Открываешь календарь государственных и профессиональных праздников Российской Федерации и просто-таки диву даешься: оказывается, у нас не менее ста знаменательных дат отмечается за год. Но действительно ли эти праздники что-то значат для людей? Умеет ли современный человек радоваться праздникам или это для него всего лишь повод напиться? Почему «красный день календаря» ассоциируется у большинства только с обильным застольем, богатым выбором спиртного и диким похмельем поутру? А подарки и поздравления становятся своеобразной данью за поднесенное угощение. После третьей-четвертой рюмки повод торжественного собрания забыт, и компания отдыхающих переходит на сплетни, пересуды и пьяные разборки.
Конечно, утрата праздничных традиций произошла не в одночасье. Основной надлом случился в годы прихода к власти большевиков, в периоды гонений на церковь, ведь вполне понятно, что 90% праздников в дореволюционной России было связано с православием. В «светлом будущем» прошлому места не было, библейские ценности шли вразрез с большевистскими стремлениями. Получилось, что людей оторвали от их веками формировавшегося уклада, а взамен предложить было нечего. Потом, правда, появились всевозможные «профессиональные» даты, ввели празднования политически значимых событий. В результате непременными атрибутами праздников стали штампованные торжественные речи, призывы и лозунги, «социалистические соревнования», проводящиеся больше для проформы, для отчетной галочки.
Разумеется, ничего нет плохого в субботниках или демонстрации на 1 мая, которая, кстати, для многих людей действительно была объединяющим началом, праздником, где могли встретиться давно не видевшиеся друзья. Но обязаловка и радостное лицо «из-под палки» как-то отравляют общее впечатление от праздников советской эпохи. А кому хочется поспорить, пусть вспомнят фильмы «Карнавальная ночь», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»: в них весьма остроумно подмечена обратная сторона праздника по приказу, со звуковым оформлением в виде унылого хора, вразнобой скандирующего «Мы бодры, веселы...»
Впрочем, речь о праздниках зашла не для того, чтобы что-то ругать, а что-то нахваливать. Куда важнее знать, что кроется в самой сути праздника. Ведь, отмечая календарный праздник, люди часто не знают причин, побуждающих их, например, на Троицу наряжать березку и водить хороводы, на Масленицу сжигать чучело и печь блины, украшать новогоднюю елку игрушками и зажигать на ней свечи.
Каждый народный праздник в России сопровождался песнями и обрядами, большая часть которых возникла еще во времена глубокого язычества. Когда же Русь приняла христианство, многие языческие обряды сошли на нет, и все же некоторые отзвуки сохранились до сих пор. Постепенно переосмыслившись, они вписались в христианский обряд.
Известный историк, профессор А.Белецкий заметил, что дошедшие до нас праздничные обряды правильнее всего было бы признать «бесформенным обломком, смысл которого не ясен сейчас для его хранителей». Но этот обломок для нас так же ценен, как ценны для археолога черепки древнего сосуда, по которым можно воссоздать какую-то из исчезнувших культур человечества.
Листая настольный календарь, мы ощущаем для себя время как вереницу дней, идущих ровным строем один за другим. В нашем понимании время протяженно, его можно измерить. В сознании предков время было иным, оно носило цикличный характер и измерялось не цифрами, а событиями. Праздник – это и есть событие.
Люди с древности ощущали себя частью природы, чувствовали себя участниками природного годичного круговорота, будь то движение небесных светил или созревание урожая. Народные праздники были одним из способов этого участия, с их помощью люди переживали свою изначальную связь с миром. Ведь человек, выделившись из мира дикой природы, удалялся от него все больше и лишь в праздничных обрядах заново, остро и полно переживал свою причастность к нему.
Ритуалы, совершаемые на Троицу, Ивана Купалу и многие другие праздники, несущие отголоски язычества, определяются издревле заведенным порядком. Причем это не до механизма отработанные движения и слова, а ответственное действо, которое совершается во имя людей, ради сохранения самой жизни. Постепенно, с течением длительного времени, ритуал развивается в обряд, а ему на смену приходит игра, шуточное представление, задающее атмосферу веселья.
Недаром исследователи утверждают, что праздники на Руси носили целительный характер. Изучая природу хорового пения, задействованного практически во всех обрядах, ученые заявили, что исполнение хором праздничных песен благотворно влияет на здоровье, так как при этом разрабатываются легкие и диафрагма, тренируются голосовые связки и дыхание. Считается также, что и веселье праздника обладает особыми оздоровительными свойствами, а всеобщий массовый смех назван «очищающим» смехом.
