Еще раз о чудесах в наше время

Сергей Кубасов

 

Автору этих строк довелось не раз общаться с людьми, ставшими свидетелями удивительных, порой необъяснимых событий и явлений. Всё, о чём узнает читатель из небольших рассказов, записанных автором в разное время, сводится к главному выводу: чудо рядом.

Журавли

Это случилось в начале двухтысячных годов на глазах у жителей села Широкое, что расположилось на границе с Крымским полуостровом на Херсонщине.

Утром 9 мая над селом стояло чистое небо. Как обычно, с особой заботой были ухожены к празднику, Дню Победы, могилы. На обелиске имена павших в годы Великой Отечественной войны односельчан. Рядом живые цветы. Дожившие до наших дней ветераны преобразились, надев свои боевые награды, потускневшие от времени. Сегодня награды поблёскивали в лучах солнца. И вся природа, казалось, вместе с людьми торжествует победу.

Здесь, над степными просторами Таврии, – не редкость увидеть осёдлых и перелётных пернатых: аистов, лебедей, журавлей, диких гусей... Поэтому никто из местных не удивился появлению в небе знакомых птиц. Каким-то особым на этот раз показался ещё издалека их печальный клич. К селу подлетал клин журавлей.

И вот, приблизившись, клин прямо в небе перестроился в пятиконечную «звезду». «Звезда» из журавлей пролетела над обелиском в память героев и, долетев до края села, развернулась обратно. Теперь птицы перестроились в крест. Крест безмолвно «проплыл» над могилами воинов, затем над сельским кладбищем и растворился вдали у горизонта, оставив внизу изумлённых свидетелей чуда.

Йосиповна

Надежда Иосифовна Гусарчук родилась в Сибири, но почти всю жизнь прожила на Украине, в небольшом городке у морского залива, куда приехала она когда-то в далёкие 60-е годы прошлого века. Много лет прошло с тех пор, как она овдовела. Много горя изведала и прилепилась всей душой к Богу. Когда была моложе и позволяло здоровье, неустанно трудилась. И на работе, и дома. Муж не помогал, жил своей жизнью, принося в дом только горе и слёзы, до самой своей преждевременной кончины. Надежда безропотно несла свой крест, воспитывая дочь и инвалида-сына. Приходилось работать на двух работах, чтобы содержать детей, строить дом. А ещё пела в церковном хоре, помогала, чем могла, семье священника и приходу. Она и по сей день, когда позволяет здоровье, вышивает рушники для храмовых икон или просто для людей. Урожай с сада и огорода тоже, в основном, раздаёт нуждающимся. Дети уже давно взрослые. Дочь живёт в Москве, Схимонах Серафим (в центре) с братией в келье организует выставки живописи. Сын, которому от рождения врачи «пророчили» жить – не более двух недель, остался жив и стал взрослым. Более того, стал монахом. Сегодня ему 57 лет. По инвалидности с детства он не способен самостоятельно передвигаться, только на небольшой коляске. Сам он с раннего возраста необычно малого роста. Зато получил от Бога дар духовного рассуждения и молитвы. К нему идут за советом и помощью многие миряне. Несмотря на физические ограничения, монах Серафим много странствует и уже не раз побывал на святой горе Афон. О нём Владимирской ТРК снят небольшой документальный фильм: «Подвижник», где схимонах Серафим рассказывает о явлении ему однажды Николая Чудотворца.

Случилось это чудо несколько лет назад в их доме, поздно вечером. Святой вышел прямо из стены и с полчаса находился в доме. После этого жизнь Лёши (это мирское имя сына Надежды Иосифовны) значительно изменилась. Все эти удивительные события в жизни сына произошли, видимо, во многом по трудам и молитвам матери.

Те, кто давно хорошо знают Надежду Иосифовну, зовут её сокращённо и с южно-русским произношением: Йосиповна.

Всегда не по годам энергичная, неравнодушная к нуждам и бедам ближних, бывшая хирургическая медсестра, она сама уже часто болеет. Но ни дня не проводит без молитвы. Её дом, построенный своими руками, не раз становился приютом для странников, священников, больных и нуждающихся. В простоте сердца встретит, найдёт доброе слово, пошутит и обязательно накормит гостя эта удивительная женщина-христианка. В её доме всегда светло и просторно не только телу, но и душе.

