Чугун и хрусталь

Виктор Махаев

 

ЧУГУН И ХРУСТАЛЬ

 

В России существуют необычные поселения. Необычны их история и хозяйство, культура и облик, потому что долгое время они являлись промышленными селами с крепостными работниками, в которых энергичные заводчики руководили грандиозным и прибыльным производством. И сегодняшний день этих поселений вызывает интерес, хотя далеко не все из них выдержали испытание временем. Наш рассказ – о старинных промышленных селах Выкса и Никольск, ставших в прошлом веке районными центрами, городами Нижегородской и Пензенской областей.

Мы привыкли к тому, что промышленность сосредоточена в городах, в крупных индустриальных центрах, где на заводах и фабриках работает пролетариат. Но в России так было лишь с конца XIX века, когда высвободились руки бывших крепостных крестьян и началась промышленная революция. С петровского времени и до середины XIX века промышленность в России развивалась не в городах, а в особых фабрично-заводских селах, в которых работали крепостные крестьяне. Пролетариата, как в Западной Европе, в России не могло быть, ибо рабочий – это свободный человек, родившийся в деревне и переселившийся в город, чтобы трудиться на заводе. Поэтому полтора века российская промышленность была сосредоточена в селах. Здесь изготавливали и чугун для пушек, и хрусталь для украшения жизни аристократов. Например, до 1861 года в смежных уездах Рязанской, Тамбовской, Владимирской и Пензенской губерний размещалось более тридцати сельских металлургических заводов.

Еще в первую русско-турецкую кампанию 1768–1777 годов ведущую роль в снабжении Черноморского флота сыграли заводы Баташовых, которые были оружейными поставщиками Адмиралтейств-Коллегии. Адмирал Федор Ушаков считал, что победу в Чесменской битве русский флот одержал во многом благодаря баташовским заводам в Выксе. В этом селе изготавливали пушки, ядра, якоря. В 1799 году крупнейшие сталепромышленники братья Баташовы оснастили два новых 74-пушечных корабля, которые в составе эскадры адмирала Ушакова освобождали Ионические острова и брали крепость Корфу.

В 1765 году тульские заводчики братья Баташовы – Иван Родионович и Андрей Родионович заложили на Оке Выксунский железно-рудный завод. В этих местах имелось много болотной руды и леса, который можно было в любом количестве сжигать. Рубить лес на заводское топливо в Московской губернии запретила императрица Екатерина II, поэтому Баташовы двинулись в Рязанскую и Владимирскую губернии, где можно было дешево купить и рабочую силу, в том числе прибрать к рукам беглых пугачевских разбойников.

Баташовы стали богатейшими олигархами екатерининской эпохи – талантливыми инженерами и энергичными организаторами производства, при этом не признающими никаких правил подчинения, конкуренции и морали. С подчиненными крепостными были жестоки. Только такие воротилы могли запустить на семь десятилетий хорошо работавшую индустриальную модель. На огромной территории были разбросаны баташовские села, заводы и дворцы. В качестве транспортной артерии использовалась река Ока. Баташовское производство развивалось бешеными темпами. Через полвека предпринимателям принадлежало 18 металлургических заводов, расположенных в мещерских селах, где выплавлялась треть российского чугуна. На них трудились 25 тысяч крепостных рабочих. Выксунские заводы производили не только вооружение Черноморского флота, но также механизмы, инструменты, художественное литье. При этом главным был, конечно, государственный заказ империи, которая постоянно воевала с соседями, поэтому армии требовалось вооружение.

