Идея синтеза живописи и поэзии не нова – в музеях Парижа, Лондона и Берлина любители искусства могут насладиться созерцанием картин, показ которых сопровождается выразительным чтением стихотворений. Под демонстрации такого рода отводятся специально оборудованные помещения, в обслуживании которых задействован многочисленный персонал музея. Удачно подобранные текст и изображение существенно расширяют и в то же время конкретизируют общую концепцию материала, открывая еще одну грань искусства.
Подобный синтез в прошлом году осуществили участники творческого объединения Республики Мордовия «Сияж-Арт». Проект «Параллельные миры творчества», созданный художницей Светланой Нестеровой, специалистом по компьютерной графике Максимом Неспящим и поэтессой Ириной Глебовой, гармонично объединяет живопись, поэзию и фотографию.
«Когда мы начинали работать над проектом, – рассказывает Светлана Нестерова, – мы были настолько увлечены, что не предполагали, какой объем работы придется проделать для того, чтобы наши мини-фильмы ожили и начали «говорить» со зрителем».
Видеопроект «Параллельные миры творчества» состоит из серии отдельных параллелей. Каждая параллель возникла после встречи двух самостоятельных произведений – картины и стихотворения. Ни одна из картин не была написана как иллюстрация к стихам и ни одно стихотворение не было вдохновлено картиной. Они родились и выросли порознь, в разные моменты встречали своих первых читателей и первых зрителей, находили свои места в сборниках и циклах независимо друг от друга. Но однажды стихотворение и картина встретились вместе, внутри одной общей атмосферы, которая параллельно присутствует в каждом из этих произведений.
Пожалуй, одной из самых сложных задач было сохранение той гармонии, которая уже возникла при взаимодействии двух видов искусства – живописи и поэзии. Таким образом, требования к качественной и содержательной стороне дополнительного материала – музыкальному сопровождению, фотослайдам – были очень высоки.
«Несмотря на сегодняшнее обилие качественных фотографий в Интернете, подобрать фотоматериал для каждой части проекта очень непросто, – говорит Максим Неспящий. – Эмоциональная сущность стихов, картины и музыки часто сама диктует кадры, которые должны появиться на экране. Поэтому основную часть фотоматериала мы отсняли для проекта самостоятельно, подбирая пейзажи, интерьеры и предметы быта, некоторые из которых встретились только в видеокадре. Другие предметы трансформируются, подчеркивая параллель между реальным миром и миром, изображенным на картине».
В каждом видеоэпизоде действие начинается с тишины и статичной картины. Но как только появляется музыка и голос озвучивает стройные стихотворные строки, изображение начинает свое движение вслед. Фотопейзажи сменяются предметами быта и калейдоскопом многочисленных деталей самого художественного полотна. Воздух насыщается этими деталями – действие обостряется содержательно и эмоционально. Но кратковременная эмоциональная гроза вскоре утихает, возвращая зрителю покой и статичную картину. Изображение вновь молчаливо, но теперь уже хорошо-хорошо знакомо. Причем везде ощущается присутствие человека. Всё существует вокруг и для него.
Проект «Параллельные миры творчества» был впервые показан широкой публике в Финляндии. Российский Центр науки и культуры в Хельсинки встретил проект с одобрением.
Несколько слов о самом центре. Данный центр – явление уникальное. Уже более тридцати лет он осуществляет гуманитарное сотрудничество между Россией и Финляндией, тем самым позволяя многочисленной русскоязычной диаспоре, проживающей за рубежом, знакомиться с современными научными и культурными достижениями России, и дает возможность детям эмигрантов практиковаться в русском языке.
Программа вечера, состоявшегося 26 октября 2009 года в концертном зале «Арбат» РЦНК, была насыщенной. Кроме собственно видеопроекта, искушенной публике было предложено послушать концерт авторской музыки участников «Сияж-Арт» и посмотреть художественную экспозицию картин, заявленных в проекте. В рамках презентации были продемонстрированы четыре ролика: по стихотворениям «А я люблю и такую» – о современной России, «Старость», по картине «Чаепитие» и мини-фильму «Остался вечно молодым» памяти трагически погибшего кинооператора и фотокорреспондента В.А.Сущинского. Публика с интересом посмотрела материал, зрители делились впечатлениями и задавали вопросы авторам.
«Проект показался мне очень эмоциональным, трогательным, – рассказывает Тойво Тупин, сотрудник Российского Центра науки и культуры, – представленный материал – убедителен, стилистически грамотно подобраны детали фильмов. В этой обстановке, в антураже мы узнаем знакомые вещи – часть той жизни, которая, по тем или иным обстоятельствам, осталась в России. Узнаваемы пейзажи, предметы интерьера. Всё это вызывает ностальгические чувства».
«Когда видишь на экране картину, при этом озвученную стихотворением, восприятие углубляется, – говорит Алексей Ланцов, член редакционной коллегии журнала «Иные берега». – Я знаком и с поэтическим творчеством Ирины Глебовой, и с картинами Светланы Нестеровой. Когда видишь эти произведения внутри действа, развернутого во времени, кажется, что возникает какой-то новый жанр, при этом идея конкретизируется, становится более «выпуклой» в смысловом плане».
Кроме мероприятия, запланированного в РЦНК, молодые люди продемонстрировали проект на встрече «Объединения русскоязычных литераторов» Финляндии, которая прошла в библиотеке Института культуры стран Восточной Европы тремя днями позже. Профессиональные литераторы, художники и любители поэзии, пришедшие на занятия литературной студии, также с увлечением познакомились с проектом и отметили нетрадиционный подход авторов к освещению «старых, наболевших вопросов».
«Дебют в Хельсинки показал, что это творческое решение вызывает интерес, что идея современна. Искусство развивается и, благодаря новым технологиям, умножает свои возможности. Синтез искусств, использующих разные средства воздействия на сознание, сегодня является одним из способов на основе традиций создать что-то новое. В творчестве, при всей уверенности в своем замысле, даже полагаясь на творческую интуицию, в некоторой степени сохраняешь ощущение того, что идешь «на ощупь». Встреча со зрителем, отзывы, несомненно, помогают в дальнейшей работе, какие-то идеи «умирают», какие-то обретают второе дыхание. Безусловно, мы будем продолжать работу над нашим проектом, расширять его и знакомить с нашим творчеством всех желающих», – говорят молодые люди из объединения «Сияж-Арт».