Марина Голубчикова. "Ты не зря живёшь на свете"

Марина Голубчикова

«Ты не зря живешь на этом свете»

 

О композиторе Елене Викторовне Кузиной написано немало, сняты фильмы и телепередачи. Среди напечатанного – интервью и исследования ее сочинений, репортажи с концертов, конкурсов, творческих встреч... И при этом всегда есть что сказать еще об этом музыканте. Елена Кузина принадлежит к той категории художников, кто не может стоять на месте, не любит повторяться и с успехом осваивает все новые и новые творческие амплуа.

Поводом для настоящей публикации послужила творческая встреча, состоявшаяся в декабре 2018 года в Большом концертном зале Саранского музыкального училища имени Л.П.Кирюкова.

Елена Викторова неукоснительно следует одному неписаному правилу – примерно раз в пять лет выносит на суд зрительской аудитории плоды своего творчества. Эта творческая встреча, приуроченная к 35-летию творческой и 30-летию педагогической деятельности, по своему формату была непохожа на все предыдущие. Нежелание повторяться заставляет Елену Кузину уходить от сложившихся стереотипов и находить свежее решение. Поэтому зрители всегда с большим интересом ждут этих встреч.

Елена КузинаТак, самым первым творческим отчетом молодого композитора стал авторский вечер в зале старой филармонии в 1991 году. Его программа представляла Елену Кузину, главным образом, как автора произведений академических жанров: прозвучали романсы, сочинения для фортепиано, скрипки, аккордеона. Украшением того концерта стало участие прославленного коллектива – Чувашской хоровой капеллы под руководством М.Яклашкина, исполнившей несколько произведений композитора. Отступлением от основного направления тогда оказался только «полуэстрадный» (по выражению автора) триптих на стихи Марины Цветаевой в исполнении самой виновницы торжества.

В 1993 году Елена Кузина подготовила шоу-бенефис – первое мероприятие такого рода в Мордовии. Этот концерт с большим успехом прошел в Русском драматическом театре, вызвав широкий резонанс в профессиональных музыкальных кругах и среди любителей музыки Мордовии. Новизна события заключалась в том, что Елена Кузина выступила в нем не только как композитор, но и как эстрадная певица. И выступила настолько ярко, что публика потребовала повторения этого представления, которое и состоялось в следующем, 1994 году.

В 1999 в ДК «Строитель» прошла шоу-презентация первого аудиоальбома композитора и исполнителя Е.Кузиной «Наши встречи».

В 2004 году в большом юбилейном (к 20-летию творческой деятельности) авторском вечере в Русском драматическом театре было много примечательного: исполнялся Концерт для хора под управлением мамы композитора Л. Н. Кузиной, впервые на большой сцене выступили ученики Елены Викторовны, состоялась презентация нового альбома «Раскрываем сердца», началось сотрудничество с «AR-балетом» Натальи Атитановой. Также в концерте приняли участие известные певцы С. Колесникова, С. Семенов, Н. Маркова, С. Эскин.

Отчет 2009 года в Республиканском Дворце культуры был полностью посвящен презентации нотного сборника песен для детей и взрослых «Волшебный экспресс». В красочном музыкальном шоу пели ученики Елены Кузиной и она сама.

К масштабному юбилейному авторскому вечеру 2014 года в Музыкальном театре им. И. М. Яушева была приурочена презентация третьего аудиоальбома «Мира тебе, планета Земля». Основная часть композиций в нем звучит в исполнении воспитанников Е. В. Кузиной – учащихся отделения «Эстрадное искусство» ДМШ №2 Саранска.

Была своя «изюминка» и в творческом вечере 2018 года. Согласно его названию «Откровенный разговор и немного музыки...» главное место было отведено общению со зрителями (ведущая – О. Якунчева).

Разговор получился доверительным, непринужденным и очень содержательным. Зрители спрашивали обо всем, стараясь приблизиться к пониманию чуда творчества: о детских мечтах, о первых шагах на музыкальном поприще, об учителях, о том, как сочиняется музыка, о ближайших планах... Ответы были искренними, серьезными, добрыми, остроумными... В них Елене Викторовне удалось рассказать о самом важном: коснуться тем, которые ее волнуют как человека и музыканта, обозначить новые направления в творческой деятельности, поделиться радостью успехов. В знак благодарности авторам самых интересных вопросов Елена Кузина подарила диски с записями своих произведений, и в этой прекрасной традиции – глубокое уважение к своему зрителю.

