Обзор периодики
за первое полугодие 2009 г.
Дорогие друзья! Сегодня подписные каталоги предлагают огромное число изданий. Названия некоторых из них хорошо известны, другие – совсем новые. Причем многие адресованы молодой аудитории. Поскольку и наш журнал «Странник» – молодёжный, естественно наше желание познакомиться с тем, что и как издают. С некоторыми наблюдениями и любопытными находками мы и хотим периодически знакомить наших читателей. Мы выбрали два журнала еще из советской поры: «Смена» и «Юность»; журналы, позиционирующие себя как православные – «Фома» и «Наследник»; два тонких иллюстрированных журнала: «Отечество» (История. Культура. Путешествия) и «Крылья» (Информация. Вдохновение. Творчество); и журнал «Что Читать», посвященный всевозможным книжным новинкам и размышлениям на издательско-читательские темы.
Признаемся сразу, что журналы «Смена» и «Юность» скорее разочаровали. За «Сменой» в советские годы гонялись, зная, что на ее страницах обязателен неплохой детектив, «Юность» была свежа и авангардна. Нынче эти журналы ищут какое-то новое лицо, и облик их напоминает когда-то дорогой, а теперь надетый некстати, мятый костюм, позиция их невнятна. Журнал «Отечество» собирает под свою обложку материалы, объединенные календарно, посвященные памятным датам и довольно случайным персоналиям. «Крылья» – печатный орган движения «Молодая Россия читает» и потому довольно официален, в нем мало остроты, проблемности, но есть хорошая «правильность». Журналами добротными с точки зрения журналистики и полиграфии являются «Фома» – православный журнал для сомневающихся и журнал «Что Читать. Обо всем на свете через книги». Статьи и прочие материалы могут и не понравиться каким-то своим направлением, звучанием, однако в любом случае – это высокий издательский и творческий профессионализм, встреча с которым уже радует в нашу эпоху всеобщего дилетантизма и «всеумения». А журнал «Наследник» просто лёг на душу тёплой ясностью взгляда на жизнь и тона разговора с читателями.
Выбранные фрагменты статей, интервью, журналистских размышлений – словно кусочки яркой мозаики, из которой каждый может сложить свою картину...
«ЧТО ЧИТАТЬ»
«...Россию начинает захлестывать гоголевским юбилеем. Гоголя заранее жаль. Вместо того, чтобы рисовать его на конфетных фантиках и строить физкультурные пирамиды в виде носа, просто читайте...»
Это снисходительный привет от издателя Александра Гаврилова – читателям, но почему-то кажется, что и Гоголю тоже – снисходительный.
«...Коэльо ни при какой погоде не писатель, массовая мода на него объясняется исключительно деградацией нашего мира».
Дмитрий Быков ярко пишет о новом «русофобском» романе Паоло Коэльо «Победитель остается один».
В Интернете идет бурное обсуждение стихотворения Виталия Пуханова «Блокада», текст которого приведен в журнале полностью. Критик Виктор Топоров объявил «Блокаду» «дурацкой литературной шуткой, кощунственной глупостью, написанной посредственным стихотворцем с тем, чтобы о нем наконец заговорили...» Мы же единодушно присоединяемся к следующему комментарию: «Такое не критикуют – за такое морду бьют...»
«...Вот уже вторую сотню лет этот писатель живет на две литературы, как на две семьи. И вариант, при котором обе жены довольны и счастливы, а общий муж – гарантия дружбы и сотрудничества по интересам, в литературе столь же утопичен, как и в реальной семейной жизни... С точки зрения российской соперницы украинская литература для Гоголя – не первая семья и даже не первая любовь, а так, проходное юношеское увлечение...»
На Гоголя «глазами украинцев» любовно и собственнически смотрит Яна Дубинянская в статье «Первая любовь».
Леонид Парфёнов в интервью рассказывает о своем документальном фильме «Птица Гоголь».
