В гостях у "Странника" литературная студия "SCRIPTOR"

 

Петр Громов

 

Идея постоянно функционирующей молодежной литературной студии появилась у меня задолго до того, как начать работать в библиотеке. Желание регулярно встречаться с пишущей и мыслящей молодежью, хоть сколь-нибудь к чему-нибудь неравнодушной, было оправданным, поскольку наш город всегда ею был богат. За два года работы в «Scriptor» приходили и творческие люди, и желающие стать таковыми, и серьезно интересующиеся вопросами литературы, искусства, философии, и просто любознательные. Кто-то остался с нами с первой встречи, кто-то с первой встречи покинул нас по разным, наверняка, причинам. Я благодарен всем, с кем мне посчастливилось общаться в студии, поскольку любое общение, хоть и кратковременное, побуждает к размышлению, а значит, процесс изучения бытия (один из важнейших, жизненно необходимых процессов) не прекращается...

 

 

 

ПАМЯТНИК

Sum, ergo sum.

 

Потому что исчезнуть – гораздо сложнее, чем быть.

По реке бытия проплывают надменно гробы.

Но исчезнуть гробам – всё равно что исчезнуть Вселенной.

Исчезаю всечасно, всечастно – счастливый – в стихи,

ибо их бытие неподвластно влиянью трухи,

ибо их бытие, откровенно сказать, сокровенно.

Не пытайся найти в утверждениях оных подвох.

Я уже беспощадно ослеп, онемел и оглох.

И не чувствую боли в стигматах, засыпанных солью.

Но зато отыскал постоянство, мерило и весть –

и в таком триединстве исчез, не наследуя спесь

премиально лишённых возможности выйти на волю.

 

Заповедано Пушкиным: нерукотворно и вне

клеветы и хвалы исчезать на заветной струне.

Благодарен за заповедь, ибо она безупречна.

Нет конца – ни гробам, ни течению странной реки.

Прочитай и сожги эти строки всему вопреки.

И не вздумай божиться, что пепел становится речью.

 

 

 

* * *

Анне

 

Надоело слушать пургу и гнать.

Я сижу смотрю в черноту окна

и не знаю, как удивляться Богу.

Да и Он, конечно, не знает – как.

И сидит глядит в заоконный мрак.

Но пурга в Его распорядке строго.

 

Занимаясь ею в урочный час,

Он предложит снова контрольный наст,

где следы ошибок исправит снегом.

А весной напомнит, ручьём журча

и дождём слезясь, и грозой ворча.

И судьбы диктантом допустит к небу.

 

И в дневник напишет: «Ты был любим

лишь одной, которую сам любил!

И считал ее за страданья данной».

И, разрушив сон с чернотой окна,

Он покажет тайные письмена,

на которых: «Всюду навеки Анна».

 

 

Валерия Бушеленкова

 

 

* * *

Не пытайся понять песню той,

Чья мелодия вся – мимо нот.

И язык у неё другой –

Чуждый веяньям новых мод.

Рассмеётся она – в глазах

Пляшут бури, метёт пурга,

А в улыбке сияет страх

Потерять свои два крыла.

 

* * *

Тишина. Одна. Всегда.

Сила. Страх. Отчаянье.

Буря. Бездна. Темнота.

Слёзы. Рук свидание.

Боль. Вина. Мелодия.

Сумрак. Танец. Свет.

Слово. Взгляд. Прощение.

Небо. Ночь. Ответ.

 

* * *

Я себя создала из прозрачных солёных слезинок,

Из полей и дубрав, километров нехоженых троп.

Из тетрадок и снов, завитков и красивых картинок,

Из мелодий и красок, пронзительных взглядов и слов.

Я себя собрала из осколков прощальных улыбок,

Из сияния звёзд, что зовут в колыбель тишины.

Из дыханья весны и дождя зачарованных льдинок,

Перезвона сердец, что сорвались с большой высоты...

 

 

Кирилл Ерышов

 

 

СУБЛИМАЦИЯ

 

Осознание кружки с водою.

Вдовою природа стала без человека –

Чело вьёт картины грядущего века.

Эгоизм и пристрастие.

Пристал к тебе миазм грязного эго.

Эхо оного зябнуть заставляет этику.

Выкинь патетику и распластайся пакетиком,

Проверь том законов космоса

«Про вето» или про «Кос мой сан»

И останься наедине с осознанием:

Осы знамя нести или быть трутнем на опознании,

Но без разницы – из пустоты выбирать не приходится.

 

 

 

ЭКСГИБИЦИОНИЗМ

 

Выход на всеобщее обозрение.

Вы код разобрать не сумели бы

Только. Взгляды – скальпелем вскрытие.

Тока ход текст дёргает мышцами.

Выстрел прямо в голову – вылетел.

Выстелил все органы. Выпустил

Голую на площадь кровавую

Голубем меж лап. Не поймали бы.

