Майский букет воспоминаний

Мы все часто проходим мимо памятника Павшим Воинам. Когда спешим по делам или просто гуляем... За колоннами в сумеречном пространстве прячутся смеющиеся беззаботные парочки. По субботам когда-то те самые беззаботные парочки, а сегодня – нарядные женихи и невесты, следуя традиции, возлагают к памятнику цветы. А в холодные зимние вечера Вечный огонь окольцовывают замерзающие люди, тянут к нему озябшие ладошки, и кидают монетки в огонь, чтобы все желания сбывались. И главное, среди этих желаний, чтобы не было новой войны.

Мне кажется, все боятся войны. Боятся ее неизбежных лишений и горестей. Боятся несвободы и смерти. И это действительно самое страшное явление, выдуманное человечеством.

Когда я училась в десятом классе, к нам в школу пригласили ветерана Великой Отечественной войны. Он очень понравился мне и моим подружкам – гость улыбался, был бодрым и энергичным. Все даже забыли о его почтенном возрасте. Он рассказывал нам о героических поступках на войне и в тылу. Особенно мне запомнилась история про отважную девушку Катюшу, которая подбиралась к колодцу, чтобы набрать питьевой воды для солдат, прямо на глазах у немцев. И они ее за смелость пощадили. Мне было особенно приятно его слушать, ведь мой дедушка – тоже ветеран ВОВ. Его звали Дмитрий Яковлевич Казачков. Он умер недавно и мне его очень не хватает. Если бы он был еще жив, то обязательно отксерокопировал бы эту статью и отправил по почте брату в другой город. Он всегда собирал публикации о войне и знакомил с ними близких. И обязательно 9 мая пошел бы на Парад Победы в своем знаменитом пиджаке, увешанном наградами. А я бы позвонила ему по телефону из Саранска и поздравила бы его, снова признавшись, что очень им горжусь. Кто знает, может, его путь когда-то пересекался с дорогой нашего школьного гостя? По крайней мере, их поколение было едино по душевным переживаниям. Однако, после встречи с ветераном, продолжился обычный учебный день, и одна учительница, с которой мы поделилась своими впечатлениями, усомнилась в правдивости эпизода, рассказанного нашим гостем. Мол, подобные героические истории про войну сильно приукрашены. Гм... Стоит ли ее осуждать? Ведь нам действительно из нашей современной реальности трудно переместиться в ту военную эпоху – понять, каково это пережить, проявить себя отважно в бою или в ежедневном и еженощном труде в тылу. У каждого поколения свои проблемы и свои трудности. Но главное, что нужно всегда быть благодарным за то, что у нас сегодня есть. Есть своя эпоха и своя страна, и мы имеем право на свое мнение и свои ошибки, благодаря подвигу ветеранов в том числе. Я стараюсь сейчас быть объективной, но в душе я строго осудила эту учительницу за ее неумные слова. Ведь государство и все его граждане, тем более учителя, должны воспитывать патриотическое поколение.

Мы видим по телевизору десятки фильмов о войне, но на самом деле не можем разобраться, где документальность, а где художественный вымысел. Уже складывается такое ощущение, что сняли фильмы и сериалы про каждый день войны, про каждый выдающийся случай. Конечно, в кино советского производства сомневаться особо не приходится – ведь снимали их и снимались там люди, прошедшие войну, хотя бы краешком ее зацепившие. Сегодня же по большей части в фильмах на военную тематику – заштампованные фразы или что гораздо хуже – появляются непристойные пародии, вроде фильма «Гитлер, капут!». ВОВ – это уже в определенном смысле бренд, привлекающий людей к просмотру, делающий пресловутые рейтинги. А на самом деле получается, что вокруг Великой Отечественной войны много недобросовестной возни, а настоящих историков и спрашивать не хотят. Одно время в новостях даже муссировалась тема о пересмотре итогов Второй Мировой и европейцами, и нашими недавними соотечественниками – из стран Балтии, Грузии и даже Украины. Нам – россиянам – обидно, ведь преследуются какие-то сиюминутные политические цели, а каково ветеранам, ведь они боролись за свою Родину и выстрадали эту Победу?

