Саранская хроника (составление и комментарии Владимира Лаптуна)

САРАНСКАЯ ХРОНИКА

 

1641 год – основание Саранска

 

Известно, что год основания города Саранска установил известный саранский краевед профессор И.Д.Воронин по дате, зафиксированной в книге обер-секретаря Сената И.К.Кириллова «Цветущее состояние Всероссийского государства», вышедшей в свет в 1727 году. В ней говорится: «Саранск, город деревянной, рубленой, построен в 7149 году, но токмо от ветхости обвалился, стоит на горе при реке Инзаре, а сквозь того города течет речка Саранка»1. Таким образом, при переводе на новое летоисчисление, упомянутая И.К.Кирилловым дата соответствует 1641 году от Рождества Христова. Кроме того, это подтверждается и некоторыми архивными документами, в которых сообщается об отводе новопоселенным в Саранске казакам и стрельцам земли в 1642 году. Строителем и первым воеводой Саранска был князь из рода князей Смоленских Савва (Савелий) Иванович Козловский.

Необходимо также отметить, что в различных источниках, относящихся, в основном, ко второй половине XIX века, назывались и другие даты основания города. Так, например, один из первых саранских краеведов священник А.И.Масловский в очерке «Город Саранск. Историко-статистическое описание» высказал предположение относительно возникновения города в конце XV века, то есть во времена княжения Иоанна III, положившего конец татаро-монгольскому игу2.

Другой, не менее известный, саранский краевед уездный врач Г.П.Петерсон в своей работе «Краткий очерк достопримечательностей г.Саранска и Саранского уезда» выдвинул гипотезу, что город Саранск возник «одновременно, а может быть, даже несколько раньше г.Мокшана, построенного в нашей стороне в правление Елены Глинской в 1535 году»3.

Возможно, вышеупомянутые краеведы каждый по-своему прав, в зависимости от того, что брать за точку отсчета при определении даты основания того или иного города: время возникновения на его месте первого поселения или же строительство крепости, острога. Традиционно исследователи придерживались второй точки зрения. Согласен с ней и Г.П.Петерсон, четко сформулировавший свою позицию: «Городом Саранск стал именоваться с тех пор, когда в нем была построена («срублена») крепость, которая, собственно, и называлась «городом» (от слова городить, ограждать). Саранская крепость строилась около 1646 года, когда одновременно с Саранском основывались и другие крепости: Керенск, Ломовы, Инсар, Шишкеев и Атемар, которые входили в состав сторожевой черты, т.е. оборонительной, укрепленной линии, простиравшейся от Тамбова и Шацка до Атемара и Корсуна»4.

Нет единой точки зрения у исследователей и относительно происхождения названия города. На этот счет существует несколько версий. Самая первая из них была высказана Г.П.Петерсоном в упомянутой выше работе. Он писал: «Самое имя города – Саранск – происходит от татарского слова «саре» – желтый»5. Краевед объяснял это тем, что местность около Саранска могла так называться из-за множества желтых цветов, которые обильно покрывали низменность по берегам рек Тавлы и Инсара. «Но есть и другое татарское слово, – писал Г.П.Петерсон, – в котором более явственно слышится имя города, это «заран», что значит – зловредный. Если имя города произошло от этого слова, то, вероятно, потому, что низменная и болотистая местность, примыкающая к городу, в старину особенно славилась жестокими и упорными лихорадками»6. Необходимо отметить, что версия Г.П.Петерсона была повторена и некоторыми другими краеведами, например, С.Вернером.

Не разделяет мнение Петерсона профессор И.Д.Воронин, считающий, что свое имя острог, ставший впоследствии городом, получил от названия небольшой речки Саранки. Он отмечает: «Острог строился на берегу речки Саранки, ее именем он и был назван»7. Что же касается этимологии слова «Саранск», то, согласно проведенным И.Д.Ворониным топонимическим изысканиям, он пришел к выводу о мордовском происхождении названия города Саранска8. Такого же мнения придерживается и большинство мордовских краеведов. Например, автор «Топонимического словаря Мордовской АССР» (1987) И.К.Инжеватов также считает, что название «Саранск» гидронимического характера, так как в его основе имеется гидрооснова – «сара». «Слово «сар» в финском, карельском и мордовских языках, – пишет И.К.Инжеватов, – употреблялось и ныне употребляется для обозначения <…> болотистых, заосоченных мест. Саранск действительно возник на берегу, окруженном большими сарами»9. Таким образом, большинство исследователей придерживаются версии о мордовском происхождении названия города Саранска.

 

1642 год – начало заселения Саранской крепости служилыми людьми

 

Первыми поселенцами Саранска были полковые казаки и пешие стрельцы. По сведениям профессора И.Д.Воронина, первоначально гарнизон крепости состоял из 250 человек, а потом значительно увеличился за счет прибывших в нее пушкарей. Выпись из Атемарских писцовых книг 1642 и 1643 годов на землю саранских казаков свидетельствует о том, что в 1642 году в Саранском остроге селилось 63 новополковых конных казака, в числе их 10 человек темниковцев, 5 ядринцев, 3 курмышца, 2 арзамасца, 1 лысковец, 1 казанец, 1 юрьевчанин, 1 алатырец, 1 владимировец, 1 касимовец, 1 из Перми и 36 человек, прежнее местожительство которых не указано10. Этим казакам, а также будущему пополнению, соответственно отводились земли – под пашню и луговые угодья, из расчета на 200 человек.