Общение с залом естественно сменялось музыкой – и три часа пролетели незаметно. А к концу встречи из отдельных деталей сложился объемный многомерный портрет человека и художника – цельного, принципиального, честного, умного, гуманного, все грани которого неразрывно спаяны и являются началом и продолжением друг друга.

 

Грань первая – композитор

Дипломированные композиторы в нашей стране подготовлены к сочинению музыки в любом из существующих академических жанров. Но вступая на путь свободного творчества, каждый из них, как правило, делает выбор, расставляя свои приоритеты.

Композиторский путь Елена Кузина начинала с создания произведений значительного содержания в самых сложных жанровых сферах. В 80–90-е гг. появились сочинения для симфонического оркестра – симфоническая поэма «Эрьзя», Концерт для симфонического оркестра, ряд хоровых произведений (в том числе для детского хора) на стихи русских поэтов XIX–XX вв. и поэтов Мордовии. Были написаны две кантаты – «Бунтарская песнь» на стихи Л. Талалаевского, «Ночь» на стихи Р. Кемайкиной, Хоровой концерт на стихи Н. Рузанкиной, а также камерно-инструментальные опусы, в том числе струнный квартет, поэма для виолончели и фортепиано, фортепианные пьесы. Камерно-вокальный жанр был представлен двумя вокальными циклами на стихи А. Ахматовой и М. Цветаевой, Сюитой для сопрано в сопровождении арфы и флейты на стихи В. Лазарева и О. Поленц. Началась работа по созданию музыки для театра. Однако вскоре стало понятно, что многие из этих произведений не могут быть исполнены в Мордовии, где не было (и нет поныне) филармонического симфонического оркестра, филармонических камерно-инструментальных коллективов. Уже к концу 90-х годов в одном из интервью Елена Кузина сформулировала свою позицию по этой проблеме: «...хотелось бы поменьше писать «в стол», чтобы труд не был напрасен, чтобы музыка звучала». Именно это обстоятельство определило смену вектора композиторского творчества: Е. Кузина сосредотачивается на том, что будет наверняка исполнено – хоровой музыке для взрослого и детского хора, а также эстрадных песнях. Теперь сочинения композитора Кузиной есть в репертуаре различных коллективов России и Мордовии.

Два хоровых номера прозвучали и в музыкальной части декабрьской творческой встречи: вторую часть Концерта для хора a’cappella на сл. Н. Рузанкиной исполнил смешанный хор Саранского музыкального училища (художественный руководитель и дирижер О. В. Якунчева), песню «Я горжусь тобой, Отчизна!» – сводный хор Саранского музыкального училища и ДМШ2 (художественный руководитель и дирижер В. А. Кузин).

Впоследствии пришло осознание того, что нужно писать музыку для конкретных солистов и коллективов, которые готовы быстро выучить и исполнить новое произведение. Поэтому эстрадные песни, которые исполнялись самим композитором, заняли важное место в творчестве, а Елена Кузина приобрела репутацию авторитетного специалиста в области эстрадного искусства не только в Мордовии, но и далеко за ее пределами, куда она часто выезжает в качестве председателя либо члена жюри международных и всероссийских конкурсов.

Следует заметить, что сочинять эстрадную музыку в консерватории не учат и чаще всего не поощряют опыты такого рода. Приход к эстрадному искусству целиком и полностью зависит от желания композитора, а художественный уровень его эстрадной музыки – от уровня общей культуры, эстетических пристрастий и этических основ его творчества.

Поворот в сторону эстрадной музыки в творческой биографии Елены Кузиной не был случайным: предпосылки были заложены в семье. Родителей (тоже музыкантов) Ларису Николаевну и Виктора Александровича отличала, по выражению Е. Кузиной, музыкальная «всеядность». В доме наряду с классикой звучали лучшие образцы зарубежной эстрады – «Битлз», «Пинк Флойд», Том Джонс, Энгельберт Хампердинк, Карел Готт, Барбра Стрейзанд, хор Рея Кониффа, оркестр Поля Мориа... Широкий музыкальный кругозор сформировал эстетический вкус будущего композитора и ориентиры для собственной творческой деятельности.

Именно поэтому эстрадные сочинения Елены Кузиной, как и произведения в академических жанрах, всегда отвечают самым высоким профессиональным и художественно-эстетическим требованиям.

