"...трудился много, разумно и не бесполезно" (к 160-летию Алексея Илларионовича Масловского)

Владимир ЛАПТУН

 

«...ТРУДИЛСЯ МНОГО, РАЗУМНО И НЕ БЕСПОЛЕЗНО»

 

(К 160-летию Алексея Илларионовича Масловского)

 

25 августа 1892 года Саранск был в трауре. Скоропостижно скончался от холеры священник саранской Троицкой церкви Алексей Илларионович Масловский, один из наиболее почитаемых и авторитетных пастырей Пензенской епархии, человек незаурядных способностей и таланта.

Эпидемия холеры, которая началась в Саранске в первых числах августа, свирепствовала главным образом в приходе о. Алексея. Верный своему долгу он не мог оставаться безучастным к страданиям своих прихожан. Священник ни минуты не сидел дома, он был рядом с больными, напутствовал их и ободрял добрым словом. Людей здоровых, но беспечных он всячески предупреждал о возможности заразиться этой страшной и трудноизлечимой болезнью. Будучи благочинным всех городских церквей, он призывал подведомственных ему священников следовать его примеру и с честью исполнить свой пастырский долг. Как гласный Думы о. Алексей неоднократно убеждал представителей городского управления в необходимости приглашения в Саранск опытных врачей для борьбы с эпидемией. По его же настоянию в городе были закрыты все увеселительные учреждения, которые, по его мнению, являлись рассадниками болезни. Оберегая от холеры людей, священник не смог уберечь от нее себя.

Глубокой ночью 23 августа о. Алексея позвали к тяжелобольному. Когда он находился у постели умирающего, у того начались рвотные спазмы. Но несмотря на это, священник все-таки пробыл с несчастным до конца и напутствовал его в последний путь. В эту злополучную ночь о. Алексей сам заразился страшной болезнью и спустя полутора суток его не стало.

Кончина Алексея Масловского была тяжелой потерей не только для города, но и для епархии. «В лице покойного Алексея Илларионовича,– сообщал современник,– наша епархия лишилась одного из видных и даровитых пастырей. Его утрату оплакивают прихожане, город, училища, школы, местные органы печати, статистический комитет, а особенно бедные и родственники. С какой бы стороны мы не посмотрели на деятельность о. Масловского, всюду заметим, что это был даровитый, энергичный пастырь, прилагавший все усилия своего недюжинного дарования к тому, чтобы оказаться достойным своего звания и быть полезным человеком».

Вне всякого сомнения, своей жизнью и многогранной плодотворной деятельностью о. Алексей убедительно доказал, что даже простой приходский священник может сделать много полезного не только в интересах церкви, но и общества.

А. И. Масловский родился в 1838 году в семье священника. Однако до сих пор остается загадкой место его рождения. Очевидно, родиной его была Пензенская губерния и происходил он из многочисленного рода священников Масловских, имена которых были зафиксированы в Инсарском, Керенском. Саранском уездах, а также в Пензе и Саранске. Сейчас трудно установить, в каких родственных отношениях они состояли, но точно известно, что два родных брата Алексея Масловского, Михаил и Василий, посвятили свою жизнь служению церкви.

Так, Михаил после окончания Пензенской духовной семинарии поступил в Казанскую духовную академию, которую успешно закончил в 1858 году со степенью кандидата богословия. Дальнейшая его судьба нам, к сожалению, неизвестна. А вот о судьбе Василия Масловского, старшего из братьев, сведения имеются. Он принадлежал к числу наиболее заслуженных и старейших пастырей Пензенской епархии. Свою службу о. Василий начинал священником Николаевской церкви с. Большие Ремезенки Саранского уезда. В 1862 году он был переведен в с. Токмово Инсарского уезда, где прослужил до 19 февраля 1900 года. В этот день семидесятилетний протоиерей В. И. Масловский был зверски убит одним из своих прихожан...

