ВОЗДАВАЯ ДОЛЖНОЕ

Флотоводец и стратег, дипломат и политик, доброделатель и милосердец – именно таков образ этого русского человека, благородно и величественно встающий из XVIII века. Правда, мы больше знали о нем как о великом флотоводце. И это не случайно: служба была главным делом его жизни. Именно на этом поприще ярко раскрылся талант Федора Федоровича, и именно на этом делала акцент отечественная историческая наука, придерживавшаяся определенной идеологической ориентации.

В шестнадцать лет Федор, родившийся 13 (24) февраля 1745 года в семье небогатых ярославских дворян, был представлен на смотр в Герольдмейстерскую контору Сената. Здесь он показал, что желает «в морской кадетский корпус в кадеты». Через пять лет успешно, одним из лучших, он его окончил, получив чин мичмана. Началась флотская офицерская служба.

Балтика и северные моря стали хорошей школой для молодого офицера, в которой проявились его ревностное отношение к делу и высокие душевные качества. Вскоре – перевод на юг, в Азовскую флотилию. Здесь будущий флотоводец приобрел опыт плавания по Азовскому и Черному морям, стал командовать кораблем. После кратковременной службы в Санкт-Петербурге – первый поход в Средиземное море. Еще никто не знал, что именно здесь раскроется его флотоводческий, организаторский и дипломатический талант. Правда, до этого было участие в черноморских сражениях русско-турецкой войны 1787–1791 годов. Фидониси, Керчь, Тендра, Калиакрия – грандиозные сражения, приведшие к разгрому флота сильного противника. Для достижения побед капитан бригадирского ранга, а затем контр-адмирал Ушаков применил новаторские подходы к тактике морского боя. По сути, он «положил к ногам России Черное море». В итоге окреп молодой Черноморский флот, появилась возможность уделить особое внимание строительству порта и города Севастополя. Этим и занялся освободившийся от ратных дел командующий флотом.

Однако завершение очередной русско-турецкой войны не внесло успокоения в межгосударственные, впрочем, как и европейские, дела. К тому же континент в очередной раз стали потрясать трагические события: Франция после буржуазной революции обратилась к завоеванию чужих территорий. Парадокс, но факт: Россия была вынуждена вступить в союз со своим «традиционным» врагом – Турцией. Для оказания ей помощи на Средиземноморский театр военных действий была направлена Черноморская эскадра вице-адмирала Ушакова. Ушак-пашу Константинополь встречал ликованием и надеждой. И русские моряки ее оправдали.

Осенью 1798 года начались действия соединенной русско-турецкой эскадры в Архипелаге. Объединенные силы флотов один за другим освободили от французов занятые ими острова. Триумфальным стало взятие считавшейся неприступной крепости Корфу (1799).

Взятие Корфу методом атаки-штурма с моря произвело огромное впечатление в Европе. В то время считалось возможным взятие крепости только блокадой, а не штурмом. Но блокада не всегда давала нужные результаты. К примеру, Нельсон в тот же период третий месяц осаждал крепость Ла-Валлетта на Мальте, но безуспешно. Успех штурма решила ушаковская тактика взаимодействия десанта и флота. А.В.Суворов, получив известие о взятии крепости, писал Ф.Ф.Ушакову: «...Ура! Русскому флоту!.. Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя мичманом». Этими словами великий русский полководец подчеркивал огромный талант, смелость и решительность великого русского флотоводца в реализации новых принципов морской тактики.

Русский адмирал показал себя не только великим флотоводцем, но и мудрым государственным деятелем, милосердным христианином и благодетелем освобожденных народов, и население освобожденных островов с большой радостью встречало русских. Оно с восторгом отнеслось к решению о возвращении самостоятельности и организации местного самоуправления. Чтобы освобожденные острова не попали под турецкое владычество, они временно были подчинены русскому командованию. На островах был поднят русский флаг. Ушаков оформил управление ими, создав Республику Семи Островов. Им же была утверждена и ее конституция.

