Сострадание – есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия человечества.
Ф. Д о с т о е в с к и й
«А мне всё по барабану...»
Дети-инвалиды... Больная, сложная тема для журналистского расследования. Потому что, сталкиваясь иногда с такой аурой боли, страдания, невыносимого одиночества, не можешь оставаться объективным, не можешь не сострадать, не думать их же мыслями. Многие из них разочарованы в людях, в обществе, ведь мир к ним повернулся не лучшей своей стороной.
Потрясающие глаза у таких детей! Нет, нет, не злые, не потускневшие, не наполненные ненавистью ко всем, кто мог бы помочь, но, тем не менее, проходит мимо их беды... Когда общаешься с ними, то незамедлительно вспоминаешь известное выражение: «Глаза – зеркало человеческой души!» В глазах наших детей, чья жизнь волей судьбы резко отличается от обыденного существования (выражаясь современным психологическим языком, они находятся в «пограничной ситуации»), если не отворачиваться, не избегать их взгляда, а заглянуть в их глубину, то (как это ни парадоксально), можно увидеть, как там плещется море любви, необъятное море любви к жизни во всех ее проявлениях. Мне кажется, в некоторых случаях они больше оптимисты, чем мы, вечно недовольные и брюзжащие на жизненные обстоятельства. Мы многому могли бы поучиться у них, да только ленивы, нелюбопытны, а сейчас становимся всё более и более равнодушными не только к проблемам близких, но и тех, которым необходима наша помощь. Однажды и я соприкоснулся с одной, поразившей меня, ситуацией. Несколько лет назад промозглой, мокрой зимой оказался на железнодорожном вокзале, тогда еще старом... Уже не помню, кого встречал. Вдруг мое внимание привлекла девчушка, которая... сидела в инвалидной коляске. Бросилось в глаза то, как она протягивала руки к прохожим и что-то просила, но все равнодушно проходили мимо. Я не выдержал и подошел. Причина оказалась банальной: смущаясь, она попросила довезти ее до туалета. Я первым делом спросил ее, почему она здесь одна. Девчушка просто и без эмоций рассказала мне, что у нее нет семьи, отец их бросил, а мама начала пить, потом, как это часто бывает в нашей сегодняшней жизни, квартиру продали каким-то людям, и она осталась без жилья. И вот ее приютили в подсобных помещениях железнодорожного вокзала. Мне неудобно было расспрашивать подробно, и я просто подкатил коляску к туалету, тогда еще бесплатному. Нелепая ситуация: мужчина с девушкой-инвалидом у женского туалета! Но что делать: пришлось ждать, чтобы кто-то помог завезти девушку в туалет. Слава Богу, нашлись такие...
Только поймите меня правильно. Я нисколько не хочу выставить себя в благородном свете. Я просто поразился, как равнодушие, словно ржа железо, разъело души многих людей. Говорят, сейчас модным стал термин «синдром эмоционального выгорания». То есть человек не испытывает никаких эмоций, ни положительных, ни отрицательных. Он не испытывает чувства сострадания, может спокойно убить свою мать или отца, а потом, словно ничего и не произошло, пить пиво со своими сверстниками, может запросто изнасиловать ребенка, потом задушить его – и тут же забудет об этом... Как говорят в таких случаях на современном сленге: «А мне всё по барабану...»
Размышлять об этом можно бесконечно. Как говорил один известный литературный герой: «Слова, слова, слова...» Но вот дел мало. Мы всегда найдем повод оправдаться, найдем какие-то объяснения, чтобы выглядеть пристойными и благообразными, объяснения, которые, может быть, для нас ничего не значат, а вот как они нас оправдывают! И все-таки главное в том, чтобы люди с ограниченными возможностями (их еще так называют) не замыкались в себе, а находили контакт с другими, чтобы было взаимодействие с миром и людьми, которые в нем живут. И здесь нам на помощь может прийти компьютер, вернее, он уже пришел.
«Работать с каждым ребенком до полного решения задачи...»
В 2007 году Государственный комитет по делам молодежи Республики Мордовия стал участником федерального проекта по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями. Правительство Мордовии выделило на реализацию этого проекта почти 6 миллионов рублей. Были организованы встречи с родителями детей, участвующих в проекте, их ввели в курс дела, обучили работе на компьютере, создали для них консультативный пункт: мало ли что. И дети начали заниматься. Вот как рассуждает о преимуществах дистанционного обучения главный специалист в этом деле, руководитель группы разработчиков интернет-проекта «И-школа», заслуженный учитель РФ Виктор Мяэотс: «Дистанционное обучение тем и хорошо, что каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию, удобной теме, каждый может учиться столько времени, сколько ему необходимо для освоения той или иной дисциплины. Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовывать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его».