Однако грамотные фильмы и книги на военную тематику – это положительное явление, помогающее воспитывать в подрастающем поколении патриотизм, показывающее всю трагичность пережитого нашей страной этапа истории. Пусть школьники стремятся подражать героям ВОВ, чем бандитам из сериалов и поп-звездам.

А встречи с еще бодрыми ветеранами – это вообще необходимость. Я очень люблю маленькую уютную детскую библиотеку (филиал №1 имени А.П. Гайдара), в которую частенько наведываюсь по старой привычке. Бываю в ней, конечно, не только я, но и школьники, живущие в нашем районе. И вот недавно, уже в преддверии Девятого мая, семиклассники под чутким руководством работниц библиотеки провели театрализованный вечер-встречу с ветераном – Герасимовым Виктором Федоровичем. И ребята почетного гостя порадовали – показали сценку на военную тематику, и он поделился с подрастающим поколением своими боевыми воспоминаниями.

Конечно, к празднику учителя традиционно задают ребятам учить стихи о войне и делать доклады о ветеранах, живущих в Мордовии. Благо, нужная литература в библиотеке имеется. А из художественного отдела библиотеки особым спросом пользуется «Сын полка» Валентина Катаева. Но живую встречу ничто не заменит. Тем более сегодня, когда люди больше привыкли общаться с телевизором и компьютером, чем друг с другом.

Наше современное общество разделилось на тех, кто «постует», и тех, кто против этого обряда протестует. Еще бы, сорок дней не есть мясо – по сегодняшним меркам – это подвиг. Однако, если бы в войну питались так, как мы сегодня постимся! Моя бабушка Альбина Владимировна Смородина рассказала мне о том времени, когда ее семья ела картошку по счету. Мне стало стыдно, вечно я на все жалуюсь...

Бабушке исполнилось всего пять лет в 1941-ом году, но такие детские воспоминания не стираются со временем: «Я с родителями и братом жила в Луховке в школьной квартире неподалеку от речки, в которой я любила ловить головастиков. Мои родители работали учителями. И вот однажды я увидела первых беженцев, которых расселяли по домам. По приезду они пошли на речку купаться и мыть головы. Головы мылили очень сильно, так что пена текла по всей реке, и я размышляла о том, что идет война, мыла – нет, а им не жалко...

Папу на фронт забрали в марте 1942 года. Позже ровесников, потому что у него было очень плохое зрение. Моему младшему братику на тот момент было всего 11 месяцев. Папа нас всех расцеловал и уехал, а мы перебрались в деревню к маминым родителям». Я перебиваю рассказ и спрашиваю с заправским видом, намекая на плюсы деревенской жизни – огород и скотину: «А что ели в деревне? Наверно, питание было лучше, чем в городе». Бабушка отвечает: «У кого была картошка – все остались живы». Я затихаю и слушаю... «Хлеб пекли из картофельной муки и травы (лебеду сушили). В колхозе можно было получить 100 грамм зерна за трудодень. Вообще, малышня тоже еду добывала – в речке ловили пескарей. Пока холодно – с мостика, а как потеплеет – прямо в воду заходили. Было у нас для этого специальное приспособление – решёты. Вода чистая – потихоньку вынимаешь досочку, а на ней рыбки. Добычу рассовывали по кармашкам, которые мама специально нашивала на одежду. А к рыбе собирали на пойме дикий лук. Нарвем каждый сколько может унести и домой несем. Потом бабушка из улова в чугунке луковую похлебку варила на всю семью. Летом собирали коневник (конский щавель), полевой хвощ, аниськину траву. И вся семья садилась за стол есть витамины».

Бабушка останавливается, а я задаю новый вопрос: «Как ты пошла в школу, ведь это был 1944 год?» Бабушка улыбается: «В школу ходили в лаптях на колодках. А писали на газетах чернилами. Чернила делали сами из сажи. Чтобы теплее было и в школе, и дома – окапывали здание. Вырывали канаву, а землю приваливали к стенам. Спичек тоже не было. Однажды мама шила ночью белье на фронт, помню, что ей нужно было обязательно к утру закончить. Когда керосина в лампе не осталось, она разбудила меня, нащипала лучинок, и я жгла по одной – светила на ее работу».