Индустриальная модель Баташовых запускалась следующим образом. Медленно текущая естественным путем жизнь волевым решением заводчиков перекраивается. Небольшая речка перегораживается широкой плотиной. На плотине строятся корпуса чугуноплавильного завода. Рядом с заводом возводится заводоуправление, соединенное с господским дворцом. На некотором отдалении располагаются порядки с жильем работников. На первом этапе в селе больше ничего не было. Это голый механизм, и люди здесь или управляют этим механизмом, или являются придатком машины. Такая модель была внедрена Петром I – человеческий мир и государство как мастерская. Она не походила на традиционные русские села, в центре которых были барская усадьба и площадь с храмом, вокруг этого центра нарезались крестьянские наделы с домами и огородами, а за околицей традиционного села тянулись необозримые поля и покосы.

В Выксе за околицей зияли опустошенные болота и лесные вырубки. Планировка промышленного села была ориентирована на завод с каскадом прудов. К середине XIX века здесь сформировалась система из четырех прудов, на каждой плотине стояли заводские корпуса, вдоль прудов тянулась улица с двумя храмами – усадебным и приходским.

В архивах сохранились не только планы промышленных сел, но и любопытные чертежи заводского оборудования. На старинных листах аккуратно в масштабе вычерчены и раскрашены цветными акварельными красками машины, механизмы, устройства, нарисованы человечки с инструментами. Например, кузница с молотовым станом и доменными мехами, рядом мужики, подносящие болванки. По таким детализированным чертежам с пояснением можно восстановить любое оборудование, ведь из крупных механизмов конца XVIII века мало что сохранилось.

А вот многие постройки в Выксе стоят и сегодня. На излучине Выксунского пруда высится корпус каре с желтыми крышами – это бывшее заводоуправление, к нему примыкает господский дом под зеленой крышей, от парадного двора на восток тянется аллея к усадебной церкви. От него же на юг проложена широкая дамба, на ней окруженные оградой длинные корпуса с ржавыми крышами. Здесь был заложен первый выксунский завод, отсюда стало развиваться село, ставшее индустриальным городом. А севернее дворца за внутренним двориком был разбит большой парк.

Жилище заводчика было совершенно не похоже на сельскую дворянскую усадьбу. Дворец хозяина десятка заводов отличал столичный размах и аристократический вкус. Его строительство пришлось на расцвет русского классицизма. Дворец строился и перестраивался долго, он был заложен в 1765 году, когда братья обосновались в этих местах, сначала был возведен двух-
этажный корпус. Через 18 лет братья разделили заводы, и в Выксе остался хозяйничать Иван Родионович Баташов, который надстроил третий этаж. В первой половине XIX века к дому были пристроены боковые флигели. Но эпоха Баташовых к тому времени прошла, и хозяином завода стал генерал Дмитрий Шепелев.

При входе во дворец нас встречает чугунное литье – пушка, лев. Тяжелая чугунная скульптура тут повсюду. Все сделано с большим мастерством и вкусом. Металлический декор фасадов – балконы, решетки, ограды, лестницы – неотъемлемая часть архитектурного убранства русского классицизма.

Не только баташовская архитектура, сама среда была насыщена искусством. В первой половине XIX века в парке выступал театр с крепостными артистами. Во дворце гостили и подолгу жили люди искусства. Например, в 1850-е годы драматург Александр Сухово-Кобылин написал здесь «Свадьбу Кречинского».

В 1773 году Андрей Родионович Баташов построил усадебную Рождественскую церковь, вероятно, автором проекта был столичный архитектор, который привнес в Мещеру самый передовой стиль тех лет – классицизм. Местные епархиальные архитекторы освоили его только через полтора десятилетия. Церковь окружена чугунной оградой в ампирном стиле, от дворца к церкви вдоль берега тянется липовая аллея. Красиво смотрится Рождественская церковь с воды, от Выксунского пруда. Но если в традиционном городе в реке отражается группа храмов, то в Выксе в пруду отражался металлургический
завод.

Немало других старинных зданий находится по главной улице Выксы, протянувшейся вдоль прудов. Для рабочего люда заводчики построили приходскую Иоанно-Богословскую церковь, она стояла среди жилых порядков. Конечно, в конце XIX века жизнь рабочих была уже налаженной, не отличавшейся от городской, – со школами, больницами и магазинами.