Из сохранившихся архивных документов и опубликованных материалов видно, что в 1860 году Алексей Масловский закончил курс Пензенской духовной семинарии с аттестатом первого разряда. Перед молодым человеком открывалась хорошая перспектива для продолжения своего образования в университете. Надо сказать, что наиболее одаренные семинаристы именно так и поступали. Но Алексей Илларионович выбрал другой путь. Задолго до окончания семинарии он твердо решил стать священником, ибо хотел доказать, что «пастырь церкви может быть весьма полезным человеком». 26 ноября 1861 года епископ Пензенский Варлаам рукоположил Масловского на должность священника саранской Троицкой церкви и с тех пор на протяжении более чем 30 лет о. Алексей бессменно служил в этом храме.

Поступив в приход, молодой священник прежде всего обратил внимание на пробелы в своем образовании и считал себя, как впрочем и любого другого семинариста, неподготовленным к практической деятельности. Поэтому о. Алексей принялся за чтение «капитальных» произведений не только церковной, но и светской литературы. По воспоминаниям современника, на свои скудные сбережения он выписывал большое количество самых различных книг и периодических изданий. Увлечение чтением в значительной степени способствовало расширению кругозора священника, а также существенно изменило его взгляд на жизнь.

На начальном этапе пастырской деятельности о. Алексея больше всего беспокоило религиозно-нравственное состояние его прихожан. Поэтому молодой священник сразу же стал активно бороться с различными пороками, которые укоренились в Троицком приходе. На первых порах он ограничивался лишь поучениями с церковной кафедры. Однако скоро убедился в том, что одна только проповедь не приносит большой пользы в этом деле и о. Алексей перешел к практическим действиям. Священник постепенно стал вникать в дела и проблемы своих прихожан и в трудную минуту помогать им добрым советом. Авторитет Масловского начал быстро расти, и не только среди прихожан Троицкой церкви. К нему стали обращаться и многие другие горожане, так как твердо были убеждены в том, что лучше «троицкого батюшки» им никто не сможет дать совета.

Вскоре незаурядные способности саранского священника были замечены епархиальным начальством. Об этом свидетельствует тот факт, что уже с 1862 года по распоряжению Пензенской духовной консистории Масловский начал писать ежегодные катехизические поучения. Надо сказать, что далеко не каждый священник имел право на составление подобных сочинений. Масловский же, несмотря на свою молодость, не только имел такое поручение от консистории, но и успешно с ним справлялся. Так, в 1865 году «за труды по составлению катехизических поучений» ему было объявлено архипастырское благословение, а в 1866 году «за таковые же труды» – архипастырская благодарность. Кроме того, в 1869 году о. Алексей был назначен цензором проповедей по первому благочинническому округу г. Саранска.

Пастырская деятельность Алексея Масловского была отмечена следующими наградами. В 1870 году за «отличную усердную службу» он получил набедренник, а в 1873 году – благословение Святейшего Синода. Не была оставлена без внимания и преподавательская деятельность священника. Так, в апреле 1876 года за успешное преподавание закона Божьего в учебных заведениях Саранска, по представлению Министерства народного просвещения Масловский был награжден фиолетовой скуфьей, а в 1882 году – камилавкой. Имел о. Алексей и еще одну награду, которая, несомненно, была для него самой дорогой. В 1887 году с разрешения консистории и правительства горожане в знак глубокого уважения преподнесли ему дорогой наперстный крест из серебра, с камнями. Для Саранска это был лишь второй случай подобного внимания прихожан к своему священнику. В 1877 году такую награду получил настоятель Христорождественской церкви о. Евфимий Колпиков за «40-летнюю усердную службу».

Неудивительно, что прихожане с большой любовью и уважением относились к своему пастырю, ибо о. Алексей всегда был готов прийти к ним на помощь в трудный час. С особым вниманием он относился к людям больным и обездоленным. Примером тому может служить открытая им богадельня при Троицкой церкви, которая положила начало благотворительности в городе. На средства местных купцов и под непосредственным наблюдением о. Алексея в богадельне призревались вдовы, сироты и убогие.

Трудно переоценить вклад А. И. Масловского в становление и развитие системы начального народного образования в Саранском уезде. Как известно, в начале 1870-х годов земства стали активно участвовать в деле народного просвещения. В стране резко возросло число открываемых земствами школ, чего, к сожалению, нельзя было сказать о Саранском уезде. Здесь школьное дело развивалось крайне медленно. Поэтому о. Алексей, который с 1872 года состоял членом Саранского училищного совета, всячески стремился доказать земскому начальству необходимость повсеместного распространения начальных училищ в уезде. Видя нерешительность властей, священник взял инициативу в свои руки. Он сам ездил по уезду и на выделенные земством деньги покупал здания для школ, а также назначал учителей. Таким образом, значительное число земских училищ в Саранском уезде своим открытием были обязаны стараниям Алексея Масловского.