После содействия войскам Суворова, действовавшего в Северной Италии и Швейцарии, эскадра Ушакова вернулась на Корфу, а 26 октября 1800 года вошла в Севастопольскую бухту.

В мае 1802 года Ушаков, произведенный за Корфу в полные адмиралы, стал главным командиром Балтийского гребного флота, спустя два года назначен одновременно с исполнением этой должности начальником флотских команд. А 17 января 1807 года, после сорока шести лет службы на флоте Царю и Отечеству, он был уволен в отставку. Служба же Богу продолжалась...

О том, что Ушаков был глубоко верующим человеком, мало кому из наших современников было ведомо.

Когда Федору было три года, в Александро-Невском монастыре Санкт-Петербурга принял монашеский постриг его родной дядя, бывший сержант-преображенец Иван Игнатьевич (отец Феодор) – и это событие многое определило в жизни возраставшего отрока. Можно сказать, что с детства будущий адмирал имел перед собой пример святой жизни родного дяди – преподобного Феодора Санаксарского, возродившего Санаксарский монастырь. Родители будущего флотоводца, будучи глубоко набожными, воспитывали в детях высокие религиозные чувства и строгую нравственность. Эти чувства, возбужденные примером родителей и особенно родного дяди, глубоко запечатлелись в сердце Федора. Он считал, что с помощью Божией, молитвами преподобного старца и своим усердием добился успехов на ратном поприще. Благодаря Богу,  как неизменно говаривал адмирал, не только не потерпел он ни одного поражения в морских баталиях с превосходящими силами неприятеля, но не потерял при этом ни единого корабля, и ни один из его служителей в плен вражеский взят не был.

Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но в великом милосердии, которому изумлялся даже побежденный им неприятель. Тому есть множество примеров. Но, как представляется, весьма показательно поведение Федора Федоровича в иных обстоятельствах. Когда Ушаков стал командующим Черноморского флота и смог основное внимание сосредоточить на повседневных, будничных делах, он «каждый день служил заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судебных; а, произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного; и был исполненный доброты необыкновенной...».

После отхода от служебных дел Ушаков некоторое время жил в Санкт-Петербурге, готовился к переезду на постоянное и уже последнее место своей жизни. У Федора Федоровича не было своей семьи, и потому в этот период его основные заботы были связаны с устройством дел и будущей судьбы своих племянников, помощью друзьям, составлением завещания.

Во многом отставной адмирал не нуждался, а потому оставил себе только необходимое. Да и душа его, с младенчества взыскавшая Господа, просила покоя, уединения, молитвы. И потому принял решение, исполненное глубокого смысла: он избрал для жительства тихую деревню Алексеевку в Темниковском уезде вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, где в годы его ратных подвигов молился о нем его родной дядя преподобный Феодор. Несомненно, что молитвенное их общение никогда не прерывалось. Потому и устремилась сюда, к святой обители, душа адмирала, что здесь подвизался о Господе и упокоился самый духовно близкий ему человек на земле. Монах и моряк – они оба были воинами Христовыми, оба делали одно дело: ревностно служили и Богу, и Отечеству.

По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила о завершающем периоде земной жизни Федора Федоровича: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители, по прибытии своем из Санкт-Петербурга вел жизнь уединенную в собственном своем доме, в деревне Алексеевке, расстоянием от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам Божиим во всякое время. В Великий пост живал в монастыре, в келии, для своего прощения и приготовки к Св.Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; так же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».

В те времена, когда дворянство и высшие слои общества были, как правило, чужды народной боли, милосердие адмирала Ушакова покрывало всех, он был воистину печальником народных нужд: подчиненных матросов и офицеров, всех страждущих и обездоленных, обращавшихся к нему, а также освобожденных им за пределами России народов. «Отовсюду слышу я просьбы и жалобы народные, и большей частью от бедных людей, не имеющих на пропитание...». И всем он благотворил, чем только мог, и народ сторицею платил ему ответной любовью.