К сожалению, недоступны туристам два интересных инженерных памятника конца XIX века. На территории действующего завода находятся конструкции выдающегося инженера-изобретателя Владимира Шухова, автора радиобашни на Шаболовке. Шухов конструировал металлические формы и строил не только в Москве, но и в провинции, там, где дальновидные заказчики требовали самого инновационного решения – в Нижнем Новгороде, Коломне, Выксе. Среди построек советского времени на заводе выделяются своей инженерной красотой водонапорная башня на сетчатом гиперболоиде и кровельная сетчатая оболочка двоякой кривизны. Эти сооружения вошли в историю строительной техники как первые в мире, они позволяли перекрыть большие пролеты, а стены сделать стеклянными, причем с экономией металла.

Современные руководители инновационного предприятия «Выксунский металлургический завод» отдают дань памяти основателям своего производства. В 2001 году в центре города московский скульптор Вячеслав Клыков установил памятник братьям Баташовым. Скульптурный образ в духе нашего времени очень идеализирован: всем хочется, чтобы в нашей истории были такие моложавые, энергичные, умные, модные и максимально эффективные менеджеры. Молодому поколению предпринимателей нужен образец для подражания, особенно как получать выгодные государственные
заказы.

В 1934 году Выкса стала городом, сегодня в нем проживает 53 тысячи человек. Заложенная Баташовыми модель работает
до сих пор. Выксунский металлургический завод является градообразующим предприятием. Производственная часть моногорода громадна. Выкса и в XXI веке является поселением при заводе. У Нижнего пруда сохраняются постройки предреволюционного и советского времени, а дальше вдоль прудов на север большим клином в сторону Оки уходят территории современного производства. Громадная единая территория из 27 промышленных микрорайонов. Это места напряженной работы и круглосуточного бодрствования. Спальные микрорайоны с типовой советской застройкой со всех сторон примыкают к заводу.

В 1992 году в баташовском дворце был открыт музей Выксунского металлургического завода. С 2006 по 2011 год в здании шла масштабная дорогостоящая реставрация, финансированная заводом. И сегодня музейный комплекс не уступает столичным музеям. На первом этаже здания располагается краеведческая экспозиция, где рассказывается о начале металлургического производства. На втором этаже – о хозяевах производства, личностях, живших во дворце. На третьем этаже экспозиция посвящена современному производству. В парадном зале музея собраны в единую композицию портреты специалистов, изобретателей, руководителей Выксунского завода. В центре портретной галереи его основатели братья Баташовы.

В одном из залов установлен стальной бюст Андрея Родионовича Баташова. Не мрамор или дерево, а только сталь может передать всю мощь гения этого места. Это русский прогрессор, который железной рукой осуществлял техническую модернизацию отсталой страны. Таких эффективных менеджеров возвеличивали в сталинское время.

Успех предприятия базировался не только на жестокой эксплуатации рабочих, но и на непрерывных инновациях. Баташовы сами являлись выдающимися инженерами, кроме того, они находили среди своих работников талантливых технологов-изобретателей. Например, в 1815 году мастеровые Лукин и Ястребов построили паровую машину и внедрили ее в металлургическое производство. В 1823 году баташовские инженеры построили первый в России пароход. На международных выставках в Париже, Лейпциге, Милане, Турине изделия из Выксы получали золотые медали. Выксунский чугун славился по всему миру мягкостью и упругостью.

В России 30-40-е годы XIX века стали эпохой расцвета стиля ампир и одновременно временем популярности чугунного литья. В отдельном зале музея представлен макет Триумфальной арки, посвященной победе над Наполеоном. Архитектор Осип Бове возвел ее в Москве на Тверской заставе (в советское время ее разобрали и смонтировали у Поклонной горы). Автором скульптурного убранства выступил Иван Витали. Громадные металлические элементы арки были отлиты в Выксе и установлены на воротах в 1834 году. Это наиболее известное художественное произведение, созданное в Выксе.