Благодаря тесным контактам композитора с исполнителями была достигнута главная цель – музыка стала звучать, у нее появились слушатели и поклонники. Случалось, что хоровое произведение брал в свой репертуар солист, а сольное сочинение перекладывалось для хорового исполнения. Так произошло, например, с песней «Футбол» на стихи Н. Задальской: созданная в 2010 году как сольная, она была аранжирована для хора к чемпионату мира по футболу 2018 года. И оба варианта принесли победу своим исполнителям на конкурсах – Гран-при Всероссийского конкурса был удостоен Вячеслав Явкин, звание лауреата 1 степени Республиканского конкурса получил хор старших классов ДМШ №2 под управлением Юлии Кузиной (сестры Елены).

Елена Викторовна говорила со слушателями и о проблемах, с которыми она сталкивается как композитор. Сегодня серьезным препятствием для распространения и популяризации произведений становится проблема их издания. Решить задачу коммуникации композитора с потенциальными исполнителями и слушателями из других городов и регионов отчасти помогает интернет: на личный сайт Е. Кузина выкладывает ноты, минусовые и плюсовые фонограммы своих произведений, аудио- и видеозаписи – все это есть в открытом, то есть бесплатном доступе. Безусловно, композитор испытывает большую радость, когда с его произведениями коллективы учебных заведений, музыкальных студий других регионов страны (в том числе Москвы и Подмосковья) побеждают на различных творческих конкурсах.

В последние годы Е. Кузиной были созданы песни для солистов, ансамблей и детских хоровых коллективов. Появился еще один вокальный цикл «Моя милая По» на стихи П. Шибеевой. Этот триптих совершенно нов по музыкальному стилю и очень тонко и точно передает своеобразие мироощущения и мышления современной интеллектуальной молодежи.

В настоящее время идет работа над произведением для смешанного хора. Получило продолжение сотрудничество с Мордовским государственным театром кукол, для которого пишется уже третье сочинение – музыка к сказке.

 

Грань вторая – эстрадный исполнитель

Сочетание в одном лице профессий композитора и исполнителя в истории музыкального искусства встречается часто. О Сергее Рахманинове критик сказал, что он «жжет свою свечу с трех концов», то есть является выдающимся профессионалом даже в трех музыкальных профессиях – композитора, пианиста и дирижера.

В современной академической музыке встречаются сочетания композитор-пианист, пианист-дирижер, скрипач-дирижер, но композитор, профессионально исполняющий свою вокальную музыку, во все времена – редкость.

Среди современных эстрадных композиторов есть немало авторов, исполняющих свои песни на сцене. Но едва ли кто-то из них решится состязаться с эстрадными певцами на конкурсе. Фигура Елены Кузиной в этом смысле – явление уникальное. Ее яркие выступления на эстраде демонстрируют все необходимые составляющие профессионализма – красивый голос с неповторимым тембром и безукоризненной интонацией (что, увы, отличает не всех профессиональных певцов на отечественной эстраде), прекрасную вокальную технику, безупречный вкус, проявляющийся, в том числе, в создании визуального сценического образа.

Пела Лена с самых ранних лет: сольно, в хоре, в вокальных и вокально-инструментальных ансамблях (в том числе и в музыкальном училище). По окончании консерватории, на региональном этапе Всесоюзного телевизионного конкурса молодых исполнителей эстрадной песни «Юрмала-89» Елена выступала уже с песнями собственного сочинения. Первые удачные опыты выступлений в роли певицы подогрели и композиторский интерес к эстрадной музыке. Специально для задуманного бенефиса (новый формат для Мордовии!) был сочинен целый ряд эстрадных песен. Потом появились первые студийные записи Елены Кузиной, были выпущены аудиоальбомы с песнями в ее исполнении. В конце 80-х ГТРК «Мордовия» были сняты первые в республике музыкальные клипы на песни Е. Кузиной (самый первый «Алло-алло!» на стихи К. Смородина), которые в дальнейшем неоднократно демонстрировались в телеэфире. Также на песни композитора были отсняты и показаны первые в Мордовии (!) цифровые видеоклипы «Листок бумаги» и «Кусочек янтаря» (стихи Н. Задальской, режиссер С. Шибеев). Все последующие концерты, творческие встречи, телевизионные передачи обязательно включали выступления Елены Кузиной как певицы, исполняющей собственные произведения.