Огромное значение о. Алексей придавал развитию в городе женского образования. Так, например, в 1868 году в Саранске действовало лишь одно женское училище, в котором обучались только 38 девочек. Масловский раньше других осознал необходимость в «более прочном образовании для девиц города». Поэтому он неустанно требовал от городских властей открытия женской прогимназии. На первых порах священник встретил сильную оппозицию со стороны представителей города. Но ничто не могло помешать Масловскому добиться своей цели. Несколько раз о. Алексей ездил в Пензу и убеждал губернское начальство в необходимости открытия женской прогимназии. На своих лошадях он привозил в Саранск инспектора народных училищ Ермолова и подолгу беседовал с ним о проблемах развития женского образования в городе. Наконец хлопоты Масловского увенчались успехом. Решение об открытии прогимназии состоялось и о. Алексей первым пожертвовал на нее 40 рублей. В октябре 1875 года прогимназия приняла в свои стены первых воспитанниц. «Детище» Алексея Масловского оказалось настолько жизнеспособным, что спустя годы, приращивая класс за классом, трехклассная прогимназия превратилась в полноценную женскую гимназию.

Но особенно много на ниве народного просвещения А. Масловский сделал как наблюдатель церковноприходских школ и председатель отделения епархиального училищного совета. Он всегда выступал за то, чтобы духовенство активно участвовало в деле народного образования и категорически не соглашался с теми, кто считал, что священника «даже добавочным рублем нельзя заманить в класс...» По этому поводу в 1883 году он даже опубликовал в «Пензенских епархиальных ведомостях» статью, где на конкретных фактах попытался доказать «степень пригодности своей (священников.– В.Л.) на поприще народного образования». В этой публикации Масловский конкретно называл имена тех служителей церкви, которые своими просветительскими делами оставили о себе добрую память в народе. Например, дьякон Артоболевский на протяжении сорока лет в своем доме обучал саранских мальчишек грамоте. Их общее число за этот период составило около двух тысяч. Дьякон Троицкой церкви Румянцев и дьячок Успенского храма Венков также в течение многих лет занимались учительством. «Можно сказать,– писал А. Масловский,– настоящее взрослое грамотное городское общество обязано своей грамотностью, большей частью, духовенству, а не казенным училищам, которые мало посещались в то время».

В 1884 году Александр III утвердил «Правила о церковно-приходских школах», которые предусматривали повсеместное их распространение в России. В связи с этим, в уездах были учреждены должности наблюдателей за ЦПШ. На них назначались священники, зарекомендовавшие себя «усердием в деле учительства и начального образования». В Саранском уезде таким наблюдателем был назначен Алексей Масловский.

Отец Алексей с присущей ему энергией взялся за организацию церковно-школьного дела в уезде. Выступая перед членами земского собрания, он неоднократно призывал к повсеместному открытию ЦПШ, мотивируя свои соображения тем, что на них требовалась значительно меньшая сумма, нежели на открытие земских училищ. Кроме того, Масловский просил руководителей органов местного самоуправления всячески поддерживать уже действующие церковные школы, ибо они «имеют своей целью поднять нравственность народа». Благодаря стараниям А. Масловского в течение трех-четырех лет в Саранском уезде было открыто свыше 20 церковно-приходских школ. Здесь необходимо отметить, что после открытия той или иной школы о. Алексей не оставлял свое «детище» без внимания, а прилагал все усилия для изыскания необходимых денежных средств для ее дальнейшего существования. Он считал, что только стабильное финансирование ЦПШ способно обеспечить ей процветание. С целью разрешения финансовых проблем церковных школ Масловский предложил епархиальному начальству ряд проектов, часть из которых, впоследствии, была осуществлена. Так, в 1890 году по его инициативе Пензенская духовная консистория разослала всем благочинным указ, согласно которому им вменялось в обязанность отчислять определенный процент с доходов от церковных земель на нужды ЦПШ. С этой же целью о. Алексей открыл в Саранске свечную лавку, вся прибыль от которой шла на поддержание церковно-приходских школ и созданную им же благочинническую библиотеку. За свою деятельность в области народного образования А. Масловский в 1887 году получил Библию от Святейшего Синода, которая выдавалась исключительно «в поощрение трудов по народному образованию».

