Смотреть или не смотреть российское кино - вот в чем вопрос.

Сегодня все привыкли к тому, что кинотеатры пестрят афишами отечественных лент, трейлеры выгодно выпячивают самые яркие моменты, и мы в итоге покупаемся на «мишуру» и смотрим предлагаемые фильмы. А после просмотра остается либо приятное послевкусие, либо чаще всего – разочарование... Спорные, неоднозначные, пустые, нелепые, изредка глубокие, настоящие... Такие разные картины предлагают нам ежедневно и телевизионные каналы. Уже, вроде, никто и не ожидает от нашего российского кинематографа чего-то действительно стоящего. А наткнувшись на таковое, искренне удивляется, советует родным и друзьям. В этом номере мы тоже хотели бы поделиться хорошим, тем, что понравилось нашим респондентам. И заодно порассуждать о судьбе отечественного кинематографа, проанализировать некоторые фильмы, вслед за Анной и Константином Смородиными (статья «Ко-ко-ко...»). Приглашаем и наших читателей к беседе. Лучшие мнения из «гостевой» на сайте перекочуют на страницы журнала...

Александр, писатель: Мне нравится кино советское, это доброе светлое кино. Я очень капризный зритель: мне импонируют фильмы, с одной стороны, драйвовые, с интересным сюжетом, с неожиданным, «неугадываемым» поворотом событий, характерными героями, а с другой – с интересной философской начинкой (нравственный выбор главного героя, его внутренний мир). В последнее время и «новое российское кино» привлекает мое внимание. В большей степени нравятся исторические сериалы. Не все они «историчны», однако привлекают хорошей актерской игрой и режиссерской работой. Это «Сын отца народов» (о Василии Сталине), «Однажды в Одессе» (о Мишке Япончике), «Девять жизней Нестора Махно», «Гетеры майора Соколова» (последняя работа блистательного Андрея Панина). В меньшей степени – «Чкалов» (сложилось впечатление, что фильм «недоснят», оборван на полуслове), «Страсти по Чапаю» (есть аналогия с фильмом братьев Васильевых, и не в пользу современной постановки, но главный герой хорош, не Бабочкин, но всё равно хорош), «Золото Глории» (приключенческий сериал с очень многообещающим началом, но не выдержанный до конца в философской концепции, сбивающийся на голливудское «бей, беги, стреляй»). Из полнометражных фильмов отмечу «Тихую заставу» (о подвиге российских солдат в постсоветском Таджикистане), «Гагарин. Первый в космосе» и «Легенду №17». Разочаровал, и очень сильно, новый «Вий», не выдерживающий никакой критики. Из постановки ушел не только Гоголь, но и вся философская начинка классики. Перед нами грубо сделанная подделка под американское кино, в которой главный герой – англичанин – «учит жизни» украинских обывателей, и те послушно понимают, что «свет просвещения и всё добро мира» идет с Запада. 

Мария, многодетная мама: Очень люблю русские сериалы и кино, зачастую только их и смотрю. Смотрю много, ибо нахожусь в декрете с уже подросшим ребенком. Из последнего впечатлил фильм «Гагарин. Первый в космосе». Это кино – большой плюс для отечественного кинематографа! Начиная с актеров и заканчивая подборкой музыки. Если честно, не ждала ничего глобально-потрясающего от фильма, лишь рассчитывала на приятный просмотр картины в присутствии детей.

Оказалось – фильм очень хороший, патриотичный, зрелищный, хоть и не содержит многомиллионные спецэффекты. На мой взгляд, зрелищность в игре актеров, в отражении исторически важнейших событий. Я не могу утверждать, что всё было именно так (по титрам поняла, что многое в фильме со слов жены и дочерей Юрия Гагарина), но если показана реальность, то я ГОРДА за свое Отечество. Теперь немного о маленьких зрителях... Старшему сыну (7 лет) фильм понравился безоговорочно! Мы начали просмотр вечером. Но пришла пора ложиться спать, и продолжение просмотра отложили на утро. Сын вместо «доброе утро» сказал «мама, пошли досматривать фильм». Смотрел кино, открыв рот! Младший (4 года) тоже не отрывался. Братья чуть было не поспорили, кто из них Гагарин. Сошлись на том, что оба Гагарины. Теперь мой семилетка хочет стать космонавтом и обязательно полететь в космос! Очень рада, что благодаря фильму я, поясняя некоторые моменты, подала сыновьям еще один урок патриотизма и истории!