Второй большой группой первых поселенцев Саранска, по данным И.Д.Воронина, были пешие стрельцы. Он пишет: «В 1642 году при острожке их поселилось 15 человек, переведенных из Темникова. Впоследствии стрелецкое население крепости увеличилось за счет прибранных из Арзамасского и других соседних уездов. К 50-м годам XVII столетия их было в Саранске уже 350 человек»11.

Служилыми людьми были образованы и первые саранские слободы: Казачья, Стрелецкая и Пушкарская. Первые жители Саранска были православного вероисповедания, весьма приверженные своей вере. На это указывает тот факт, что уже в первые годы существования в Саранске было несколько церквей. К числу первых саранских церквей, то есть современных основанию города, А.И.Масловский относил: Христорождественскую, Иоанно-Богословскую, Всемилостивого Спаса и Троицкую12.

 

1651 год – Саранск возводится в ранг города

 

В этом году была образована новая крупная территориальная единица – Саранский уезд, во главе которого встал Саранск, возведенный в ранг города13. Тогда же был образован и Саранский церковный округ, в состав которого вошла вся юго-восточная часть Мордовии. Напомним, что с 1645 года саранские церкви входили в Атемарский церковный округ Темниковской десятины.

Несмотря на то, что в 1651 году Саранск стал городом и административным центром нового крупного уезда, куда перебралось и руководство церковным округом, военным центром сторожевой черты по-прежнему оставался Атемар, и Саранск, в этом отношении, ему подчинялся.

 

1652 год – саранским воеводой назначен Ф.И.Леонтьев

 

Леонтьев Федор Иванович – государственный деятель XVII века, полководец. Активно участвовал в строительстве засечных черт в мордовском крае. В 1648-1650 годах – полковой воевода в Алатыре, 1651-1652 – в Атемаре. В 1652-1653 годах служил воеводой в Саранске. В годы его воеводства центр уезда был перенесен из Атемара в Саранск, перестроена саранская крепость. Активный участник подавления разинского движения на территории Арзмассского, Нижегородского и Алатырского уездов. Руководил правительственными войсками в сражениях у сел Путятино, Апраксино. В 1672-1674 годах – воевода в Саратове, 1677 – на Тереке. В 1682 году пожалован в окольничие14.

 

1653 год – управление сторожевой чертой переходит от Атемара к Саранску

 

С этого времени сторожевая черта стала именоваться не Атемарской, как раньше, а Саранской. Таким образом, начиная с 1653 года бумаги из Москвы теперь адресуются непосредственно саранскому воеводе: «7161 (1653) году марта в 27 день прислана государева ц. и в.к. Алексея Михайловича грамота из приказа Казанского дворца в Саранск, к стольнику и воеводе, к Федору Ивановичу Леонтьеву»15.

 

1654 год – саранским воеводой назначен С.Д.Хитрово

 

Хитрово Савостьян Дементьевич – государственный деятель XVII века. участник войн с Речью Посполитой, в 1633 году ранен под Смоленском. В 1634 году – воевода в Белеве. В 1647 году был полковым и осадным воеводой в Атемаре. В 1654 году служил полковым и осадным воеводой в Саранске16.

 

1655 год – саранским воеводой назначен Петр Лермонт

 

Лермонт Петр Юрьевич (дата рождения неизвестна – 1679) – сын шотландского дворянина, перешедшего на русскую службы, предок великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. В 1653 году принял православие и был назначен капитаном «в Данилове полку Краферта». В 1655-1659 годах служил воеводой в Саранске. Кроме того, ему «велено было ведать по черте иные города с пригородки воевод и голов». В 1656 году под его руководством было отражено наиболее сильное и опустошительное нашествие южных кочевников в мордовский край в середине XVII века17.

 

1662–1668 годы – основание саранских Богородицкого Казанского женского и Богородицкого Казанского мужского монастырей

 

По мнению большинства исследователей, первым из саранских монастырей был основан Богородицкий Казанский женский. Точный год возникновения монастыря неизвестен, но документально зафиксировано, что в конце 1660-х годов он уже существовал. Поводом к его основанию, как указывал в своей работе «К истории упраздненных монастырей Пензенской епархии»18 саранский священник Александр Любимов, послужили чудеса, происходившие от Казанской иконы Божьей Матери, которая была привезена из родовой вотчины князей Голицыных – села Богородицкого Саранского уезда. О чудесах, исходивших от иконы, протопопом Иваном и стольником воеводой Федором Батурлиным было донесено в Москву, царю Алексею Михайловичу. Первый раз было донесено летом 1662 года, а второй – в 1667 году. А так как имя первой игуменьи было упомянуто в монастырских документах в 1668 году, то все исследователи сошлись во мнении, что Богородиций Казанский женский монастырь был основан в период с 1662 по 1668 год.

Почти одновременно с женским монастырем был построен в Саранске мужской, также Богородице-Казанский. По словам священника А.Любимова, годом основания мужского монастыря нужно считать 1666 год. Однако прямого указания на эту дату в документах нет. Она была высчитана предположительно, на основании других документов: во-первых, на основании грамоты патриарха Адриана от 1694 года, которой разрешалось строительство Ильинского монастыря в городе Саранске. В этом документе нет буквального указания года основания мужского Богородкого монастыря, но зато сказано, что монастырь был основан «лет тридцать тому назад» (то есть 1664-1666 гг.); во-вторых, о времени основания и об основателе Богородицкого монастыря можно судить по следующему документу. В 1667 году священник Рождественской церкви Иван Васильев обратился к царю Алексею Михайловичу с челобитной, в которой писал: «Есть по Пырме речке за волом, да Акшайке, по обе стороны – дикое поле, порожнее место, на Тавлее речке и Атемарке <…> Милосердный государь, пожалуй меня, богомольца твоего, вели то дикое поле на р.Пырме да Акшайке под сенные покосы отдать мне, богомольцу твоему, в оброки, без перекупки, а меж Атемарки и меж Тавлы вели отдать под сенные покосы к Саранскому монастырю, который монастырь я, богомолец, строил»19. Из этих вышеупомянутых документов следует, что Богородицкий мужской монастырь был основан священником Рождественской церкви г.Саранска Иваном Васильевым незадолго до 1667 года, возможно в 1666 году.

