Протоиерей Валериан Кречетов. О любви. О целомудрии

 

О любви

 

Время безответственности

– «Когда будет разрушена семья, то и мир погибнет. Прояви свою любовь в первую очередь в семье. Когда погибнет семья, тогда будет разрушено и духовенство, и монашество», – говорит афонский старец Паисий Святогорец. Батюшка, нынешнее время отмечено кризисом семьи...

– Беда в том, что теперь – время безответственности. Мне недавно пришло письмо: «Муж пьет, матом ругается. Может, ему что сделали?» В ком-то ищут причину, только не в себе, понимаете? То ничего не признают, а как начинают искать причину – находят даже в том, чего не признают, – только не в себе. В крайнем случае ропот начинается на Бога: мы деремся, пьянствуем – а что ж Бог смотрит? Печальное явление: никто ни за что не отвечает.

– Батюшка, а женщины ответственны за то, что их мужья пьют?

– Вы знаете, ответственность не может возлагаться на одного человека, в любом совместном жительстве есть доля участия и вины каждого. Но сколько и кого – это один Бог знает. Мужья пьют, а иногда и жены – сейчас это уже частое явление. Муж виноват, что жена пьет? Может быть, в какой-то момент это можно было предупредить. Как с детьми: когда их начинает заносить не туда – что-то было упущено. И – мало молились.

Говорят: она без ума влюблена. Любовь-то есть, но ума тоже нужно немножечко. А прежде всего нужно молиться, чтобы Господь указал, то ли это или не то. Хватит ли этих чувств? Человек – настолько сложное творение: не то что о другом – про себя не знает, что натворит.

Это связано с тем, что существует мир невидимый. Говорят: я считаю, я думаю... Ничего ты не считаешь. Кто-то так считает, а ты с этим согласился, принял как свое. Большинство знаний не суть наши. Они – предыдущих поколений, других людей. Сколько таких примеров, когда человек жил в сельской местности, потом уехал в город, набрался опыта, вернулся: «Ну, что вы тут прозябаете – разве это жизнь? Вот как надо жить!» А люди веками так жили. Поэтому и получается, что по большому счету формулировка материалистов, философов «человек – продукт общества» в значительной мере справедлива.

Но у человека есть и свое. И пока он живет здесь, на земле, в нем всегда есть и хорошее, и плохое. Но поскольку человек удобопреклонен ко греху, он видит часто плохое. Есть классический пример, когда пчела летает к цветам, собирает нектар, а муха летает к навозу.

Недавно у меня был разговор с одним батюшкой, который провел очень интересный опрос. Была поминальная суббота, бабушки собрались, поминальный стол устроили, пришли и те, у которых мужья живы. И вот батюшка попросил: «Вы прожили со своими мужьями по 20-30 лет, некоторые и по 40. Назовите три добрых качества в ваших половинах». И большинство не назвали ни одного. Прожили 30 лет и ничего не могли сказать. Неужели не было ничего хорошего?

– Батюшка, а от кого зависит – от второй половины или от того человека, который не нашел этих качеств?

– Конечно, от того, кто не нашел этих качеств. Если человек живет – не может быть, чтобы в нем было только плохое. Я уверен в этом на сто процентов. Если только плохое – он уже готов для ада.

Почему родители видят хорошее в детях? Сколько раз мне говорили: «Он пьет, ругается, но вообще-то он добрый. Он последнюю рубаху отдаст». Но и последнюю пропьет. И другому отдаст – и себя не забудет. Поэтому сложно тут всё.

Этот батюшка спросил потом у детей в лагере: «Найдите друг в друге хорошие качества». И дети находили, их увлекло это занятие – поиск доброго в другом человеке.

– Батюшка, многие родители готовы на любые жертвы ради детей: в детстве у них – лучшие игрушки, потом – квартиры, машины, институты... А результат – плачевный. Почему?

– Человек должен трудиться. Нельзя всё сделать за него. Видимо, и неполезно. Можно помочь, но если закончить за кого-то институт – толку для человека не будет никакого. Да это и не любовь, собственно. Это – некое человекоугодие: не проявить любовь, а угодить. По-человечески желание помочь своему ребенку естественно. Но нужно, чтобы он как-то это понимал и ценил. Потому что если он не понимает и, тем более, не ценит – ну какая польза от этого? Только вред.

– А как научить ценить?

– Это очень непросто. Человек начинает ценить, когда и сам трудится, когда и его действия как-то ценятся. В этом случае он может понять, что ценно для других. Мы росли, когда был голод, война, послевоенные годы; копали, сажали – знали, чего стоит такой труд. И мы ценили этот труд.

