«И, привыкший к потерям, как к многоточию...»

* * *

правду резать нелегко и неприятно.

правда – самое гнилое в человеке.

потому как не возьмешь ее обратно,

правда – если пролилась – уже навеки.

 

это песня помогает жить и строит.

правда – рушит и сметает. но при этом

почему-то только правда правду кроет.

так что легче и приятнее – дуэтом.

 

а я – соло! я же праведник! и даже

припася на этот случай каплю виски,

пью из рюмки с вашингтонской распродажи,

пепел сыплю в черепок из сан-франциски...


* * *

Нынче из подъезда соседи

потихоньку гроб выносили.

Вот тебе и аз-буки-веди:

был – и нету... Сколько усилий

осчастливить близких и прочих

прекратилось вмиг... Рядом вяло

– Кто это? – шептались. – Да дочь их...

– А чего не плачет?.. – Устала...

 

Так и все мы кончимся скоро.

Я-то точно... Просто отчалим,

заслужив немножко укора,

подарив привычки к печалям

тем, по чьим сердцам наследили –

кто по полной, кто между делом...

Родились и тоже родили,

поделясь душою и телом,

и – назад, к христам и аллахам,

или кто он там, этот боже?..

Смерть страшна всего одним страхом –

что и без тебя будет то же.

Будто этот мир бестолковый

ты не гнул в дугу об колено.

А теперь лежишь, как целковый –

вымытый, наряженный, тленный

и совсем-совсем бесполезный,

недодавший света и счастья...

– А чего с ним? – Сердце... – Болезный...

– Да уж лучше так, в одночасье...

 

Да, так лучше. Вроде расстрела.

Без суда и без приговора.

Тебя нет – а солнце пригрело...

И за сукой бегает свора

кобелей... летят самолеты...

по степи ползут тепловозы...

у кого-то рваные боты,

у кого-то свежие розы...

моросит... метет... снова тает...

за сегоднем новое завтра...

где-то незаметно светает,

где-то вечереет внезапно...

миллиарды прут на работу...

миллиарды спят, в ус не дуют...

и она – другого кого-то,

как тебя когда-то, целует,

а ему всё мало и мало...

А узнала – губы вспотели:

– Господи! – Так ты не слыхала?..

– Да когда ж? – На прошлой неделе...

 

А соседи скорбно выносят.

А зеваки бурно лопочут.

На помин обычно не просят –

все приходят сами, кто хочет.

 

А я – мимо: мы не знакомы.

И ко мне чужих не пускайте.

По рюмашке хлопните – дома,

и битлов врубите, и знайте:

ни о чем я, блин, не жалею!

Мне всего хватило с лихвою!

И хорош битлов – сам поблею!

Ладно, скажем легче: повою,

пусть пошелестит – да, не горний –

баритон с фальцетом коронный...

Да прочтите, кто попроворней,

маршик, что ли, мой похоронный.

 

Да еще по стопке и – хватит.

И живите – мирно и честно.

И не хнычьте впредь об утрате

я ж не весь уйду, как известно!

 

От меня останутся дети –

пара сыновей да три дочки.

А еще останутся эти

неблагоговейные строчки

вместо рукотворного склепа.

И итог – скупой, как ни странно:

что и жил я как-то нелепо,

и что умер как-то нерано...

 

КАМЛАНИЕ


Знаки, указатели, меты,

жалящие жалостный разум –

жаркие, как хвост у кометы,

но неразличимые глазом

боги всеязыческой веры,

жертвы вседовлеющей сути,

призраки, манки, полумеры,

всполохи восторженной взмути,

капелька воды недопитой,

растворённой вдохом, летучей...

Что-то происходит с орбитой –

магия? намеренье? случай?

 

Чувство народилось и дышит:

зиждет и себя ж ненавидит...

 

Слышащие слухом – не слышат.

Видящие взором – не видят.

 

ЕЩЁ О СИНЕНЬКОМ
СКРОМНОМ ПЛАТОЧКЕ


Не злись, не хнычь, не скули – не жалко.

Хнычь, злись, скули – по греху и боль.

Для слёз не хватит и полушалка,

на – носовой?.. свой? ну что ж, изволь...

 

Какой изящный, а больше вечный!

Ты где, подружка, такой взяла?

Ах – любопытство бесчеловечно?

Ах – и без нас под завязку зла?..

Чего ты ноешь, что жизнь коррида! –

господь к тебе не жесток, а мудр:

сей синий скромный платочек, Фрида,

затем, чтоб не было добрых утр.

 

Чтоб каждый день начинался адом

и оставался им дотемна.

Проснешься – вот он, измятый, рядом:

здорово, падла, опять одна?..

 

Вот и задумайся: а спроста ли,

в судьбу тебе дерезу вплели,

и душу досуха опростали?..

Хоть рви его, хоть в огне пали –

 

все сто пожаров тебе в печенку,

и сто кошмаров во всякий сон. –

Не нужно было душить мальчонку!..

А задушила – держи фасон:

 

скаль миру зубы – улыбки вместо,

грызи подушку во тьме тишком, –

теперь ты знаешь, чья ты невеста.

Чего же брезгуешь женишком?..

 

Чего ж ты вьешься как аскарида

в чужих кишках? тень – в чужой тени...

Ведь мы – мы душ не губили, Фрида,

и рук к нам проклятых не тяни.

 

Кричи, отпугивая непруху.

Шепчи заклятья в пустой ночи.

Влачи, покуда хватает духу

ютиться у выстуженной печи...

 

Молясь, ложись, не молясь, ложись – не

случится чуда – один итог:

тебе по гроб твоей жалкой жизни

на тумбочке будет лежать платок...


* * *

Не пишешь, но слышишь,

не веря, что – свыше,

что все ритурнели

из той же шинели.

Не хочешь, а – на-ка:

размер Пастернака

и – вечная драма –

подтекст Мандельштама

и – как на смотрины –

восторги Марины

и сор окаянный –

из Анны...

 

 

 

СПУТНИЦА

 

экая всё-таки путаница,

в жизни не разгрести...

кто ты мне, если не спутница –

друг моего пути?

 

я ведь тебя к посоху

приговорил сам.

вот и мотаемся – посуху,

по морю, по небесам...

 

вместе искуролесили

все перекрестки лет,

где ты, родная? здесь? или

больше тебя нет?

 

вёдро или распутица,

ветер или гроза, –

дай-ка мне руку, спутница! –

хватит тащиться за...

 

 

* * *

...а однажды ты села и улетела,

и оставила – грезить, хранить и ныть,

увезя за море и роскошь тела,

и всего, чего телу не заменить...

 

и, привыкший к потерям, как к многоточию,

находящий что-то и в них, и в нём,

понял я: как же, господи, зябко ночью!

и ещё страшнее – как зябко днем...