 

1667 год – саранским воеводой был назначен Н.Н.Нащокин

 

Нащокин Никифор Никитич – государственный деятель XVII века, стольник. В 1643-1645 годах – воевода в Севске, 1647-1648 годах – Трубчевске, 1663 – Вязьме. В 1667-1669 годах был воеводой в Саранске. В 1669 году по указанию царя Алексея Михайловича начал осуществлять перепись служилых дворян, татарских и мордовских мурз, иноземцев и т.д. Зафиксировал размеры их денежных окладов, земельные владения20.

 

1669 год – саранским воеводой назначен князь Н.И.Приимков-Ростовский

 

Государственный деятель XVII века, князь Никита Иванович Приимков-Ростовский (дата рождения неизвестна – 1692) был воеводой в Саранске с 5 июня 1669 по 9 июня 1670 года. Благодаря его усилиям Саранск некоторое время являлся опорным пунктом правительственных войск в борьбе с крестьянским движением под руководством С.Т.Разина на Средней Волге. В 1689 году пожалован в окольничие, стал боярином21.

 

1670 год, июль-август – в Саранске сосредоточены крупные силы правительственных войск, предназначенные для выступления против основных сил Степана Разина

 

После того как Степан Разин захватил Астрахань, Саратов и Самару, он вышел к сторожевой черте, где у стен Симбирской крепости вступил в бой с правительственными войсками. Ожесточенные бои под Симбирском с переменным успехом продолжались весь сентябрь 1670 года. Однако еще до симбирского сражения Саранск был выбран московскими властями в качестве сборного пункта войск, направляемых против С.Разина. Указом царя от 22 июня 1670 года предписывалось: «На государевой службе быть в Саранску кравчему и воеводам князю Петру Семеновичу Урусову с товарищи и полком. А в полку с ним быть стряпчим и дворянам московским и жильцам, помещикам и вотчинникам Муромским, нижегородским, арзамасским, алатырским, курмышским, саранским, темниковским, кадомским, шатским, да городовым дворянам и детям боярским муромцам, нижегородцам, арзамасцам, мещерянам»22.

Таким образом, к августу 1670 года в Саранске были сосредоточены большие силы правительственных войск, которые уже в конце месяца были выдвинуты против Степана Разина.

 

Август – саранским воеводой был назначен М.Вельяминов

 

Вельяминов Матвей (дата рождения неизвестна – 1670) – государственный деятель. Воевода в Саранске с конца лета 1670 года. Пытался организовать сопротивление подошедшим к городу 19 сентября 1670 года разинцам. Под его руководством было отбито два штурма крепости. Предан стрельцами, перешедшими на сторону повстанцев. Укрылся в соборной церкви, но был найден и казнен23.

 

Сентябрь, 19 – повстанческие отряды под предводительством разинского атамана Михаила Харитонова вступили в Саранск

 

Еще во время боев под Симбирском часть разинских отрядов во главе с донским казаком атаманом Михаилом Харитоновым двинулась по сторожевой черте к Саранску. Восемнадцатого сентября ими был взят Атемар, а 19-го пал Инзерский острог. Таким образом, путь на Саранск был открыт. Саранский воевода Матвей Вельяминов, пытаясь удержать город, оказал разинцам серьезное сопротивление – было отбито две атаки. Однако после перегруппировки сил повстанцы атаковали город сразу с двух сторон – с восточной и северной, где подступы были удобнее. К этому времени в гарнизоне крепости усилилось брожение среди стрельцов, которые и раньше неоднократно высказывали свое недовольство службой. Поэтому саранские стрельцы присоединились к разинцам и впустили их в город. Вступив в крепость, повстанцы казнили воеводу и его помощников, освободили из тюрьмы заключенных24. с этого момента Саранск становится крупным очагом восстания, откуда в разные районы Мордовии Михаилом Харитоновым направляются вооруженные отряды для борьбы против правительственных войск.

 

Декабрь, 16 – вступление правительственных войск в Саранск

 

В тот же день были взяты и соседние крепости – Атемар и Инзерский острог. Михаил Харитонов, отступив из Саранска, взял Пензу, а затем продолжил движение в направлении Нижнего Ломова и Керенска. Во время попытки прорыва к Арзамасу он был взят в плен и казнен.

После вступления в Саранск правительственных войск воеводой был назначен Федор Болтин.

 

1671 год – саранским воеводой назначен М.Л.Плещеев, а затем князь В.А.Волконский

 

Плещеев Михайло Львович – российский государственный деятель XVII века, князь, стольник, боярин (1683 г.) В 1671 году – воевода в Саранске, в 1677-1679 годах – Казани25.

Волконский Владимир Андреевич – государственный деятель XVII века, князь, стольник. В 1671-1672 годах служил воеводой в Саранске. Под его руководством в городе и уезде были ликвидированы последствия крестьянского восстания под руководством С.Т.Разина26.

 

1672 год – воеводами в Саранске служили Г.Касагов и П.П.Языков

 

Касагов Григорий – служилый дворянин. В 1672 году – воевода в Саранске27.