В то же время Ушаков всегда был добродетельный подвижник, ходатай и предстатель за русское воинство. Когда началась Отечественная война 1812 года, Тамбовское губернское дворянство избрало его начальником внутреннего тамбовского ополчения. Вместе с темниковским соборным протоиереем Асинкритом Ивановым он устроил госпиталь для раненых, дав деньги на его содержание. Две тысячи рублей им было внесено на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. Еще в 1803 году им были внесены двадцать тысяч рублей (огромные по тем временам деньги!) в опекунский
 совет Санкт-Петербургского воспитательного дома; теперь он всю сумму с причитающимися на нее процентами передал в пользу разоренных войной. «Не отчаивайтесь! – говорил он. – Сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к Престолу восторжествуют. Мне немного остается жить; не страшусь смерти, желаю только увидеть новую славу любезного Отечества!» Этот его призыв дорог и понятен и сегодня каждому, кто неравнодушен к судьбе России.

 

Остаток своих дней адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре после сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».

Отпевал Федора Федоровича в Спасо-Преображенской церкви города Темникова протоиерей Асинкрит Иванов, который за день до его кончины, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, принимал его последнюю исповедь и причащал святых Тайн. Когда гроб с телом усопшего адмирала при большом скоплении народа был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители. Федор Федорович был погребен у стены соборного храма, рядом с родным ему преподобным старцем, чтобы быть им отныне вместе навеки.

Ушел из жизни выдающийся флотоводец почти незаметно, не сразу эта весть облетела Россию – это понятно и по тем временам объяснимо. Но его подвижническая и высоко духовная жизнь, его добродетели не были забыты в родном Отечестве. Его заветами жили русские моряки. Они, став продолжателями его идей и идеалов, приумножали славу русского флота, его традиций.

 

Когда наступили времена гонений на Русскую Православную Церковь, Санаксарский монастырь, где упокоился Федор Федорович Ушаков, был закрыт. Часовня, выстроенная над его могилой и простоявшая более ста лет, была разрушена. Увы, но в 1932 году чья-то начальственная голова не подумала, а рука не дрогнула в разрушительном раже (а может, даже наоборот это было сделано с умыслом): часовню разобрали на кирпич, а памятник зачем-то передвинули. Узнав об этом акте вандализма, А.С.Новиков-Прибой обратился к председателю Темниковского райсовета с письмом, в котором просил принять меры для охраны могилы великого флотоводца. В результате вокруг памятника была сделана временная ограда. Но и о ней местные власти вскоре забыли...

В годы Великой Отечественной войны имя Федора Федоровича Ушакова было вновь возвращено русскому народу. Наряду с именами благоверных князей Александра Невского Дмитрия Донского, великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Образы и дух великих пращуров вдохновляли к подвигу защитников Родины. Были учреждены орден и медаль Ушакова, которые стали высшими морскими наградами страны. С того времени и могила Ушакова, и, как следствие, весь Санаксарский монастырь находились под присмотром государственной власти.

В августе 1944 года из Москвы в Темников для точного определения места захоронения Ф.Ф.Ушакова прибыла специальная комиссия. Ни остатков часовни, ни даже деревянной оградки на месте погребения не осталось. Часть памятника с высеченной на ней надписью была обнаружена в другом месте монастырского двора. Ни основания памятника, ни венчавшей его урны с крестом найти не удалось. Лишь по фотографиям 1912 года, а также по воспоминаниям старожилов и было определено место для раскопок. К счастью, они увенчались успехом.

Уже на глубине 70 сантиметров были найдены конструктивные детали стоявшей на этом месте часовни. А углубившись еще на столько же, члены комиссии обнаружили обвалившийся кирпичный свод могилы. Под каменной обкладкой находился гроб с темной бархатной обивкой и металлическими ручками. В нем оказались останки адмирала, в том числе часть полуистлевшего темно-зеленого мундира с медными пуговицами, золотым шитьем воротника, бортов и манжет, один адмиральский погон с тремя орлами на золотом поле, сапоги с высокими голенищами. Часть скелета истлела, но череп хорошо сохранился.