Олег, студент факультета психологии и дефектологии МГПИ имени М.Е.Евсевьева: Современное российское кино – это лошадиный табун, который, после долгого сдерживания и хождения в хомутах, наконец выпустили на волю; в этом наше кино очень похоже на современное российское образование. Табун мчится в поле: каждая лошадь выбирает себе тот участок, то место, где ей удобнее и лучше. Кто-то пытается показать многогранную российскую действительность, кто-то, поддавшись западному влиянию, до неузнаваемости искажает классику. Одни славят спецэффекты под грифом великих военных событий, другие едут по стране в поисках «истины и правды». Возникает вопрос, что смотреть. Некоторые мои друзья говорят, что смотреть из всего этого надо то, что тебе ближе (по жанру, режиссеру, актерскому составу, наградам и т.д.). А я скажу, что смотреть надо всё, но смотреть вдумчиво, осмысливая. Кино сродни самой жизни. Мыслить над кино – значит мыслить над самой жизнью. Из последних отечественных фильмов приглянулся «Легенда №17»: фильм о борьбе за мечту, о творческом преодолении мира необходимости для свободы и любви. Приятно, что исконно наша экзистенциальная тема вновь возвращается на российские экраны. Фильм, достойный не только мысли, но и переживания.

Лидия Михайловна, заведующая библиотекой: В основном, смотрю ретро-картины, люблю также познавательные фильмы, которые чаще всего транслирует канал «Культура». У современных фильмов нередко хромает режиссура. Да и в большинстве своем там показывают кровь, убийства или эротические сцены... Конечно, нельзя всех грести под одну гребенку. Есть и вполне достойные картины. Как правило, они появляются у признанных режиссеров. Например, у Станислава Говорухина. Чего только стоит его фильм «Благословите женщину!». Из последних российских впечатлили еще «Остров» и «Легенда №17». «Тарас Бульба» вызвал неоднозначную реакцию, но больше понравился, чем нет. Все-таки Богдан Ступка – великолепный актер, да и молодой Игорь Петренко хорошо сыграл.

Екатерина, экономист: К отечественному кинематографу у меня отношение положительное, но только не к суперсовременному (авангард всякий), а, так сказать, к кинематографу времен Гайдая, Рязанова и тех, кто снимает в таком ключе сегодня... Исключение составляют фильмы военной тематики, вот это я о-о-очень люблю! Начиная от «Офицеров» и заканчивая «Брестской крепостью». Всё о военных мне нравится, это в крови, наверно. Ведь у меня папа и муж – военные. Вот, кстати, из последнего увиденного, пожалуй, и назову «Брестскую крепость». Ходила после просмотра под впечатлением несколько дней. Хотелось бы  побывать на месте событий, но, думаю, морально это будет очень тяжело. Есть, конечно, среди современных – очень даже забавные комедии или детективы, но практически все я считаю одноразовыми фильмами – один раз посмотрел, а больше не захочешь, только если совсем нечего делать. Бывают исключения, конечно. Например, «Свадьба», «Май»... Но их единицы. А вот из советских, пожалуй, самый любимый, уютный и душевный – «Покровские ворота»! Вот это на все времена. И еще немного добавлю – совершенно отдельная категория для меня – творчество Гришковца – спектакли, книги, фильмы. Вроде, такие простые, доступные для понимания абсолютно каждого зрителя, и оттого особенно симпатичные сердцу...

 

После всего вышесказанного вспоминается фраза великой актрисы Фаины Раневской: «Сняться в плохом фильме – всё равно что плюнуть в вечность». Так вот, хочется пожелать всем нам, чтобы российский кинематограф как можно реже отправлял «плевки» в вечность и как можно чаще дарил нам радость от просмотра действительно стоящих фильмов.