Языков Павел Петрович – окольничий. Дважды исполнял обязанности воеводы в Саранске – в 1672 году и в 1677-1681 годах28.

 

1675 год – саранским воеводой назначен П.Г.Долгоруков

 

Долгоруков Прохор Григорьевич – русский государственный деятель XVII века. С 1658 года – стольник. В 1675 году – воевода в Саранске29.

 

1681 год – саранским воеводой назначен Ф.П.Языков

 

Языков Федор (Большой) Павлович – сын П.П.Языкова, стольник. Воевода в Саранске в 1681 году30.

 

1682 год – саранским воеводой назначен И.Ю.Леонтьев

 

Леонтьев Иван Юрьевич – государственный деятель второй XVII века, полководец. В 1658 году – стряпчий, в 1668-1686 годах – стольник. В 1675-1676 годах участвовал в крымском походе под началом князя К.М.Черкасского. В 1677-1678 годах служил воеводой в Смоленске, 1679 год – второй воевода в Новом Осколе, 1680 год – товарищ воеводы в Казанском разряде. В 1682-1684 годах служил воеводой в Саранске и на Саранской черте. В 1685-1686 годах – полковой воевода на Белгородской черте. В 1687 году назначен думным дворянином, в 1688 – окольничим. В 1689-1690 годах – воевода в Севске, в 1692-1696 годах начальствовал в Окружной палате31.

 

1691 – саранским воеводой был назначен И.Л.Римский-Корсаков

 

Римский-Корсаков Иван Леонтьевич – русский государственный деятель XVII века. в 1691 году служил воеводой в Саранске32.

 

1693 год – в Саранске построена каменная церковь во имя Иоанна Богослова

 

Первоначально церковь была деревянная и очень древняя. Священник Алексей Масловский, составляя историко-статистическое описание Саранска, привел такой факт: в 1873 году, по случаю снятия с престола одежды, в престольной доске храма был обнаружен антиминс толстого холста, помеченный 1600 годом, без патриаршей подписи. Кроме того, в храме хранилась икона Благовещения Пресвятой Богородицы с надписью: «написана сия икона 1600 года». Старая деревянная церковь стояла рядом с каменной до 1824 года. В том году она была продана в село Маклово Симбирской губернии. В 1711 году к церкви были пристроены трапезная и колокольня, существенно отличающиеся от первоначального храма по стилю. Иоанно-Богословская церковь была закрыта в начале 1930-х годов и временно передана под административное учреждение. Позднее она вновь была отдана верующим, по некоторым сведениям в 1943 году, и с тех пор является действующей33.

 

1694 год – основание Саранского Ильинского монастыря

 

Существовавший в Саранске Богородицкий Казанский мужской монастырь постепенно стал приходить в упадок. Поэтому возникла необходимость построения в Саранске нового мужского монастыря, ибо вследствие своего крайне тяжелого положения Богородицкий не мог принять «всех желающих подвизаться в монашеском житии». В связи с этим священник саранской Спасской церкви Тимофей 3 июня 1694 года подал Святейшему Патриарху Адриану челобитную, в которой просил разрешения на строительство нового мужского монастыря с церковью во имя святого Пророка Ильи. Разрешение, то есть грамота Святейшего Патриарха, была получена 21 июля 1694 года. В ней, в частности, сообщалось: «В нынешнем в 7202 (1694) году июня в 3 день писал к нам Святейшему Патриарху из Саранска староста поповский Спасский поп Тимофей, а с подпискою своею прислал заручную челобитную города Саранска попов и дьяконов и всяких чинов жителей старца Вавилу с братьею, да посацкаго человека Родьку Маркова с товарищи. А в челобитной их написано: в прошлых де годах, тому ныне лет с тридцать, построен в городе Саранску Богородицкий мужской монастырь по челобитью всяких чинов людей; а в прошлых же годах, по указу Великих Государей по грамотам, тот монастырь отписан и отдан со всяким строением и со крестьяны к Петровскому высокому монастырю. И из того Петровского высокого монастыря в тот Богородицкий монастырь присылаются строители, и те строители в тот монастырь монашеского чина и кому пострищися в монашеский чин не принимают. А иных монахов из того монастыря выслали и из монастырских доходов монахам на всякие нужды денег и платья против прежнего ничего не дают; и многие монахи и старые бельцы, которым было по обещанию пострищися, скитаются меж двор. И ныне де они (челобитчики. – В.Л.) обещались построить в городе Саранске на купленных местах и для собрания монахов вновь мужеской монастырь, и нам Святейшему Патриарху пожаловали их, благословив велети им против их челобитья в городе Саранске на купленных местах по обещанию для собрания монахов построить вновь мужеской монастырь и в нем церковь святаго пророка Илии и о том церковном и монастырском строении дать им нашу благословенную грамоту.

И аз, Великий Господин Святейший Кир Адриан, божьею милостью Архиепископ Московский и Всея России и всех северных стран Патриарх, города Саранска попов и дьяконов и всяких чинов жителей старца Вавилу с братьею, да поцкаго человека Родьку Маркова с товарищи пожаловал, благословил, велел им на монастырское строение лес готовить, и в том лесу, в городе Саранске на купленных на угодных к монастырскому строению местах построить монастырь и в нем церковь во имя святаго пророка Илии»34.

Согласно грамоте Патриарха Адриана, в том же году в монастыре был построен первый храм во имя святого пророка Ильи. 28 февраля 1695 года храму был выдан освященный антиминс35.

С 1775 года, согласно распоряжению Св.Синода, Ильинский монастырь стал называться Петровским, а после освящения 17 октября 1781 года главного престола его летнего храма во имя Св. Апостолов Петра и Павла – Петропавловским36.