Тщательно осмотрев кости скелета, руководитель комиссии, известный антрополог-скульптор профессор М.М.Герасимов решил забрать череп в Москву для восстановления облика адмирала по разработанному им методу создания скульптурного портрета выдающегося флотоводца. Адмиральский погон и другие материальные предметы были переданы в Центральный военно-морской музей, а останки флотоводца вместе с досками старого гроба были переложены в новый и захоронены в той же могиле. Через три года Герасимов завершил свою работу, череп Ушакова был захоронен в могилу.

В 1953 году на ней была установлена надгробная плита из темного лабрадора, такой же гранитный куб, специально отлитая металлическая ограда. Была использована колонка старого памятника с надписью, на которую был поставлен чугунный бюст Ф.Ф.Ушакова. Рядом с могилой установили якорь.

 

В 1991 году Санаксарский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Почитание Ушакова год от года возрастало. Благодарная память об адмирале жила не только среди российского воинства, но и у православных верующих. Этому служило то, что Ушаков всего себя без остатка посвятил служению Отечеству и ближним. И хотя он не принимал монашеских обетов, дух его был поистине монашеский. Потому на его могиле служились панихиды. Многочисленные паломники: духовенство, монашествующие, благочестивые миряне, среди которых часто можно было видеть воинов-моряков, – приходили поклониться Федору Федоровичу Ушакову, светлый облик которого оказался необычайно близок и воинству, и народу, побуждая к столь же ревностному служению – военному и гражданскому, «дабы увидеть новую славу любезного Отечества».

Синодальная комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви, внимательно изучив его подвижнические труды в служении Отечеству, благочестивую жизнь, праведность, милосердие и самоотверженный подвиг благотворительности, не нашла препятствий к канонизации, и в декабре 2000 года святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил прославить адмирала Феодора Ушакова в лике праведных местно-чтимых святых Саранской епархии.

4–5 августа 2001 г. состоялась канонизация праведного воина Феодора Ушакова. Российский флот, боголюбивое Российское воинство обрели небесного предстателя и ходатая перед Престолом Божиим о многострадальном Отечестве нашем.

Адмирал Федор Федорович Ушаков был причислен к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии. Однако сей акт далеко выходит как за чисто религиозные рамки, так и за епархиальные и административные границы Мордовии. Он также далеко переходит границы военно-морского ведомства России. Это очевидно уже сегодня.

 

Общее число святых, которых почитают православные на Руси, превышает тысячу. Однако впервые к их числу причислен русский моряк. Наверное, следует также отметить: Федор Федорович Ушаков в третьем тысячелетии, в XXI веке был канонизирован первым. Не монах, не высокий представитель духовенства Русской Православной Церкви, а именно военный моряк России. Как представляется, это – знаковое событие, свидетельствующее о росте понимания в нашем Отечестве роли и значения Военно-морского Флота и в целом ратной службы, которая всегда олицетворялась с такими понятиями, как Патриотизм, Верность присяге Отечеству и народу, чувство Долга, высокая Духовность. Да и сама церемония канонизации, масштабы и уровень представительства на связанных с ней мероприятиях имели общероссийский характер. Об этом свидетельствует и уровень освещения этого события средствами массовой информации.

 

Почтить память адмирала Ушакова и поклониться его мощам прибыли тысячи людей, среди которых основную часть, как это обычно бывает в подобных случаях, составили паломники. Однако никогда мордовская земля не видела такого количества военных моряков.

4 августа многочисленные гости и паломники, прибывшие в Санаксарский монастырь, приняли участие во Всенощном Бдении в честь праведного воина Феодора, а затем начался ритуал отдания воинских почестей и церковный обряд торжественного обретения святых мощей, чин прославления, поклонения и помазания у святых мощей праведного воина Феодора.

После Всенощного бдения в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи начался Крестный ход. К этому моменту происходит ритуал отдания воинских почестей: гроб с мощами Ф.Ф.Ушакова находится перед алтарем храма Воскресения Христова, расположенного на кладбище Санаксарского монастыря. В почетный караул у гроба заступают командующие флотами, адмиралы, члены делегаций флотов. Перед началом Крестного хода адмирал В.Комоедов покрывает гроб со святыми мощами Андреевским флагом с изображением герба Черноморского флота России.