Как-то за чаем поделилась Надежда Иосифовна со мной одним своим наблюдением, связанным с ежедневным молитвенным правилом. Окна её комнаты выходят в сторону небольшого сада. Справа за забором – соседи и большое дерево, которое по утрам «обсыпают» прилетающие сюда вороны. Карканьем и шумом оглашают они двор и округу, непрестанно прыгая и перелетая с ветки на ветку.

Но только Йосиповна начинает молиться, беспокойные птицы, повернувшись строго на восток, замирают. Они словно и сами молятся. А может, так оно и есть. Всё это время не проронят ни звука. И только закончится «правило» и поклоны хозяйки, картина за окном вновь оживает. Через некоторое время птицы покидают дерево.

Много удивительного было в нелёгкой и в то же время радост-
ной судьбе Надежды Иосифовны. Но самое удивительное – это сама её жизнь, наполненная верой и созидательной силой добра.

Прыгай!

Есть под Киевом небольшое удивительное местечко Боярка. Электричкой – всего полчаса езды в сторону Фастова. Когда-то здесь была санаторная зона. Кое-где и ныне увидишь среди высоких сосен – уже обветшавшие от времени красивые деревянные строения. Это бывшие пансионаты, дома отдыха и частные дачи.

Чистые сосновые леса, родниковые озёра, напоённый ароматами хвои воздух – всё это привлекало сюда не только киевскую публику, но и гостей из Москвы и даже Санкт-Петербурга.

Боярка до революции – дачный поселок. Любимый простыми и очень знаменитыми киевлянами, он приобрел славу «пригородной жемчужины». Сюда приезжали композитор Николай Лысенко, актриса Мария Заньковецкая, писатель Шолом-Алейхем, отдыхали с родителями юный Михаил Булгаков и Илья Эренбург. Чудесная природа, чистейший воздух соснового леса, в котором утопали дачные домики, был настоящей находкой для замученных бытом киевлян. Здесь действовал летний театр, бурлила культурная жизнь. По выходным железнодорожники были вынуждены пускать дополнительные поезда, чтобы все желающие могли выехать на дачи в Боярку.

И не случайно здесь уже в советское время активно действовало и получило известность далеко за пределами городка творческое объединение «Квадратура круга», занимавшееся культурно-просветительской деятельностью. В него входили местные врачи, музыканты, педагоги, художники, инженеры и многие образованные люди того времени.

Знаменита Боярка ещё одним историческим фактом прошлого. Здесь после революции, в холодный период осени-зимы 1921 года, в тяжелейших условиях разрухи и гражданской войны прокладывал участок железнодорожной «узкоколейки», валил лес и спасал замерзающий Киев от холода, отбивая налёты банды Орлика, легендарный герой повести Николая Островского «Как закалялась сталь» – Павка Корчагин. Сам автор – прообраз главного героя. Это он первокурсником Киевского электромеханического техникума прибыл с отрядом комсомольцев в Боярку, чтобы запечатлеть своей жизнью то героическое время.

Пройдут десятилетия, миллионы подрастающих поколений, не только советской России, будут вдохновляться примером главного героя. Уже в своих жизненных обстоятельствах.

В 1998 году в Китае вышел 20-серийный фильм по повести Николая Островского «Как закалялась сталь». Это событие стало результатом посещения Боярки культурной делегацией из Китая. Сама книга переиздавалась в Поднебесной свыше 300 раз тиражом более двенадцати с половиной миллионов экземпляров. Сегодня роман находится на третьем месте по популярности среди китайских студентов. Для современного Китая образ Павла Корчагина служит примером истинного патриотизма и самопожертвования, видимо, так необходимого нашему многомиллионному соседу. А знает ли наша молодёжь Павку Корчагина и кто сегодня её герои?

 

В начале двухтысячных газета «Вечерний Киев» напишет о невероятном случае, произошедшем на месте проложенной когда-то и ушедшей в небытие «узкоколейки». На тот момент это были владения одного из местных фермеров. Так вот, в одну из знаменательных дат прошлого фермер при свидетелях увидел, как на его участке из тумана вынырнул паровоз «кукушка» и в клубах пара и дыма промчался по незримым рельсам с несколькими гружёнными лесом вагонами мимо. Из окна паровоза, высунувшись наружу, смотрел вперёд сам Павка Корчагин. Говорят, что такое видение наблюдалось уже не раз. Предоставив читателю самому решать: вымысел ли это, или игра воображения очевидцев, а может, тайна природы – перейдём к фактам более очевидным.