Кроме таких уникальных работ баташовские заводы изготавливали серийную продукцию, которая поставлялась в центральные губернии России. В середине XVIII века на заводе стали изготавливать чугунные плиты для полов церквей, затем всюду – в присутственных местах и гимназиях, театрах и дворцах – потребовались ажурные металлические лестницы. Среди разнообразных технических устройств с элементами художественного литья выделяются отопительные печи для залов. Для усадеб помещиков покупались чугунные ограждения балконов, парковая мебель, для городских улиц фонарные столбы и решетки парковых оград. В музее привлекает внимание отлитая из чугуна великолепная четырехмаршевая лестница.

В одном из залов музея выставлена настольная скульптура – фигурки и бюсты Наполеона, Петра I и Александра I, Ломоносова, представлен и анималистический жанр. В качестве моделей использовались произведения известных столичных скульпторов. Разумеется, на баташовских заводах выпускались разнообразные металлические изделия для сельского хозяйства и транспорта, повседневной жизни крестьян и горожан.

В музее представлен быт и предметный мир людей, которые трудились на Выксунском заводе. Показан и рабочий кабинет управляющего заводом. В 1820-е годы, породнившись с генералом Дмитрием Шепелевым, Иван Баташов оставил ему Выксунский завод. Шепелевы продолжили поиск инновационных методов производства стали. Производство было успешным до 1862 года, когда завод обанкротился. На рубеже XIX–XX веков производство возродил предприниматель Антон Лессинг, но в связи с началом Первой мировой войны завод у обрусевшего немца был реквизирован.

В советское время Выкса являлась одной из важнейших металлургических баз Европейской части страны. Сегодня здесь работает уникальное оборудование, осваиваются новейшие технологии. Завод изготовляет трубы большого диаметра для газопровода «Северный поток», как партнер Российских железных дорог он выпускает вагонные колеса. Выксунская Военно-промышленная компания производит бронекорпуса для военных машин БТР. Дело братьев Баташовых продолжает Анатолий Седых, председатель совета директоров Объединенной металлургической компании. Завод активно работает с музеем, он предлагает туристам оригинальную программу. Современное производство заинтересует пенсионера, который всю жизнь проработал на советском заводе. Оно будет интересно школьнику, выбирающему профессию. Оно интересно краеведу, писателю, бизнесмену, художнику...

Кстати, о художниках. Завод финансирует ежегодный международный фестиваль уличного искусства «Арт-Овраг», ведущий свой отсчет с 2011 года. В выксунскую арт-резиденцию приглашаются
мастера актуальных направлений искусства – приехать, вдохновиться местом и художественно отреагировать. Дизайнерами были задействованы все пространства заводского города, начиная с Выксунского пруда, по которому курсировали с пассажирами арт-плоты оригинальной конструкции. На улицах города были установлены металлические композиции по мотивам сетчатых шуховских конструкций – возле городской администрации, в театральном секторе музея.

Разумеется, стены жилых домов были разрисованы художниками из разных стран, всего выполнено около 60 граффити. На заводском фасаде появился самый крупный в мире единолично выполненный мурал, который разрисовал художник Миша Мост. Среди стенных росписей – творение художника Паши 183: из часов вместо кукушки выпрыгивает камера видеонаблюдения. Стенные росписи не пытаются городскую среду очистить от визуального мусора и упорядочить ее, улучшить, отнюдь. Художник встраивается в существующую эстетику тотального бардака, пытается изнутри выявить ее суть и задать зрительскую реакцию. Далеко не всем это нравится.