На просторах интернета

– Сейчас дети физически почти не трудятся, свободное время проводят в интернете. Как с этим быть? Что-то хорошее в интернете находить? Или запрещать, пока слушаются?

– В интернете есть что-то хорошее. Видимо, поэтому Господь и попустил существовать данному явлению. Можно быстро найти жития святых, какие-то полезные сведения. Здесь, как и в мире, всё перемешано. Это как бы весь мир в человеческих достижениях, до которых можно легко дотянуться, – в любой момент тебе подадут информацию. Но достижения в мире бывают и хорошие, и нехорошие – как плевелы и пшеница.

– Кроме того, в интернете сегодня знакомятся, общаются, одним словом, живут...

– Общение – это другое. Апостол Павел говорит: Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр. 13:6). Но об общении же сказано:С преподобным преподобным будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися
(Пс. 17:26-27).

С кем общаться? О чем говорить? Мне один раб Божий рассказывал – когда он был студентом-филологом, преподаватель задал вопрос: «Молодые люди, вы изучаете разные языки, а о чем вы будете говорить на этих языках?» О чем? Общение с познанием чего? Простите, мы избегаем общения с людьми заразными, туберкулезными – чтобы не заразиться. Так в духовном общении тоже можно заразиться – есть микробы духовные, они,к несчастью, проникают в человека и его перестраивают. Когда мы пищу выбираем – понюхаем, дурно пахнет – отказываемся. А тут – всеядность. Поэтому люди и травятся, и умирают даже, когда неизвестно что берут – вид-то бывает обманчив. Как прародители: плод-то был красив, прельщал, а таил в себе яд греха.

Или же реклама – она рассказывает о некоем продукте. Иначе этот продукт не берут. Если бы это было что-то ценное – это бы разыскивали. Можно сказать, что, мол, еще не знают, что это такое. Но вот тут как раз вопрос непростой. Неизвестна была атомная энергия, а потом, когда узнали ее, то здесь, то там, стала возникать радиация, заражение. Неизвестна была в такой мере, как сейчас, химия, не лезли в гены, в семена. Теперь всё это открыли, но каковы плоды? Время, конечно, покажет, что происходит. Поэтому и в интернете что-то дается, но не всё всем нужно знать.

Есть такое духовное правило: при перечислении грехов не положено даже называть грехи плотские, чтобы случайно человек не заинтересовался, не повредил нравственность. Вроде уж Исповедь, покаяние – куда выше? Но и тут нужно быть осторожным: для одного – одно, для другого – другое.

Веру нужно укреплять

– Батюшка, вы часто приводите цитаты сербского преподобного Иустина (Поповича) о том, что любовь к человеку без любви к Богу есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку – это самообман. Но человек нецерковный о Боге и не помышляет. Получается, и любви у нас быть не может – ведь о Боге думают процентов 5-7 населения – в основном те, кто в Церкви.

– Ну и что. Так и Господь сказал: За умножение беззакония, изсякнет любы многих (Мф. 24:12). ...Сын Человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли?
(Лк. 18:8). Ни веры, ни любви почти не будет.

– Получается, высшая христианская добродетель любви напрямую связана с верой?

– Конечно. От человека – подвиг веры, от Бога – дар любви. На самом деле духовная жизнь требует подви-
га. Старец Сергий Орлов говорил: «Для спасения нужен подвиг. А без подвига не спастись».

Русь святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение! Иногда меня спрашивают:
 а что будет с Китаем, с Индией, с папуасами, с пигменями? Это выше моего разумения, что там есть и что будет, – это Господь рассудит. «А почему вы не говорите о воспитании в католичестве?» Я в православном-то толком не могу разобраться...

– Батюшка, а как веру укрепить? В детях, в себе?

– Ну как? Нужно молится, чтобы Господь укрепил веру. Мне отец мой, который прошел и тюрьму, и войну, говорил: «Веру нужно укреплять». Я получил эту заповедь от своего отца, когда ему было 80 с лишним лет. Нужно говорить с детьми, рассказывать – что-то все-таки у них остается, что-то с ними происходит. Дети есть дети.

– Сейчас многие дети учатся в школе по субботам. Воскресенье – единственный выходной. Ребенок устал, хочет выспаться – а надо в храм...

– Нас водили. И по субботам мы тоже учились.