Крестный ход направляется к храму. Здесь последнюю заупокойную литию совершает митрополит Кирилл. В храм присутствуют священнослужители, адмиралы, Глава Республики Мордовия, представители руководства федерального округа. Перед выносом святых мощей из храма выстраивается почетный караул, знаменосцы, эскорт и военный оркестр.

Наступает торжественный момент: под звуки мелодии «Славься» представители командования флотов, в числе которых адмирал В.Комоедов и генерал-майор А.Быков, выносят гроб с мощами. В сопровождении почетного эскорта процессия направляется к памятнику Ф.Ф.Ушакову. Здесь начинается ритуал отдания воинских почестей и передачи мощей.

С речью о значимости события, происходящего на мордовской земле, выступает Глава Республики Мордовия Н.Меркушкин. Затем слово предоставляется адмиралу В.Кравченко. Начальник Главного штаба ВМФ в своем выступлении отмечает роль флотоводца в истории Отечества и его флота, значение акта канонизации в духовной жизни общества и русского народа, понимании места и предназначения Военно-Морского Флота в судьбе России. После выступления адмирал В.Кравченко вручает памятные Андреевские флаги, освященные на гробнице флотоводца, представителям Главного штаба ВМФ, Черноморского, Балтийского, Северного, Тихоокеанского флотов, Каспийской флотилии, Балтийского ВМИ имени Ф.Ф.Ушакова, Центрального военно-морского музея, Военно-морских сил Украины. Представители флотов передают флаги своим знаменосцам.

Адмирал В.Комоедов и вице-адмирал В.Валуев снимают Андреевский флаг с раки с мощами Ф.Ф.Ушакова, который адмиралом В.Кравченко передается главе Республики Мордовия. В этот момент слышатся залпы ружейного салюта, исполняется Гимн Российской Федерации. Через несколько минут состоится прославление святого Феодора Ушакова.

 

Рака с мощами флотоводца переносится к месту церковного обряда. Эта часть церемонии осуществляется уже представителями Церкви.

Почетный эскорт и оркестр остаются у памятника, а все участники торжественного действа переходят во двор Санаксарского монастыря.

Начинается церковный обряд торжественного обретения святых мощей, чин прославления, поклонения и помазания у святых мощей праведного воина Феодора.

К святым мощам возлагаются цветы. После этого участники церемонии, а затем паломники начинают поклонение святым мощам праведного воина Феодора, которое продолжается до глубокой ночи.

Утром следующего дня в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи митрополитом Кириллом были проведены литургия и Крестный ход.

 

Мощи святого праведного воина Феодора Ушакова установлены у алтаря в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы рядом с мощами его родного дяди – святого Феодора Санаксарского. Русский флот обрел своего небесного покровителя.

Прославление адмирала Ушакова в лике праведных местночтимых святых Саранской епархии – первый шаг к общероссийскому прославлению, которое, по-видимому, скоро состоится.

Участие в торжествах, связанных с канонизацией Ф.Ф.Ушакова, было главной целью поездки делегаций черноморцев и других моряков России в Мордовию. Однако в ходе неполных трех дней пребывания в этом краю произошел целый ряд интересных событий, как представляется, далеко не случайных.

 

Для большинства членов черноморской делегации эта поездка стала открытием мордовской земли, о которой раньше им приходилось лишь слышать. Конечно, о ее истории каждый из нас что-то знал, ведь этот край имеет богатые традиции, культуру, уходящую своими корнями в глубь веков. Однако трудно было предположить, что в течение довольно короткого временного промежутка мы не только вплотную соприкоснемся со святынями русской национальной культуры, основанной на православной духовности, но сможем также побывать в... «атомном сердце» России.