Сегодня появились молодые певцы, проявляющие интерес к эстрадному творчеству композитора. Одна из них – Е. Гончаренко – исполнила в концерте потрясающий по драматической экспрессии романс-монолог «Мольба» на стихи Т. Кузовлевой. В ее репертуаре есть и другие сочинения Е. Кузиной – романсы «Спасибо» на стихи Р. Ольшевского и «Преодоление» на стихи С. Острового. Автор признается, что с радостью отпускает от себя свои детища и с интересом воспринимает иные исполнительские интерпретации произведений.

Свое участие как исполнителя Елена Кузина в этот вечер свела к минимуму: она выступила в роли концертмейстера для Елены Гончаренко, а на «десерт» оставила исполнение вокального цикла «Моя милая По» в сопровождении дуэта гитаристов Александра Авдонина и Александра Аношина. Это выступление привело слушателей в восторг не только талантливой музыкой и богатством вокала, но и гармонией ансамбля, легкостью и естественностью пластики – словом, настоящим мастерством.

 

Грань третья – педагог

30-летний путь педагога Елены Викторовны Кузиной начинался вполне типично для многих профессиональных композиторов – работой преподавателя в музыкальном училище. Сольфеджио, анализ музыкальных произведений, импровизация, факультатив по композиции... – традиционный набор дисциплин. Ее многочисленные выпускники работают сегодня в разных уголках страны, с благодарностью вспоминая своего учителя.

Многолетняя серьезная работа в сфере эстрадного искусства отразилась и на этой стороне деятельности музыканта. Уже много лет в Саранском музыкальном училище имени Л. П. Кирюкова Е. В. Кузина ведет разработанный ею курс «История массовой культуры», где учит начинающих музыкантов отличать настоящее искусство в области массовой культуры от эрзац-культуры.

О необходимости остановить катастрофическое падение уровня массовой музыкальной культуры и воспитывать хороший музыкально-эстетический вкус у молодежи Е. Кузина много раз высказывалась в средствах массовой информации. Видя растущий запрос общества на эстрадную и джазовую музыку и понимая, что музыкальный вкус формируется с младых ногтей, она предлагает начать в Мордовии профессиональную подготовку эстрадно-джазовых музыкантов в музыкальных школах и открыть эстрадное отделение в Саранском музыкальном училище. Идея находит поддержку в Министерстве культуры, и вместе с супругом Сергеем Александровичем Шибеевым они открывают эстрадное отделение в ДМШ №4 (2001 год). Через несколько лет ими будет организовано отделение «Эстрадное искусство» в ДМШ №2. Сегодня результаты этой работы впечатляют: многие воспитанники Е. В. Кузиной становились обладателями Гран-при, лауреатами и дипломантами международных, всероссийских и республиканских конкурсов.

К сожалению, открытие эстрадного отделения в Саранском музыкальном училище не состоялось. Чтобы дать возможность взрослым научиться искусству эстрадного пения, в 2015 году Елена Викторовна Кузина открывает Мастерскую-студию «Театр Эстрады Елены Кузиной». Здесь желающие учатся всему, что должен знать и уметь эстрадный певец, начиная от вокальной техники и заканчивая подбором сценического костюма. У каждого из учеников мастерской свои цели – кто-то учится петь для собственного удовольствия. Но если у человека есть желание выступать на большой сцене, участвовать и выигрывать в конкурсе, педагог Елена Кузина обязательно поможет в этом – она знает секрет.

 

Грань четвертая – «первооткрыватель»

Все сказанное и спетое в ходе «Откровенного разговора...» натолкнуло на мысль о том, что минувшее пятилетие в творческой биографии композитора, педагога, исполнителя Елены Викторовны Кузиной оказалось прорывным: ее деятельность вышла на новый уровень, приобрела более широкий размах. Было сделано многое для решения актуальной общероссийской задачи – поднять на должную художественную высоту искусство эстрадного пения, вернуть лучшие традиции сочинения эстрадной музыки, утраченные или деформированные в постсоветское время.

В 2015 году была открыта первая в Мордовии Мастерская-студия «Театр Эстрады Елены Кузиной». Такой формат обучения дал возможность Мастеру поделиться с учениками разносторонним опытом артиста-вокалиста, применив не менее богатый опыт профессионального педагога по музыкально-теоретическим дисциплинам. В Мастерской параллельно с обучением эстрадному пению решается и важная социальная задача – дается представление о хорошем и плохом в эстрадном искусстве.