Я вздыхаю, что тут скажешь? Мы сегодня привыкли жаловаться на все, а тогда люди больше радовались тому, что есть. Хотя было намного меньше, чем у нас сейчас. Особенно меня тронул рассказ о том, как пришла похоронка от бабушкиного двоюродного брата Александра. Во время оплакиванья его молодой жизни почтальон принес от него письмо – ранен, но жив. Печально в этой истории то, что в конце войны пришла новая похоронка на его имя, на этот раз настоящая.

Тяжело было прокормиться в деревне в годы войны, но еще тяжелее было в городе... Людмила Марковна Гурченко – талантливая актриса, на момент начала Великой Отечественной войны – просто маленькая девочка. Она открылась для меня не только как артистка и известная личность, но и как искренний человек, много переживший в своей жизни, после прочтения ее воспоминаний под серьезным названием «Мое взрослое детство». Людмила Марковна легко и с любовью рассказывает о своих родителях (особенно о веселом и чудном отце Марке Гавриловиче Гурченко), о «прекрасном времени» до войны, и с грустью – о военном периоде оккупации, и гордо о том, как «наши пришли!». Описаны все события очень ярко и красочно. Сразу представляешь себе тот день, когда «...утром еще мы были в лесу на прогулке. Нарвали ромашек и сиреневых колокольчиков. А вечером уже оказались дома, и увядший букет лежал на диване... Все оборвалось мгновенно, неожиданно... Война, война, война... слышалось отовсюду». Это было самое начало. Потом Харьков, где остались Людмила Марковна и ее мама, заняли немцы. Еды не было – взрослым приходилось промышлять «менкой» на рынке, где был великий риск попасть в облаву. А детям... Как только они не добывали себе еду! В том числе и воровали на том же самом рынке. Но особенно интересен другой, можно сказать, «киношный» эпизод: «Проход на территорию немецкой части был закрыт железными трубами. Но кто-то в одном месте их раздвинул... Тут стояла толпа детей с кастрюльками. Вечером я уже была в толпе детей. Для первого раза взяла самую маленькую кастрюльку... Долго стоять молча, выпрашивать жалким взглядом? Нет. Надо заработать! Надо «выделиться». А как хочется есть! А какой запах! Я и сейчас его слышу. Густой фасолевый суп!

Немцы получили ужин. Стали есть. Смолкли разговоры. Только аппетитное чавканье...» Как вы думаете, на что решилась маленькая голодная девочка? Она запела «Катюшу»! «Голос мой дрожал. Я давно не пела во все горло. А мне так необходимо было сейчас петь!.. С разных концов двора раздались нестройные аплодисменты... Домой я принесла полную, до краев, кастрюльку вкусного жирного фасолевого супа!»

Это был поистине один из самых поразительных и ярких эпизодов автобиографической книги Людмилы Марковны. А вот из рассказов моей бабушки больше всего мне запомнился эпизод о солдатах, которые ехали на фронт мимо ее деревни. Малышня кидала в открытые товарные вагоны букетики из полевых цветов, а солдаты ласково кричали: «Спасибо, детки!»

Итак, что же для сегодняшнего поколения означает праздник Победы, отмечающий свой юбилей? Ведь у молодого поколения дедушки и бабушки в войну были еще маленькими, если вообще уже родились. Я опросила своих одногруппников, и почти все ответили одинаково: очень трогательный день, который все проводят под песни военных лет и некоторые даже со слезами на глазах. Для большинства традиционен поход на парад Победы. Итак, для всех – это праздничный, но и немножко грустный день. Однако от нас время потерь далеко, сегодня важнее сам факт Победы, а для тех, кто жил в то тяжелое время, было по-другому. В книге Ирины Головкиной, внучки известного композитора Римского-Корсакова, нахожу воспоминания о ее родных, переживших блокаду Ленинграда: «Семья из пяти человек потеряла троих. В семьях родственников также было много потерь. Радость победы смешалась с горечью утрат. Впоследствии бабушка не хотела видеть фильмы о войне, не могла слышать звуки сирены, не могла разделить мгновения праздника Победы. В этот день ей хотелось больше тишины, чем поздравительных речей и грохота салюта». Значит, праздник более важен для следующих поколений. Благодарных поколений. Чтобы помнили. И поминали.