Была у Масловского еще одна страсть – публицистика. Он начал печататься в «Пензенских епархиальных ведомостях» с момента их основания. В течение 25 лет он успел опубликовать на страницах этого издания около 300 статей и заметок как религиозного, так и историко-краеведческого характера. Кроме того, он печатался в «Церковно-общественном вестнике», «Сыне Отечества», «Отечественных записках» и других столичных и губернских изданиях. Отдельными книжками вышли в свет сборник его поучений и «Историческое описание Саранского Спасского собора» (1887 г.). Специально для Саранского четырехклассного городского училища он написал «Краткую церковную историю», а для Троицкой церковно-приходской школы «Уроки по закону Божьему», выдержки из которых печатались в «Пензенских епархиальных ведомостях» за 1881 год.

Алексей Масловский живо интересовался историческим прошлым родного края, нравами и обычаями разных слоев населения. Бытовая сторона жизни окружающих его людей всегда волновала священника, так как напрямую была связана с его пастырской деятельностью. Поэтому не случайно в его творчестве большое место занимали такие очерки, как «Саранская ворожея», «Неразменный пятак», «Нищие промышленники (калуны)» и некоторые другие, где Масловский тщательно исследовал причины возникновения суеверий и профессионального нищенства в городе Саранске и Саранском уезде.

Особый интерес, конечно же, вызывает очерк «Город Саранск в религиозно-нравственном отношении 80 лет назад и в настоящее время», опубликованный в 1881 году. В нем Масловский попытался показать, насколько изменился нравственный облик горожан за 80 лет. И надо сказать, результат получился далеко не в пользу его современников. Священник писал: «Нравственное состояние жителей Саранска год от года ухудшается: этого нельзя не заметить при самом поверхностном взгляде на нравы жителей. Если верить старожилам, а в этом им нельзя не поверить, нравы жителей в старину были гораздо лучше; пороков, вроде воровства, мошенничества и пьянства, в старину не было». Последний порок особенно беспокоил о. Алексея. Дело в том, что с молчаливого согласия родителей в пьянство постепенно начали втягиваться дети 12-14 лет. Именно пьянство, по мнению священника, во многом способствовало распространению ряда таких пороков, о которых в старину практически не знали: сквернословие, мошенничество, непочтение к родителям и старшим. Но несмотря на это, Масловский все-таки надеялся, что «общество, наконец, примет меры к исправлению народа» и вместе с обществами трезвости, которые открывались на каждом шагу, «появятся и общества честности, справедливости и трудолюбия». К сожалению, надежды Алексея Масловского не оправдались, о чем красноречиво свидетельствует морально-нравственное состояние общества на пороге XXI столетия.

Значительное место в творчестве А. И. Масловского занимало историческое краеведение. Он первым сделал попытку написать историю Саранска. На основании архивных материалов и воспоминаний старожилов Масловский составил историко-статистическое описание города, которое было опубликовано на страницах «Пензенских епархиальных ведомостей» в 1880 году. Это исследование содержит много интересных сведений о прошлом Саранска. В нем Масловский также высказал гипотетическое мнение о том, что «при Иоанне III-м и Иоанне Грозном существовало в Саранске какое-либо поселение со служилыми людьми, обязанными защищать границу от татар». Таким образом, согласно его гипотезе, Саранск был основан на сто с лишним лет раньше, чем это было принято считать. Кстати, несколькими годами позже к такому же заключению пришел и другой известный саранский краевед – Г. П. Петерсон. Как говорится: нет дыма без огня.