В мероприятиях, связанных с прославлением адмирала Ушакова, как известно, участвовало большое количество гостей и паломников, заботу о которых взяло на себя правительство Республики Мордовия. В Темникове, рядом с которым находится Санаксарский монастырь, разместилась часть делегации ВМФ – моряки-северяне, рота почетного караула, оркестр, представители военно-морских частей, дислоцирующихся в Нижнем Новгороде. Остальных представителей Военно-Морского Флота, ветеранов ВМФ приняло у себя руководство Федерального ядерного центра России из расположенного в нескольких десятках километров г.Сарова, более известного как Арзамас-16. Об этом «фантоме» – «почтовом ящике», в котором ковался ядерный щит державы, до сих пор говорят как о городе, не существующем на географических картах. Между тем этот город с населением под 90 тысяч жителей существует. И не просто существует, а работает в интересах России.

Парадокс: место, на котором находится этот уникальный город, в перечне знаменитых исторических мест России всегда занимало особое положение и сегодня объединяет, казалось бы, несочетаемое. С одной стороны, с XVIII века именно здесь стоял знаменитый Саровский монастырь, где жил и творил чудеса преподобный Серафим Саровский – великий русский подвижник. Кто из россиян не слышал о знаменитой Саровской пустыни?

С другой – с 1946 года именно здесь начал работать сверхсекретный ядерный объект, предназначенный для создания и совершенствования отечественного ядерного оружия. Несколько десятилетий всякое упоминание о нем было запрещено, а местоположение Саровской пустыни по сути стало... засекреченным. Арзамас-16 – Саров – в своей сущности объединил самые разные, на первый взгляд, противоречащие друг другу стороны своей древней, новой и новейшей истории: именно в монастырских строениях начало создаваться отечественное атомное оружие, а в расположенном на территории монастыря так называемом «Красном доме», украшенном множеством мемориальных досок, и сегодня находится управление Российского Федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ – ВНИИЭФ). Естественно, Саров до сих пор является «закрытым» городом, имеющим особое государственное значение, въехать в который непросто даже близким родственникам горожан, а о паломниках и говорить нечего.

Кстати, летом 1991 года, когда мощи преподобного старца Серафима были доставлены в находящийся неподалеку Дивеевский монастырь, Саров посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Как говорят, ему был задан вопрос о целесообразности размещения ядерного центра на святой земле. Патриарх на это высказался в том смысле, что создание ядерного оружия обезопасило Россию на долгие годы, в ходе его создания не было аварий. Значит, это – богоугодное дело, и священная земля ему только способствует.

Пожалуй, действительно: священная земля Серафима Саровского, на которой мы побывали, вдохновляет живущих на ней к решению важных и ответственных задач, направленных на обеспечение могущества и процветания России. И знакомство с Саровом в очередной раз убеждает любого россиянина в наличии уникального и неповторимого достояния, которым обладают наше Отечество и наш народ.

 

Сведения о Сарове уже появились на страницах газет, его название – на географических картах, выпущены книги о городе и советском атомном проекте. Завеса секретности приподнята, хотя город живет и будет жить в условиях, не допускающих свободного, бесконтрольного доступа в него всех желающих. В том, что покров неизвестности снят, можно убедиться в музее ВНИИЭФ, который с огромным интересом посещают гости Российского федерального центра, начиная с ноября 1992 года.

Музей уникальный. Здесь множество экспонатов, которые не увидишь больше нигде. Лишь один штрих, говорящий о многом: на почетном месте – портреты И.В.Сталина и Л.П.Берия, стоявших у истоков создания советского ядерного щита. Причем о Лаврентии Павловиче, как правило, все знаменитые ученые-атомщики неизменно отзывались только положительно. Думается, объективная оценка поступков и дел этого государственного человека еще только формируется в общественном сознании...

Музей – первый в стране, рассказывающий о «закрытой тематике». В нем – история, начинающаяся от летописи Саровского монастыря. Экспонаты – образцы изделий, ставших легендой в биографии атомной отрасли страны: первая атомная бомба РДС-1, знаменитая «Татьяна» – РДС-4, ставшая первой серийной атомной бомбой. Рядом – головные части первых стратегических ракет СССР, самая мощная в мире 26-тонная экспериментальная термоядерная бомба, испытанная в 1961 году над Новой Землей.