В Мордовии 71 ребенок участвует в проекте дистанционного образования. Это дети, живущие в Ардатовском, Чамзинском, Дубенском, Ельниковском, Зубово-Полянском и других районах Мордовии. Получили компьютеры и в Саранске, в частности, в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей. Также в проекте участвуют педагоги-волонтеры из Саранской средней школы №25. Им помогают добровольцы-студенты Саранского государственного промышленно-экономического колледжа.
Никто не отрицает, вначале было трудно. Чего греха таить, некоторые учителя и сами с компьютером дела еще не имели. Да и нагрузка возросла раза в два. Но никто не жалуется, потому что это дело нужное и важное. Вот что говорит Елена Анатольевна Федотова, заместитель директора по научно-методической работе Саранской средней школы №25:
«Мы отдаем себе полный отчет в том, что современная школа должна, как чуткий эхолот, улавливать малейшие изменения нашего общества. Компьютер, Интернет – становятся необходимой составной частью нашей жизни. А технологии дистанционобучения для детей-инвалидов – это особая, широкая дорога в мир, где им трудно жить в полную силу. У нас с детьми (с первого по одиннадцатый классы) работают семнадцать учителей. Компьютеры, естественно, установлены у учителей дома. В основном, время работы с учениками – с 17.00 до 20.00. Иногда занятия проходят и утром. Особой популярностью пользуется сайт «Живая школа»...
Да, многие дети-инвалиды плохо идут на контакт, но мы стараемся проводить для них различные консультации, разбираемся в их проблемах. Поэтому мы часто проводим итоговые собрания, на которые приезжают дети с родителями из всех районов республики».
С оптимизмом смотрят в будущее и непосредственные участники этого проекта: и педагоги, и дети. Людмила Викторовна Родионова, учительница химии, и Оксана Серафимовна Тултаева, учительница географии, в один голос утверждают, что этот проект имеет большое будущее. Они очень ярко рассказали, с каким удовольствием дети постигают азы дистанционного обучения. Потом входят во вкус и очень добросовестно, с неиссякаемым интересом выполняют многочисленные задания по разным предметам. Дети используют при подготовке к урокам видео, анимацию... «Удивительный мир химии», «Физика на кухне», «Живая академия» и другие сайты в полном их распоряжении. А те, кто любит географию, не могут оторваться от... детективов, которые написаны с использованием географических материалов. А Елена Васильевна Барчёнкова, которая преподает в школе изобразительное искусство, рассказала о том, как ее подопечные, изучая курс «Живая кисть», влюбились в японскую графику...
Удалось побеседовать и с девятиклассницей Дарьей Кливер, которая уже не мыслит себя без дистанционного обучения. Даше никто особо не помогал, она сама и с компьютером «разобралась», и блестяще
освоила все нюансы нового обучения. Для нее это очень важная ступенька в жизни: Даша мечтает поступить в университет. Она хочет стать адвокатом.
У нас много говорят о том, что чрезмерное увлечение компьютером, преклонение перед виртуальной реальностью ведет в некоторых случаях к полной изоляции от мира. В нашей ситуации мы видим обратную картину – компьютер выводит человека к совершенно новым горизонтам, погружает ребенка в мир столь необходимых ему знаний, и в данном случае Интернет несет «разумное, вечное, доброе».
Найти себя
Конечно, всё это находится на стадии эксперимента. И пока проект приостановлен, чтобы с учетом всех выявленных проблем возобновиться в сентябре этого года.
В Саранске проходит ежегодно фестиваль детского творчества детей с ограниченными возможностями «Как прекрасен этот мир!» Я побывал на одном таком фестивале в Мордовском национальном театре. В холле была масса поделок, различных работ, представляющих все грани таланта детей-инвалидов. Бывает, что такие люди, не распыляясь во внешнем мире, добиваются больших успехов во внутреннем, находя в себе ресурсы для преодоления кризисных моментов. Одни прекрасно рисуют, другие (глухонемые, в частности) великолепно танцуют, третьи талантливо пишут стихи или прозу... В творчество обычно ребенок-инвалид вкладывает всего себя. Потому что для каждого из них – это тропинка к миру, та особая дорога, по которой шагают только они и никто более.
На этом фестивале я познакомился с восьмилетним мальчиком Гришей, страдающим ранним детским аутизмом, и с его бабушкой Валентиной Викторовной. Бабушка активно помогает внуку бороться с его недугом. Они и у психолога бывают, и иппотерапией занимаются, и часто общаются со сверстниками.