«...Не должно быть нафталина, иначе не станут смотреть... А Гоголь – один из самых «фантастических» писателей на свете, гений мирового абсурда... Гоголь весел, занятен, он – современный автор. Я хочу это донести».
«ЮНОСТЬ»
«...Сегодня то ли требования к писателям изменились, то ли само понятие «писатель» уходит в прошлое. Получается, что человеческая судьба никого не интересует, и что всё можно смоделировать, придумать... Но сетования на упадок современного искусства имели место во все времена. Ещё Гёте сказал: «Литература портится лишь в той мере, в какой люди становятся испорченнее...»
Министр культуры Александр Соколов – внук замечательного писателя И.С.Соколова-Микитова – размышляет о литературе, языке и делится воспоминаниями о знаменитом деде.
«...Каждый, кто каким-нибудь способом сталкивается с Гоголем, оказывается вовлеченным в какую-то паскудную историю... Заведения, носящие имя Николая Васильевича, все сплошь несут на себе печать какого-то кошмара...»
Это всего-навсего о загадочности Гоголя и своем участии в Гоголевских чтениях рассказывает Игорь Михайлов в материале «Гоголь-моголь». Тема же апрельского номера формулируется так: «Однажды Гоголь переоделся Пушкиным...»
«...Человек у Гоголя порожден Логосом (Словом), подобно тому как Афродита вышла из пены морской...»
О «магических именах, уничтоживших своего творца», пишет филолог Александр Галкин.
«...Таинственным Карлой слыл Николай в гимназиии...»
Нина Лычак в такой форме «низко кланяется гению». Анализ «гоголевских» материалов (и не только в «Юности») приводит к мысли о нездоровом обилии вокруг писателя всяческих фантазий и измышлизмов.
«...Марина сладко потянулась, вытянула ноги, с удовлетворением отметив, что эта часть тела у нее не нуждается ни в какой коррекции... подтянула ноги к животу и замерла... В этой комнате она прожила с самого рождения, здесь навсегда остались ее первые детские слезы, холодные пятки в зимние ночи, страх пробуждения перед школой, мучительное шлёпанье до ванной...»
Максим Замшев. «Избранный». Роман.
Ноги, вроде, две, а «часть тела» – одна. К тому же в комнате каким-то образом навечно остались пятки, которые тут же, в комнате – «мучительно шлепают до ванной». А ведь иногда прямо говорят: «Писатель – это стиль». Ну это точно не про Замшева, который в двух строках заставил свою героиню и потянуться, и вытянуть, и подтянуть... Поэтому даже странно, что в рубрике «До востребования» Галя Галкина отказывает кому-то в публикации, мотивируя это тем, что человек «не писатель» и призывает любить «не себя в «Юности», а «Юность» в себе». Да вот же – Замшев, тоже «не писатель», однако ж – опубликовано!..
Православный молодежный журнал
«НАСЛЕДНИК»
«Нет такой библейской категории – «счастье»... Есть радость, блаженство, райское наслаждение, есть понятие «хорошо», есть «полнота дней жизни», а «счастья» нет... И всё-таки – не может такого быть... Мирное и здравое бытие, благое поспешение, многая лета и залог спасения в нашей земной жизни – всё это должно быть в Библии. И это в Библии есть... Нужно только уметь рассмотреть это в переменчивой земной жизни, а не выставлять вперед, как дышло, своё желание счастья и не носиться с ним по жизни как с высшей ценностью...»
Евгений Авдеенко в статье «Счастье как случай» размышляет на тему брака.
О счастье размышляют в журнале с разных сторон и даже с юмористической и в стихах:
Хочу, чтоб не было войны,
чтоб доверяли мы другу другу,
Чтоб было больше доброты,
ну а вообще хочу я – шубу!
...И чтоб была она из норки!
