Открытость миру

Валерий Петрухин           

              Хорошо это или плохо, когда человека, о котором ты хочешь рассказать читателю, знаешь довольно давно, еще со студенческих лет, и помнишь его вступающим в мир с такой верой в людей, в жизнь, в литературу, что даже завидно было?.. Потом Бог послал нам обоим свой крест, такое испытание, которое каждый из нас преодолевал по-своему, стараясь не впасть в черную меланхолию, не воспылать ненавистью к жизни, не выбросить себя на задворки человеческих отношений. Разница была лишь в том, что я – мужчина, а моя героиня – женщина. И очевидно, что Валентине Николаевне Масловой, о которой и пойдет речь, было гораздо сложнее, чем мне, выбираться из сложной человеческой ситуации. Сейчас, с высоты прожитых лет (а позади, по всей вероятности, уже больше половины отпущенных нам дней), мы пришли с ней к однозначному выводу, что действовали по принципу: если легко – делай, если трудно – говори, если невозможно – молись...

 

Спасли нас дети. А Валентину еще и то, что, выходя из страшной болезни и испытав предательство близкого Фотография Валентины Масловойчеловека, она вдруг обнаружила в себе мужской характер. Не сдаваться, не сдаваться, не сдаваться! И не замыкаться от мира. Дала себе клятву: если болезнь отступит, во что бы то ни стало дойти, даже доползти до храма. Сейчас Бог
ей в помощь. Сыновья, которых почти в одиночку она растила с шестилетнего возраста, сейчас вполне благополучные люди, живут в Москве и выбрали себе профессии, которые сделали их счастливыми: один – солист балета одного из самых известных театров, второй – журналист. Как она их воспитывала? Наверное, Валентина могла бы ответить словами писательницы-переводчицы Натальи Трауберг: «Как люди могут знать, как надо воспитывать детей? Я никогда не знала, не умела. Только слезами и молитвой. Только слезами и молитвой...» А может, наша героиня просто в ответ на свою всепоглощающую любовь к сыновьям получала точно такую же любовь и послушание. Не могу не сказать и о том, что Валентина воспитала еще и приемную дочь. Умерла ее близкая подруга, и Маслова в ответ на слова осиротевшей девочки: «Тетя Валя, а меня теперь куда? В детдом?» – поклялась: «Пока я жива – ни за что». Теперь у этой «девочки» уже появилась дочка, то бишь внучка Валентины Масловой.

 

Должен заметить, что в жизненных коллизиях Маслову всегда выручало еще и то, что любое дело она доводила до конца, умела и хотела быть первой везде. Школу и университет имени Н.П.Огарева закончила с отличием. Работала журналистом...

 

 

С детства Валентина писала стихи, во время учебы в университете часто публиковалась в республиканских литературно-художественных альманахах. Так и стоит перед глазами: вот она влетает в комнату общежития: легкая, тонкая, воздушная, длинные волосы рассыпаны по плечам, всегда с улыбкой и блеском в глазах. Дарит нам (мне и Юре Макееву, талантливому поэту, ушедшему из жизни в 27 лет) сборник, где опубликованы ее стихи. Мы, первокурсники, в полном восхищении от ее стихов, да и от впечатления, которое на нас произвела молодая поэтесса. Еще никто не знает, что приготовила для каждого из нас судьба...

 

Было у Масловой с юных лет еще одно увлечение: фотография. Для нас, выросших в деревне, фотоаппарат был в 60-е годы вещью довольно дорогой. Валя купила свой первый фотоаппарат на собственные, ею заработанные деньги. Помогали убирать горох в колхозе. Как оказалось, и Валентина, и я начинали с самого, наверное, дешевого и простого фотоаппарата «Смена». Разница заключалась лишь в том, как мы выяснили, что первые свои пленки она проявляла в... чугунке, а я всё-таки сумел достать себе настоящий фотобачок. А в остальном всё было очень похоже: снимали мы, в основном, деревенскую жизнь в ее простых и ясных жизненных ситуациях. До сих пор с черно-белых фотоснимков на нас смотрят наши бабушки и дедушки, давно покинувшие этот бренный мир, лошади, собаки, кошки, цветы и травы, кудрявые облака над рекой... Казалось, это всегда будет с тобой и мир твоих снимков, добрых, открытых, по-детски наивных, войдет в твое сердце и душу и будет в тебе всю жизнь вырабатывать одни только гормоны радости. И Валентина, несмотря на все удары судьбы, все-таки смогла через любовь к фотографии сохранить в себе интерес к миру, любовь к нему.

 

Работая в газете, Маслова сумела немного подкопить (ох, уж эти зарплаты журналистов прошлого века!) и купить один из лучших фотоаппаратов того времени – «Зенит-Е». До сих пор Валя снимает на пленку, теперь, правда, цветную.