 

О целомудрии

 

Телегония: последнее слово науки – первое слово Библии

– Отец Валериан, как вы относитесь к теории телегонии, которая говорит о влиянии первого мужчины на будущих детей женщины? Обычно приводят такой пример: у женщины, которая когда-то встречалась с чернокожим мужчиной, но намного позже вышла замуж за своего соотечественника, неожиданно родился чернокожий внук. Однако теория телегонии была отвергнута официальной наукой.

– От того, что ее не признают, ничего не меняется. Что значит отвергли, когда есть Ветхий Завет, где описан закон ужичества: брат умершего был обязан восстановить его семя, взяв в жены его бездетную вдову (Втор. 25:5-10). Рождающийся ребенок был сыном первого мужа. Древние знали это. Это существует. Псоледнее слово науки – это первое слово Библии.

– Это теория распространяется на мужчин?

– Скорее всего, да – какая-то обратная связь существует. Как говорит апостол Павел, совокупляющийся с блудницей становится одно тело с нею (1 Кор. 6:16). Есть такой пример, очень серьезный, описанный у старца Паисия Святогорца. В Греции один юноша собрался жениться, всё вроде уже решили, хотя родители были против. Он какое-то время держал себя, а потом совершил насилие над ней и после отвернулся. Господь ее как-то утешил – она вышла замуж, родились дети. А у него, несмотря на то, что судьбу он свою устроил, дети не рождались. Он молился, пришел на Афон, и старец его спросил:

– А ты никого не обидел?

Он признался. Старец сказал:

– Пока она тебя не простит – детей у тебя не будет.

И он умолял ее о прощении. А она говорила:

– Когда я тебя просила, ты не послушался меня...

Он был богатым, сделал вклады в детский дом, принес чеки, сколько он пожертвовал. И она, наконец, его простила. Только после этого у него стали рождаться дети.

– То есть связь, скорее, духовная?

– Духовная связь, да. Но душа и тело связаны между собой воедино.

– А можно от такой негативной связи избавиться?

– Не делать так. А тем, кто так поступил, – каяться. Покаяние исправляет. У пророка Давида первый ребенок от Вирсавии, которую он взял у Урии, умер. Но Соломон-то родился. Хотя кое-что унаследовал: «Рачитель премудрости – рачитель блудных жен», как говорит святой Андрей Критский. Соломон в угоду женщинам поклонялся идолам.

– Батюшка, а какое определение можно дать целомудрию?

– Целомудрие – это девственная чистота души и тела.

– А как оно воспитывается?

– Воспитывается целомудрие прежде всего, конечно, Церковью. Потому что Церковь, Таинства дают силу духа, очищают душу. В семье, естественно, важным является поведение родителей и старших. Самое страшное явление – когда нецеломудренное, развратное поведение дает печальный пример младшим. Но по Промыслу Божию – просто непостижимо иногда – дети порой, видя, насколько всё это отвратительно, начинают ненавидеть грех и стремятся к чистоте.

– Вы как-то рассказывали, что в вашей семье вообще не говорили о темах, связанных с плотскими отношениями. Но, наверное, про ту же телегонию можно рассказывать подросткам?

– В каком-то возрасте нужно. Отец должен говорить с мальчиками, а мать – с девочками.

– Батюшка, а как выглядит целомудренный человек? Можно его
определить по внешнему виду?

– Это довольно явная чистота и простота – прежде всего в лице и в глазах. Ведь глаза – это зеркало души. Как человек смотрит на мир – какими глазами? Для чистого – всё чисто.

Это как взгляд ребенка – ясный, обезоруживающий. Или глаза старцев, в которых светятся чистая любовь и доброта...

– К чему стремится целомудренный человек?

– К тому, чтобы всё, что его окружает, было бы пронизано этим целомудрием. Господь всем хощет спастися и в разум истины прийти
(1 Тим. 2:4). Мне кажется, это самое главное.

– А каковы плоды целомудрия?

Радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22). И венец всего, как преподобный Серафим сказал, – стяжание благодати Святого Духа. Похотливые мечтания развращают ум.

– Батюшка, еще одна своеобразная тенденция – женщины не хотят выходить замуж. Живут в одиночестве, иногда – с детьми. Но без мужей.

– К несчастью, это часто связано с плотоугодием и с леностью. Потому что любой настоящий брак прежде всего предполагает соответствующий подвиг, обязанности – заботу о муже, о детях. Многие и живут как содержанки, хотя есть законные жены. Сожительствуют, а детей иметь не желают. Но, к несчастью, и жены иногда тоже не желают детей. Печальное явление такое. Ведь основное назначение женщины – быть помощницей мужу, продолжать человеческий род. А она от этого предназначения отходит и живет иногда за плату – как наложница. Конечно, ненормально всё это. Были наложницы в Ветхом Завете: у Соломона – 600 жен, 800 наложниц. Приличное количество. Но царь имел возможность их содержать.