Заметным событием, оживившим музыкальную жизнь Мордовии в начале 2018 года, стало весьма успешное выступление 20-летнего певца из Саранска Вячеслава Явкина на российском телеканале «Звезда». Представляя Мордовию на Всероссийском телевизионном вокальном конкурсе «Новая звезда-2018», где состязались участники из всех 85 регионов России, он стал полуфиналистом. Первые победы во всероссийских и международных конкурсах юный вокалист одержал под руководством Е. Кузиной. Поэтому новый успех конкурсанта – это, конечно, и успех его «музыкальной мамы», как называет своего педагога Вячеслав.

2018 год ознаменовался и другим важным событием: состоялся первый Всероссийский фестиваль-конкурс вокального творчества «Круговорот», инициатором и директором которого является Елена Кузина. Об осуществлении этого проекта она мечтала более 20 лет. Организаторами конкурса выступили Некоммерческое общественное творческое объединение «Сферы культуры» и Мастерская-студия «Театр Эстрады Елены Кузиной», партнерами – Министерство культуры, национальной политики и архивного дела РМ, Республиканский дом народного творчества, литературный портал «Ryfma.com» и другие. «Хотелось, чтобы Саранск воспринимался не только как спортивный город», – прозвучало в беседе с композитором.

Время показало, что такой конкурс необходим: на втором фестивале-конкурсе (2019 год) было представлено больше регионов и участников. Как директор проекта, Е. Кузина старается приглашать для работы в жюри самых авторитетных музыкантов.

 

Грань пятая – представитель творческой династии

Елена Викторовна Кузина всегда с гордостью подчеркивает свою принадлежность к известной музыкально-артистической династии, берущей начало от большого драматического актера и великолепного чтеца Александра Петровича Кузина и его супруги Евгении Сергеевны – актрисы и талантливого художника. В их доме была создана атмосфера любви, творчества, доброты и юмора, которая царила затем и в семье родителей Елены – известных хоровых дирижеров Ларисы Николаевны и Виктора Александровича Кузиных.

Елена Кузина унаследовала многие таланты старших родственников – способности к литературе, живописи, музыкальную одаренность, склонность к творчеству и артистические задатки, поэтому выбрала творческую профессию («другого пути и быть не могло!»).

Став взрослой, в своей семье она сохранила традицию отдыхать, путешествуя за рулем автомобиля, в ее доме всегда есть место животным, а в интернете она активно поддерживает акции помощи «братьям нашим меньшим».

Разносторонняя художественная одаренность передалась от родителей – Елены Кузиной и Сергея Шибеева – их дочери Полине, представителю нового поколения династии: художник-дизайнер по образованию, она в юности увлекалась рок-музыкой, а сегодня известна в литературных кругах как автор талантливых стихов.

Но не только художественная одаренность и доброта объединяет всех представителей династии. В атмосфере семьи под влиянием родителей формировались личность и основные жизненные принципы человека и музыканта Елены Кузиной. В детстве и юности родители служили для нее образцом преданности выбранной профессии, любви к ученикам, понимания важности общественной миссии музыканта и педагога. А теперь уже она сама может служить примером таких замечательных качеств, по которым узнают истинно интеллигентного человека: внутренней цельности, принципиальности и щепетильности в вопросах чести и порядочности, приверженности принципам нравственности и человечности («нужно заботиться о внутренней чистоте»), стремлению к совершенству во всем, что бы она ни делала («делать или хорошо, или никак») и неустанному самосовершенствованию и движению вперед («я не могу стоять на месте»).

Яркая личность всегда запоминается яркими выступлениями, яркими высказываниями, яркими делами. Такой яркой была и творческая встреча с Еленой Кузиной 3 декабря. Она принесла радость публике, получившей ответы на волнующие вопросы и услышавшей музыку любимого композитора. Не менее важным этот диалог оказался и для героини творческой встречи: любимый ею формат близкого общения с публикой в который раз оживил в памяти слова, сказанные после первого авторского вечера Елены Викторовны ее первым учителем музыки В. Афанасьевым. В них заключалась высокая оценка творчества и скрывался стимул к новым творческим исканиям: «Ты не зря живешь на этом свете!»