 

Дивен боярский лес. Есть в нём высокие красавицы сосны, мохнатые, тенистые ели, солнечные холмы и укрытые тенью листвы озера. Питают их и поныне чистые родники. К одному такому источнику не раз наведывался и я. Известное место в округе. Старожилы рассказывали мне, что однажды святая великомученица Екатерина явилась во сне одной больной женщине, из местных, и велела напиться и омыться водой из этого родника. И тропинку во сне указала, как пройти. Еле добралась больная женщина с помощью подруги до указанного места. Но после этого исцелилась. Было это через несколько лет после войны.

Теперь сюда – за целебной водой – едут даже из Киева. Иные целыми флягами везут на машинах обратно в столицу.

Как-то в очередной раз отправился я к роднику. Стоял морозный январь, весь лес был укрыт снегом.

Пройдя знакомой лесной тропинкой до знакомого места, склонился я над водной гладью ключа. Родник не замерзает и в лютые морозы. Круглый год тянется сюда народ. Местные говорят, что вода эта стоит дома годами и не портится.

Прозрачная серебристая струя источника весело наполняла приготовленные сосуды. Пока я набирал воду, к роднику спустился парень. На вид ему было лет 35. Дружелюбно поприветствовав меня, незнакомец сообщил, что он чуть выше забуксовал на своих «Жигулях». Парень попросил ему помочь.

Вскоре мы стали подниматься на вершину склона, к его автомобилю. Между нами завязался живой и искренний разговор. И мой новый знакомый стал делиться сокровенным:

– Как-то я застрял здесь один, не могу выехать. Бился, бился, а потом говорю: « Господи, помоги». И выехал! – Лицо парня осветилось улыбкой.

Какое-то время мы молчали. И тут попутчик открыл мне ещё один чудесный случай из своей жизни.

– Жил я тогда здесь же, в Боярке, только на другой улице. Стою как-то возле окна и не то чтобы рассуждаю, а как будто молюсь: «Один я, Боже. Мне бы жену... Чтобы родила двух детишек. Я бы назвал их – Машенька и Мишенька. Чтобы светленькие да кудрявенькие были. Так бы славно мы жили...» И всё в таком духе. И что же вы думаете? Проходит некоторое время, и встречаю я девушку на 7 лет моложе себя. Поженились мы, всё – слава Богу. А вскоре рождается у нас девочка, и даём мы ей имя Мария. Следом Господь ещё одно зачатие благословил. И на 21 ноября (в день Собора Архистратига Божия Михаила) родился мальчик. Так и вышло, как просил – Машенька и Мишенька. Оба светлые и кудрявые.

После паузы мой знакомый добавил:

– В роду у нас таких не было. Такое чудо Господь сотворил.

 

Вот уже более века стоит в Боярке, рядом с древним городищем, деревянная церковь в честь Архангела Михаила. В архивных документах сохранилась запись, что деньги на строительство пожертвовал ещё при царе какой-то отставной генерал.

Возведённая на рукотворном холме, окружённая с двух сторон живописным озером и могучими старыми деревьями, церковь и сегодня радует глаз горожан и случайных путников. Особенно хорошо любоваться ей со стороны озера, что расположилось у подножия холма.

Церковь не закрывалась даже после революции, и в советское время ехали сюда крестить детей со всей округи.

Автор этих строк был свидетелем чуда, которое случилось здесь в 2005 году, и писал о нём в газете «Жизнь».

Кто-то из старшего поколения, наверное, помнит, как чуть раньше в среде учёных и обывателей разгорелся спор о том, что на самом деле произошло во Введенском монастыре Киева. Тогда телевидение показало документальный фильм об отобразившемся с иконы на стекло образе Богородицы «Призри на смирение». Физики пытались дать научное объяснение феномену, атеисты искали «подвох». Только для верующих всё было ясно – это чудо Божие.

Тогда потянулся к святыне народ, и многие получили возле неё помощь и исцеление. Стекло с запечатлённым ликом Богородицы и сама икона по сей день пребывают в монастыре. Сюда, к святыне, в самый центр Киева, и сегодня не кончается поток паломников.