(Екатерина Полянская)
Православный журнал «ФОМА»
«...распад Союза оказался неожиданным для всех. Мы все были за перемены, но не предполагали, что они могут привести к развалу огромной страны, так больно ударившему по людям... Наверное, была возможность сохранить страну, за исключением Прибалтики, если бы не ряд грубых ошибок... Ни Его Святейшество, ни власть не ставят вопрос об объединении Церкви и государства. Церковь – это носитель духовности, носитель культуры, языка, веры. А государство пусть занимается своими делами... Владимир Путин – искренне верующий человек, это известно. Нынешний президент Дмитрий Медведев – тоже. Его супруга Светлана возглавляет оргкомитет празднования «Дня семьи, любви и верности», отмечаемый в день памяти святых Петра и Февронии... К серьезному отношению к вере я пришел в 1994 году, во время первой чеченской кампании. Тогда многие – и солдаты, и офицеры – пришли к вере. Именно война совершенно по-другому заставляет человека подумать о себе, о своей жизни и о Боге...»
«Меня потряс подвиг православных священников в Грозном» (интервью с Сергеем Степашиным).
«Масскультура, обслуживающая общество потребления, приходит на смену искусству. Ведь оно по самому существу своему антагонистично этому обществу, так как серьезно закаляет человеческое сознание против всей губительной мишуры. Поэзия не нужна идеологии потребления, которая агрессивно вытесняет из мира духовную красоту. Безобразие, распад форм и утилитаризм дизайна пришли на смену культуре. У нас в России, в отличие от Запада, поэтическая кома покуда не наступила...» (Из разговора с поэтом Юрием Кублановским.)
«Верующий человек нередко думает, будто, придя в церковь, тут же, сразу получил полные и окончательные ответы на все вопросы. А на самом деле что он получил? Только направление, в котором надо идти, и помощь свыше в этом движении. Однако шагать-то всё равно придется своими ногами!.. Думать над книгами, в частности, над книгами Стругацких – это ведь тоже один из способов углубить свое понимание Благой Вести. В вере нельзя застыть, в ней нужно расти – а стало быть, вырастать из «текущих» ответов...»
Фантаст Сергей Лукьяненко – о братьях Стругацких, об их интересной прозе и о повести «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя» на религиозную тему, которую Лукьяненко призывает рассматривать просто как ошибку на творческом пути.
«СМЕНА»
«Супергерой, Бэтмен, Чудо-женщина, Человек-ястреб, Человек-паук, Флэш и многие другие стали любимыми персонажами, поскольку рискуют собственными жизнями ради торжества добра и справедливости... Казалось бы, их предшественниками, в какой-то степени, можно считать героев мифов древних цивилизаций и сказок народов мира: у нас это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович...»
Журнал предлагает глубже заглянуть «во вселенную супергероев» и даже «создаёт в секретных лабораториях журнала «Смена» новый комикс-персонаж: Человек-таракан.
«Государству стоит расширить понятие патриотизма. Кинематографический патриотизм должен заключаться в том, чтобы помочь выйти на экраны хорошему кино для живых людей. Особенно детей. Нужно, чтобы сверху сказали: «Ребята, наши дети воспитываются на американских мультиках, японских ужасах и прочей интернациональной белиберде. Дети не понимают, в какой стране они родились, что для страны они и что страна для них. Так больше не можно». Я в детстве смотрел картины «Тимур и его команда», «Голубая чашка», «Васёк Трубачёв и его товарищи» и понимал, где я живу. В детстве подсознание очень сильно развито. И оно должно воспитываться как русское».
Сергей Соловьев. Борец с Дисней-лендом.
Статья Даниила Ильченко «Йазык жыф!» затрагивает тему русской речевой культуры и интернета.
«…Мы перестали видеть за словом ту вещь, которую она обозначает. И с этим связана серьёзная опасность для повседневной коммуникации: есть риск вырастить целое поколение языковых личностей, привыкших читать тексты и не понимать их. Давайте не забывать о том, что у нас, носителей русского языка, есть обязательство по отношению к тем русским, что волею исторических судеб оказались в других государствах и превратились в «русскоязычное население» Украины, Эстонии, Латвии, Казахстана, Грузии. Мы должны помогать им общаться на родном языке, а не на языке «преведов» или «челов»...»
