Стоит в Ульяновской области, почти на границе с Мордовией, небольшой райцентр, поселок Сурское. Ничем не примечательный с виду поселок. И название у него – от реки Суры, на берегу которой он и располагается. Река на подходе к Волге полноводная, баржи по ней плавают. А на другой стороне, супротив городка, леса без конца и без края. Такое впечатление создается, когда смотришь на зеленое море с Николиной горы. Река плавно извивается среди обильных травяных лугов. Песчаный пляж вытянулся желтым полумесяцем. Дорога бежит к горизонту, разрезая лесной массив. И волны зеленых верхушек дерев колышутся от ветра. Действительно настоящее зеленое море. Лес за рекой простирается насколько хватает взгляда. Фантастической красоты картина. И сама Николина гора отделилась-отодвинулась от холмов-собратьев и горделиво встала над Сурой. Огромная. Похожая на большой кулич на столе...
Так чем же интересен поселок Сурское? Несколькими старинными улицами? На улицах этих и впрямь глаз радуется ладности дореволюционных зданий. Как важно раньше было, чтобы дом вписывался в окружающую среду, был органичным элементом окультуренного человеком пространства. Не «кричал», не выставлял себя, а гармонично сочетался с природой, другими домами, торговыми рядами, казенными заведениями и обязательно с церковью – центром пересечения смыслов человеческой жизни. Модерн противопоставил себя традиционно-народному, внес в облик города «оживляж». Это видно по сегодняшним новостроям. Впрочем, модерн не сейчас зародился, и талантливые проекты в этом стиле вписали свои страницы в историю. Но в старинных провинциальных городках какая-то исконная архитектурная красота преобладала. И в советское время мы ее застали – на старых улицах в Загорске или в Темникове, Арзамасе и Сызрани... А сейчас ее всё меньше по России. Органично она развивается и прибывает разве что в Суздале и еще нескольких городах-музеях. Вот и в Сурском есть еще эта исконная архитектурная красота.
Было такое богатое русское село Промзино Городище (переименованное в 30-х годах прошлого века в Сурское), славившееся ремеслами и торговой тороватостью, благодаря чему выделилось обилием каменных добротных домов. Основано же село в XVI веке как пограничный пост-острог на пути возможных ногайских набегов. С одним из таких набегов связана история Николиной горы. Еще село славилось как кладезь фольклора. Ныне уходит старина, и Промзино Городище-Сурское меняется...
Приезжают же в Сурское не ради его сохранившихся исторических достопримечательностей, а чаще всего в качестве паломников на Николину гору к поклонному кресту и к трем святым источникам, расположенным в окрестностях горы. История же поклонения святыням такова. Называлась эта гора когда-то Белой. И вот однажды в незапамятные времена (в источниках указывается XVI век) подошли к Промзину Городищу полчища кубанских татар (ногайцев) и встали за рекой.
День проходит, другой. Небольшой гарнизон Промзина в недоумении – почему их не атакуют. Оказалось же, как гласит легенда, следующее: разостлалась мгла перед татарами, а на горе, в необыкновенном сиянии, встал величественный старец с храмом на ладони одной руки и с мечом – в другой. Рядом – воин на белом коне со смертоносным копьем наперевес. В них православные узнали Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. После такого чуда развернулись татары и отправились восвояси. Вскоре на вершине горы обрели местные жители икону Николая Чудотворца: в одной руке у святителя меч, а в другой – храм.
На мраморной стеле, рядом с памятным крестом на Николиной горе, высечена и икона, и небольшая поэма, рассказывающая эту историю. Вот отрывок из нее:
Утром солнце воссияло,
Край засурский увидал,
Что врага уже не стало,
Он стремглав оттоль бежал.
Так Святитель Николай,
Защититель христиан,
Сохранил засурский край
От безбожных агарян.
На горе Святой потом
Образ чудный обретен,
С тем же пламенным мечом,
Как врагам был виден он...
О Святителю Христов,
Богу нашему служитель,
Ты храни нас от врагов
И в бедах будь покровитель.
Мы колена пред тобою
Будем вечно преклонять
И с сердечною мольбою
Непрестанно пребывать.
Безыскусная поэма-повествование без авторской подписи. Явно старого написания, высечена с ятями.
А в те года, после чудесного избавления от врагов и обретения иконы, выстроили на вершине горы часовню и поместили туда икону. Со временем перенесли икону святителя в Казанскую церковь села, построив придел во имя Николая Чудотворца, а в часовню на горе икону приносили на празднование «Николы летнего». В 1932 году, после разорения Казанской церкви, исчезла икона. Следы ее теряются где-то в Самаре.
По поверьям, еще раз являлся Николай Угодник в этих местах. Подсобил как-то взмолившемуся крестьянину вытащить телегу из непролазной грязи...
Неподалеку от Николиной горы несколько святых источников. Обычно с них и начинается паломничество-поклонение в Сурском. Два источника находятся в небольшом леске по левую руку от Николиной горы, если добираться со стороны поселка. К ним ведет наезженная грунтовая дорога. В дальнем источнике – не окунешься, надо стоять в дощатой кабинке под струей воды. На ближнем – отстроенная часовенка и отличные сосновые купальни отдельно для мужчин и женщин. Здесь окунаешься как в бассейне. Водичка, правда, ледяная, да и чувства совсем иные – возвышенные. С каким бы настроением ты ни приехал, после трехкратного омовения чувствуешь легкость, свежесть, одним словом – благодать. Поразило нас, что среди паломников, судя и по облику, и по речи, были люди инославные – башкиры или татары. Показалось, у некоторых на шеях вместо крестов видны кулоны-полумесяцы. А в источник окунались. Наверное, тоже чувствуют то самое – возвышенное, не ради же праздного любопытства лезут в ледяную воду. И еще нас заинтересовал у поклонного креста возле дальнего источника богомольного вида старичок. Стоял, истово молился с низкими поклонами. А когда мы, через некоторое время, на нашей паломнической «газели» подъехали к Николиной горе и уже пёхом взобрались на ее достаточно крутую вершину-плато, этот старичок обнаружился там. По здравому рассудку, не мог он нас обогнать. Однако, если знать тайную тропинку через лес да бежать бегом... Он опять истово молился, теперь уже у высокого кованого креста, поставленного в 1992 году по благословению владыки Прокла, епископа Симбирского и Мелекесского. Наверное, хотел произвести на приезжих впечатление, обратить какого-либо простака в веру своим «чудесным» явлением-появлением. Нас это «чудо» смутило. По Станиславскому: не верим! Почему? Потому что чудо всегда бывает осмысленно, то есть – по необходимости: подсобить, выручить, спасти, излечить... А нашу группу «обращать» не требовалось. Обращенные уже. Но таких, как этот старичок, – чудаковатых, юродивых, – всегда довольно было на Руси. И в этом тоже какая-то изюминка бытия.
Прочитали мы акафист Николаю Чудотворцу перед крестом. Полюбовались красотой сказочной, неописуемой. И поняли, что частицу сердца оставляем здесь, всегда душа будет проситься в эти места и глаза будут жаждать вновь увидеть дивные окрестности Николиной горы.
А еще в Сурском очень вкусен мёд...