К тому же праздник подчеркивал значимость человеческой жизни, ее ценность. Вплоть до начала XX века в России сохранялась добрая традиция устраивать на праздники угощения для бедняков, рассылать подаянья для нищих. Существовало понимание того, что праздник должен приносить радость всем, и люди, живущие в достатке, должны позаботиться о бедных.
Праздники как бы «уравнивали» всех, наделяя общим весельем, общей надеждой. Не случайно даже в тяжелые военные годы люди помнили об особо значимых датах. Новогодняя елка для детей блокадного Ленинграда была чудом, заставляющим верить в хорошее и продолжать жить несмотря ни на что. Как бы трудно ни было, люди всегда старались накрыть нехитрый стол, навести чистоту в своих скромных домах, потому что осознавали значимость праздника, его животворное начало.
В нынешнее время люди словно бы разучились отдыхать и радоваться. Праздники отождествляются с бездельем, с возможностью наплевать на все и расслабиться в свое удовольствие. Навестить родных, уделить им внимание почитается едва ли не за каторжный труд. А ведь праздничные обряды – это связующее звено между прошлым и будущим, это родовая память, то, без чего человек утрачивает накопленные предыдущими поколениями знания, превращаясь в «перекати-поле». Праздники взывают, в первую очередь, к объединению, к тихим спокойным радостям, к общению с друзьями и родственниками. Обрывая эти ниточки, человек становится одиноким, незащищенным, все эмоции концентрируются в нем одном, провоцируя дискомфорт и давление на психику.
Правда, кое-кто впадает в другую крайность, устраивая себе «праздник каждый день», зависая в ночных клубах, дискотеках и прочих увеселительных заведениях. В этом случае сам смысл праздника теряется, поскольку пропадает его особенность, исключительность. Для полноты восприятия праздник требует терпения, некоторой подготовки, ожидания, неслучайно большим праздникам в православии предшествуют посты, направленные на очищение тела и души от бытовой суеты.
У нас же нынче развелось столько праздников, что никаких постов не хватит, чтобы заставить народ задуматься о том, что же такое он празднует. Появились и заимствованные праздники, вроде Дня Святого Валентина или Хэллоуина, но это вообще притча во языцех. Взять хотя бы этот самый день «всех влюбленных»: вроде бы есть повод для любящих сердец выразить свои чувства, однако выясняется, что чувства почему-то выливаются в какую-то показуху и безумные TV-шоу с конкурсами типа: «Чей поцелуй продлится дольше?», «Какая любящая пара быстрее разденется?» и т.п. Так что вместо обмена нежными признаниями влюбленные словно соревнуются друг с другом в попытке доказать, кто же из них любит сильнее. Только почему-то складывается впечатление, что стараются они не для самих себя, а для потенциального зрителя.
Хэллоуин праздником вообще назвать трудно. По сути, он представляет собой детский маскарад, но слишком уж отрицательные персонажи становятся главными фигурами этого действа: черти, ведьмы, оборотни, вампиры и прочая нечисть. Заметим, что детям нравится изображать из себя темные силы, скорее всего из чувства противоречия перед благоразумием родителей.
Надо сказать, что в нашей стране Хэллоуин появился совсем недавно и, к счастью, особой популярности себе пока не снискал. Тем не менее кое-где он проводится в школах крупных городов, и учителя сквозь пальцы смотрят на то, как их подопечные наряжаются страшилищами и пьют томатный сок, имитирующий кровь. Когда-то на Руси тоже существовали обычаи надевать маски, рядиться на Святки, но это было скорее забавно, чем страшно. Да и рядились все-таки не в мертвецов и чертей, а в «гусар», «цыган» или животных. Ходили ряженые по домам опять же не для того, чтобы напугать и этим выманить себе угощение, а – с пожеланиями добра, благополучия и изобилия, в ответ на что хозяева одаривали их сладостями и пирогами.
И поныне мы в новогодние праздники преподносим близким конфеты, шоколад, мандарины, символично желая им сладкой жизни в Новом году.
Человеческая память коротка. Но есть и другая память, она называется «культурой». Культура сохраняет правила, обычаи, традиции. В праздничных обрядах передается зашифрованная информация о чрезвычайно важных вещах, тайна которых давно утеряна.
Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он внешне может стать другим и даже отмечаться по совсем иному поводу, остаются и праздничная радость, и особое волнение, и чувство необычайности этого дня.