Успехи налицо: Гриша пошел в первый класс, в обычную школу и, слава Богу, пока никаких проблемных ситуаций не возникало. И всё же Валентина Викторовна сетует: «Сейчас в нашей стране, как мне кажется, не до детей-инвалидов. Всяких глобальных нерешенных вопросов так много, что, думаю, нам, родственникам и родителям таких детей, придется в одиночку все свои проблемы решать. Но сразу можно утверждать, что одним нам не справиться!»
Тем не менее, мы все-таки видим, что дети-инвалиды на произвол судьбы не брошены. В одном из российских высших учебных заведений ведутся интенсивные исследования, связанны с проблемами детей-инвалидов. Огромная задача – как сломать «стереотип по отношению к некоторым видам инвалидности». Суть задачи в том, чтобы плавно ввести детей-инвалидов в общеобразовательные школы, строить для них пандусы и лифты, оборудовать троллейбусы и автобусы опускающимися подножками и тому подобное. В Саранске, например, появился один такой троллейбус. Словом, должны быть созданы необходимые условия. Есть же Конвенция о детях-инвалидах, к ратификации которой президент Медведев поручил подготовиться еще в 2009 году. И, к сожалению, у нас до сих пор нет законопроекта об образовании детей с ограничениями по здоровью: ни федерального, ни регионального. Хотя об этом не раз писали средства массовой информации. Но дело с мертвой точки не сдвигается.
А статистика показывает поражающие цифры: по данным Министерства образования и науки, на начало 2009 года в России 534 тысячи детей с инвалидностью; из них только 142659 учатся в обычных классах; 148074 в коррекционных классах обычных школ; 210842 – в коррекционных школах и школах-интернатах. Эксперты также утверждают, что около 170000 детей-инвалидов вообще нигде не учатся.
А как же дела у нас в Мордовии? На обслуживании в органах социальной защиты населения Мордовии на 1 января 2010 года находится 2628 семей, в которых воспитывается 2695 детей-инвалидов. Проблем, конечно, много, предельно много. Обо всем этом мы и говорим с директором ГУ «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск» Мариной Евгеньевной Переплетчиковой.
– Конечно, мы оказываем социальную помощь многим категориям людей, которые в ней нуждаются. Да, в нее входят и дети-инвалиды... Реабилитация? Мы создали единственное в Мордовии отделение реабилитации для детей и подростков с ограниченными физическими и умственными способностями. У нас только в одном Пролетарском районе живут 500 детей-инвалидов. Некоторые учатся во вспомогательной школе, другие дома, но большая часть из них просто необучаема. Поэтому 14 детей, с которыми у нас работают в отделении реабилитации – это дауны и олигофрены... Такие дети, как правило, из неблагополучных семей. И очень часто их воспитывает только мама. Усталая, замученная. Поэтому мы утром забираем ребенка из семьи. Вечером возвращаем. У нас впервые он учится держать ложку, открывать дверной замок. Занимаются с ними социальный педагог, психологи, есть медсестра, сестра-санитарка. Стараемся сделать их жизнь не такой уж однотонной, устраиваем различные праздники, один из самых любимых – Новый год. Но вечно мы их держать здесь не можем. До сих пор жалко одного из наших «учеников» – Леню. С 13 лет он был на нашем попечении, многому научился, в двадцать лет даже жениться надумал... Но в 23 года он ушел от нас. Какой он подросток! И сейчас судьба его незавидна: мама просто держит его взаперти – а что прикажете делать?
Другой, более положительный пример – Павлик, который тоже был в нашем отделении. И вдруг приходит мама и говорит: а я его забираю. Почему? Оказывается, они уезжают в Германию к родственникам на постоянное место жительство. И я, честно говоря, порадовалась за Павлика. Ведь в Германии построены целые города для таких детей. В которых они живут своей, для них, наверное, вполне полноценной жизнью: работают, создают семьи.
– А как вы думаете, у нас можно что-то сделать, чтобы дети-инвалиды не оказывались в ситуации, как с Леней?
– Можно. Вот мы строим Ледовые Дворцы, ФОКи. Это здорово, просто замечательно! Но это для здоровых людей. И почему бы в Саранске не построить Республиканский реабилитационный центр для молодых инвалидов? А при нем мастерские, где бы они могли работать, чувствовать себя занятыми нужным делом. Да мало ли что можно сделать для тех, кто будет в нем проходить реабилитацию, когда у нас будет существовать такой центр, где бы всё было создано для нормальной жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями: специальные подъемники, лифты, пандусы и т.д. и т.п. Конечно, без высококвалифицированных специалистов здесь не обойтись. Но и их надо подготовить!
Были разные времена и разное отношение в обществе к детям-инвалидам. Сейчас на дворе двадцать первый век – для детей-инвалидов существует дорога в жизнь. Но это особая дорога, и без помощи со стороны им ее не одолеть.