Точно такое же чудо, но несколькими годами позже, произошло в Боярке. На этот раз – с образом Христа Спасителя, написанным в полный рост и находящемся в крестильной церкви Михаило-Архангельского храма. Ещё через два года чудо повторилось. Теперь уже тонкий рисунок «небесного художника» незримо и чудесно переносил с иконы на стекло образ Архангела Михаила.

В этой же церкви мне довелось узнать ещё об одном чудесном случае, но произошедшем в ином месте в иное время. Общаясь довольно часто с прихожанами, я познакомился с одной «старожилкой храма» – Татьяной Афанасьевной. Родом она оказалась, как и я, из России, из Пензенской области. Мы подружились. Женщина она была боевая и прямолинейная, могла и с батюшкой поспорить, если по делу. Скоро я узнал историю о чудесной помощи её мужу от святого Николая Чудотворца. Случай этот произошёл во время войны. Совсем юным 18-летним пареньком попал на фронт будущий супруг Татьяны. После ускоренного курса обучения его направили на передовую, в полк фронтовой авиации – стрелком-радистом. В одном из первых боёв самолёт был атакован фашистскими истребителями и загорелся. Охваченный пламенем и дымом советский бомбардировщик стал падать к земле. По внутренней связи командир дал экипажу приказ – покинуть борт. После этого и сам выпрыгнул из кабины. Молодой стрелок-радист растерялся. Стрессовая ситуация в небе, где гарь и рёв охваченных пламенем моторов на уже неуправляемом боевом самолёте, сковали тело и психику паренька. Считанные секунды оставались до неминуемой гибели, а небесный стрелок всё ещё оставался на борту обречённого самолёта. И тут, как вспоминал потом не раз сам ветеран, кто-то похлопал его по плечу, и он услышал за спиной решительный голос: «Прыгай!» Обернувшись, боец увидел лик старичка с седой бородой, в котором сразу узнал знакомого с детства по иконам в доме Николая Чудо-
творца. Сразу придя в себя, он тут же вывалился за борт. Парашют благополучно доставил его к земле. Невдалеке догорал его взорвавшийся бомбардировщик. Здесь спасённого стрелка-радиста подобрали свои пехотинцы, видевшие воздушный бой. Скоро он вернулся в строй и прошёл всю войну – до Победы.

Дома, когда вернулся с фронта, узнал, что мать с начала войны неустанно молилась святому за сына.

Прожил муж Татьяны Афанасьевны, а звали его, если не изменяет мне память, Михаил, долгую, более 90 лет, жизнь.

СПАСИБО ТЕБЕ, ВОВЧИК!

От деревни Новосёлки, что на Черниговщине, до соседнего села – 9 километров. По просёлочной дороге, с одной стороны которой поле, а с другой лес, пенсионерка Мария отправилась засветло. Редкая машина проедет этими отдалёнными от оживлённых трасс местами, а пешеходов здесь увидишь ещё реже. Но нужда заставила, и пожилая женщина решила идти пешком.

Справа от грунтовой дороги тянутся кусты, за ними – стена леса. По левую руку – уходящее к горизонту поле. Идёт Мария, Богу с Богородицей молится.

Где-то на трети пути вышел впереди из кустов «серый», весь худой, и направился пря-
мо навстречу Марии. Обмерла старушка, но не растерялась. Остановившись, перекрестилась, прочитала «Отче наш», а потом, собравшись с духом, обратилась к зверю по-доброму издалека:

– Вовчик (что значит в простонародье – волчок), мне надо в село. Пропусти меня, пожалуйста, а потом иди своей дорогой.

И так она от всей души помолилась Богу и попросила волка, что он вдруг свернул с дороги и скрылся в кустах.

С замиранием сердца и молитвой шла эту сотню метров Мария. А когда, пройдя опасный путь, обернулась, то увидела, что волк опять вышел на дорогу и смотрит в её сторону. Вновь Мария перекрестилась и, поблагодарив Бога, низко поклонилась волку со словами:

– Спасибо тебе, вовчик, что пропустил меня. Иди куда шёл...

Волк трижды опустил голову к земле, изобразив поклон, повернулся и тоже пошёл своим путём...

Много ещё удивительного рассказала мне Мария о своей жизни, когда не раз бывал я у неё в гостях. Простая женщина, прожившая непростую жизнь, глубоко и искренне уверовала в Бога, подкрепляя свою веру добрыми делами. И Он не раз хранил её и её близких в сложных жизненных обстоятельствах.