 

1700 год – в Саранске построена каменная церковь во имя Живоначальной Троицы

 

Троицкая церковь одна из самых древних в Саранске. В 1690 году саранские казаки Василий Михайлов и Иван Кузьмин «с товарищи» били челом Патриарху Адриану о построении новой церкви во имя Живоначальной Троицы вместо старой деревянной. Вскоре казаки получили ответную грамоту Патриарха, которой разрешалось строительство храма. В 1700 году каменная церковь была построена. В 1887 году при церкви открылась первая в Саранске церковно-приходская школа. На деньги купцов Цынговатова и Кербицкого была построена богадельня. Троицкая церковь была закрыта 20 октября 1931 года постановлением облисполкома. Некоторое время она пустовала, но в 1938 году уже числилась за столярной мастерской артели имени Халтурина. В 1943 году здание бывшей церкви было передано протезно-ортопедической мастерской, а в конце 1990-х годов оно было возвращено мордовской епархии37.

 

1708 год – Саранск причислен к Азовской губернии

 

До образования губерний Саранский уезд, как известно, подчинялся Москве и числился в приказе Казанского дворца. С образованием губерний в 1708 году Саранский уезд был причислен к Азовской. «Столь дальняя припись Саранска к Азову, – пишет профессор И.Д.Воронин, – была обусловлена потребностью строительства русского флота на юге страны»38.

 

1717 год, лето – в ожидании нападения «разноплеменных орд» с берегов Кубани Саранск активно готовится к обороне

 

Летом 1717 года город Пенза и его окрестности подверглись нападению «разноплеменных орд» с берегов Кубани, в котором самое деятельное участие принимали кубанские казаки во главе с Игнатием Некрасовым. Пенза едва выстояла под напором кубанцев, чего нельзя сказать о множестве сел и деревень, сожженных дотла. Несмотря на то, что Саранск находился в стороне от главного направления нашествия, город активно готовился к обороне. Работавший с архивом Саранского полицейского управления Г.П.Петерсон обнаружил служебную переписку местного воеводы Ландрата Аристова с Казанской губернской канцелярией. Из нее следует, что «Саранский воевода Ландрат Аристов не потерялся: выслав по разным направлениям «в подъезде» разведочные партии, он стал деятельно укреплять город и для его обороны собирать из уездов вотчинников, помещиков и татарских мурз с ратными людьми и провиантом»39. однако вступить в бой с кубанцами так и не пришлось. Неожиданно в Саранск пришло сообщение от Пензенского воеводы о том, что «скопища кубанцев, сняв с Пензы осаду, поспешно уходят, даже бегут, бросая по дороге возы с награбленным добром и полоняников»40.

 

1719 год – Саранск причислен к Казанской губернии и включен в состав Пензенской провинции41 

1730-е годы – в Саранске построен каменный храм во имя Успения Божьей Матери

 

В 1734 году саранские купцы Иван и Степан Котельниковы обратились в Святейший Синод с челобитной, в которой просили позволения выстроить за свой счет новую каменную церковь во имя Успения Божьей Матери вместо двух старых деревянных. Разрешение на строительство церкви было получено в том же 1734 году, причем им было предписано ставить церковь в двух приделах – во имя Смоленской иконы Богоматери и Николая Чудотворца, с главным престолом во имя Успения Богоматери. Строительство началось в 1735 году, а когда точно завершилось – неизвестно. Ввиду того, что прихожане часто жаловались на тесноту придела Николая Чудотворца, в 1802 году он был упразднен, и вместо него в том же году на деньги купца Д.М.Казицына рядом была построена каменная однопрестольная церковь во имя Николая Чудотворца. Таким образом, Успенская стала служить летним храмом, а Николаевская – зимним. В 1879 году саранский купец И.Е.Сыромятников на свои деньги заложил каменную колокольню, строительство которой было завершено в 1882 году. Она встала как раз между церквями, объединив их в уникальный комплекс. Успенская и Николаевская церкви были закрыты 16 ноября 1930 года. В Успенской разместили сапожную мастерскую. В 1934-1935 годах ее разобрали вместе с колокольней. Николаевская церковь сохранилась до наших дней и сейчас является действующей42.

 

1745 год – неизвестным столичным чиновником составлено подробное описание Саранска; строительство каменной Христорождественской церкви

 

Чиновник, в частности, сообщал следующее: «Саранск – город рубленой с тарасинами. Семь башен ветхие. На одной башне, которая называется Спасской, сначала вход в Кремль, на левой стороне городовая стена упала, и то место загорожено из упалого лесу. В середине города башня, которая называется Никольской, на правой стороне стена упала, и то место загорожено из упалого лесу. <…> В городе ж двор государев, где живут воеводы. Шесть светлиц. В них печи – в двух изращатные, а в двух кирпишные. <…> Пушка большая медная одна. Пять пушек малых чугунных. Свинцу 33 пуда 15 фунт. Ядер больших по пяти фунт с половиной 106, двуфунтовых с половиной 31, двуфунтовых 90, трехфунтовых с четвертью 215 <…> В городе казенные четыре анбара, в которых кладется провиант, ветхие. Изба тюремная, в которой содержатся колодники. Изба караульная у Спасских ворот»43.

В этом же году вместо деревянной Христорождественской церкви в Саранске была построена каменная с приделами св. Николая Чудотворца и великомученика Иоанна Воина, а в 1772 году по правую сторону пристроили еще один придел – во имя Боголюбской иконы Божьей Матери.

