Путевые заметки (Трансильвания)

Александр Лаптун

 

 

Уж не сон ли это? Мечта любого эстетствующего алкоголика воплотилась в жизнь. Бесконечное море пивной пены, гордость Артура Гиннесса и душа Ирландии... Нет. Это вид из иллюминатора. Такой привычный и одновременно такой новый и удивительный. Никогда не летал в феврале.

Приземляемся. Отсюда, сверху, Будапешт кажется очень милым, сказочным городком с ярко-красными кровлями крыш. Но в нем я не задержусь, меня ожидает крошечное, не внушающее доверия воздушное судно местных авиалиний. Суденышко, если говорить точнее.

Взлетаем. Набираем высоту, и за окном самолета открывается волшебный вид. Карпаты. Карпаты, покрытые снегом, бесконечно густые леса (самые экологически чистые в Европе), ну прямо как в «Ван Хельсинге». Трансильвания.

Около часа в небе, и суденышко совершает посадку в Клуж-Напока, он-то и является целью моего путешествия.

Далее следует поместить небольшую историко-географическую справку об этом, наверное, не самом популярном населенном пункте. Клуж-Напока – столица Трансильвании – с гордостью несет свое двойное имя, подтверждающее возраст и отпечатки нескольких культур и цивилизаций. Основано поселение в начале II века императором Траяном в качестве базы римского легиона и называлось просто Напока. В средние века регион был завоеван венграми, и тогда
селение получило название Клуж. Статус города Клуж обрел в 1270 году, с этого времени он начал быстро расти. В 1918 году город перешел во владения Румынии.

Ландшафт Трансильвании представлен двумя видами рельефа: горы и вершины с высотой от 27 до 1842 метров. Горы, расположенные на юго-востоке, являются частью Гор Апусень (Западных Гор, которые представляют собой полный синтез Карпатских гор, пересекающих страну. Горы Бихор, представленные массивом Влэдяса, состоят, в основном, из вулканических скал. Петреле Албе (Белые Камни) в этих горах формируют крутые скалы, создавая тем самым белый остров в лесном океане. Живописность этих мест дополняется деревушками, взобравшимися почти до вершин.

Беру такси и еду в гостиницу. Первое впечатление от самого города вблизи неприглядное: грязь, полуразвалившиеся здания,  горы мусора. Да еще дождь и февральская слякоть усугубляют положение.

В вестибюле гостиницы меня встречает поджарый, молодой доберман, увлеченно играющий с хозяйской варежкой. Минут через десять появляется портье, вручает мне ключ от номера, и я отправляюсь устраиваться в своем временном жилище.

Мое первое утро в Румынии: весеннее чистое небо, яркое солнце, залившее светом чудесный горный пейзаж в окне. Иду на прогулку. В вестибюле снова играет пес, на этот раз английский кокер. Выйдя из гостиницы, осматриваюсь и принимаю решение держать курс в сторону гор, подальше от городского центра. Живописные картины справа, не менее живописные картины слева, безлюдье, старинные особнячки и в придачу плюсовая температура на термометре. Идеальная прогулка. Натыкаюсь на странную картину: человек, почему-то вызывающий ассоциации с югославским партизаном, накаченным сливовицей, несет за спиной вязанку хвороста. Всё бы ничего, но уж очень он не гармонирует со стоящим рядом, начищенным до блеска «Крайслером».

Общечеловеческие деньги мне разменяли на не внушающие доверия бумажки с портретами различных деятелей искусства и науки, видимо, известных в этих краях. Тут композитор Энеску, художник, ботаник и еще какие-то люди.

Музыкальная Академия Клужа – это обычное здание, эпоху постройки которого на глаз определить очень сложно, главный вход с маленькой улочки, вход в концертный зал – со двора. В каждом классе есть печь-голландка, правда, не знаю, используются ли печи по прямому назначению. Напротив Академии стоит католический собор Святого Михая. Утром, когда синева неба слегка задернута морозной туманной дымкой, и восьмидесятиметровый церковный шпиль стремится пробить этот недосягаемый свод, здание выглядит необычайно величественно. Собору, выдержанному в стиле барокко, более шести столетий, начало строительства относится к тысяча триста пятидесятому году, а вот башня-шпиль построена лишь в девятнадцатом веке и относится к неоготическому стилю (что-то вроде собора Святого Семейства в Барселоне, архитектор Антонио Гауди).

Один день я отвел пешей прогулке от гостиницы до городского центра и более тщательному изучению архитектуры. В городе есть на что посмотреть (помимо того, что спаниель познакомился с доберманом, и теперь они играют вместе). Большинство зданий имеют, по-видимому, давнюю историю. Центр выстроен в романском стиле, на фасадах – лепные гербы и узоры, на карнизах – статуи рыцарей и гаргулий. И ни шум авто, ни вечно спешащие люди, ни бесконечные кафе не мешают городку сохранять свой исторический облик. Рядом с оперным театром находится довольно большой православный собор, построенный в первой половине двадцатого века.

Словом, румынский Клуж постепенно открывался мне с лучшей стороны и в итоге – показался весьма симпатичным. В нем присутствует ничем не испорченная прелесть маленького старинного европейского городка, затерявшегося где-то в Карпатах.