Кто-то всполыхнул ярко искрами.

Ком тот наконец-то мне вырезал.

 

 

Елена Немудрякина

 

* * *

Ты возьми меня, чистую, светлую,

Унеси автострадой к полям.

Возлюби, как мечтанье заветное,

Поклонясь в пояса тополям.

Ты возьми меня за руку бледную,

Проведи между сосен глухих.

Пусть в безмолвии нас исповедают,

Отпустив все земные грехи.

Ты веди меня бродом и берегом,

Напои из ладоней водой.

Шёлк волос убери белой эрикой*,

Назови нареченной судьбой.

Про меня ты пропой небу верному,

Пронеси от заката в рассвет.

И в укор существу эфемерному

Сбереги источаемый свет.

 

* * *

Метафизически в невесомости

Воспаряю над гранью реальности,

Растворяюсь в своей ненормальности,

Проплываю над безднами сонмости.

Устремляясь в то небо за вечностью,

Попадаюсь в объятья цикличности,

Распадаюсь на разные личности,

Поражаюсь завидной беспечности.

Оживаю в зеркальной поверхности,

Открываю в глазах чувство зрелости,

Возвращаю душе знамя смелости,

Обещаю отныне поверх нести.

 

 

Елена Соломанина

 

 

* * *

То ли дым.

То ли явь.

То ли Ты.

То ли Я.

То ли сон

Опоздал,

То ли всё

Неспроста.

То ли дом

Пустоват.

Только кто

Виноват?

То ли сглаз,

То ли бред.

Только НАС

Больше нет.

Видно, сон

Опоздал.

Видно, всё

Неспроста.

Не суме-

Ли сложить.

Делим ме-

Лочно жизнь.

Делим доль-

Ками жизнь.

Только боль

Не держи...

Не с Тобой

Брошусь в высь.

Ты мне – БОЛЬ-

Ше не снись!


* * *

В полуобморочном отчаяньи

Пребывая, теряюсь без вести

По причине недосыпания,

Алкоголя и кофе. Бред нести,

 

С одиночеством приступ путая

Аритмии, и в окна пялиться –

Еженощно. Но до заутрени

Дотянуть бы. Успеть покаяться

 

В преднамеренном и содеянном.

И в сложившемся вкривь и наискось.

И в смирительное оделась бы.

Потому, что не приживаюсь здесь,

 

В настоящем и существующем.

Ни к поэтам. И ни к прозаикам.

Я сама облачаюсь в рубище.

Я сама... Не ищите крайнего.

 

Измотаю тоску молчанием.

Затаскаю по тёмным комнатам.

Никогда не искала крайнего.

Для себя даже незнакомая...

 

Я из будущего? Из прошлого?

Почему и зачем? Из жалости?

Всё пытаюсь искать хорошее

В этой сумеречной реальности.

 

Не моё это время! Слышите?

Забываю остатки памяти.

Лучше честно остаться лишнею.

Понимаю – не понимаете.

 

Фиолетово! Перламутрово!

Что потеряно... что останется...

Дотянуть только б до заутрени.

И вернуться на небо странницей.

 

 

 

Анна Морозова

 

 

 

* * *

Распустился цветок

Неизвестного вида.

Превосходство своё

Он для мира открыл.

Красотою своей

Потянулся он в небо.

И откликнулся свет

На желание жить.

 

 

* * *

Города больше нет.

Память пустым-пуста.

Город за сотни лет

Призрачным мифом стал.

 

Город погиб от бед.

Вместо него – туман.

Кем-то немой ответ

Снова кому-то дан.

 

Чем-то зажёгся свет.

Пламя горит в груди.

В городе был завет:

«Только вперёд идти!»

 

 

Игорь Тарасов

 

 

* * *

Забудь про огонь, что внутри

жег.

Поглубже сомненья запри.

Слог

пронзающий, словно игла.

Слов

несказанных чёрная мгла.

Ров,

наполненный тухлой водой,

вновь

окатит зловонной волной.

Кровь

на смену приходит вину.

Пусть

от холода пальцы согну.

Грусть

согреет меня, словно плед.

Нет.

Поможет найти мне ответ.

Свет,

исходящий из тёмных глазниц,

отраженье далёких планет.

Пред Создателем падаю ниц,

а Создателя будто и нет...

 

 

Яна Шалохина

 

 

* * *

И как же не злиться,

Когда догорели дрова,

Когда бесполезны слова?

Проститься?

 

И как же проститься,

Когда меня держишь ты,

Когда перешли на «ты»?

Убиться?

 

И как же убиться,

Когда за плечами семья,

Когда впереди моря?

Напиться?

 

И как же напиться,

Когда за душой ни грамма,

Когда затянулись раны?

Жениться?

 

И как же жениться,

Когда алтари продажны,

Когда невесты отважней?