 

1755 год – коллежским асессором А.Ф.Сухоревым составлено описание Саранска и дел саранской канцелярии

 

Вот как описывал Саранск коллежский асессор А.Ф.Сухорев: «Город рубленой, дубовый с тарасинами, ветхий. На одной башне, которая называется Спасской, часы. Сначала вход город-кремль в Спасскую башню. На левой стороне городская стена упала, и то место загорожено острогом из упалого лесу. Городских ворот ключи два. Канцелярия бревенная сосновая четверня, из которых одна, где подушный сбор имеется. В судейской канцелярии в киоте два образа. Образ Пресвятыя Богородицы Владимирския в окладе серебряном. Образ Угодника Божия Николая Можайского в окладе серебряном позлощеном. Перед судейским местом убито сукном красным. На судейском столе сукно красное новое. Блаженныя и вечно достойныя памяти его императорского величества Петра Первого указов продчима судящих копия. Уложенье печатное ветхое»44.

 

1761 год – в Саранске построена каменная Трехсвятительская церковь

 

Храм во имя трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста был построен по благословению епископа Тамбовского Пахомия, вместо прежней, деревянной. В конце ХХ века в Трехсвятительской церкви была открыта церковно-приходская школа, которая неоднократно упоминалась в числе лучших ЦПШ Пензенской губернии в отчетах епархиального начальства. Храм был закрыт в 1935 году. Сейчас в нем располагается краеведческий музей45.

 

1766–1768 годы – известный русский гравер М.И.Махаев по рисунку подполковника А.И.Свечина выполнил гравюру под названием «Вид г.Саранска с приезду на Восток»

 

Еще в 1764 году подполковник А.И.Свечин изобразил с натуры 14 городов Поволжья. Затем известный петербургский гравер, мастер архитектурного перспективного пейзажа М.И.махаев вместе со своим учеником Усачевым перерисовал 12 пейзажей: исправил перспективное построение, привел рисунки к единому формату и придал единую композицию. После этого они были направлены в гравировальную палату Петербургской академии наук46.

 

 

1768 год – посещение Саранска академиком Российской Академии наук П.С.Палласом

 

Позднее известный естествоиспытатель и путешественник П.С.Паллас в своей книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи» писал, что «Саранск есть место незнатное, в котором кроме немногих ремесленников и торговых людей живут пахари. В городе много женщин, которые занимались крашением шерстяной материи домашними травами, превосходя в этом деле деревенских красильщиц»47.

 

1770 год – в Саранске построена каменная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери

 

До 1764 года Казанская церковь являлась главным храмом Богородицкого Казанского женского монастыря, основанного в конце 60-х годов XVII века. В указанном году монастырь упразднили, а деревянная Казанская церковь была обращена в приходскую. В 1770 году она была заменена на новую, каменную. Казанскую церковь закрыли в 1930 году и переоборудовали под прачечную. Разобрана в конце 1930-х годов48.

 

1774 год, июль, 27–29 – пребывание Е.Пугачева в Саранске

 

Выгодное положение Саранска «на тракте» из северных приволжских губерний в южные послужило, по мнению Г.П.Петерсона, причиной тому, что Пугачев, отброшенный от Волги и преследуемый И.Михельсоном, повернул из Алатыря на Саранск, куда и вступил утром 27 июля 1774 года. «Двое суток пропьянствовал Пугачев в Саранске, – пишет Г.Петерсон, – и разгоряченный вином забавлялся бесчисленными казнями, которым подверглись более 300 человек дворян саранских и других лиц, обвиненных перед самозванцем «в противлении короне» <…> Наконец, 29 июля Пугачев тронулся со своими толпами по дороге в Пензу, увозя из Саранска множество награбленного у жителей добра, а вместе с тем казенного имущества»49. Спустя два месяца Е.Пугачев вновь оказался в Саранске, только уже не в качестве победителя, а узником в оковах. Он был конвоирован через Саранск по пути из Яицкого городка в Симбирск.

 

1778 год – в здании упраздненного Петровского монастыря открыта духовная гимназия

 

Духовная гимназия была открыта по инициативе епископа Нижегородского и Алатырского Антония. Обучение в ней вели начальник, или префект, и два учителя (сначала был только один). Как начальник, так и учителя были преимущественно из монашествующего (черного) и белого духовенства. Гимназисты изучали следующие предметы: наставление в законе Божьем, чтение, пение, чистописание, арифметику, русскую и латинскую грамматику. Гимназия подразделялась на три класса: инфарматорский, грамматический и синтаксический. Она прекратила свое существование в 1803 году. Лучшие ее ученики были взяты в Казанскую духовную академию, а остальным было дано право поступления в Симбирское или Алатырское русское училище50.

 

1780 год – Саранск в составе Пензенского наместничества

 

15 сентября 1780 года Екатерина II учредила самостоятельное Пензенское наместничество, в состав которого был включен и Саранский уезд. Однако в связи с этим было произведено его разукрупнение. Часть территории некогда огромного по площади Саранского уезда отошла для образовавшихся тогда новых уездов: Ардатовского, Починковского, Шишкеевского, Городищенского и Кузнецкого. Таким образом, административное значение Саранска после этого несколько уменьшилось, так как его уезд сократился приблизительно в четыре раза51.

 

1781 год, май, 28 – официально утвержден герб города Саранска

 

На серебристом поле герба были изображены – бегущая красная лисица и нацеленные сверху три стрелы. Автором герба считается итальянец граф Франциск Санти52.

