар чрезвычайно разнообразен — поп, соул (экспрессивный стиль джазовой музыки, включающий элементы блюза и бита.— прим. пер.) в сочетании с танцевальным шоу. Один из ее последних альбомов «Janet» разошелся 13-миллионным тиражом. Свен Вет (29) — технодискжокей, музыкальный продюсер. Его популярный CD «The Haklekin, the Robot and the Ballet-Dancer». И наконец, Вангелис — греческий композитор, пишущий музыку для кинофильмов (Conquest of Paradies).
ЧТО ЧИТАЮТ ПОДРОСТКИ
Это журнал для девушек, ничем особо не отличающийся от других, разве лишь тем, что информация здесь подается менее навязчиво и крикливо. Музыкальный журнал «Rolling Stone» (немецкое издание) является классическим среди подобных ему изданий. Журнал «Prinz» помещает материалы о жизни артистов (репортажи, концерты, приемы, постановки). Здесь же комиксы и ястериксы, журнал «Tank Girl» из серии английской научной фантастики. Среди книг — «Поколение Х», библия для подростков, кошмары Стивена Кинга.
ВНЕШНИЙ ВИД И СЕКС В ЖИЗНИ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ
Доктор Анна Шох (47 лет), дипломированный психолог из Мюнхена, отмечает следующее.
Секс. На словах они уже испробовали почти все, хотя чаще всего это пустое бахвальство. Но групповые интересы преобладают, нужно же при случае поддержать разговор. Правда, страх перед неизвестностью еще сильнее, чем желание. Поэтому в большинстве случаев это не настоящий секс, а всего лишь либо игра в доктора, либо вызывающая оргазм сексуальная любовная игра без завершения полового акта. Хотя это и приносит им не бог весть какое удовольствие, все же есть повод похвастаться перед подружками. Статистические данные свидетельствуют о том, что 50% 16-летних уже испытали оргазм.
Внешний вид. У большинства девочек менструация начинается уже с 12 лет, и они страдают от сильной боли в животе. Фигура для них играет чрезвычайно важную роль, но она еще не сформировалась, будь они хоть самой Клаудией Шиффер. Мизинец на ноге слишком скрюченный, грудь или очень большая, или очень маленькая. Чрезмерно пользуются косметикой. Угри и прыщи для девочек в этом возрасте ну просто катастрофа.
ДУХОВНЫЙ МИР ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ
Дитер Шмуцер, социолог из Вены, считает, что молодежь не стремится к общению. По данным статистики, отцы разговаривают со своими детьми в среднем около семи минут в день. Дети полностью во власти средств массовой информации и знакомятся тем самым только с односторонней коммуникацией, а это означает — одиночество. С другой стороны, одиночество способствует развитию в них творческого начала. Подростки предоставлены самим себе и технике (телевизору, компьютеру). Им нужно изолироваться от мира взрослых. Их язык — это чистая самозащита, мир, незнакомый взрослым. Процесс отделения является вполне нормальным для половой зрелости и является составной частью периода созревания. Известно, что девочки становятся зрелыми раньше, чем мальчики, поскольку биологические процессы протекают у них значительно быстрее. Они не только раньше взрослеют, но и больше болтают по телефону. Телефон связывает, но ни к чему не обязывает, так что можно относительно легко пофлиртовать. Кроме того, это ничего не стоит. Ведь платят родители.
А как же обстоит дело у мальчиков-подростков?
У НИХ ВСЕ СОВЕРШЕННО ИНАЧЕ
«Лучше спорт, чем эти глупые девчонки»,— говорит один из них, сын знаменитого повара, 16-летний Александр Виклер. Для него спорт — это все. У него зеленый пояс по дзюдо, он занимается прыжками в высоту и альпийским горнолыжным спортом. Александр дружно живет со своими родителями. На стене его комнаты висят два плаката на тему борьбы с наркоманией. Он посещает интернат, по выходным и во время каникул работает в ресторане своего отца. «У моих друзей по школе больше свободного времени, чем у меня, потому что они не работают. За работу я получаю 580 DМ в месяц. Большую часть суммы я перевожу на банковский счет. Зачем сейчас все тратить. В данный момент мне больше всего нужно налегать на учебу, чем заводить шашни с девчонками. Мою первую подружку я завел себе в 11 лет, но считаю, что это слишком рано делать даже и в 13 или 14 лет. Я хорошо лажу с моими родителями. Правда, порой случаются ссоры с отцом, когда мы вместе работаем. Я быстро успокаиваюсь, зайдя в холодильное помещение».
ДУХОВНЫЙ МИР МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ
Доктор Стефан Лермен, психолог из Мюнхена, считает, что им приходится нелегко. Уже вроде бы не ребенок, но в глазах остальных еще и не мужчина. Пока что нет водительских прав, нет денег и полной свободы действий, и даже так неожиданно повзрослевшие и похорошевшие девчонки-ровесницы тебя совершенно не замечают. Как будто ты для них пустое место! Им подавай 18-летних. Но ведь я из себя что-то представляю! Но что?! Не имея ни малейшего представления о том, кто они есть на самом деле и чего они хотят, целиком и полностью сосредотачиваются на том, чего не хотят. Лишь бы все вопреки воле родителей. Как и при любых конфликтах с реальным миром взрослых, также и в этом возрасте есть только две стратегии поведения: борьба или бегство. В лучшем случае подросток будет совершенствовать свой стиль борьбы с родителями, используя их в качестве своего рода спарринг-партнеров. Если же противника нет, он пытается найти его вне привычного для себя окружения. При чувстве бессильности противостоять каким-либо непоколебимым ограничениям он сдается и впадает в отчаяние. Его боевой задор превращается в панику, он довольствуется ролью приспособленца или бежит от реального мира в какую-нибудь секту или становится наркоманом. Уход же в мир рок-музыки является вполне приемлемым вариантом. Здесь он чаще всего вполне безобидно сможет пережить как свои порывы к бегству от реального мира, так и порывы к протесту против него.
Перевод с немецкого А. Злобина