Музей предлагает вниманию посетителей уникальную экспозицию, где на стендах и в макетах представлены основные моменты сложнейшей работы, которая называлась подземными ядерными испытаниями. Центральный экспонат – макет территории РФЯЦ-ВНИИЭФ, на котором точно воспроизведены и улицы города, и производственные и экспериментальные площадки, и окружающие леса с дорогами, речками, озерами. К слову, это – единственный экспонат, который нельзя фотографировать, остальное – уже не секрет, в том числе видео- и киноматериалы, на базе которых создано несколько фильмов, кассеты с записью которых можно здесь же приобрести.

 

К сожалению, из-за ограниченности во времени нам не удалось побывать во всех местах, связанных с жизнью преподобного Серафима. Однако, к чести организаторов нашего пребывания на священной земле, необходимо отметить: они сделали все возможное для того, чтобы наша поездка была интересной и полезной.

Незабываемое впечатление произвело посещение Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря, расположенного рядом с Саровом на территории Нижегородской области (следует отметить: сам город Саров, имеющий статус города центрального подчинения, располагается на стыке Мордовии и Нижегородской области, на территории двух субъектов Федерации).

История Серафимо-Дивеевской обители начинается с 1760 года, она примечательна целым рядом событий, главное из которых – канонизация преп. Серафима Саровского. Через 24 года после прославления последовало закрытие Дивеевского монастыря, а затем разрушение в 30-е годы и долгое запустение. В 1991 году было обнародовано решение о возобновлении монастыря, который и сегодня восстанавливается. Возрождается в нем и духовная жизнь. Сегодня в Дивеево более 300 монахинь, несколько сот желающих подвизаться на этом месте и проходящих испытательный срок. Встречали мы здесь и бывших жительниц Севастополя. За 10 лет в Дивеево освящено пять храмов с одиннадцатью престолами, а также несколько сельских церквей. Всего в Серафимо-Дивеевской обители, включая скиты и подворья, восстанавливается 16 храмов с 34 престолами. Главным храмом обители является Троицкий собор с великой святыней – святыми мощами преп. Серафима Саровского чудотворца. Значительным событием стало прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии преподобных жен Дивеевских Александры Первоначальницы, Марфы и Елены.

Серафимо-Дивеевский монастырь является местом массового паломничества, так как здесь – Четвертый Удел Божьей Матери, от соприкосновения с которым укрепляется вера и придаются силы православному человеку. Сестры обители делают огромную работу, даже в будни давая пищу и обеспечивая кров до тысячи человек, посещающих монастырь.

 

Всякий побывавший в этих местах непременно посещает святые источники. В Дивеево находится Александровский, несколько – в районе Сарова. Самый известный и большой родник – «Серафимовский источник», вода из него считается целебной. Кстати, саровская вода, разлитая в бутылки, находит место даже на президентском столе. И еще одна подробность – водопроводную воду в Сарове, забор которой осуществляется из реки Саровки, можно смело пить прямо из-под крана – в «ядерном городе» она идеально чиста.

Ключевая целебная вода привлекает множество людей – к купальням в дневное время выстраивается очередь. Да то и не удивительно – после холодной воды тело обретает бодрость, уныние и утомленность исчезают мгновенно, восторг охватывает душу человека.

Наверное, не ошибусь, сказав: независимо от отношения к религии каждый побывавший в этих местах находится под впечатлением от увиденного.

 

XXI век – век науки и духовности. Хочется верить в то, что он станет столетием прорыва России, выхода на передовые мировые позиции по основным направлениям ее развития. Факт прославления адмирала Ф.Ф.Ушакова, причисление его к лику святых рождает надежду на перспективы Флота Отечества. Кому-то, возможно, это событие не представляется важным и значимым. Тем не менее, не вызывает сомнения то, что это – акт, демонстрирующий необходимость возрождения морской мощи России. Он ко многому обязывает. И с нас крепко спросится, если мы не используем в этом деле имеемые возможности. Спросится и с православных, и с безбожников.