Большое внимание в статье уделено истории возникновения саранских церквей и монастырей. Масловский утверждал, что уже в первые годы существования Саранска в нем было несколько церквей и монастырей. «Мы находим основание,– писал священник,– относить к царствованию Бориса Годунова или ранее следующие церкви: Христорождественскую, Иоанно-Богословскую, Всемилостивого Спаса, Троицкую – монастыри: Петровский, Казанской Божьей Матери мужской и Казанской Божьей Матери женский». Конечно же, эти церкви первоначально были деревянные, незатейливой постройки, а монастыри, по своим масштабам, мало чем отличались от приходских церквей. Нам трудно сейчас судить, насколько был прав в своих суждениях Масловский, однако, зная его педантичность и скрупулезность в работе над каждой статьей, думается, что – они небезосновательны.

В этом исследовании краевед также описал наиболее памятные события, которые имели место в Саранске за годы его существования, среди них: нападение в 1672 году на город отрядов Степана Разина; пребывание в Саранске в июне 1774 года Емельяна Пугачева со своим войском; страшные пожары 1817, 1852, 1856 и 1869 годов, каждый из которых выжег едва ли не половину города; эпидемии холеры 1831-1832 и 1847-1848 годов, унесшие несколько сот жизней и некоторые другие.

Среди других историко-краеведческих работ А. Масловского хотелось бы выделить следующие – «Село Макаровка Саранского уезда» (1882 г.), «Саранский Петропавловский монастырь» (1882 г.) и уже упоминавшуюся ранее «Историческое описание Саранского Спасского собора» (1887 г.). Необходимо также отметить, что Масловский был одним из первых, кто начал успешно разрабатывать тематику пугачевского движения в крае. На основании документов, хранившихся в архиве Саранского полицейского управления, он написал ряд заметок о пребывании Пугачева в Саранске и уезде. Одну из них он опубликовал в «Памятной книжке Пензенской губернии» за 1889 год, а другую – в «Пензенских епархиальных ведомостях». В 1891 году для издаваемого Пензенским статистическим комитетом сборника Масловским было составлено описание всех монастырей Пензенской епархии.

Поистине удивительной работоспособностью обладал этот человек! По воспоминаниям современника, Алексей Илларионович практически не знал отдыха, за исключением нескольких часов ночного сна: «Вставал он в пять часов и почти ежедневно совершал богослужение, особенно за последние десять лет. С 8–9 проводил время в своей школе (Троицкой ЦПШ – В. Л.), а затем до 2 часов – на уроках закона Божия в городском училище. После обеда он всегда читал газеты или книги. Вечернее время до 6–7 часов посвящал на визиты к прихожанам или к знакомым, преимущественно к местным властям, с которыми он любил говорить о текущих делах. Остальное время ночи он проводил с пером в руках и уже перед сном читал дневную почту. В летнее время досуг он посвящал обработке участка земли и уборке хлеба, что служило ему простым отдыхом от головной работы».

Кроме того, Алексей Илларионович являлся отцом большого семейства. Вместе с женой, Анастасией Николаевной, они воспитывали семерых детей. Масловский страстно любил своих детей и не жалел для них ни средств, ни времени. Он всегда старался сделать так, чтобы они не проводили время в праздности, чего не мог терпеть ни в одном человеке. Особенно много внимания о. Алексей уделял эстетическому воспитанию детей. С раннего детства он привил им любовь к чтению, а дочерей приобщил к занятиям музыкой. Благодаря стараниям отца все они получили хорошее по тем временам образование. Старшая, Ольга, закончила Саранскую женскую прогимназию; Петр – медицинский факультет Казанского университета; Вера, Надежда, Мария и Александра – первоначально обучались в Саранской прогимназии, а затем они, кроме Марии, поступили и закончили Пензенское епархиальное училище. Младший сын А. Масловского, Владимир, закончил Новоалександровский сельскохозяйственный институт.

Завершить этот небольшой очерк о жизни и деятельности священника саранской Троицкой церкви Алексея Илларионовича Масловского нам бы хотелось еще одной цитатой из воспоминаний современника, которая как бы подводит итог всему вышеизложенному: «...Алексей Илларионович трудился много, разумно и не бесполезно. Его смело можно назвать настоящим пастырем, каких нужно нашему Отечеству, особенно в последние тяжелые годины. Личные интересы никогда у него не имели перевеса над интересами общества, которому он служил нелицемерно до последнего издыхания». Актуально звучит, неправда ли?