 

1782 год – в Саранске построена каменная церковь в память Вознесения Господня (Покровская)

 

Как свидетельствуют клировые ведомости, Вознесенская церковь была построена в 1782 году. Однако некоторые документы говорят о том, что еще в 1674 году на ее месте была построена деревянная церковь в память Воскресения Христова с приделом во имя Покрова Божьей Матери. Судя по всему, эта деревянная церковь просуществовала вплоть до начала строительства каменного храма. Только теперь он стал называться по-другому – в память Вознесения Господня, с тем же приделом Покрова Божьей Матери. Храм был закрыт решением облисполкома 1 июля 1930 года53.

 

1784 год, май – неизвестным чиновником составлено описание Саранска

 

Неизвестный чиновник, побывавший в Саранске в мае 1784 года, составил документ, который получил довольно длинное название – «Описание рекам города Саранска, строению, состоящему во оном городе каменным и деревянным и протчему, о чем именно значит под сим». Вот несколько выдержек из этого документа: «Через город Саранск протекает речка Саранка, в которой рыб никаких не имеется. А мимо оного города течением простирает река Инсара, в которой имеется рыба лещи, щуки, плотва, окуни и проч. мелкая, на которой состоит две мельницы, одна под городом, а другая вниз за городом <…> В городе Саранске имеют жительство разного звания люди, а именно: купечества 212, мещан 512, цехов 305, пахотных солдат 1765, пушкарей 149, сторожей 2, городовых воротников 3, помещиковых крестьян 252 душ, в том числе – портных 13, Серебряков и медянников 10, кузнецов 35, Крашенинников 4, чясников 15, Калашников 16, столярей и плотников 10, чеботарей и руковишников 21, каменщиков 8, овчинников 7, а всех разного звания людей 3199 душ»54.

 

1785 год, октябрь, 6 – императрицей Екатериной II утвержден генеральный план города Саранска

 

Новый регулярный план города Саранска, утвержденный Екатериной II, заложил основу прямоугольной системы уличной сети с кварталами и площадями. «Город приобрел форму квадрата, – отмечает В.Б.Махаев, – со срезанным северо-восточным углом; в середине города прямоугольные кварталы живописно разрезала пойма р.Саранки»55. Согласно разработанному плану, Саранск был поделен на 63 прямоугольных квартала, и вся застройка стала приводиться к единообразию.

 

1787 год – в Саранске завершено строительство монастырского каменного храма во имя Святых Апостолов Петра и Павла

 

Соборный храм саранского Петропавловского монастыря начали строить в 1765 году. Сначала был устроен правый придел во имя Пророка Ильи, освященный по благословению Феофана, епископа Нижегородского, в 1769 году настоятелем Александром. 17 октября 1781 года Преосвященным Антонием был освящен главный престол во имя Св. Апостолов Петра и Павла. И, наконец, в 1787 году игуменом Иосафом был освящен левый придел во имя Св. Дмитрия, митрополита Ростовского. Высота храма с крестом на главном куполе составляла почти 23 сажени, а высота колокольни – 25 сажен. Петропавловский храм являлся одним из самых высоких в городе. Петропавловский монастырь был закрыт 2 июня 1928 года, а церковь разобрали в 1931 году56.

 

Октябрь, 14 – в Саранске открыто малое народное училище – первое государственное светское учебное заведение в городе

 

В 1786 году императрицей Екатериной II был утвержден Устав народным училищам в Российской империи». Таким образом, согласно утвержденному «Уставу», в 1787 году пензенский губернатор генерал-майор И.А.Ступишин повелел открыть в Саранске малое народное училище. Первым смотрителем училища был Серебряков, затем майор Н.Шелехов. весь курс вел только один учитель. Среди преподавателей известны – Руссов и Ф.И.Акаевский. Срок обучения в училище составлял два года. В течение этого времени детей обучали письму, чтению, катехизису, священной истории, элементарному курсу грамматики и арифметики, рисованию. С 1803 года малые народные училища стали преобразовываться в уездные училища. Однако реальное изменение их статуса произошло позднее. Саранское малое народное училище было преобразовано в уездное лишь 30 августа 1807 года57.

 

1789 год – в Саранске построена каменная кладбищенская церковь во имя царя Константина и Елены

 

Константиновская кладбищенская церковь была приписана к саранскому Спасскому собору. Располагалась в нижней части города. Сломана в 1930 году58.

 

1797 год – в Саранске построена каменная кладбищенская церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери

 

Тихвинская кладбищенская церковь находилась на северной окраине Саранска, в верхней его части. Построена она была тщанием помещика А.М.Метальникова. Первоначально церковь находилась в ведении Петропавловского монастыря, а позднее была приписана к приходу Троицкого храма. Закрыта была решением облисполкома в 1930 году и тогда же ее снесли «за ветхостью»59.

 

Март, 5 – в связи с упразднением Пензенского наместничества Саранск введен в состав Симбирской губернии

 

После смерти Екатерины II ее сын Павел I упразднил Пензенское наместничество. Таким образом, его уезды были перераспределены между Тамбовской, Саратовской, Нижегородской и Симбирской губерниями. К последнему отошли Саранский, Шишкеевский и Инсарский уезды60.

 

1800 год – в Саранске построена каменная церковь во имя Сошествия Святого Духа

 

Церковь была двухэтажной и имела два престола – на верхнем этаже во имя Сошествия Святого Духа, а на нижнем – во имя Святого Великомученика Иоанна Воина. Церковь была закрыта 21 февраля 1930 года61.

