Социальные сети: дань моде или необходимость?

Олеся Тюлякова


 Россия по популярности социальных сетей на четвертом месте после Великобритании, Германии и Франции. Бывшие одноклассники, сокурсники, сослуживцы, армейские товарищи всё больше «зависают» в компьютерах, проявляя «социальную активность».

 

Кто, зачем и почему?

Среднестатистический обладатель «социальной» страницы – это, как правило, офисный работник, чаще –  женского пола, а также студент или школьник. Средний возраст – 16–30 лет. Основной интерес в сфере развлечений: игры, видео, музыка. В заветные часы пребывания в виртуальном пространстве входит обязательная проверка всех новостей на страницах друзей, рисунки и надписи на «стенах», форумах, а также плодотворная переписка, просмотр и комментирование фотографий.

Среди молодежи, в том числе студенческой, особой популярностью пользуется сайт vkontakte.ru, и это неудивительно, ведь сайт изначально позиционировал себя как социальная сеть для студентов и выпускников высших учебных заведений в отличие от не менее популярного портала odnoklassniki.ru, в котором основными участниками являются люди среднего и старшего возраста.

Что заставляет обращаться к социальным сайтам? Самый популярный ответ на этот вопрос – наличие свободного времени. «В принципе, если нет дел поважнее, идешь на социальный сайт. Здесь просто расслабляешься. Не успеешь и глазом моргнуть, как день или ночь пролетели...» – отмечает один из виртуальных персонажей.

Немаловажно и то, что социальные сети расширяют круг общения за счет новых знакомств, дают возможность прямого выхода на друзей и родственников, разбросанных по всей стране. Многие отмечают информационную ценность подобных сетей.

Здесь можно реализовываться и творчески: в обычной жизни у многих просто нет возможности представить свои литературные или прочие работы широкой аудитории.

На сетевых форумах нередко можно получить довольно компетентный совет специалиста в той или иной области. Однако в целом понятно, что виртуальное общение – это некая подмена реальной жизни.

Чем привлекают молодежную аудиторию социальные сайты? Тем, что там всё просто и легко. Там не нужно решать конкретных жизненных проблем. Если человек не нравится, его можно «уничтожить» одним кликом и подобрать себе другого виртуального друга с подходящими параметрами. В виртуале все будет хорошо, потому в данных обстоятельствах ты все решаешь сам. Здесь можно надеть любую маску, быть кем угодно.

Мы провели социологический опрос студентов Мордовского госуниверситета имени Н.П.Огарева. Вот наиболее характерные мнения.

Елена: В vkontakte.ru я уже 3 года. Очень довольна. У меня около двух тысяч друзей. Никогда не думала, что там можно общаться с преподавателями. Могу им написать сообщение с самым откровенным вопросом и получу искренний ответ. В vkontakte.ru совершенно другая жизнь. Там люди раскрываются иначе.

Максим: Этот сайт для меня много значит. Благодаря ему я познакомился с любимой девушкой. Увидев ее фото на «аве», я понял, что это девушка моей мечты. Стали переписываться, позже созваниваться, потом встретились. Перед встречей я боялся, что она окажется другой, но нет. Могу сказать лишь спасибо данному сайту!

Екатерина: К социальным сайтам отношусь равнодушно. Хотя зарегистрирована в odnoklassniki.ru. Захожу раз в день, периодически проверяю электронную почту на mail.ru. На мой взгляд, социальные сайты для тех, кому нечем заняться. У меня есть друзья, которые в «онлайн» сидят ночами, а потом ходят целый день с синими кругами под глазами и с жуткой головной болью.

Олег: Для расширения кругозора очень даже полезно, но много времени отнимает от живого непосредственного общения с человеком. Лучше сходить в кафе, заказать мороженое и вдоволь наговориться при личной встрече.

Кристина: Благодаря общению на этих сайтах можно увидеть сущность человека. Сразу видно, кто любит публичность, кто любит похвалу, а кто вообще ничего не любит. Я, например, всегда просматриваю все новые фотографии друзей и очень внимательно изучаю комментарии
к ним.

Евгения: Все сайты интересны по-своему, только не нужно жить иллюзиями, возникающи-
ми иногда при общении на социальных сайтах. Моя подруга «благодаря» vkontakte.ru рассталась со своим супругом, потому что он выложил неприличные фото.

Марина: Ненавижу эти сайты. Не нравится, когда человек, ничего из себя не представляющий, начинает оскорблять других людей, писать на «стенах» всякие гадости в особенно крутых нецензурных выражениях. Это противно. Я бы вообще запретила всю эту социальную паутину!