«Выксунская мадонна» на трансформаторной будке выполнена тем же мастером.
После неожиданной смерти молодого художника роспись кажется пронзительной. Вообще художникам было интересно выявить и показать истинные чувства, которые овладели заводскими рабочими, обитателями типовых кварталов, в начале XXI века. Их желания, сомнения, страхи. Часть провокационных росписей была встречена жителями резко негативно, и они их закрасили. Но это входит в правила художественной игры уличного искусства. Когда жители ночью спалили деревянную скульптуру Джинна Пауэрса, этот акт можно было счесть художественным жестом, но никак не актом вандализма. Произведения должны вызывать сильные эмоции, ответную реакцию – считают актуальные художники. Для молодежи эти яркие пятна привлекательны. Но пожилые обитатели типовых многоэтажек жаждут стандартного комфорта, чистоты, ухоженности, порядка, а красоту понимают как популярный гламур, поэтому всё дразнящее, задиристое, колючее они встречают в штыки. После того, как художник Слава ПТРК создал фреску «Хороший урожай», жильцы стали жаловаться, что она напоминает абсурдистскую карикатуру. Верно, так и было задумано.

Программа «Арт-Дворы» предполагала нетрадиционный дизайн жилых дворов. По утвержденным проектам из подручных материалов мастерят сами жильцы. Разумеется, это совсем не то, что предусмотрено федеральной программой создания комфортной городской среды. Зато бывший усадебный парк стал самым посещаемым общественным пространством Выксы. В советское время из баташовского мини-версаля он был превращен в стандартный советский парк культуры и отдыха.
Современные художники установили в парке деревянные объекты. От традиционного для детских площадок резного кича до попыток художественно переосмыслить бревно. Одушевить бревно, представить бурелом из жердей как сооружение-скульптуру. Такие скульптуры никакого протеста не вызывают, потому что в нагромождении сучков обыватель просто не улавливает упорядоченной системы.

Иностранные художники частые гости «Арт-Оврага». Так, Лоренсо Ордоньес осветил ночью парк светильником Торре Тремула, подвешенным к сосновым стволам. Наиболее содержательным произведением в парке мне показался единорог, сколоченный венгерским скульптором Габором Сёке из сосновых дощечек. По опросам жителей это самая популярная скульптура в городе. Габор сам выбрал персонаж, изучив городскую историю и увидев герб Выксы с единорогом. Городской герб заимствовал единорога из герба Баташовых, на котором их даже два. Что они означали в XVIII веке – это уже не важно. Отныне деревянный единорог будет бодаться с выксунским мещанством.

Организатор фестиваля «Арт-Овраг» – Ирина Седых, жена заводовладельца. Никакого отношения к искусству она не имела, но интуиция подсказала ей, что надо обратиться к актуальному искусству и альтернативному дизайну. Ее не смущает, что больше половины жителей относятся к фестивалю равнодушно или отрицательно. «Арт-Овраг» ставит целью привлечь продвинутую молодежь, оставить ее в городе жить. Художественные руководители фестиваля меняются, но все они известные в столичных кругах личности: Константин Гроусс, Олег Шапиро и его архитектурное бюро Вау-хауз, создатели Арх-стояния «8 линий».

Из брутального мира русского металла перенесемся в хрупкий мир русского стекла. В прекрасный мир, созданный династией Бахметевых. В 1761 году два пензенских села Николо-Пёстровка и Малая Пёстровка объединились в руках 32-летнего отставного секунд-майора Алексея Ивановича Бахметева. Через три года с высочайшего разрешения императрицы Екатерины II он построил три фабрики: выпуска оконного стекла, хрусталя и простой посуды. Хрустальный завод Бахметева стал старейшим российским предприятием по производству хрусталя ручной работы. В XIX веке на заводе работало 7 000 фабричных рабочих. В конце XIX века завод перешел в собственность князя Александра Оболенского.

В 1954 году село стало городом Никольском, сегодня в нем проживает 24 тысячи человек, вдвое меньше, чем в Выксе. Но, как и в Выксе, здесь в центре устроены заводские пруды, к которым клином подходит заводская территория. На ней сохранилось старинное здание заводоуправления, длинная улица между корпусами называется Стахановской, существует и господский дом, на противоположном берегу речки Вырган видна церковь. А жилые кварталы располагаются вокруг завода.