Альманах «Отечество»
«Был и остаюсь сторонником труда в литературе» – так объяснял успех своих произведений Павел Петрович Бажов. К 130-летию со дня его рождения журнал публикует размышления Бажова о писательской работе: «У стариков надо учиться именно этому непривычному для нас искусству. Разве наш национальный гений А.С.Пушкин не поразителен своей трудоспособностью? Работая над историей пугачёвщины, он не только месяцами сидит в архиве, но едет на Урал. Это ведь не на самолёте и даже не в вагоне, а на перекладных. Попробуйте представить кое-кого из наших современников за адекватным трудом! Написали бы несколько томов своих дорожных впечатлений, десятка два рассказов, два романа, четыре пьесы, пять сценариев, один малоформистский сборник, а у Пушкина всё это вошло частично в «Капитанскую дочку» да в отдельные строки стихов. Вот и выходит густо».
«Судьба Китежа многими философами и деятелями искусства проецировалась на судьбу России и трактовалась как шанс, который был упущен Россией и который мы никогда уже не обрящем: лучшее исчезло и приобрело идеальные черты. Мы живём в эпоху падения нравов, а высокие нравственные примеры в такое время особенно актуальны, и «Китеж» – такое произведение, каких нам сейчас не хватает» – главный дирижёр Большого театра Александр Ведерников о проблематике и смысле премьерной оперы «Сказание о невидимом граде Китеж».
«Всегда нам в укор будет то, что одиночка Даль совершил труд, равный труду многих десятилетий иного гуманитарного института с его могучим коллективом и современными средствами науки и техники» – пишет Владимир Крупин о Владимире Ивановиче Дале. «Толковый словарь живого великорусского языка» обессмертил имя писателя, который помимо огромного вклада в развитие лингвистики, также немалого достиг на поприще моряка и хирурга.
(К 177-летию опубликования первого литературного сборника В.И.Даля.)
«Барахтаясь в информационных помоях, мы забыли, когда последний раз были тронуты красотой выбранного журналистом слова и – это кажется совсем уж невозможным! – плакали над его болью – общечеловеческой болью. За своим героем фотограф готов отправиться в самую глухую, забытую провинцию. Юрия Роста интересуют немодные темы. Он говорит об обычных людях. Каждое фото – чья-то жизнь. Портреты Фаины Раневской, Галины Улановой, Андрея Сахарова, Дмитрия Лихачёва висят рядом с портретами матерей, вдов, детей, стариков, старух» – настоящим подарком для читателей стал репортаж Анастасии Лепешевой «Просто люди», рассказывающий о выставке фотографа и журналиста Юрия Михайловича Роста.
Журнал «Крылья»
«Идея Года Молодёжи – создание условий юношам и девушкам для активной реализации их талантов и намерений, их устремлённости в будущее, их готовности уже сегодня стать полезными и значимыми членами общества.
Снова становится популярным и престижным быть не только преуспевающим и успешным, но также порядочным, законопослушным, патриотичным и милосердным человеком...»
(Политик Александр Коновалов о правительственном проекте «Год Молодёжи».)
Главное в поэзии, на взгляд тольяттинского поэта Семёна Краснова, – это преображение мира. Не унылое нытьё об усталости и смерти, а способность ответить на вызов времени, способность к доброте и участию.
«Торжественный церковный полумрак,
Пред службой зажигает дьякон свечи –
Негромко раздаётся мерный шаг;
Вся суета – за стенами, далече...
Два человека перед алтарём
В потоке чистоты, добра и света!
Смущённые мирские дети лета:
Ещё чужие...
Но уже – вдвоём».
Материал подготовили
А.Смородина, Ю. Артамонова