Юлия Николаевна Артюшина, психолог Института национальной культуры МГУ им. Н.П.Огарева:

– Я считаю, что виртуальная жизнь прочно вошла в сознание современной молодежи. Психологи называют подобное мышление «компьютерным». Большую часть времени молодые люди проводят не в библиотеках, диско-клубах и на популярных тусовках, а за мониторами компьютеров. Единственный плюс в том, что развивается мобильность реакций. Печально, что живое общение уходит на второй план. Происходит смещение ценностных ориентиров подрастающего поколения, вульгаризация поведения, уменьшение эмоциональных составляющих в общении молодых людей. Никто не против, чтобы они могли посещать разные сайты, создавать странички, группы, блоги, но всё должно быть в меру. Ни один сайт, даже всеми любимый vkontakte.ru, никогда не заменит душевной теплоты и человеческого общения.

 

Виновата ли я?

Специалисты-психологи уверены, что общение на тех или иных сайтах влияет на молодых людей скорее негативно. Современная молодежь всё больше и больше абстрагируется от конкретных жизненных ситуаций, что является естественным результатом виртуализации сознания. У них чаще проявляются элементы «выключенности» из реальной общественной среды. Среди характеристик «поколения next» можно отметить: клиповость мышления, мозаичность сознания, отрешенность от повседневных проблем и забот. И хотя, в принципе, расширяется круг общения, но жизненный опыт носит все-таки, если так можно выразиться, некий идеальный характер. Например, дружба и любовь в виртуальности требуют от людей меньших психологических, моральных, материальных затрат и ответственности, чем в реальной жизни. Это, кстати, и приводит к различным видам и способам интернет-зависимости, последствия которых могут быть самыми разными. Можно войти в социальные сети и не выбраться оттуда. Но у молодого поколения всегда есть выбор: войти или остаться… Конечно, не всё так гладко бывает в общении. Возникает какая-нибудь проблема, и тогда социальные сети используются для сведения счетов. Любую «грязь» можно выплеснуть на человека. И как защититься?

Мы обратились к юристу с вопросом, предусмотрена ли какая-то юридическая ответственность за нелицеприятные и порочащие сведения, выложенные на «социальных» страничках.

Ольга Николаевна Агеева, доцент кафедры уголовного права, криминалистики и криминологии юридического факультета МГУ им. Н.П.Огарева:

– Информация, распространяемая в социальных сетях, может быть различной по содержанию: как достоверной, так и заведомо ложной. Вместе с тем может содержать сведения достоверные, но позорящие другое лицо. Допустим, если гражданин А. сообщает о гражданине Б. информацию, которая, по своей сути, вполне достоверна, но последний скрывает ее, избегая огласки (например, сведения об имеющийся ранее судимости, сроки которой достаточно давно истекли или погашены), действия А. оцениваются в соответствии с нормами гражданского законодательства как диффамация. В этом случае гражданин Б. вправе обратиться в суд общей юрисдикции за защитой нарушенных прав в порядке гражданского судопроизводства.

В другом случае, если гражданин А. размещает в социальных сетях информацию, которая заведомо не соответствует действительности и позорит честь или достоинство гражданина Б., могут быть применены нормы уголовного законодательства. В соответствии со ст.129 УК РФ содеянное А. следует расценивать как клевету, то есть распространение сведений, порочащих честь или достоинство другого лица или подрывающего его репутацию.

Также если информация, распространяемая в социальных сетях, содержит унижение чести и достоинства другого лица и выражена в неприличной форме, следует вести речь об оскорблении (ст. 130 УК РФ). Причем сведения могут быть сообщены как публично, так и переданы при личном общении.

Специфика рассматриваемой сферы распространения информации – сеть Интернет – обусловливает и повышенную общественную опасность перечисленных преступных деяний. Так, судебно-следственной практикой Интернет рассматривается как средство массовой информации. В уголовном законодательстве совершение клеветы или оскорбления в средствах массовой информации расценивается как отягчающее ответственность обстоятельство, и квалификация осуществляется по ч.2 ст.129 УК или по ч.2 ст.130 УК соответственно...

Так как же, в конце концов, относиться к социальным сетям? Мудрая пословица подсказывает ответ: всё хорошо в меру. И, без всякого сомнения, на первом месте должна быть, выражаясь языком классика, «живая жизнь». А социальные сети должны служить или отдушиной для человека, у которого дефицит общения, или средством для сбора нужной информации.  Главное, чтобы это было не во вред собственной личности...