Господский дом построен Бахметевыми в 1862 году. В его облике важен не стиль, а сдержанное благородство. Правда, сегодня в нем не размещается музей. И сад, спускавшийся к пруду, давно заглох. Напротив высится громадное трехэтажное заводоуправление, великолепное здание в стиле классицизма было возведено в 1792 году. Столичный размах! В три раза крупнее господского дома, с мощным ионическим портиком и лоджией. В губернской Пензе, пожалуй, таких зданий в конце XVIII века не было. Князь Оболенский в нем обустроил театр с залом на 400 мест. Перед таким дворцом даже вождь пролетариата замер в нерешительности. Между прочим, ленинский памятник был установлен в 1926 году, когда завод с его революционным пролетариатом были еще в силе.

На противоположном берегу речки высится двухбашенная Воскресенская церковь, построенная Бахметевыми в 1813 году, правда, весьма коряво восстановленная лет двадцать тому назад. Вокруг церкви деревянные дома, среди них двухэтажные постройки, вполне сносное для конца XIX века жилье. Здесь и сегодня живут люди. Хозяйство и благоустройство в городе изрядно запущенные. Но в 2019 году в парке установили парную скульптуру: писатель Лев Толстой, он был здесь проездом, и местная красавица Анна Оболенская. Холеные аристократы смотрятся чужаками, случайно попавшими в захолустье.

Окинем взглядом с птичьего полета завод «Красный гигант»: все корпуса прикрыты ржавыми крышами. Ветшает заводская контора, на его классическом фасаде осыпается штукатурка, на фронтоне замерли старинные часы. Неужели всё громадное здание пустует? На мраморной доске надпись: здесь в 1905 году был организован первый в Пензенской губернии заводской
Совдеп. Вот, оказывается, чем знаменито это великолепное здание и на что указывает своей рукой Ульянов-Ленин. Кстати, советская власть в Никольске была установлена без боя, без боя барского хрусталя. Там, где упаковывали великолепный хрусталь, ныне скупка лома. В 2000-е годы местную узкоколейную железную дорогу, которую построил стекольный завод, разрезали на металлолом.

В 2008 году завод обанкротился, через два года, в преддверии своего 250-летия, он был по частям распродан. По обшарпанному облику корпусов понятно, что основное производство заглохло, но кое-где обитают кустари малого бизнеса. Основным предприятием города считается ЗАО «Никольский завод светотехнического стекла». В 2010 году московский бизнесмен Михаил Садкович организовал «Бахметевскую артель», которая продолжает производство высококачественного хрусталя в традиционном дизайне. В артели работают 100 мастеров. Производство еле теплится: в одном из цехов идет работа выдувальщиков, наверное, получили какой-то случайный заказ. Но могут ли эти оставшиеся специалисты передать секреты мастерства новому поколению?

Неподалеку от бывшего господского дома и заводоуправления находится музей. Здание музея было построено в 1990 году в модернистских формах по моде середины прошлого века. Нависающий консолями каменный объем, прорезанный тонкими ленточными окнами. Такие здания строятся для хранения хрупких экспонатов, боящихся света, старинных манускриптов, например. Здесь экспонируется коллекция художественного стекла XVIII–XIX веков, русского и европейского, произведения советских художников по стеклу и работы современных мастеров. Пространственная структура здания аналогична структуре музея имени Эрьзи в Саранске. Первый этаж – небольшие помещения, в центре высокий атриум, вокруг которого четыре главных зала. Входной атриум, как и положено бункеру, освещен искусственным светом, сегодня он замусорен допотопным дизайном. Но как хочется наполнить его хрустальным блеском!