– И в итоге это привело к разделению царства на Иудейское и Израильское, начались войны. Возникла государственная проблема.

– Потому что когда нет цельности семьи – нет цельности государства. Из цельных семей состоит цельное государство. А из разрозненных семей – разрозненное. Это естественно.

– Батюшка, дети расплачиваются за нецеломудрие родителей?

– Конечно. Когда Спасителю привели бесноватого отрока, то Иисус спросил его отца: «Как давно это сделалось с ним?» Тот ответил: «С детства» (Мк. 9:21). Святые отцы объясняют это неверием родителя. Ученики всё это слышали и, когда увидели слепорожденного, стали интересоваться: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин. 9:2).

Когда мы получаем по наследству генетическое, как говорят, здоровье, какие-то качества, то с удовольствием это принимаем. Было бы несправедливым, если бы человек не получал и другого. Занимаясь чем-то, совершая какие-то поступки, мы несем ответственность и за себя, и за то, что будет после нас.

Известно, что в водке есть вещества, которые влияют на человеческий мозг. Но на взрослые индивидуумы это действует не так сильно, как на детей – через зародыши. Поэтому чем больше люди грешат, тем больше болезней.

– Во время Великой Отечественной войны один немецкий врач сказал, что страну, в которой так много целомудренных девушек, победить невозможно...

– Раскрывая это изречение, можно сказать: не нужно устраивать войну, можно лишить народ целомудрия, и эта страна будет побеждена. Сущность целомудрия – духовная. Немецкий врач говорил о девственности, но это уже некий признак. Девственность все-таки напрямую связана с целомудрием.

Хотя иногда может сохраняться девственность, но не быть целомудрия. Есть такой пример, когда игуменья увидела одну девушку, монахиню, после смерти в аду. Оказывается, она девство не потеряла, но предавалась нецеломудренным мечтаниям. Поэтому всё равно ее натура была повреждена.

– Социолог Питирим Сорокин в середине ХХ века пришел к выводу, что все сексуальные революции сопровождаются упадком и культурной, и политической жизни и в конце концов приводят к политическим потрясениям.

– А дело всё в том, что в культурной, политической жизни очень важна умственная деятельность. Совсем дурак ничего не может. Но нецеломудренное поведение сказывается на умственных способностях. Такое распространенное печальное явление, как малакия (грех рукоблудия, в древности, в Ветхом Завете – онанизм), действует на психику, человек тупеет. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив (Прем. 4:12). То есть волнение похоти развращает ум. Ум меняется, человек похотливый перестает соображать. Все без исключения пьяницы постепенно деградируют – одни быстрее, другие медленнее.

Революция 1917 года была порождена такой же революцией потери нравственности, которая началась еще раньше. А что нынешняя революция породит дальше – это уже покажет время.

– В 1996 году Билл Клинтон подписал закон, согласно которому США начали воплощать в жизнь программу с красноречивым названием «Обучение воздержанию». Оказывается, Америка, пережив сексуальную революцию, серьезно озаботилась состоянием нравственности.

– Там тоже, видимо, и верующие люди были. Какого уж направления, не знаю, но просто думающие. Истина себя защищает. Мир не без добрых людей, как говорится, они везде есть. Это вещи довольно очевидные, в общем-то...

– Но почему самые очевидные вещи люди не понимают?

– Некоторые не понимают, другие даже не хотят об этом думать. Потому что боятся понять. Если ты поймешь, ты должен как-то к этому относиться. Нужно менять жизнь. Рабство греху, похотливость, от которой человек не хочет избавиться, как раз и закабаляет его. Он становится рабом, и голова уже не соображает.

Поэтому Господь говорит: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:32)

– Батюшка, на что сегодня все-таки можно надеяться, что-то внушает оптимизм?

– Оптимистичное только одно: столп утверждения Истины – это Церковь Православная, глава ее – Господь Иисус Христос. И это – самое оптимистичное, самое надежное и непобедимое, потому что Господь созиждет Церковь, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Поэтому надо держаться за веру, за Церковь, за церковные устои, стараться с Божьей помощью в своей семье как-то воплощать эти идеалы – это то, ради чего жизнь будет продолжаться до Второго Пришествия.

 

 

Беседовали
Дмитрий Симонов,
Ольга Каменева