 

 

Было время, когда в фотоцентрах, где проявляли цветную пленку, Валентина сама стояла у «проявочного процесса» и руководила всем этим делом. Для нее очень важно было, чтобы цвет не растекался, а находился там, где ему и положено быть. Она мне призналась: «Понимаешь, для меня важно не только как расположен, как играет цвет, потому что он несет в себе очень нужную для внутреннего мира человека информацию. Для меня важно, как ЗВУЧИТ то, что я поймала через глазок фотоаппарата. Как это ни странно, но мелодия пронизывает любой мой снимок. Я слушать могу природу, человека, животных...» Ее фотографии вбирают в себя всё многообразие, суматошную суету нашего мира, в ее забавных кошечках, для которых игра есть сама суть их природы, в человеческом хороводе лиц, ведь в самой природе есть нечто, связанное с каждой человеческой душой, напоминающее нам о бренности и красоте этого мира. Мы, к сожалению, должны в свой срок и час оставить красоту этого мира, а мир останется почти неизменным. Только бы вот человек не попортил его леса, реки, моря и океаны, ибо к этому уже есть поползновения.

 

Маслова не представляет себя без открытости миру. Без любви к собратьям нашим меньшим, к людям, которых, несмотря ни на что, ценит и старается понять. Валентина снимает не для себя, не в стол, и не для каких-то гламурных изданий, которых развелось сейчас великое множество. Она предлагает свои фотографии всем желающим посмотреть и оценить их, готовит и проводит массу собственных фотовыставок. Ее работы украшают более 40 книг на самые различные темы. Изданы также 10 комплектов открыток с досто-
примечательностями Мордовии. Никогда не забудет она мрачные девяностые годы. И люди-то в это время были озлобленные, не понимающие, что к чему. Был эпизод, когда на нее грубо наорали в очереди за продуктами. Вышла она, стоит, плачет и думает: «Неужели эта человеческая жестокость так и расползется по всей стране?» И решила Валентина Маслова своими средствами бороться с одичанием людей, инстинктами, которые выходят из человека, когда ему приходится сражаться за собственное выживание... Года три с маленькой торговой тележкой, где были бережно укутаны ее фотографии, с которых мир смотрел на людей с улыбкой, озорством, даже шалостью, Валентина посещала все детские дома-интернаты, пансионаты для ветеранов войны и труда . Она понимала, что в первую очередь тяжелее всего особенно им, в то время инвалиды, ветераны, можно сказать, были брошены на произвол судьбы, помощи ждать было неоткуда, ибо большинство в то время занимались только собой. Как можно было выжить учителям, если зарплату платили водкой? Целые рабочие коллективы вообще не получали на руки никаких денег. Да и не только рабочие коллективы... Вся страна оказалась в духовном и материальном коллапсе.

 

И вот маленькая хрупкая женщина решила в одиночку пробивать бреши в окаменевших душах своих современников. Ее многочисленные выставки в школах, интернатах, домах ребенка, пансионатах для ветеранов и т.д. и т.п. вдруг преображали людей, делали их намного добрее к ближнему. Рассматривая фотографии Масловой, люди порой не сдерживали слез и говорили ей простую фразу: «Спасибо, дочка!», которая в те годы стоила многого. Недаром одна из первых фотовыставок Валентины называлась так: «И чуден каждый миг...» Искать счастье в сверкающей капле воды или распустившемся бутоне цветка учила Маслова своих зрителей, недаром она любит Японию, и младший сын привез со своих гастролей по этой стране так много любопытных вещей, что мама вдруг сделала из них целую выставку. «Японская весна» называется. Ведь именно в этой стране, проходя мимо прекрасного цветка, никогда его не сорвут, а будут любоваться им в окружающей его обстановке. Так и на фотографиях Масловой, которые учат людей не подчинять красоту себе, а находить в ней большую отраду для своей души.

 

Одна из самых дорогих выставок для самой Валентины – это «Жажда». Она – о тяге человеческой к духовному, к Богу.

 

Особенно ценят работы нашего фотомастера дети. Вот уже много лет Валентину Николаевну приглашают в республиканский реабилитационный центр «Радуга». В него попадают очень сложные дети, часто испытавшие на себе всю негативную изнанку мира, как говорится, по полной программе. Многие, если не все, из неблагополучных семей, убегают из дома, не представляют, что в мире, кроме злобы и ненависти, есть еще ЛЮБОВЬ. Для них работы Масловой – это словно выход в другой, параллельный, что ли, мир, где царит гармония, любовь, добро и спокойствие. Ничто не возмущает душу, не заставляет ее буквально съеживаться от страха и ужаса. Вы бы посмотрели, как невольно замирают дети пред снимками, как они стараются всем существом впитать в себя эту фантастическую (в самом лучшем значении) Вселенную.

 

Валентина Маслова не может видеть, когда человеку плохо, а ребенку – тем паче. И она не только своим творчеством идет навстречу людям. Она также организует помощь (одежда, обувь, деньги), убеждая, что добрых людей в мире больше.

 

Планов у нашей героини много. Вот издала книжку стихов. Конечно, на собственные деньги. Еще два сборника ждут своего часа. И пусть время сейчас не однозначное, творчество Валентины Николаевны Масловой, светлое и несущее людям тепло, еще долго будет востребовано.

 

Подтверждением тому – прошедшая в конце 2010 года в Мордовском музее национальной культуры ее новая выставка «Радуюсь и удивляюсь», на которую собралось большое количество почитателей ее таланта.