Смириться?

 

И как же смириться,

Когда душа летит к небу,

Когда почти нигде не был...

И старое сердцу – хуже ножа?

Бежать.

* * *

(акростих)

 

Смотри, эта тема избита –

По линии вен – кровь.

Аксиома этого мира –

Силой мерить любовь.

И мотив этой песни прост:

Море моё через край.

Если уйдёшь из сна,

Не оставляй мне май.

Я молю...

 

 

 

Дамир Бикбаев

 

ЖДёМ ЛЕТОМ ТёПЛЫЙ АРОМАТ ВЕСНЫ

(Тетраптих)

У НАС СЕЙЧАС ОСЕНЬ. ДВАДЦАТЬ ДВА

В жизни человека четыре сезона. Четыре сезона средней полосы Земли. Детство... Мы хотели Осени, мы думали – там бабье Лето.

А потом наступит Зима. И укроет весь белый свет, как ни странно, в белый цвет. Мы устанем, авитаминоз. А таблеток у нас нет. Про Зиму можно написать, основываясь на чувствах подступающего испуга перед жизнью, от приступа будущей моральной усталости, от лица потухших глаз. «Пережить бы Зиму», – думают те, кто сокрыт белой пеленой. Не успокаивающей.

После Зимы Весна. Весна, приносящая тепло, отогревающая мозг и конечности от мерзлоты. От хронической. Не отогреть. Вы успеете подумать, не бойтесь. Бойтесь. Лета не будет.

 

ЛЕТО. РОЖДЕНИЕ

Вы молоды, вольны смеяться,

Вы травите всем байки, что враньё,

Вы – нет! – не мы, ведь вам ещё пятнадцать.

Вы – вы, не мы. Ведь мы – уже старьё.

Забавно осознавать, что строки, написанные мной о лете – нашей юности, несут в себе грустный подтекст. Вопреки логике, «Лето» – второй мой рассказ, потому как веселье вспоминается намного реже, чем грусть, как и плохое в сравнении с хорошим. Лето приходит с вашим рождением, оно преследует вас по пятам до совершеннолетия или уходит чуть ранее.

Рано уходит оно от детей, которые не от мира сего. К таким постоянно пристают все задиры. Ха, а знаете, что задиры – это не ваши школьные плохиши? Задиры – взрослые. «Почему ты такой серьёзный? Почему печальный? Почему так тяжко вздыхаешь? Почему не гуляешь?» Летом вы не можете ответить на это, вы лишь впитываете это. Как губка. Губка, которую прорвёт в первые дни Осени. Не зря Осень зовётся временем депрессий, но о ней уже написано, хоть и кратко.

Забавно выглядит конец Лета – крылатая, полная воды губка влетает в стекло Осени, стекает вниз, окутанная жирными разводами талой воды, и падает в грязь.

Откуда Летом грязный лёд?

 

ЗИМА. СКОЛЬЗИМ. ПОЕХАЛИ

Для меня Осень – золотая пора, когда Зима приближается со скоростью гандболиста, а Лето убегает с аналогичной скоростью.

Сейчас Зима – самое паршивое время, как мы видим. Мы боимся Зимы, боимся стать снеговиком в переплетении невидимых тропинок. Как и Летом, могу сказать, что боятся не все. И всё же, возвращаясь к теме грязного льда... Снег, выпадающий в реальной жизни, ничуть не чист, но на вид – кристалл. И в детстве все его готовы были употребить вместо воды. Но вскипятите снег хоть раз – увидите осадок дикий, он чёрен, как душа морских пиратов, страшен, как оскал.

Осознаю, что псевдостихотворный вид этого рассказа остановит многих читателей, отсеет «ценителей», критиков и прочих. Остальным – добро пожаловать в Зиму. Одевайтесь теплее, берите фонари и лопаты. До Весны долго.

 

ВЕСНА. Я НЕ ОШИБСЯ

Вы скажете – ты допустил огромную ошибку, приписав жизни четыре времени года. Вы скажете: Весна – рождение, а Лето – юность. Осень – переход на Зиму. Но ведь дальше должна быть Весна. Я всего лишь сократил одну толику части, не упомянув, что Летом тоже начинается цветение. Вы должны были знать, понять, вспомнить. Как нетрудно догадаться, Весна – заключающий этап жизни. В конце, когда вы уже не вы, рождается новое мышление. Все мы – как клумбы увядающих в тепле растений. Первые подснежники, оторванные от питательной земли, угасающие в воде.

Ни в коем случае не стоит считать Весну плохим временем жизни. Просто это конец, Лето настанет, но не для нас. Много рассуждений жужжит в голове, стараясь вылезти наружу под «пером», но я оставляю работу вашему воображению.

Открытый конец – худшее изобретение автора, дающее волю фантазии. Когда читатель – творец, то винить некого. Смотреть не на кого.