Своё 15-летие в самом конце апреля нынешнего года наш «Странник» постарался отметить творчески. Конечно, редакция получила поздравления от своих друзей, авторов, газет и журналов.
На праздничные мероприятия была приглашена К.А.Кокшенёва – известный арткритик, автор книг и огромного количества статей о современном искусстве и литературе, доктор филологических наук, заведующая отделом журнала «Москва». Состоялась творческая встреча, на которую были приглашены люди заинтересованные: преподаватели педагогического института и университета, библиотекари, учёные-филологи, члены редколлегии журнала, молодые писатели. Монолог быстро превратился в беседу, критика Кокшенёву буквально забросали вопросами, ибо речь шла о насущном. Как удержать и сохранить на плаву литературно-художественные журналы? Как удержать и воспитать читателя? О творчестве каких русских писателей стоит рассказывать студентам и школьникам, а кого лучше отодвинуть на дальнюю полку? К.А.Кокшенёва, в частности, сказала: «Многое сегодня списывают на кризис. Однако культура из кризиса у нас не выходила. И если в советское время её финансировали по остаточному принципу, то теперь возникла система лоббирования. Получается, что государственные деньги тратятся на усмотрение того или иного чиновника, а целые сферы в культуре оказываются провальными. Возникает ситуация, когда, например, театр Олега Табакова год за годом получает средства на реконструкцию просто «под авторитет» самого мэтра, способного пробить свой вопрос. Другие же проекты вовсе лишаются финансовой поддержки. Подобное лоббирование необходимо заменить разработанной, ответственной программой возрождения и оживления культуры, ибо одновременно это есть и программа сохранения человеческого в человеке, без которой – бессмысленны экономика, борьба с кризисом, да и вообще под вопросом – наше существование как народа...»
Разумеется, на встрече много говорилось о постмодернизме. О том, в частности, что деструктивные, разрушительные тенденции в искусстве и литературе содержатся на государственные деньги и буквально благословляются высшими государственными чиновниками от культуры. И это – абсурд!
Из зала спросили о том, не следует ли все течения в искусстве приветствовать именно как проявление многообразия и плюрализма.
Критик аргументированно возразила: пусть бы существовали на частные пожертвования, ведь у государства есть право не поддерживать разрушение и деградацию. А такие течения и люди, их олицетворяющие, весьма агрессивны, их проекты требуют вовлечения зрителей и слушателей в действо, как бы намеренно делают их соучастниками зла. Если это пьесы, то прямо со сцены выливаются потоки похабщины и мата, совершаются непотребства, а зрителю внушают, что это «высшие утонченные сферы» и он прямо-таки обязан испытывать «интеллектуальные эмоции». Пойдя на выставку современного искусства, рискуешь увидеть такой, например, перфоманс: восковая фигура Льва Толстого, а сверху клетка с курами, которые гадят прямо на классика. И кое-кто из не в меру просвещённых критиков пытается втолковать, что это «высокое иносказание» в духе «опрощения Толстого». А это просто безнаказанная мерзость перед глазами растерянных, шокированных, невиноватых зрителей. Разве это не агрессия?..
К сожалению, и в литературе сегодня слишком многие литераторы забыли об ответственности перед словом и перед читателем. Настоящее же, к несчастью, часто не доходит до тех, кто ждёт этих книг... Имена Валентина Распутина, Леонида Бородина, Петра Краснова, Олега Павлова, Михаила Тарковского должны быть известны каждому читающему по-русски человеку, ведь это наше достояние, в их произведениях – боль и любовь, квинтэссенция современности, без этого задохнёмся, потеряем бесконечно важное, а как народ – заблудимся, не зная – куда идём и зачем...
Нам приятно сообщить читателям, что деятельность нашего молодёжного журнала «Странник» Капитолина Кокшенёва оценила высоко, заявив, что подобно журналу «Москва» мы работаем на поле русской культуры и с читателем стараемся говорить прямо и всерьёз. По духу своему «Странник» не провинциален... Согласитесь, дорогие друзья, что для сотрудников редакции и членов редколлегии такая непустая похвала значит много...