 

в Саранске построена каменная церковь во имя Рождества Богородицы (Предтеченская)

 

Каменный храм был построен рядом с деревянным, который назывался Предтеченским. Новый храм был переименован в Рождество-Богородицкий, но так как в нем остался придел во имя Иоанна Предтечи, то прихожане по-прежнему продолжали его называть Предтеченским. Некоторое время функционировали обе церкви, но затем деревянную закрыли и в 1835 году разобрали. Рождество-Богородицкий (Предтеченский) храм закрыли в 1938 году. До 1990-х годов в нем располагался хлебозавод. В настоящее время здание передано Саранской епархии62.

 

(продолжение следует)

 

 

Примечания

 

1Цит. по: Записки о Саранске (Сост., вступ. ст. и коммент. В.А.Юрченкова).– Саранск, 1991. – С.14.

2Масловский А. Город Саранск. (Историко-статистическое описание) // Пензенские епархиальные ведомости (ПЕВ). – 1880. – №18. – С.10.

3Петерсон Г.П. Краткий очерк достопримечательностей г.Саранска и Саранского уезда // Странички старины, 1993. – С.175.

4Там же. – С.176.

5Там же.

6Там же. – С.272.

7Воронин И.Д. Саранск. – Саранск, 1961. – С.30.

8Там же. – С.34.

9Инжеватов И.К. Топонимический словарь Мордовской АССР. – Саранск, 1987. – С.198.

10Воронин И.Д. Саранск. – Саранск, 1961. – С.37.

11Там же.

12См.указ.ст.: Масловский А. Город Саранск… – С.13.

13Воронин И.Д. Саранск. – Саранск, 1961. – С.51.

14См.: Саранск. В 2-х кн. – Саранск, 1997. – Кн.2: Саранский титулярник / К.В.Смородин, В.А.Юрченков. – С. 194-195.

15Цит. по: Воронин И.Д. Саранск. – С.53.

16См.: Саранск. В 2-х кн. – Саранск, 1997. – Кн.2: Саранский титулярник. – С.363.

17См.: Саранск. В 2-х кн. – Саранск, 1997. – Кн.2: Саранский титулярник. – С.196-197.

18Любимов А. К истории упраздненных монастырей Пензенской епархии // ПЕВ. – 1902. – №23.

19Цит.по ст.: Лаптун В.И. Монастыри Саранска // Саранские епарх. вед. – 1992. – №5. – С.14.

20См.: Саранск. В 2-х кн. – Саранск, 1997. – Кн.2: Саранский титулярник. – С.226-227.

21См.: Саранск. В 2-х кн. – Саранск, 1997. – Кн.2: Саранский титулярник. – С.275.

22Цит. по: Воронин И.Д. Саранск. – С.62.

23См.: Саранск. В 2-х кн. – Саранск, 1997. – Кн.2: Саранский титулярник. – С.67.

24Там же. – С.63.

25См.: Саранск. В 2-х кн. – Саранск, 1997. – Кн.2: Саранский титулярник. – С.263-264.

26Там же. – С.74-75.

27Там же. – С.166.

28Там же. – С.394.

29Там же. – С.112-113.

30Там же. – С. 394.

31Там же. – С.193-194.

32Там же. – С.285.

33См.: Саранск. В 2-х кн. – Саранск, 1997. – Кн.1: «И храм разрушенный – все храм…» – С.432-433.

34Любимов А. К истории упраздненных монастырей Пензенской епархии // ПЕВ. – 1902. – №23. – С.913-914.

35Лаптун В.И. Монастыри Саранска // Саранские епархиальные ведомости. – 1992. – №5. – С.17.

36Петерсон Г.П. Странички старины. – Саранск, 1993. – С.223.

37См.: Саранск. В 2-х кн. – Саранск, 1997. – Кн.1: «И храм разрушенный – все храм…» – С.434-438.

38См.: Воронин И.Д. Саранск. – Саранск, 1961. – С.91-92.

39Петерсон Г.П. Краткий очерк достопримечательностей г.Саранска и Саранского уезда // Сборник Пензенского статистического комитета. – Пенза, 1899. – С.38-39.

40Там же.

41См.: Воронин И.Д. Саранск. – С.91-92.

42См.: Саранск. В 2-х кн. – Кн.1. – С.469-473.

43Подробнее см. кн.: Записки о Саранске (Сост., вст. ст. и коммент. В.А.Юрченкова). – Саранск, 1991. – С.15-16.

44Подробнее см. там же. – С. 17-19.

45См.: Саранск. В 2-х кн. – Кн.1. – С.473-476.

46Махаев В.Б., Меркулов А.И. Архитектурная история мордовского края. – Рузаевка, 1998. – С.22.

47См.: Саранск. В 2-х кн. – Кн.1. – С.25.

48Там же. – С.448-453.

49См.: указ. кн.: Странички старины. – С.181.

50Там же. – С.496-498.

51См.: Воронин И.Д. Саранск. – С.91-92.

52См.: Саранск. В 2-х кн. – Кн.1. – С.29.

53Там же. – С.454-461.

54См.: Записки о Саранске. – С.20-22.

55См. кн.: Махаев В.Б., Меркулов А.И. Архитектурная история мордовского края. – С.27.

56См.: Саранск. В 2-х кн. – Кн.1. – С.438-448.

57См. ст.: Оссовский Е.Г., Лаптун В.И. Народные училища по уставу 1786 года в мордовском крае // Современные проблемы психолого-педагогических наук. – Саранск, 1998. – С.24-26.

58См. кн.: Саранск. В 2-х кн. – Кн.1. – С.479-481.

59Там же. – С.476-479.

60Бахмустов С., Лаптун В. Разорванное ожерелье. – Саранск, 1991. – С.41.

61См. кн.: Саранск. В 2-х кн. – Кн.1. – С.461-465.

62Там же. – С.466-469.

 

Составление и примечания В. Лаптуна