Музей ведет свой отсчет с 1789 года, когда Николаем Алексеевичем Бахметевым была создана образцовая камера, где хранили лучшие образцы собственного производства, а также коллекцию, которую собирал заводчик. Бахметевские мастера начали с копирования европейских эталонов. Они повторяли рубиновые кубки из Богемии, зеленые вазы из французского города Баккара, цветную филигрань венецианского стекла. Сегодня в музее хранится 13,5 тысяч экспонатов. Главным является коллекция бахметевской школы самобытных мастеров.

В начале XIX века ведущий мастер завода крепостной Александр Вершинин показывал чудеса алмазной грани. За хрустальный сервиз на 70 персон император пожаловал ему золотые часы. Его легендарное изобретение – вершининский стакан, в котором между двойными запаянными стенками выложена аппликация из бумаги, соломы и мха.Впоследствии оказалось, что это произведение неповторимо.

В дореволюционную эпоху на заводе изготавливали посуду и предметы сервировки, элементы дворцового убранства из хрусталя в серебряном, золотом и бронзовом декоре, в том числе светильники. Уже в конце XVIII века в Никольске производили хрусталь высочайшего качества, получивший общероссийское признание. Продукцию завода получали императорский двор, придворная знать, высший слой купечества, крупные соборы и монастыри, среди зарубежных покупателей выделялся персидский рынок.

В начале XIX века главным технологическим новшеством бахметевского завода было многослойное цветное стекло. Его украшали алмазной гранью, спиральными лентами и кружевами. Формы декорировались изображением трав и цветов, птиц и насекомых. Произведения никольских мастеров были отмечены высшими наградами всемирных выставок. Ныне лучшие из них хранятся в Эрмитаже, Русском музее, Павловском дворце.

В советское время стекольный завод «Красный гигант» выпускал разнообразную сортовую продукцию, посуду и люстры, арматуру светильников для метро, художественный хрусталь. С заводом сотрудничала скульптор Вера Мухина, в 1939 году по ее проекту создали хрустальный сервиз «Кремлевский». Еще один шедевр – ваза-фонтан художника Иосифа Чайкова для Международной выставки в Нью-Йорке 1939 года. Ее высота составляла 4,2 м. В годы Великой Отечественной войны художник Анна Липская изготовила серию «орденских кубков». Музейные вит рины наполнены изощренными формами кувшинов и графинов, ваз и бокалов, рюмок и тарелок. В том числе с идеологическим, политическим содержанием. Советский помпезный, державный стиль воспроизводил имперские образы XIX века. По государственному заказу были сделаны вазы с девизом «Нам нужен мир!», юбилейные вазы, посвященные 40-летию, 50-летию, 60-летию СССР. В советскую эпоху новшества заключались не в художественных находках, а в приборостроении: на никольском заводе изготавливали военную оптику для танков и подводных лодок.

Секретность давно ушла в прошлое, и сегодня Никольск открыт для отечественных и зарубежных художников, специализирующихся по стеклу. С 2010 года в городе проводятся международные симпозиумы «Хрустальное сердце России». В течение десяти дней художники выполняют работы, которые затем выставляются в музейных залах и на городских улицах. Темы, образы и техники самые разные, чаще нетрадиционные. В музее хранится больше сотни прекрасных произведений – романтических и философских, сентиментальных и мемориальных, подаренных художниками разных стран. В 2019 году во время симпозиума возле музея установили композицию «Навигаторы», ее авторы талантливые художники Таисия Фокина и Федуиль Ибрагимов. У городской власти возникла красивая идея создать в городе Хрустальный парк.

Выкса и Никольск, два старинных русских села с блестящей промышленной историей. Славное время, когда бахметевский никольский завод производил хрусталь для украшения жизни подданных империи. Замечательная эпоха, когда баташовские выксунские заводы производили чугун, который укреплял военную мощь империи. Чугун превратился в трубы современных нефтяных и газовых магистралей. А хрусталь, во что он превратится? Что нужно сделать, чтобы часы на никольском заводоуправлении вновь заработали?

Фото автора (2018)